Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативное правовое регулирование проведения землеустройства. Землеустроительные действия
Правовое регулирование землеустройства осуществляется на основе Кон- ституции Российской Федерации (1993 г.), Земельного кодекса Российской Фе- дерации (2001 г.), Федерального закона от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О земле- устройстве», других нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты в этой области подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим органом зако- нодательной власти в стране или путем непосредственного волеизъявления граждан (референдум) и регулирующий наиболее важные общественные (в том числе земельные) отношения. Закон имеет высшую юридическую силу по от- ношению к другим нормативным актам, что выражается в следующем: - все подзаконные нормативные акты (указы, постановления, распоряже- ния, приказы и др.) должны строго соответствовать существующим законам; - закон может быть отменен только высшим законодательным органом (принятый на референдуме - только референдумом), а любой другой правовой акт может быть изменен законом; - деятельность всех органов по регулированию земельных отношений, реа- лизация прав предприятий, организаций, учреждений и граждан в этой сфере осуществляются в соответствии с законами страны. Подзаконный акт - это нормативный правовой документ, изданный на ос- новании и во исполнение действующих законов другими государственными ор- ганами. К ним относятся указы Президента Российской Федерации, постанов- ления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы, указа- ния, положения, инструкции, письма министерств и ведомств, местных органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции в области регулирования земельных отношений и проведения землеустройства. Все нормативные правовые документы, определяющие правовые основы и осуществляющие регулирование проведения землеустройства, условно можно разделить на семь групп: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральные законы Российской Федерации. 3. Указы Президента Российской Федерации. 210 4. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. 5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной вла- сти (ведомственные нормативные правовые акты).
6. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и орга- нов местного самоуправления. 7. Методические и технические документы, содержащие технические усло- вия и требования проведения землеустройства. Важнейшие положения, фиксирующие основы земельного строя государ- ства, содержатся в Конституции Российской Федерации. Применительно к землеустройству Конституция Российской Федерации определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в организации законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, на местах. Из других законов для землеустройства первостепенное значение имеет Земельный кодекс. Земельный кодекс - основной земельный Федеральный закон от 25 октяб- ря 2001 г. №136-ФЗ. Земельный кодекс регулирует отношения по использова- нию и охране земель в нашей стране как основу жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В ст. 68, 69 кодекса дает- ся понятие землеустройства, порядок его организации и проведения. 18 июня 2001 г. был утвержден Федеральный закон №78-ФЗ «О земле- устройстве», который устанавливает правовые основы проведения земле- устройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется и на основании других федеральных законов. Среди них: - Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. №24-ФЗ;
211 - Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Россий- ской Федерации» от 7 мая 2001 г. №49-ФЗ; - Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ; - Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначе- ния» от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ; - Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июня 2003 г. № 112-Ф3; - Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ;
- Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ; - Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ; - Федеральный закон «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ; - Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ; - Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодатель- ные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном поряд- ке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30 июня 2006 г. №93-ФЗ; - Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. №206-ФЗ; - Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Феде- рации» от 18 декабря 2006 г. №232-Ф3; - Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ; - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ; - Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодатель- ные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных за- конодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федера- ции в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 13 мая 2008 г. №66-ФЗ; - Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодатель- ные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отно- шений» от 22 июля 2008 г. №141-ФЗ; - Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» от 24 июля 2008 г. №161-ФЗ; - Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодатель- ные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» от 29 декабря 2010 г. №435-ФЗ. Во исполнение этих законодательных актов Правительством Российской Федерации были приняты также Постановления, которыми утверждались соот- ветствующие Положения, правила и другие документы, регулирующие прове- дение землеустройства. Наибольшее внимание из них заслуживают следующие: - Положение о государственной экспертизе землеустроительной докумен- тации. Утверждено 4 апреля 2002 г. №214; - Положение о контроле