Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъекты, уполномоченные обращаться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о проверке нормативных правовых актов в порядке последующего конституционного контроля.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Субъектами, уполномоченными обращаться в Конституционный Суд с предложением о проверке нормативных правовых актов в порядке последующего конституционного контроля, согласно ч.4 ст. 116 Конституции являются Президент, палаты Парламента, Правительство, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд. Согласно ст.22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей предусмотрено, что иные государственные органы, другие организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь предложений о проверке конституционности акта. Актуальным является вопрос о возможности расширения круга субъектов, которые вправе были бы обращаться в Конституционный Суд с соответствующим предложением. Отдельные представители исходят из того, что расширять такой круг недопустимо. Автор не согласен с таким подходом и давно отстаивает иную точку зрения, в соответствии с которой на уровне закона должно быть предусмотрено право и иных органов (лиц) ставить перед Конституционным Судом вопросы о проверке конституционности нормативных правовых актов. Такое право дает ч.7 ст.116 Конституции. В Конституции, наряду с закреплением основных положений о статусе Конституционного Суда, предусмотрено, что компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом. В этой связи Суд может быть наделен дополнительными правами и обязанностями с учетом природы данного органа государственной власти. Более того, издание Президентом Декрета 26.06.2008 г. №14 подтверждает подход, который автор отстаивал с середины 90-х годов. Ведь в нем предусмотрено не только расширение предмета конституционного контроля, но и появились новые субъекты по сравнению с Конституцией. Инициировать проверку конституционности нормативных правовых актов с целью вынесения Конституционным Судом заключения могут не только Президент, палаты Парламента, Правительство, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, но и суды (см. ст. 112 Конституции). Правом обращения в Конституционный Суд должны быть наделены Генеральный прокурор и Уполномоченный по правам человека (при введении данного института власти). На наш взгляд, Конституционный Суд Республики Беларусь может возбуждать производство по делам о проверке конституционности нормативных актов, если предложение об этом исходит от гражданина и касается актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. Такой вывод можно сделать, если анализировать статьи Конституции (7, 60, 116, 122 и др.). во взаимосвязи. Более того, в период 1997 -2008 годов на основании ст. 7, ч. 4 ст. 122, ч. 1 ст. 116, ст. 137 и других статей Основного Закона Конституционный Суд активно развивал институт конституционной жалобы, проверяя акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов (их около 3 тыс.). Безусловно, в перспективе правом обращения в Конституционный Суд должны обладать граждане и в других случаях, например, когда ими исчерпаны все иные возможности защиты своих прав и свобод. Согласно Кодексу обращения граждан, направленные непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь "Об обращениях граждан". Об актуальности решения задачи о введении института конституционной жалобы свидетельствует тот факт, что в Конституционный Суд ежегодно обращаются тысячи граждан. И Конституционный Суд на них реагировал, принимая обязательные для исполнения решения либо направляя в компетентные органы свои предложения по устранению противоречий и пробелов в законодательстве. _____________________________________________- 1. Василевич Г.А.. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий. Мн.: Право и экономика. 2000. С.314. 2. Василевич Г.А. Конституция и международно-правовые договоры. Республика.1994. 9 окт.; Он же. Парламента Республик Беларусь. Конституционно-правовой аспект. Мн.: 1995. С.173. 3. Василевич Г.А.Конституционное правосудие на защите прав и свобод человека. Минск. Право и экономика. 2003. С. 55-56).
Тема 5. Полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь в области предварительного конституционного контроля.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» существенно расширен статус Конституционного Суда. Ранее нами выдвигалась идея расширения полномочий Конституционного Суда, что должно было бы послужить укреплению конституционной законности при поддержке усилий этого органа конституционного контроля всеми властными субъектами. Очень рьяно выступали против многие чиновники, в том числе от правосудия. В целях совершенствования деятельности Конституционного Суда, повышения эффективности конституционного контроля и в соответствии с частью третьей ст. 101 Конституции Республики Беларусь Декретом установлено, что Конституционный Суд наряду с полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: -осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 100 Конституции Республики Беларусь, – до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь. Соответствующее решение принимается Конституционным Судом в