II. Сообщение темы урока, целей, задач. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Сообщение темы урока, целей, задач.



1. Беседа с классом.

– Какая наука изучает законы языка?

– Из каких разделов состоит грамматика?

– Что изучает морфология?

– Какие части речи относятся к самостоятельным, какие – к служебным?

– Что изучается в синтаксисе?

– Синтаксис какого предложения мы изучали в 8 классе?

– Что такое пунктуация?

2. Анализ упр. 1, с. 8 учебного пособия, работа с таблицей.

Задание. Выпишите отдельно признаки устной и признаки письменной речи.

3. Повторение сведений о монологе и диалоге.

1) Что такое диалог?

Диалог (в переводе с греческого – разговор, беседа) – это разговор двух или нескольких человек на одну тему. Диалог отличается от прямой речи тем, что он не вводится в текст словами автора. Для диалога характерны краткие высказывания (реплики), преобладание простых предложений. Большую роль в диалоге играют интонация, внеречевые средства (мимика, жесты).

На письме реплика каждого собеседника пишется с красной строки, перед ней ставится тире.

2) Составьте небольшой диалог на тему «Первое сентября».

3) Что такое монолог?

Монолог  (в переводе с греческого – один, речь) – это ряд высказываний на определенную тему, речь одного лица, адресованная одному или нескольким лицам. В отличие от диалога, монологическая речь характеризуется развернутостью, наличием распространенных синтаксических конструкций.

Например:

«Подумать только, как быстро летит время!

Не успел я оглянуться, как каникулы кончились и пришла пора идти в школу. Целое лето я только и делал, что бегал по улицам да играл в футбол, а о книжках даже позабыл думать. То есть я читал иногда книжки, только не учебные, а какие-нибудь сказки или рассказы, а так чтоб позаниматься по русскому языку или по арифметике – этого не было. По русскому я и так хорошо учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было – это задачи решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу на лето по арифметике, но потом пожалела и перевела в четвертый класс так, без работы». (Н. Носов)

III. Зрительный диктант.

Выполнение упр. 13, с. 10.

IV. Самостоятельная работа.

Выполнение упр. 7, 8, с. 8–9.

Подготовить устное сообщение на тему: «Сравнительная характеристика устной и письменной речи».

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 1, 2.

Подготовить монологическое высказывание на тему: «Почему так важен сегодня Интернет для российского образования».

Урок 5

Тема: Развитие речи. СТИЛИ РЕЧИ

Цели: систематизировать изученный материал о стилях речи; научить девятиклассников различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, упражнять учащихся использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

– Что такое стилистика? Это особый раздел науки – лингвистики, которая изучает стили и стилистические ресурсы.

– Что такое стили? Это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка.

– Какие же существуют сферы общения, или речевые ситуации?

1. Бытовая сфера.

2. Научная сфера.

3. Правовая сфера.

4. Сфера политики.

5. Сфера искусства.

– Каковы функции языка?

1. Общение.

2. Сообщение.

3. Воздействие.

Разновидности стилей, выделяемые в зависимости от речевых ситуаций и функций языка:

1. Разговорный стиль используется в бытовой сфере и выполняет функцию общения, реже – сообщения.

2. Научный стиль – сфера науки, функция сообщения.

3. Официально-деловой стиль – сфера права, функция сообщения.

4. Публицистический стиль – сфера политики, искусства, функции сообщения и воздействия.

5. Художественный стиль – сфера искусства, функция эмоционального воздействия.

III. Работа в группах.

Задание.Определить стиль речи, охарактеризовать языковые средства, назвать сферу употребления, функции.

1-я группа. «За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил все свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы». (А. Яшин.)

2-я группа. «Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения». (Г. Фетисов.)

3-я группа. Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве поднялся на 162 см. Всем организациям, расположенным в затопляемой зоне, принять необходимые меры при возможном затоплении. (Росгидрометцентр.)

4-я группа. «Сегодня не надо гадать, «чей стон раздается над великою русской рекой». То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством. Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации – тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дитя, заменили ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений. Кажется, побеждено все, что можно было, даже душа, даже будущее; все больше горечь, как пепел из заводских труб, гнетет нам сердце…» (В. Распутин.)

5-я группа. «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (А. Чехов.)

IV. Самостоятельная работа с теоретическим материалом.

Задание. Составить простой план § 3.

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 3, упр. 23.

Урок 6

Тема: ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Цели: научить производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений; обучать умению интонационно выразительно читать предложения; обобщить ранее изученное о простом предложении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Лексическая работа по вариантам.

Задание: расставить ударения в следующих словах:

I вариант. Выкрашенный, обеспечение, досуг, диспансер, чистильщик, импорт, медикаменты, цемент, щавель.

II вариант. Поняла, договор, языковое явление, приняла, дефис, торты, квартал, аристократия, баловать, газопровод.

Объяснить лексическое значение слов:

I вариант – диспансер;

II вариант – языковое явление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.008 с.)