за проведением землеустройства. Утверждено 26 апреля 2002 г. №273 (отменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. №1061); - Положение о проведении территориального землеустройства. Утвержде- но 7 июня 2002 г. №396 (отменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. №501); - Положение о согласовании и утверждении землеустроительной докумен- тации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в ре- зультате проведения землеустройства. Утверждено 11 июля 2002 г. №514; - Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота. Утверждено 2 октября 2002 г. №830; - Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе лесного фонда в земли иных (других) категорий. Утверждено 29 января 2006 г. №48; - Правила определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон. Утверждены 20 июля 2006 г. №384; - Положение о составе схем территориального планирования Российской Федерации. Утверждено 13 ноября 2006 г. №680;
- Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Утверждено 16 февраля 2008 г. №87; - Постановление Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам возмещения потерь сельскохозяйственного производства» от 19 февраля 2008 г. №98; - Положение о порядке подготовки и согласования проекта схемы террито- риального планирования Российской Федерации. Утверждено 23 марта 2008 г. №198; - Постановление Правительства Российской Федерации «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» от 12 июня 2008 г. №450; - Правила проведения лесоустройства. Утверждены 18 июня 2008 г. №377; - Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изме- нений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Феде- рации от 7 июня 2002 г. №396» от 15 июня 2009 г. №501; - Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых во- просах, связанных с резервированием земель для государственных и муници- пальных нужд» от 22 июля 2008 г. №561; - Положение о контроле за проведением землеустройства. Утверждено 29 декабря 2008 г. №1061;
214 - Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к её составлению от 30 июля 2009 г. №621»; - Правила установления на местности границ объектов землеустройства. Утверждены 20 августа 2009 г. №688. Министерством экономического развития Российской Федерации были утверждены также очень важные для землеустройства документы: - Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» от 3 июня 2011 г. №267; - Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении требований к про- екту межевания земельных участков от 3 августа 2011 г. №388 и др. Полный перечень нормативных правовых документов в области земле- устройства приведен в наших работах (см. Волков С.Н. Правовое и техническое регулирование отношений при проведении землеустройства сельских террито- рий. – М.: ГУЗ, 2010. – 248 с.). В него включены: 71 федеральный закон, 8 Ука- зов Президента, 72 постановления и распоряжения Правительства, 62 норма- тивных правовых акта федеральных органов исполнительной власти, 190 дей- ствующих методических и технических документов, содержащих технические условия и требования проведения землеустройства.
В большинстве субъектов Российской Федерации приняты свои норматив- ные правовые акты, в которых имеются статьи, связанные с осуществлением землеустройства. В ряде регионов, в том числе в Воронежской области, Крас- ноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, принят и действует За- кон «О землеустройстве». Законы и иные нормативные правовые акты субъек- тов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам. Федеральные законы дополняются указами Президента Российской Феде- рации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Например, в Указе Президента «О реализации конституционных прав граждан на землю» (1996 г.), пп. 5, 8, 10, регулируются землеустроительные работы по передаче сельскохозяйственных угодий в собственность гражданам и юридическим ли- цам, обосновывается необходимость компактного размещения земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных коопера- тивов, иных сельскохозяйственных организаций и личных подсобных хозяйств для их добровольного кооперирования в области производства, дается право содействовать и оказывать помощь при землеустройстве в оформлении догово- ров, устанавливающих взаимоотношения собственников земельных долей с их пользователями. Большое значение в сфере правового регулирования землеустройства име- ют федеральные целевые программы, утверждаемые постановлениями Прави- тельства Российской Федерации. Например, 26 июня 1999 г. постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999- 2002 гг.», в которой имелся раздел «Комплекс работ по землеустроительному обеспечению земельных преобразований». Программы служат основанием для финансирования, организации и проведения землеустройства и его финансово- го и ресурсного обеспечения. Во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Фе- дерации и в их развитие федеральными органами исполнительной власти и, в первую очередь, федеральным органом, осуществляющим полномочия в сфере землеустройства, принимаются подзаконные (ведомственные) нормативные правовые акты, к которым относятся правила, регламентирующие положения, инструкции, указания и др. Они устанавливают порядок организации и прове- дения землеустроительных работ, технические требования к ним, нормы, пра- вила, нормативы и другие условия их выполнения. Указанные акты разрабаты- ваются и утверждаются в установленном законодательством Российской Феде- рации порядке и согласовываются, как правило, с Министерством юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты обязательны для исполнения и использования участниками отношений, возникающих при проведении землеустройства, и яв- ляются основой для государственной экспертизы землеустроительной докумен-