пятидневный срок со дня поступления закона в Конституционный Суд Республики Беларусь; -по предложению Президента Республики Беларусь излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров. Решение принимается Конституционным Судом в пятидневный срок со дня поступления предложения Президента Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь; -по поручению Президента Республики Беларусь дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; -по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства. При рассмотрении такого предложения Конституционный Суд проверяет сведения о фактах систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства, исследует доказательства, свидетельствующие о наличии либо об отсутствии этих фактов, и дает им оценку. Конституционный Суд Республики Беларусь вправе рассматривать только факты, указанные Президиумом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в его предложении; -по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права. Позиция Конституционного Суда излагается в решении, оформленном протокольно. Важно отметить, что по поручению Президента Республики Беларусь судьи Конституционного Суда проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов. В целом Декрет направлен на усиление правовых устоев нашего государства. В то же время норма о праве Конституционного Суда давать толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, на наш взгляд, может восприниматься как ограничение конституционных полномочий Главы государства. Таким образом, ряд высказанных нами идей о допустимости и необходимости расширения полномочий Конституционного Суда реализованы в законодательных актах. Нами обращалось внимание на конструкцию ст. 116 Конституции, которая позволяет развивать дальше конституционные положения в части расширения законодательными актами правомочий Конституционного Суда. В этих публикациях, изданных в начале и середине 1990-х годов, речь шла о таких дополнительных (по сравнению с конституционными положениями) правах Конституционного Суда, как право «давать свое заключение при решении вопроса о роспуске местного Совета при систематическом или грубом нарушении им требований законодательства», «о проверке конституционности правоприменительной практики», о праве «проверять конституционность актов Парламента в порядке предварительного конституционного контроля», о конституционности международных договоров. В этих целях предлагалось, чтобы Президент Республики Беларусь направлял до подписания законы в Конституционный Суд для проверки их соответствия Конституции. Предлагалось, правда, чтобы Конституционный Суд выносил свое решение в трехнедельный срок (а не пятидневный, как это предусмотрено в Декрете). Проведение предварительного контроля, как нами отмечалось, не должно препятствовать последующему контролю. Следует отметить, что автор настоящего издания при обсуждении проекта Декрета возражал против наделения Конституционного Суда правом толкования декретов и указов Президента. Конституционный Суд должен более активно заниматься толкованием Конституции (это возможно при условии активной работы по внесению предложений в Конституционный Суд соответствующих предложений). В Декрете №14 даже предусмотрено, что официальное толкование декрета или указа, данное Конституционным Судом, является обязательным для государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан. То есть, можно предположить, что и для Президента, который издал декрет или указ. За время действия Декрета №14 поручений Конституционному Суду о даче толкования декрета или указа не давалось. Конституционный Суд в период работы сессий Парламента и после их окончания напряженно работает по проверке конституционности законов до их подписания Президентом. С соответствующими решениями Конституционного Суда можно ознакомиться в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь». Особо отметим решение Конституционного Суда от 7 апреля 2011 г, в котором изложена его позиция относительно закона Республики Польша «О Карте поляка». Конституционный Суд оценил некоторые положения упомянутого закона как противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права. Обратим также внимание на то, что согласно ст.24 Кодекса о судоустройстве и статусе судей Конституционный Суд не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.
Тема 6. Конституционное судопроизводство в Республике Беларусь как самостоятельный вид судопроизводства
