Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое государство и судебная власть.

Поиск

 

     Термин «правовое государство» в Конституции упоминается лишь дважды: в преамбуле Основного Закона выражается желание обеспечить незыблемые устои правового государства, а в ст. 1 прямо указано, что Республика Беларусь – правовое государство. Однако в последнем случае речь идет не о констатации факта (построении правового государства, завершении этой работы), а о процессе становления его, переходе от одного этапа к другому.

Важно не только провозгласить то или иное государство правовым,  но и обеспечить «содержательную сторону» государства, для которого характерно наличие определенных элементов, и реализацию (внедрение) этих элементов на практике.

Проблемам становления и развития правового государства в юридической, философской, политологической литературе уделяется в последние годы большое внимание. При этом важно иметь в виду, что содержащееся в статье 1 нашей Конституции определение белорусского государства как правового налагает соответствующие обязанности не только на правотворческие органы, а также на тех, кто непосредственно исполняет нормы актов законодательства (государственные органы, должностных лиц, граждан), но и на Конституционный Суд.

В целом, чтобы граждане, субъекты хозяйствования чувствовали себя комфортно, необходимо иметь государственно-правовую систему, в которой обеспечивается оптимальный баланс интересов государства, общества и отдельного гражданина. По существу, мы можем говорить о необходимости максимального приближения стран молодой демократии к тому эталону правового государства, который сложился в ряде западных европейских стран (Германия, Франция и др.). Основой для такого движения и являются принципы правового государства, сформулированные либо “выводимые” из текста Конституции Республики Беларусь, международных документов, прежде всего посвященных статусу человека и гражданина. На их реализацию и направлена деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь.

Важнейшим принципом правового государства является принцип верховенства права. Существуют различные взгляды, точки зрения относительно определения права. Мы полагаем, что выражением правовых ценностей является такой “позитивный” документ как демократическая по своей сути Конституция. Для правового государства характерна “связанность” государственных органов, должностных лиц не только актами, обладающими более высокой юридической силой, но и собственными юридическими актами. В этой связи важно обеспечить “выстраивание” всей иерархии правовых актов в соответствии с Конституцией, смысл которой, ее толкование и применение должно осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами правового государства.

Правовое государство базируется на разделении и взаимодействии властей. Наиболее отчетливо этот принцип реализуется в законотворческой сфере. Это касается не только принятия Парламентом и подписания Президентом законов, но и области международно-правовых отношений (подписание международных договоров Главой государства и их ратификация Парламентом),   разграничения сферы законодательного регулирования и др.

Одним из существенных проявлений правового государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве права и свободы человека рассматриваются в качестве высшей ценности. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь, в том числе,  посвященных конкретным правам и свободам.

Приоритет прав человека не исключает, а, наоборот, предполагает не только ответственность государства, но и человека, побуждаемого к  надлежащему использованию  им своих прав и свобод. К мерам ответственности (в некоторых случаях конституционно-правовой ответственности) можно отнести ответственность палат Парламента за систематическое или грубое нарушение Конституции, ответственность Правительства перед Парламентом, ответственность Президента перед народом (избирателями), применение к нему процедуры импичмента, ответственность граждан за совершение правонарушений и др.

Опыт становления правового государства свидетельствует, что имеется много трудностей в деле обеспечения прав и свобод, как на законодательном уровне, так и в процессе реализации принятых нормативных актов. Направить этот процесс в правовые рамки призваны, в частности, государственные органы – Президент Республики Беларусь как Глава государства, Конституционный Суд как специализированный орган судебного конституционного контроля, прокуратура как орган, надзирающий за соблюдением законов, декретов, указов.

В правовом государстве обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Недопустима какая-либо дискриминация по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, месту жительства, убеждений и других обязательств. Для правового государства характерна свобода личности: дозволено все, что не запрещено законом.

