Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: понятие о литературном языке
Цели: научить владеть нормами и правилами, едиными для всех говорящих и пишущих на русском языке, показать разнообразие лексического состава русского языка. Ход урока I. Организационный момент. II. Объяснительный диктант. Задание:записать текст под диктовку. Определить его тему, основную мысль, объяснить, пользуясь словарем, значение слов: интеллигентный, уравновешенность, личность. – Объясните, что такое «интеллигентная речь». «Наш язык – это важнейшая3 часть нашего общего поведения в жизни. И по тому3, как человек говорит, мы сразу и легко можем3 судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Учи ться 6 хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно6 – запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно3 – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума». (Д. С. Лихачев.) III. Сообщение учителя о литературном языке. – Литературный язык, сложившийся в течение нескольких столетий, обладает нормами, благодаря творчеству поэтов, прозаиков, ученых. Литературный язык впитал в себя из языка народа все лучшее, проверенное традициями. – Какие же нормы изучают в школе? 1) Правильного произношения: яи[ч]ница или яи[ш]ница; позвонишь или позвонишь? Это орфоэпические нормы. 2) Правильного словоупотребления, то есть употребления нужных, уместных в языковой ситуации слов, оборотов речи: ударить или двинуть? Это стилистические нормы. 3) Правильного соединения слов: пять стульев стояло или стояли? Это синтаксические нормы. 4) Правильного написания. Это орфографические и пунктуационные правила. 5) Правильного изменения слов различных частей речи: лечь – лягу или ляжу? Это морфологические нормы. Основные разделы науки о языке Наука, изучающая язык, называется языкознанием, или языковедением, лингвистикой. Ее основные разделы связаны с изучением определенных единиц русского языка. Орфоэпия изучает правила произношения звуков, их сочетаний. Орфография – правила написания слов. Пунктуация – правила постановки знаков препинания. Стилистика – стилистические ресурсы языка и нормы их использования в конкретных стилях речи.
Литературный язык – это основа русской художественной литературы. IV. Самостоятельная работа (по вариантам). Записать и устно прокомментировать высказывания о русском языке: I вариант – А. С. Пушкина; II вариант – Н. В. Гоголя; III вариант – Л. Н. Толстого; IV вариант – И. С. Тургенева. V. Итог урока. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение И. С. Тургенева «Русский язык», сформулировать собственные комментарии. Урок 3 Тема: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В 9 КЛАССЕ Цели: довести до сведения выпускников, каковы требования к уровню подготовки девятиклассников, заканчивающих получение основного общего образования по русскому языку; научить анализировать, систематизировать полученный в ходе изучения русского языка материал. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Чтение наизусть стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык» и собственные комментарии к стихотворению. 2. Комментарии учителя, оценка. III. Сообщение учителем требований к уровню подготовки девятиклассников-выпускников. Задание:законспектировать основные положения лекции учителя в тетради. Обратить серьезное внимание на то, что должен знать, понимать выпускник. В результате изучения русского языка выпускник должен знать, понимать: 1. Какова роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации. 2. Смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения. 3. Основные признаки разговорной речи, разных стилей речи. 4. Особенности основных жанров. 5. Признаки текста и его функционально-смысловых типов. 6. Основные единицы языка, их признаки. 7. Основные нормы русского литературного языка, нормы речевого этикета. 8. Выпускник должен уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы. 9. Уметь определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста.
10. Опознавать языковые единицы, производить различные виды их анализа. 11. Объяснять с помощью словаря значение слов. 12. Понимать информацию устного и письменного сообщения. 13. Читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения. 14. Извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой. 15. Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект). 16. Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление). 17. Владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений). 18. Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. 19. Соблюдать нормы русского речевого этикета. 20. Осуществлять речевой самоконтроль. Оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты. 21. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. IV. Итог урока. Домашнее задание. Внимательно перечитать требования, осмыслить, принять к сведению, руководствоваться ими. Урок 4 Тема: ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО Цели: обобщить изученный в 5–8 классах материал; акцентировать внимание учащихся на устной и письменной речи; повторить сведения о монологе и диалоге. Ход урока I. Организационный момент.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.007 с.) |