тации, осуществления федерального государственного надзора в области зем- леустройства. Землеустроительные действия – это законодательно определенные виды землеустроительных работ, которые выполняются в целях реализации земель- ной политики государства и отражаются в соответствующей землеустрои- тельной документации. В гл. III Федерального закона «О землеустройстве» (2001 г.) предусматри- ваются следующие землеустроительные действия. 1. Изучение состояния земель, включающее в себя следующие виды работ: почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания; оценку каче- ства земель; инвентаризацию земель. При этом основой для выполнения этих мероприятий, а также для планирования и организации рационального исполь- зования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства являются материалы геодезических и картографических работ, которые выполняются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. 2. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны, включающие следующие основные виды работ: - разработку предложений о рациональном использовании земель и их охране; - природно-сельскохозяйственное районирование земель. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны осуществляется на основе предпроектной землеустроительной доку- ментации (схем землеустройства территорий различного уровня, схем исполь- зования и охраны земель). Мероприятия, намеченные в этих схемах, реализу- ются через федеральные, региональные и местные программы использования и охраны земель и проекты землеустройства. В городских и сельских поселениях эти работы проводятся в соответствии с градостроительной документацией. 3. Описание местоположения границ объектов землеустройства. 4. Внутрихозяйственное землеустройство, при котором выполняются сле- дующие виды работ: - организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного произ- водства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Феде- рации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их тради- ционного образа жизни; - разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачива- ния, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами про- изводства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, зара- жения и других негативных воздействий. В зависимости от задач государства в области землеустройства состав зем- леустроительных действий может изменяться. Землеустроительный процесс В земельном праве имеются не только материальные земельно-правовые нормы, напрямую регламентирующие проведение землеустройства, но и про- цессуальные нормы, регулирующие и устанавливающие землеустроительный процесс. Процессуальная норма - это установленное или санкционированное госу- дарством правило поведения государственных органов и иных организаций, а также граждан при участии их в юридической процедуре, имеющей целью до- стижение определенного правового результата при применении норм матери- ального права. Землеустроительный процесс - это определенный правообразующий акт, законодательно закрепленный порядок производства землеустроительного де- ла (работы). В любом государстве данный процесс включает следующие ос- новные этапы: - возбуждение землеустроительного дела; - подготовку землеустроительной документации (подготовительные рабо- ты, составление проекта, предъявление его участникам землеустройства и его согласование и экспертиза); - утверждение проекта и приведение его в исполнение (установление на местности пограничных межевых знаков, перенесение основных проектных решений в натуру и т.д.); - оформление землеустроительного дела, составление и выдача участникам землеустройства землеустроительной документации; - авторский надзор за выполнением проектов землеустройства. Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную докумен- тацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся та- кого объекта материалы (заявления, протоколы, справки, акты, данные экспер- тизы, накладные и т.д.). Оно формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Землеустроительный процесс в нашей стране состоит из подготовительных работ, разработки землеустроительной документации (схем, проектов земле- устройства и др.), согласования и утверждения землеустроительной документа- ции, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи зем- леустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевла- дельцами, землепользователями и арендаторами. В необходимых случаях проводятся государственная экспертиза земле- устроительной документации и федеральный государственный надзор в обла- сти землеустройства. Землеустроительный процесс предполагает также форми- рование государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. Этот фонд образуется на основе сбора, обработки, учёта, хра- нения и распространения документированной информации о проведении зем- леустройства. На 1 января 2012 г. в этом государственном фонде данных числилось 21,01 млн. землеустроительных дел. Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации феде- ральным органом исполнительной власти. Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является феде- ральной собственностью и не подлежит приватизации. Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения земле- устройства. Государственная экспертиза землеустроительной документации прово- дится в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям. Технические условия и требования проведения землеустройства разраба- тываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и яв- ляются обязательными для исполнения при проведении землеустройства и осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документа- ции. Споры, возникающие при проведении землеустройства, разрешаются в со- ответствии с законодательством Российской Федерации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.047 с.) |