IV. Углубление знаний учащихся о правилах пунктуации при сложных союзах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Углубление знаний учащихся о правилах пунктуации при сложных союзах.



В союзах прежде чем, в то время как в середине запятая не ставится; в союзах с тех пор как, до тех пор пока в зависимости от смысла запятая ставится или перед всем союзом или перед его второй частью; в союзе по мере того как в середине запятая не ставится, если придаточное стоит перед главным.

– Замените союз когда синонимичным и покажите, как меняется смысл придаточного предложения (устно).

1) Когда работа была закончена, мы отправились купаться на речку.

2) Когда пробили часы, ребята собрались в спортивном зале.

3) Когда я делал зарядку, Сергей готовил завтрак.

4) Когда трактористы вспахивали поле, заканчивалась подготовка семян к посеву.

5) Когда мы собрались на рыбалку, неожиданно приехал отец.

Союзы для замены: как только; после того как; в то время как; перед тем как; лишь только.

V. Объяснительный диктант.

1. Я рано встал, недолги были сборы, я вышел в путь, чуть занялась заря. (Н. Некрасов.)

2. Лишь снега потемнеют и запахнет весною, вновь смоленские дали встают предо мною. (М. Исаковский.)

3. Кругом, на сколько хватало глаз, нигде не было леса. По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел. (И. Бунин.)

VI. Итог урока.

Домашнее задание. § 24, 25, упр. 128.

Урок 34

Тема: СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ, УСЛОВИЯ, УСТУПКИ,
ЦЕЛИ И СЛЕДСТВИЯ

Цели: углубить знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия; совершенствовать умение составлять их.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Работа у доски.

Из упр. 128 выписать 2 предложения с придаточными времени и произвести синтаксический разбор. Выписать слова с пропущенными орфограммами, объяснить.

III. Орфографическая работа.

Интересная картина – подлинник; репродукция работы; совершенная копия; оригинал красивее копии; оригинальный язык; принять решение; принял участие; приняла гостей; приняло в соответствии с уставом; приняли единогласно.

IV. Изучение нового материала.

1. Вопросы и задания.

– Какое значение имеют сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия? (Общее значение обусловленности.)

– Рассмотрите схему на с. 85 учебного пособия. Назовите виды предложений со значением обусловленности.

– Составьте предложения на каждый из видов этих сложноподчиненных предложений. Назовите средства связи.

2. Творческий диктант.

– Закончите предложения, используя придаточные причины.

1) Начало быстро темнеть, потому что…

2) Надо было торопиться, так как…

3) В палатке стало сыро оттого, что…

3. Работа у доски.

– Запишите предложение, произведите синтаксический разбор и составьте схему.

Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши.4 (К. Ушинский.)

4. Творческая работа.

Напишите сочинение-миниатюру на грамматическую тему: «Что я узнал о сложноподчиненных предложениях с придаточными, имеющими общее значение обусловленности?»

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 26, упр. 133. Дописать сочинение на грамматическую тему.

Урок 35

Тема: СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ, МЕРЫ,
СТЕПЕНИ И СРАВНИТЕЛЬНЫМИ

Цели: углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными, формировать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять их в речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение сочинений учащихся на грамматическую тему: «Что я узнал о сложноподчиненных предложениях с придаточными, имеющими общее значение обусловленности?»

III. Лексическая работа.

– Расставьте ударения в следующих словах: медикаменты, приобретение, сегмент, форум, ханжество, эксперт, перчить (допускается перчить), ржаветь (допускается ржаветь), созыв, силос, симметрия (допускается симметрия).

IV. Изучение новой темы.

1. Выразительное чтение материала § 27.

2. Составление таблицы «Виды придаточных предложений по значению».

Вид Отвечают на вопрос Союзы Союзные слова К чему присоединяется? Указательные слова
Образа действия как? каким образом? как, будто как, что Сказуемое, обстоятельство образа действия… так, такой, таким образом…
Меры как? насколько?  ... что, чтобы… как? насколько? ... К главному при помощи союзов … местоимения такой, таков
Степени до какой степени? ... как будто, словно... как? насколько? ... К главному … указательные слова, наречия настолько…
Сравнительные как? подобно чему? как? подобно тому как… как?  насколько? ... К главному…  

Обратить внимание учащихся на то, что придаточные изучаемых видов относятся ко всему главному предложению, и на знаки препинания при составных союзах: если придаточное стоит перед главным и начинается таким союзом, то союз запятой на части не разделяется. Необходимо различать придаточное сравнительное, в котором опущено сказуемое, и сравнительный оборот: в придаточных сравнительных имеются слова, относящиеся к опущенному сказуемому (Рос, как трава в степи), в сравнительном обороте нет таких членов предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.008 с.)