Контроль Конституционного Суда за соответствием Основному Закону нормативных правовых актов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль Конституционного Суда за соответствием Основному Закону нормативных правовых актов.



Согласно Конституции страны на Конституционный Суд возлагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве (ч.1 ст.116 Конституции).

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Конституционный Суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

     Конституционные нормы о статусе Конституционного Суда получили свое развитие в Кодексе о судоустройстве и статусе судей. При этом необходимо воспринимать нормы, содержащиеся в главе 2 Кодекса, во взаимосвязи (комплексно). Так, согласно ч. 5 ст. 22 Кодекса нормативные правовые акты, признанные согласно заключению Конституционного Суда Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов.

Действительно, Конституционный Суд никогда не отменял признанные  неконституционными нормативные правовые акты или их отдельные положения. После вынесения решения Конституционным Судом это делали те субъекты, которые приняли соответствующие акты. Например, Правительство признает утратившими силу свои акты в связи с принятием указов, декретов Президентом или законов Парламентом.

Наиболее важной для правовой действительности является содержащаяся в части шестой ст. 22 Кодекса норма, согласно которой положения признанных неконституционными нормативных правовых актов не могут применяться судами, иными органами, а также должностными лицами. Тем самым обеспечивается реальное верховенство Конституции и тех актов, которые обладают более высокой юридической силой по отношению к признанному неконституционным нормативному правовому акту. В связи с изложенным, можно сделать вывод о том, что решения государственных органов, основанные на неконституционных актах, должны быть пересмотрены. Что же касается частей 5 и 6 ст.22 Кодекса, то между ними имеется явное противоречие. Следует вести речь о том, что признанные неконституционными нормы утрачивают свою силу с момента, определенного Конституционным Судом.

Кодексом полностью восприняты положения Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» в части определения предмета и пределов конституционного контроля. Согласно ч. 8  ст. 24 Кодекса Конституционный Суд, проверяя конституционность оспариваемого правового акта, устанавливает соответствие его Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

-по содержанию норм;

-по форме нормативного правового акта;

  -с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;

   -по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

Очень важно, что при рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон. При этом Конституционный Суд Республики Беларусь может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении.

При проверке акта Конституционный Суд имеет в виду  как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения. Тем самым, у Конституционного Суда есть право проверить конституционность правоприменительной, в том числе судебной, практики. Чем он часто и занимался при вынесении своих заключений.

 Законодатель определил, что заключения и решения Конституционного Суда провозглашаются в его заседании в сроки, установленные Конституционным Судом, они являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

В соответствии с Конституцией и законом Конституционный Суд обладает некоторыми иными существенными полномочиями. Так, в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Конституционный Суд по предложению Президента Республики Беларусь дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда. В то же время, как нами уже отмечалось, в случае, если закон был подписан Президентом без возражений, то впоследствии некорректно ставить вопрос о роспуске палат Парламента в связи с нарушениями Конституции [1, с.314]. Однако закон таких препятствий не устанавливает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.005 с.)