Господство права означает также связанность государства и его органов правовыми нормами, что, в свою очередь, означает предсказуемость его действий. Принятым нормам должны подчиняться все органы, в том числе и те, которые издали эти нормы. Общим правилом должно быть соблюдение правовых правил, сформулированных в актах законодательства, с учетом их иерархии. В случае противоречия между различными актами должны действовать нормы акта, обладающего более высокой юридической силой. Высшей юридической силой обладает Конституция, на основе и во исполнение которой должна развиваться правовая система.

Для правового государства характерно установление практики прямого, непосредственного действия конституционных норм, а также норм международных договоров, ставших обязательными для государства, которые являются самоисполнимыми, т.е. не требуют принятия в свое развитие актов текущего законодательства.

Отличительным признаком правового государства является внедрение оптимальной системы сдержек и противовесов, которые обеспечивают эффективную работу государственно-правового механизма, позволяют удерживать ветви единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании. В Конституции закреплено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Особое место в правовом государстве занимает судебная власть, которая в нем является самостоятельной ветвью и входит в триаду властей наряду с законодательной и исполнительной. Суды являются важнейшим элементом системы сдержек и противовесов, при наличии которой удается избежать абсолютизации власти, а возникающие юридические и иные конфликты разрешать цивилизованным способом, без насилия.

Уважение к судебной ветви власти формируется не только благодаря внешним атрибутам, высокой заработной платой судей, но и благодаря решениям судов, основанным на нормах и принципах демократической Конституции, реализации положений в национальном правоприменении общепризнанных принципов международного права. Суды обычно являются конечной инстанцией в разрешении споров между гражданами, а также между гражданами и государством. Свою деятельность они осуществляют публично, решения должны быть открыты, как правило, для сведения общественности. Судьи в правовом государстве находятся вне политики. В структуре судебной власти особое место занимают органы судебного конституционного контроля. В  зарубежных государствах  достаточно развита практика создания специализированных судов, которые занимаются исключительно контролем за конституционностью нормативных правовых актов.

 

С убъекты судебной власти (суды) призваны осуществлять от имени государства правосудие, т.е. выносить в соответствии с установленной процедурой и компетенцией общеобязательные для исполнения постановления.

Никто не вправе вместо судов  осуществлять функции правосудия. В статье 109 Конституции закреплено, что судебная власть принадлежит судам, т.е. суды являются ее носителями. В то же время (с известными оговорками) можно отметить что “судебную” власть иногда осуществляют и другие государственные органы (например, Президент при издании акта о помиловании, Парламент – при принятии закона об амнистии). Однако правовая природа решений указанных органов несколько иная: они исходят из факта доказанности вины лиц, в отношении которых принимается решение о помиловании или амнистии, но которые заслуживают смягчения того наказания, которое назначено судом.

Разрешая юридический спор, суд тем самым охраняет Закон, содержащиеся в нем права и свободы граждан, субъектов хозяйствования, обеспечивает надлежащее выполнение ими возложенных на них обязанностей.   

Если законодательную власть осуществляет один орган – Парламент – и в некоторых особых случаях – Президент, то судебную власть осуществляют все судебные органы снизу доверху. Перед каждым из них стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан. Судебная власть – это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

Судебной власти принадлежит ключевая роль в определении на практике (при разрешении спора) соотношения права и конкретного закона. В этом кроется основное предназначение органов судебной власти – судов. Ведь они осуществляют не законосудие, а правосудие. В ст.7 Конституции закреплен именно принцип верховенства права. Исходя из содержательно-правового аспекта и можно утверждать справедливость, восстанавливать и защищать нарушенные права и свободы, требовать надлежащего исполнения своих обязанностей как гражданами, так и должностными лицами.

Значение юридической науки, правовой теории состоит в том, чтобы вырабатывать фундаментальные ориентиры определения того, что есть право и неправо (правовой закон и неправовой закон). Однако для того, чтобы конкретный юридический акт объявить неприменимым в той или иной ситуации,  сам законодатель (народ, принимающий на референдуме Конституцию, или Парламент, Президент, принимающие и вводящие в действие законы) устанавливает для этого формальные юридические правила. Например, об объявлении акта неконституционным, о верховенстве актов, обладающих более высокой юридической силой и т.п.