Конституционное судопроизводство является самостоятельным видом судопроизводства. В настоящее время готовится закон о конституционном судопроизводстве. До его принятия действует Регламент Конституционного Суда, принятый Конституционным Судом 18 сентября 1997 г. N Р-58/97 (в ред. Решений Конституционного Суда от 11.06.2001 N Р-117/2001, от 30.06.2008 N Р-205/2008, от 15.04.2009 N Р-320/2009, от 07.10.2009 N Р-362/2009). Регламент регулирует порядок конституционного судопроизводства, определяет правила судебной процедуры и этикета, особенности делопроизводства, требования к работникам Секретариата Конституционного Суда и другие вопросы, относящиеся к порядку деятельности Конституционного Суда, с целью обеспечения реализации его задач, осуществления полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. В ст.3 Регламента закреплено, что основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами. Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу. Рассмотрение дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально. Дела и вопросы разрешаются Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных законом. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, других участников судебного заседания, оглашает имеющиеся в деле документы. При рассмотрении дел и вопросов Конституционным Судом стороны пользуются равными правами. Запрещается какое-либо воздействие на Конституционный Суд или его судей, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля. Производство по делам в Конституционном Суде осуществляется на началах равенства сторон и их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, других участников заседания перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических убеждений, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, времени проживания в данной местности и других обстоятельств. При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности. При рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами сторон. Конституционный Суд обязан, не ограничиваясь представленными материалами, объяснениями и показаниями, принимать все предусмотренные законодательством меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, обеспечения прав сторон, других участников, надлежащего исполнения ими возложенных на них обязанностей. Производство дел в Конституционном Суде ведется на белорусском и (или) русском языках. Участникам заседания, не владеющим белорусским или русским языком, Конституционным Судом обеспечивается право давать объяснения, показания, заявлять ходатайства на родном языке или на другом языке, которым они владеют, а также пользоваться услугами переводчика. Обязанность по обеспечению судебного заседания переводчиком возлагается на соответствующее структурное подразделение Секретариата Конституционного Суда. Копии предложения о проверке нормативного акта на предмет его конституционности и приложенных к нему материалов вручаются другой стороне на языке оригинала. Судебные документы вручаются сторонам, а в случае необходимости и другим участникам судебного заседания на языке судопроизводства (белорусском или русском). При рассмотрении по существу предложений о даче заключений Конституционный Суд непосредственно заслушивает объяснения сторон, их представителей, показания свидетелей, заключения экспертов, мнения специалистов, выступления других участников судебного заседания, оглашает необходимые документы. По решению Конституционного Суда такой порядок может быть изменен. Документы, имеющиеся в деле, могут не оглашаться, если их содержание излагалось устно в ходе судебного разбирательства. Заседание Конституционного Суда по каждому делу проходит, как правило, непрерывно, кроме времени, отведенного для отдыха или предоставленного участникам заседания для подготовки заключительных речей, а также для подготовки итогового решения. Перерыв в судебном заседании может быть сделан по ходатайству одной из сторон либо по усмотрению Суда. После перерыва рассмотрение дела продолжается с момента, на котором оно было прервано. В перерыве судебного заседания Конституционный Суд вправе также рассматривать текущие вопросы, связанные с организацией его деятельности (ст.19 Регламента). Как отмечено в ст. 32 Регламента, участниками заседания Конституционного Суда являются стороны, представители сторон, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, представители государственных органов, а также иные лица, приглашенные Конституционным Судом для участия в его заседаниях по вопросу о проверке конституционности нормативного акта. В заседаниях Конституционного Суда могут участвовать Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и Министр юстиции Республики Беларусь. Они вправе излагать свою позицию по всем вопросам, рассматриваемым Конституционным Судом. В заседаниях Конституционного Суда, не связанных с рассмотрением дел, могут участвовать по приглашению Председателя Конституционного Суда члены Научно-консультационного совета при Конституционном Суде, ученые, политические и общественные деятели, депутаты, судьи других судов, представители международных организаций, государственных органов, общественных объединений, научных учреждений и высших учебных заведений. Приглашенные могут выступать по рассматриваемым вопросам с разрешения председательствующего. Предложения о проверке конституционности нормативных актов в соответствии со ст.116 Конституции вправе вносить в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь. В соответствии со ст.43 Регламента предложение о проверке конституционности акта должно содержать: сведения об инициаторе (инициаторах) предложения, подтверждающие правомочия на его внесение в Конституционный Суд; наименование международного договора или нормативного акта, который подлежит проверке, сведения об источнике его опубликования (получения); основания для рассмотрения вопроса в Конституционном Суде; позицию стороны, ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы законодательства; перечень