Судебный конституционный контроль и прокурорский надзор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебный конституционный контроль и прокурорский надзор.



Как уже отмечали в начале работы, у Конституционного Суда и органов прокуратуры, схожие задачи, которые они решают специфическими методами в рамках предоставленных полномочий.

Задачами прокуратуры являются: обеспечение верховенства права, законности и правопорядка; защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Прокуратура в частности осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов соответствующими субъектами (см.ст.125 Конституции, п.1 ст.4 закона о прокуратуре).

Конституционный Суд вправе проверить на соответствие Конституции акты Генерального прокурора (в Основном Законе не указано, что речь идет о нормативных правовых актах, это же касается и актов Верховного и Высшего Хозяйственного Суда). Ранее Генеральный прокурор обладал правом обращения в Конституционный Суд, в действующей редакции такое право не предусмотрено. Однако это не лишает возможности взаимодействовать, вступая, например, в переписку с целью обсуждения интересующих вопросов, изложения позиции по тому или иному вопросу. Довольно часто это происходит, когда Конституционный Суд готовится вынести решение по рассматриваемому вопросу и изучает предварительно мнение других инстанций.

Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров, местными исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

При установлении нарушений прокурор вправе принять меры реагирования, в частности опротестовать правовой акт; внести представление, предписание, официальное предупреждение, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и лицами (см.ст. 27 закона о прокуратуре).

Обратим особое внимание на протест—акт прокурорского надзора, который приносит прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, местных представительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей. В протесте прокурор или его заместитель требуют отмены либо изменения противоречащего законодательству правового акта, решения либо прекращения незаконного действия. Он подлежит рассмотрению не позднее десятидневного срока с момента поступления, а местными представительными органами—на ближайшей сессии. В исключительных обстоятельствах прокурор или заместитель прокурора вправе установить сокращенный срок для рассмотрения.

Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованного акта или решения (действия).

О результатах рассмотрения сообщается прокурору или его заместителю. Если протест рассматривает коллегиальный орган, то о дне, времени, месте рассмотрения сообщается прокурору или его заместителю. В таком заседании вправе принять участие представитель прокуратуры.

     При отклонении протеста или его не рассмотрении в установленный срок прокурор или его заместитель могут принести протест (за исключением протеста на судебное постановление) в вышестоящий государственный орган (организацию, вышестоящему должностному лицу). Если и в этом случае рассмотрение протеста не дало позитивных результатов, то прокурор или его заместитель вправе, согласно закону «О прокуратуре Республики Беларусь» обратиться с заявлением в суд от отмене противоречащих законодательству правового акта или решения (действия). До вступления в силу решения суда приостанавливается действие опротестованных правового акта или решения (действия). В действующих законодательных актах не закреплено право Генерального прокурора обратиться в Конституционный Суд, если идет речь о нормативном правовом акте, в отношении которого был отклонен протест. Указание в законе обратиться в этом случае «в суд» на практике трактуется как в любой суд (по компетенции), исключая Конституционный Суд. Ранее нами уже обращалось внимание, что такая трактовка является неверной. С учетом положений ч. 1 ст.116 Конституции и действующего закона «О прокуратуре Республики Беларусь» при отклонении протеста относительно нормативного правового акта Генеральный прокурор вправе обратиться в Конституционный Суд для вынесения им решения. Ранее аргументом против реализации такого подхода были ссылки, на  якобы на недопустимость расширения полномочий Конституционного суда, однако не бралось в расчет содержание ч.7 ст.116, в которой предусмотрено развитие конституционных положений законом. Декрет «14 от 26.06.2008 г. также подтверждает нашу позицию, высказанную еще в середине 90-х годов прошлого столетия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.004 с.)