Судебная власть, как и любая иная, исходит от народа (ст. 3 Конституции). Ее такое “происхождение” обусловлено не только тем, что суды выносят свои решения именем Республики Беларусь, но и тем, что судьи занимают свою должность в силу назначения (избрания) представительным органом (Президентом, Советом Республики), получающим свои властные полномочия непосредственно или опосредованным образом от народа.

Судебная власть реализуется в определенных процессуальных формах. Именно посредством судебной деятельности обеспечивается верховенство права, верховенство Конституции.

Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

В судебную систему Республики Беларусь входят: Конституционный Суд, общие суды, хозяйственные суды. Судоустройство определяется законом, при этом Конституция исключает образование чрезвычайных судов.

Включение Конституционного Суда Республики Беларусь в главу, посвященную судебной власти, означает его принадлежность к данной ветви государственной власти. Являясь особым судебным органом, он призван осуществлять закрепленные за ним функции и полномочия, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции, выступать на одном (общегосударственном) уровне с представительной и исполнительной ветвями власти. Особый статус Конституционного Суда подчеркивается и тем, что другие высшие органы судебной власти в Конституции только упоминаются, в ней не говорится об их компетенции. Компетенция Конституционного Суда определена в основном непосредственно в самой Конституции, что является гарантией против посягательства на его независимость. Более того, конституционные принципы и нормы могут быть развиты в законе о Конституционном Суде Республики Беларусь.

Ведь согласно части седьмой статьи 116 Конституции не только порядок организации и деятельности, но и компетенция Конституционного Суда определяются законом, т.е. не только Конституцией. При этом необходимо соблюсти по крайней мере два важных требования:
1) полномочия Конституционного Суда, закрепленные в Конституции, не могут быть ограничены законом; 2) “иные” полномочия (помимо тех, что прямо предусмотрены в Конституции) должны соответствовать юридической природе данного органа государственной власти, т.е. его юрисдикция имеет определенные границы.

Наряду со специальным законом, посвященным определению статуса Конституционного Суда, в иных актах могут содержаться отдельные нормы, касающиеся полномочий данного органа конституционного контроля.

Если влияние Конституционного Суда распространяется на всю территорию Республики Беларусь, то в системе общих и хозяйственных судов сфера действия определяется территориальным уровнем судов. Однако постановления и этих судов обязательны на всей территории Беларуси, если они не отменены. Систему общих судов составляют: Верховный Суд, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды. Систему хозяйственных судов: Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска (хозяйственные суды городов и районов пока не созданы). Эти судебные системы имеют, таким образом, особую организационную структуру.

Роль судебной власти состоит в том, чтобы в связи с возникновением юридического конфликта обеспечить верховенство права, выраженного в общепризнанных принципах международного права, Конституции, законах, международных договорах Республики Беларусь, иных актах общегосударственного и иного уровня.

Итогом осуществления правосудия является замена идеи насилия (права силы) идеей права (силой права). Таким образом, суд, используя право, воздействует на общественные отношения, устанавливая, изменяя или прекращая правоотношения.

Решения судов не всегда являются законными и справедливыми. Для обеспечения торжества верховенства права в их решениях существует механизм проверки конституционности (законности) вынесенных решений. Здесь используются право на подачу кассационной или надзорной жалобы, меры прокурорского реагирования, возможности конституционного контроля и др.

К принципам организации и деятельности судебной власти можно отнести:

-независимость судов при отправлении правосудия;

-несменяемость судей;

-правосудие может осуществляться только законно избранным (назначенным) судьей, недопустимо образование чрезвычайных судов;

- территориальность и специализация судов;

-участие в отправлении правосудия представителей народа (граждан), например, в качестве народных заседателей;

-создание кассационных и надзорных инстанций, позволяющих снижать количество судебных ошибок;

-аполитичность, беспристрастность судей;

-гласность (открытость) разбирательства;

-сочетание коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах;

-состязательность и равенство сторон в процессе;

-государственное финансирование судов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.012 с.)