прилагаемых документов. К предложению о проверке конституционности международного договора или нормативного акта прилагаются: заверенная в установленном порядке копия полного текста международного договора или акта, конституционность которого в целом или в отдельной его части подлежит проверке, с удостоверенным в установленном порядке переводом текста и указанием источника опубликования (получения) указанного акта; доверенность либо иной документ, подтверждающий полномочия представителя, кроме случаев, когда представительство будет осуществляться по должности. К предложению могут прилагаться список свидетелей, экспертов и специалистов, которых инициатор предлагает вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы, подлежащие рассмотрению Конституционным Судом. Предложения и обязательные приложения к ним направляются в Конституционный Суд с копиями в количестве не менее 15 экземпляров. Предложение Президента Республики Беларусь о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь оформляется в соответствии с требованиями настоящей статьи. Копия решения о возбуждении дела направляется Конституционным Судом стороне, а также лицам, указанным в части второй статьи 32 Регламента. В дальнейшем дело в Конституционном Суде ведется в общем порядке. Председатель Конституционного Суда может созвать судей, работников Секретариата на совещание для обсуждения вопросов, связанных с подготовкой судебного заседания. Согласно ст. 43-1 Регламента обращения иных субъектов в Конституционный Суд на основании статей 40, 112, 122 и других статей Конституции и законов Республики Беларусь могут быть рассмотрены по решению Конституционного Суда посредством устного разбирательства либо путем использования письменной формы исследования материалов дела без приглашения в судебное заседание представителей государственных органов, принявших нормативный акт, и лиц, направивших обращение в Конституционный Суд. Вопрос об отказе в рассмотрении предложения о проверке конституционности акта рассматривается Конституционным Судом коллегиально, как правило, без вызова в судебное заседание сторон и их представителей. Решение об отказе в рассмотрении предложения о конституционности акта принимается Конституционным Судом по основаниям, предусмотренным законом. Решение об отказе может быть оформлено в виде отдельного решения либо протокольно. В случаях, когда основания для отказа в рассмотрении предложения установлены в ходе заседания Конституционного Суда, принимается решение о прекращении производства по делу. Общее руководство подготовкой судебных заседаний осуществляет Председатель Конституционного Суда. Он направляет предложение для предварительного изучения в соответствующее структурное подразделение Секретариата Конституционного Суда с указанием срока исполнения. Председатель Конституционного Суда вправе по итогам предварительного изучения передать предложение судье (судьям) для подготовки соответственно вопроса о возбуждении производства по делу либо о возврате предложения инициатору для устранения недостатков с указанием срока завершения этой работы, либо о возврате предложения инициатору из-за неподведомственности дела Конституционному Суду. После принятия Конституционным Судом решения о возбуждении производства по делу Председатель Конституционного Суда назначает судью-докладчика для подготовки дела к рассмотрению и изложения материалов в судебном заседании, устанавливает срок для завершения указанной работы, как правило, не более двух месяцев со дня поступления материалов в Конституционный Суд. Председатель Конституционного Суда может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, ввиду особой сложности или большого объема рассматриваемого вопроса. Председатель Конституционного Суда заслушивает судью-докладчика о готовности дела к рассмотрению Конституционным Судом и совместно с судьей-докладчиком определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в судебное заседание, отдает распоряжения об уведомлении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам заседания и вручении судьям необходимых материалов. Судья, которому поручено предварительное изучение вопроса, после принятия решения о возбуждении производства по делу поручает соответствующему структурному подразделению направить другой стороне копии предложения и приложенных к нему материалов. Судья также вправе затребовать от сторон дополнительные материалы, касающиеся обоснования их позиций. Судья, осуществляющий предварительное изучение вопроса, через Начальника Секретариата или его заместителя поручает соответствующим структурным подразделениям Секретариата Конституционного Суда подготовку необходимых материалов по изучаемому вопросу. Истребование документов и других необходимых материалов при подготовке дела к рассмотрению производится путем направления в соответствующие органы или должностным лицам запросов, которые подписываются Председателем Конституционного Суда, заместителем Председателя или судьей-докладчиком Конституционного Суда и являются обязательными для исполнения. В направляемом запросе должны быть указаны наименования документов и других истребуемых материалов, а также сроки исполнения. Назначение экспертизы при подготовке