II. Чтение учителем текста диктанта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Чтение учителем текста диктанта.



Наступление на тайгу

Остров закрывал утренний густой туман. Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.

Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы. Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. Прошло мгновение – и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.

Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. Всюду почувствовалось присутствие человека. На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники – полотняный городок.

(По В. Ажаеву.)

Грамматическое задание:

1. Сделать синтаксический разбор сложносочиненных предложений, построить схемы (по вариантам). (По выбору учителя.)

2. Найти предложение с общим второстепенным членом, объяснить отсутствие в нем запятой, построить схему.

3. Найти предложение с однородными членами, разобрать синтаксически, построить схему.

4. Выписать из текста 4 слова с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова.

III. Запись учащимися текста под диктовку.

IV. Проверка записанного текста.

V. Выполнение грамматических заданий.

VI. Проверка учащимися выполненных заданий и текста в целом.

VII. Итог урока.

Учащиеся сдают тетради учителю.

Уроки 19–20

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-РЕЦЕНЗИЯ
НА ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Цели: научить самостоятельно писать сочинение-рецензию, учитывая композиционные особенности данного жанра, формировать умение составлять план сочинения, передавать последовательность микротекстов, использовать выразительные средства языка, соблюдая литературные нормы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

1. Слово учителя. Что такое сочинение-рецензия?

Сочинение-рецензия – это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино).

В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.

– Что такое отзыв? Какова структура отзыва о прочитанном произведении?

– Отзыв включает в себя:

I. Тезис (основная мысль, которую необходимо доказать в работе).

II. Доказательства (аргументы):

1....

2....

3. …

III. Вывод.

В сочинении-рецензии повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев.

Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).

Сначала необходимо сообщить немного об авторе, истории создания произведения, показать тему и основные проблемы, волнующие художника.

Все сказанное выше должно привести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.

III. Чтение учителем образца сочинения-рецензии на самостоятельно прочитанную книгу.

Сочинение-рецензия

Рекомендую прочитать

Не один раз за долгую трудную жизнь уходила Толгонай одна в поле, чтобы рассказать ему о радостях и бедах, чтобы посоветоваться… И вот снова пришла великая труженица к немому свидетелю всех событий своей жизни… Ее драматический рассказ и составляет сюжет произведения киргизского писателя, лауреата Ленинской премии Чингиза Айтматова «Материнское поле».

Написано оно прозой, носит подзаголовок – повесть. Так сам автор охарактеризовал жанр. Но за эпический размах, драматизм событий, величаво-народную манеру повествования, высокую героику и лиризм его хотелось бы назвать поэмой, поэмой в прозе.

Поле в повести Айтматова не просто часть степи, обрабатываемая когда-то кетменем, а теперь трактором. Нет, это образ, ставший символом народной жизни. Земля – теплая, родная, земля, одетая цветами, снопами хлеба, политая кровью и потом, лежит вокруг человека-труженика… Вторая мировая война ворвалась в наполненную трудами и счастливыми заботами жизнь Толгонай и отняла у нее всех близких людей: мужа и троих сыновей.

Старая женщина и ее невестка Алиман долго жили надеждой на возвращение младшего, пропавшего без вести. Но он не вернулся. Обе женщины работали в колхозе. Толгонай стала бригадиром.

Дальнейшая жизнь Алиман сложилась несчастливо: новая любовь обманула ее… Она умирает в родах, и Толгонай воспитывает ее сына Жанболота.

Вот в самом сжатом виде основные события повествования. Через эти события Чингиз Айтматов показывает мудрость народную, жизненный опыт человека-труженика.

Придя на свое любимое поле, Толгонай говорит: «Земля, ты держишь всех нас на своей груди: если ты не дашь нам счастья, то зачем тебе быть землей, и нам зачем рождаться на свет? Мы твои дети, земля, дай нам счастья, сделай нас счастливыми!»

Несмотря на то что сбылось главное, о чем мечтали Толгонай и ее муж Суванкул: они пахали свою, народную, землю, сеяли свой хлеб, Толгонай пришлось пройти воистину тернистый путь страданий и горя. Война опалила ей душу и закалила сердце. И образ матери трех погибших сыновей вырастает в символ Родины.

Толгонай хорошо понимает, что «материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корней», что «нет материнской судьбы без народной судьбы».

Вот один из самых волнующих эпизодов повести. Мимо родного полустанка мчится поезд. Он увозит среднего сына Толгонай на фронт. «Ветер растрепал ему волосы, полы шинели бились, как крылья, в лице и глазах – радость, и горе, и сожаление, и прощание…» «Скажи, земля родная, – спрашивает Толгонай, – когда, в какие времена так страдала, так мучилась мать, чтобы только один раз, только мельком увидеть своего сына?.. Пусть буду я последней матерью, которая так ждала своего сына. Не приведи Бог обнимать железные рельсы и биться головой о шпалы».

Высоким трагизмом и правдой потрясает сцена получения Толгонай и ее невесткой Алиман известия о гибели сына и мужа. Алиман глубоко переживает горе. Ее судьба – это судьба многих женщин, в молодости ставших вдовами…

Земная, яркая жизнь, цветы, запахи трав и хлеба врываются в поэму Чингиза Айтматова. А Толгонай, как когда-то, рвет в поле цветы… «Только тогда косынка на ней была красная, а цветы белые, а теперь она повязана черным платком, а в руках держит красные цветы». Радужное многоцветье мира распалось на простейшие составные цвета.

Черная косынка и красные цветы – символ скорби. Потеряв последнего близкого человека – Алиман, Толгонай ушла по дороге, укрыв ребенка на груди. И белый снег на земле ей казался черным.

Последний аккорд поэмы звучит утверждением новой жизни, которая вечно обновляется: в свет приходит новый хлебороб, сын Алиман – Жанболот.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.183 (0.01 с.)