V. Формирование речевых и пунктуационных умений и навыков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Формирование речевых и пунктуационных умений и навыков.



1. Выполнение упр. 118 – I вариант.

2. Выполнение упр. 119 – II вариант.

3. Выполнение задания – III вариант.

Заменить предложения с прямой речью сложноподчиненными с придаточными изъяснительными.

«Война отняла у меня всех: и отца, и мужа, и брата», – сказала она глухо. (В. Чубакова.)

«Выдержу, не струшу», – произнесла Женя вслух. (Б. Полевой.)

«Морозка! – крикнул Бакланов вслед уезжавшим. – Вы все-таки не теряйте друг друга из виду». (А. Фадеев.)

«Максим Максимыч, не хотите ли чаю?» – закричал я ему в окно. (М. Лермонтов.)

VI. Итог урока.

Домашнее задание. § 23, упр. 120.

Уроки 30–31

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

Цели: совершенствовать умения воспринимать текст на слух, выделять главное, высказывать собственные умозаключения по прочитанному тексту.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Выразительное чтение учителем текста упр. 123, с. 78.

Учащиеся следят по тексту и внимательно слушают учителя.

Краткое слово учителя о великом комедиографе Ж.-Б. Мольере, его творчестве, знаменитой комедии «Мещанин во дворянстве», об удивительной целеустремленности человека, желании стать актером.

III. Беседа с классом.

Вопросы:

1. Что вы знаете о Ж.-Б. Мольере?

2. Какие произведения комедиографа вам известны?

3. Какие произведения Ж.-Б. Мольера читали? Изучали?

4. Назовите героев из произведений Ж.-Б. Мольера, которых вы знаете.

IV. Повторное чтение текста учащимися самостоятельно.

V. Дополнительное задание.

1. Изложите текст сжато в 4–6 предложениях. Выделенные предложения употребите без их расчленения.

2. Расскажите, почему после двухчасовой беседы с Ж.-Б. Мольером-сыном служитель церкви снял свою сутану и записался в труппу, в которую хотел записаться и сам Жан Батист?

VI. Самостоятельная работа учащихся над сжатым изложением с элементами сочинения.

Домашнее задание. Повторить § 23.

Уроки 32–33

Тема: СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТоЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ И МЕСТА

Цели: углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными времени и места.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся о придаточных изъяснительных. Проверка домашнего задания.

1. Определить вид придаточного предложения. В каких предложениях что является союзом (в изъяснительных), а в каких – союзным словом (в определительных и местоименно-определительных)? Упражнение выполняется устно.

1) Сведения, что были получены при допросе пленного, были очень важны. – Сведения, что Пугачев занял несколько крепостей, оказались верными.

2) Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня. – Мысль, что высказал Сергей, была спорной.

3) Объявление, что завтра будет субботник, вывесили заранее. – объявление, что сообщало о субботнике, вывесили заранее.

4) И то, что я живу без привилегий, считаю привилегией своей. (Л. Татьяничева.)

2. Исправить грамматические ошибки (использование в одном и том же предложении сочинительного союза и частицы ли недопустимо).

1) Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли книги им верными друзьями.

2) Алеша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.

III. Сообщение темы урока.

1. Рассматривание схемы.

Назовите виды обстоятельственных придаточных предложений (с. 79 (учебник), § 24).

2. Формирование умений отличать придаточные места и времени от придаточных определительных и изъяснительных при наличии сходных союзов и союзных слов.

– Определите вид придаточных предложений, запишите, постройте схемы.

1) Везде, куда отважные заходят моряки,

 Им снятся наши гавани,

 Родные маяки. (А. Жаров.)

2) Когда умчат тебя составы

 За сотни верст в далекий край,

 Не забывай родной заставы,

 Своих друзей не забывай. (М. Матусовский.)

3) Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза. (В. Гаршин.)

4) Там, где горы, убегая, в светлой тянутся дали,

 Пресловутого Дуная льются вечные струи. (Ф. Тютчев.)

5) Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы плавные воды свои. (Н. Гоголь.)

6) Куда ветер дует в поднебесье, туда мчатся и тучки послушные. (М. Лермонтов.)

– Составьте (устно) предложения и укажите вид придаточных.

1) В школе, где я учусь, прекрасный спортивный зал и плавательный бассейн. – Я всегда с удовольствием рассказываю о том, где у нас проходят занятия по физкультуре.

2) Плавательный бассейн построили в тот год, когда я учился в первом классе. – Плавательный бассейн построили тогда, когда я учился в первом классе. – Я хорошо помню, когда строили плавательный бассейн.

3. Самостоятельная работа.

Задание. Составить по данным схемам сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени. Упр. 129, с. 83.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.007 с.)