дела к заседанию Конституционного Суда производится судьей-докладчиком путем письменных поручений соответствующим научным учреждениям или конкретным специалистам. Судья вправе лично производить проверку отдельных материалов или вопроса в целом с выездом на место, привлекать для таких проверок специалистов из структурных подразделений Секретариата Конституционного Суда и специалистов других учреждений или поручать производство проверок соответствующим учреждениям. В последнем случае задание формулируется в специальном поручении, подписываемом судьей. Все действия судьи-докладчика в процессе подготовки вопроса к рассмотрению в заседании Конституционного Суда осуществляются от имени Конституционного Суда. Предварительное изучение вопроса завершается составлением справки, которая докладывается Председателю Конституционного Суда, после чего вопрос выносится на заседание Конституционного Суда. После завершения предварительной подготовки материалов к заседанию Конституционного Суда под контролем судьи-докладчика в соответствующем структурном подразделении Секретариата Конституционного Суда формируется дело, которое должно включать в себя: полный текст предложения о даче заключения, все приложенные к нему и поступившие в Конституционный Суд материалы, дополнительно истребованные судьей документы, отзывы на предложение, запросы о даче экспертных заключений; справки, записки, составленные в Конституционном Суде по результатам предварительного изучения материалов; экспертные заключения, данные по поручению Конституционного Суда, решения Конституционного Суда, принимавшиеся в ходе предварительной подготовки дела к рассмотрению, а также иная переписка по материалам дела. Все судьи Конституционного Суда вправе беспрепятственно на любой стадии подготовки и рассмотрения дела знакомиться со всеми материалами, имеющимися в распоряжении Конституционного Суда. После окончания подготовки вопроса к заседанию Конституционного Суда, но не позднее чем за десять суток до начала заседания, уведомление о заседании Конституционного Суда с указанием его времени и места, повестка дня или ее проект, копии предложений о проверке конституционности актов, копии подлежащих проверке договоров, нормативных актов, поступивших отзывов на предложения, а при необходимости и иные документы вручаются судьям Конституционного Суда и направляются сторонам. Указанные материалы могут быть также направлены по решению Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь, Председателю Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председателю Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министру Республики Беларусь, Председателю Верховного Суда Республики Беларусь, Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральному прокурору Республики Беларусь, Министру юстиции Республики Беларусь, другим участникам заседания (ст.49 Регламента). Предложение о проверке конституционности акта может быть отозвано только тем органом или лицом, которые обратились в Конституционный Суд. Предложение может быть отозвано инициатором до завершения исследования материалов дела в судебном заседании. В случае отзыва предложения производство по делу прекращается. Регламентом детально определен порядок рассмотрения вопросов в судебном заседании. В назначенное для судебного разбирательства время судьи Конституционного Суда входят в зал заседаний. Секретарь судебного заседания объявляет: "Встать! Суд идет!". Все встают, судьи занимают свои места, и председательствующий предлагает участникам заседания и присутствующим в зале сесть. Затем председательствующий оглашает повестку судебного заседания. По предложению председательствующего секретарь судебного заседания сообщает о явке участников заседания, а также приглашенных официальных лиц. Одновременно секретарь сообщает, кто из участников заседания не явился, вручены ли своевременно уведомления неявившимся лицам и какие имеются сведения о причинах их неявки. Председательствующий объявляет состав Конституционного Суда, сообщает, кто является секретарем судебного заседания, кто участвует в деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика, а также при необходимости проверяет полномочия должностных лиц и представителей сторон. Затем разъясняются обязанности переводчику, права и обязанности участникам судебного заседания. Экспертам, специалистам и свидетелям, кроме того, разъясняется предусмотренная законом ответственность за недобросовестное исполнение возложенных на них обязанностей или отказ от исполнения этих обязанностей. В случае неявки в судебное заседание сторон (стороны) или их представителей Конституционный Суд выносит решение о продолжении разбирательства по делу или его отложении. При отсутствии у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий, когда само должностное лицо, являющееся стороной в процессе, не явилось в судебное заседание, председательствующий ставит на рассмотрение судей вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие стороны и без ее представителя. