IV. Обсуждение прослушанного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Обсуждение прослушанного.



– Обдумайте прослушанное и предложите свою версию сочинения-рецензии на прочитанную книгу.

V. Итог урока.

Домашнее задание. Написать сочинение-рецензию на прочитанную книгу «Рекомендую прочитать».

Урок 21

Тема: ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. СТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СРЕДСТВА СВЯЗИ ЕГО ЧАСТЕЙ

Цели: научить определять место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненном предложении, правильно ставить знаки препинания, строить схемы сложноподчиненных предложений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка.

– Определите, сколько букв и звуков в каждом слове?

Лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль, роль, ряд.

– Расставьте ударения в следующих словах:

Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, положил, индустрия, красивее, приговор, статуя, понять, понял, поняла.

III. Сообщение темы урока.

Слово учителя. Сложноподчиненное предложение состоит из одной независимой части (главное предложение) и одной или нескольких подчиненных частей (придаточные предложения).

Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми.

Например:

[Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли до места). (Ю. Казаков.) […], (когда…).

(Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет]. (К. Паустовский.) (Чтобы…), […].

[Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его]. (Г. Троепольский.) […, (куда…), …].

Придаточное предложение синтаксически подчиняется главному. К нему можно задать вопрос:

И весело мне думать (о чем?), что поэт меня поймет. (И. А. Бунин.) […], (что…).

Помнится ему маленький домик, спальня (какая?), в которой он спал против отца. (В. М. Гаршин.) […], (в которой…).

Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному предложению, но и друг другу.

Например:

Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов.)

Или: Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. (Л. Н. Толстой.)

IV. Самостоятельная работа с учебным пособием.

Задание. прочитать § 18–19.

Работа по вариантам.

Вариант I: составить план § 18, проиллюстрировать собственными примерами.

Вариант II: составить план § 19, проиллюстрировать собственными примерами.

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 18–19, упр. 89.

Урок 22

Тема: ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цели: научить различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Словарная работа.

Записать слова к § 20.

Занял, заняло, заняла, заняли, образ, прообраз, этимология, этимологический; употребляется, обозначает, называет, означает; поезжай, поезжайте, предпринят, предприняла.

IV. Сообщение темы урока. Наблюдение на материале § 20.

Учащиеся при помощи учителя формулируют вывод по материалу § 20 и записывают его в тетради.

Вывод. Подчинительные союзы связывают придаточные предложения с главным, при этом они не являются членами предложения (если союз опустить, то предложение превращается в бессоюзное).

Союзные слова (относительные местоимения и местоименные наречия) не только связывают придаточное предложение с главным, но и являются членами придаточного предложения (союзные слова опустить нельзя).

V. Закрепление изученного.

Работа (самостоятельная) по рядам:

1-й ряд: упр. 93;

2-й ряд: упр. 94;

3-й ряд: упр. 96.

Учащиеся упражняются в различении подчинительных союзов и союзных слов.

VI. Итог урока.

Домашнее задание. § 20, упр. 97.

Уроки 23–24

Тема: РОЛЬ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ
В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цели: научить выделять в сложноподчиненных предложениях указательные слова, с помощью вопросов к ним определять синтаксическую роль придаточного предложения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока. Работа с опорным материалом § 21.

1. Внимательное чтение материала § 21, с. 62–67.

2. Беседа по вопросам:

а) С какой целью используются указательные слова в сложноподчиненном предложении?

б) Какой частью речи являются указательные слова?

в) На что они указывают?

г) Каким образом могут расчленяться подчинительные союзы? Приведите примеры, объясните постановку запятой в таких предложениях.

3. Работа с учебником.

Рассмотрите предложения и схемы к ним на с. 64.

4. Составление аналогичных предложений, построение схем к ним и ответ на вопросы:

а) Чем прикрепляется придаточное предложение к главному?

б) На какие вопросы отвечают указательное слово и придаточное предложение?

в) Какие графические знаки показывают, что синтаксическая роль указательного слова помогает установить основное значение придаточного предложения?

5. Взаимодиктант на основе упр. 104 (согласно заданию).

6. Самостоятельная работа. Записать предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Указать, какими частями речи являются выделенные слова. Упр. 105, с. 67.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.009 с.)