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из свидетелей, экспертов или специалистов Конституционный Суд выслушивает мнения участвующих в деле лиц о возможности рассмотрения дела в их отсутствие. После этого Суд выносит решение о продолжении разбирательства по делу, или об объявлении перерыва в судебном заседании, или о его отложении. Конституционный Суд может также рассмотреть вопрос об ответственности не явившихся экспертов, специалистов, свидетелей или переводчика. Конституционный Суд решает вопросы в связи с неявкой в судебное заседание кого-либо из его участников, совещаясь на месте, либо по предложению кого-либо из судей - в совещательной комнате (см. ст.ст.51-55 Регламента). Решается также вопрос о присутствии свидетелей в зале судебного заседания либо об их удалении из зала Суда. Удаленные свидетели размещаются в специально отведенной комнате, откуда по вызову Суда приглашаются в зал заседаний (ст.56). Председательствующий опрашивает стороны, их представителей, других участников судебного заседания, имеются ли у них до начала рассмотрения дела ходатайства об истребовании дополнительных материалов, о вызове других свидетелей и допуске к рассмотрению дела новых экспертов, специалистов, а также другие ходатайства, имеющие отношение к делу. В случае поступления таких ходатайств в письменном виде они оглашаются в судебном заседании и подлежат приобщению к материалам рассматриваемого дела. Устные ходатайства подлежат занесению в протокол судебного заседания. По заявленным ходатайствам Суд выслушивает мнения лиц, участвующих в деле. Заявленные ходатайства разрешаются Судом, как правило, в совещательной комнате. Регламентом предусмотрено, что Конституционный Суд в процессе рассмотрения предложения о даче заключения, а также при рассмотрении других вопросов вправе по собственной инициативе или по ходатайству участников судебного заседания дополнительно истребовать тексты нормативных и других правовых актов, документов или их копий и другие материалы, необходимые для правильного разрешения рассматриваемых вопросов, требовать проведения проверок и экспертиз для установления или уточнения отдельных обстоятельств, являющихся предметом рассмотрения в Суде. При необходимости Конституционный Суд в процессе судебного заседания может принять решение о вызове дополнительно экспертов, специалистов, свидетелей (ст.58). В соответствии со ст.59 Регламента рассмотрение предложения о даче заключения начинается с выступления судьи-докладчика, который излагает существо рассматриваемого вопроса, основания его рассмотрения, краткое содержание имеющихся материалов и информирует о проделанной работе по подготовке вопроса к рассмотрению. Судья-докладчик в своем выступлении не вправе анализировать доводы, изложенные в предложении о даче заключения, и давать им свою оценку. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы судьями. После выступления судьи-докладчика председательствующий предлагает сторонам дать объяснения по существу рассматриваемого вопроса. Первой выступает сторона, обратившаяся с предложением о даче заключения, или ее представитель, после чего председательствующий предоставляет возможность выступить другой стороне или ее представителю. Если сторона представлена в заседании Конституционного Суда несколькими лицами и она настаивает на предоставлении слова всем представителям, Суд может предоставить ей такую возможность, если между представителями разграничены вопросы, по которым они выступают. Это распространяется и на порядок предоставления права на заключительную речь. Сторона, обратившаяся с предложением о даче заключения, а также ее представитель в своих выступлениях излагают существо внесенного на рассмотрение Конституционного Суда вопроса, правовые аргументы и доказательства в обоснование своей позиции. Другая сторона или ее представитель излагают свои возражения по заявленному предложению о даче заключения, правовые аргументы и доказательства в обоснование этих возражений. Стороны и их представители не вправе использовать свое выступление в заседании Конституционного Суда для каких-либо политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных и иных некорректных высказываний, реплик в адрес другой стороны, ее представителей и иных участников судебного заседания. Председательствующий вправе прервать выступление стороны или ее представителя, других участников судебного заседания, если выступающий выходит за пределы предмета рассматриваемого вопроса или допускает оскорбительные либо некорректные по форме или содержанию высказывания, нарушает установленные правила производства в Суде или проявляет неуважение к Суду. После выступления каждой из сторон, их представителей председательствующий дает возможность судьям задавать вопросы стороне, ее представителю; затем право задавать вопросы выступившей стороне предоставляется другой стороне и ее представителю. Судьи, а также представители сторон могут задавать вопросы по обстоятельствам рассматриваемого дела, уточняющие или конкретизирующие позицию стороны и приведенные ею доводы. При этом не должны задаваться наводящие вопросы. Сторонам и их представителям могут быть также заданы вопросы Президентом Республики Беларусь, Председателем Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министром Республики Беларусь, Председателем Верховного Суда Республики Беларусь, Пред<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.01 с.) |