Проблема реальности в онтологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема реальности в онтологии



ХХ век с его научными открытиями и многоголосием философских концепций подводит человека к осознанию сложности, разнопорядковости мира и, следовательно, невозможности найти некий единственно верный универсальный метод, одинаково эффективно применимый к решению всех возникающих проблем.

Если спросить человека, что такое реальность, он не задумываясь ответит, что это всё, что его окружает в действительности, однако с точки зрения философии всё намного сложнее.

Проблема реальности в ее широком значении—это проблема взаимосвязей и взаимоотношений, возникающих между человеческим восприятием, созданной нашим сознанием картиной мира и внешней реальностью. Главный же вопрос, составляющий существо проблемы, — это вопрос об объективности мысленной картины мира. Особенно остро этот вопрос стоит, когда мы решаем вопрос о существовании объектов, вводимых теоретическим мышлением. Например, существуют ли "материя", "грамматическое правило", "знак", "число", "символ", "архетип", "бренд" и др., и если существуют, то каким образом и какими свойствами обладают?

В философии принято говорить о объективной и субъективной реальностях, кроме того выделяют реальность консенсуса или обусловленную реальность, социальную, художественную и техническую, так же в последнее время все чаще учеными из различных областей обсуждаются медиареальность и виртуальная реальность.

Объективная реальность - то, что существует независимо от сознания человека, материя во всех ее проявлениях и законы, по которым она существует.

Субъективная реальность - мир, создаваемый индивидуальным сознанием человека. Это совокупность идеальных явлений, созданных сознанием и в нем существующих - мысли, понятия, чувства, образы и др. Она является порожденной и актуальной, то есть существует здесь и сейчас.

Если объективная реальность - всеобща и универсальна, то субъективная реальность - индивидуальна и непосредственно доступна только тому, кто ее создал, то есть не является интерактивной.

 

Вопрос для самопроверки

3. Верно ли, что субъективная реальность и объективная совпадают?

А.   Верно

Б.    Неверно

 

 

МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ

Медиареальность или медийная реальность - относительно новое понятие в онтологии. Это реальность, создаваемая средствами массовой информации и коммуникации.

В рамках уже первых научных исследований феномена медиареальности был поставлен вопрос о соотношении медиареальности и объективной реальности: медиареальность отражает реальность (представляет, повторяет наличное) или конструирует (создает свой особенный мир)?

Уолтер Липпманн в книге «Общественное мнение» (1922) констатировал, что новости, переданные СМИ, не отражают события во всей их полноте, а только сигнализируют о самом факте этих событий. А кроме того, Липпманн первым отметил, что новостийные медийные сообщения конструируют особый мир, который может быть отличным от действительности.

Теоретическую предпосылку положения о конструировании медийной реальности дали в свое время Вальтер Беньямин в книге «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) и Герберт Маршалл Маклюэн в труде «Галактика Гутенберга» (1962). "

 В качестве средств коммуникации Маклюэн рассматривает фактически все элементы культурной и социальной реальности, окружающей человека: речь, фонетический алфавит, иероглифы, автомобиль, комикс, фотографию, деньги, радио, телевидение, орудия труда и т. д. Объединяет эти разнородные объекты то, что все они несут определенное сообщение. И не только несут, но и сами являются сообщениями.

В «Галактике Гутенберга» Маклюэна прозвучал знаменитый тезис: медиум (средство информации) есть сообщение, или, иначе, содержание сообщения определяется самим коммуникационным средством. Этот тезис обратил внимание исследователей на то, что коммуникационное средство активно преобразовывает реальность, так как событие, освещаемое СМИ, становится новостью не само по себе, а в связи с переданными о нем сообщениями, характер которых и взаимодействие их с публикой целиком определяются коммуникационным средством, воспроизводящим это событие. Важно не то, что говорится, то, кто и где об этом говорит. Тот, кто владеет медиа, владеет инструментом по созданию реальности, а потому владеет миром.

Работа Николаса Лумана «Реальность массмедиа» посвящена вопросу места и роли массмедиа в современной общественной системе, и в этой работе автор показывает, что созданная массмедиа реальность, «массмедийная реальность», заменяет для людей подлинную, объективную реальность. Когда мы смотрим или читаем новостной репортаж, мы редко задумываемся, что никто не может объективно и полно осветить событие.

К основным характеристикам медиареальности относятся:

• искажение пространства и времени, благодаря которому у зрителя возникает ложное ощущение присутствия, а мир сжимается до масштабов "глобальной деревни", где все связано со всем;

• избирательность или мозаичность, фрагментарность, то есть невозможность описать объект или явление в его полноте;

• упрощение сложных явлений;

• архетипизация образов - использование понятных и узнаваемых зрителю образов - типичных врачей, чиновников, экспертов и др.;

• геймификация или игровизация - авторы медиатекстов привлекают наше внимание различными техниками, из-за чего небольшое событие превращается в шоу.

Как указывает У. Липпман, «без стандартизации, без стереотипов, без рутинных суждений, без совершенно безжалостного упрощения сложностей любой редактор вскоре умер бы от перевозбуждения».

Медиареальность, выступая коммуникативным медиумом в познании социального мира, является одним из механизмов формирования общественного мнения и социального управления. Она может выполнять как конструктивные функции информирования, создания общего коммуникативного контекста, так и играть деструктивную роль, создавая те или иные стереотипы событий, общественных групп, которые могут провоцировать опасные для общества социальные последствия.

Специфической формой образа в медиареальности является виртуальная личность - созданный пользователем виртуальный образ себя. Благодаря особым свойствам медиасреды пользователь может конструировать образ, как отвечающий реальности, так и несовпадающий с ней.

Медиум или средство сообщения (ТВ, радио, интернет, фото и др.) диктует реальности, какой ей быть, в силу особенностей функционирования самого медиума. Так распространение ТВ и интернета привело к преобладанию в современной культуре визуального контента и породило особый клиповый стиль мышления, за счет того, что зритель привык получать информацию нарезанную на маленькие удобные для восприятия кусочки.

Развитие фотоаппаратуры и распространение практики широкоформатной печати потребовало особой обработки фотографий, так как чем больше размер печати, тем больше недостатков на фото видно (своеобразный эффект Гулливера в стране лилипутов).

 

Вопрос для самопроверки

4. По мнению М. Маклюэна, …

А.   Средство коммуникации активно преобразовывает реальность

Б.    Средство коммуникации пассивно преобразовывает реальность

В.   Средство коммуникации никак не влияет на реальность

 

 

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Этимология слова "виртуальный" достаточно сложна. вольно любопытна. Различные варианты образованных с помощью корня "vrt" слов встречаются в санскрите, латыни, старославянском языке. Несмотря на определенные различия, во всех языках этот корень обозначает событие, порождаемое в данный момент чьей-то активностью. В современном английском языке слово virtual приобрело дополнительный смысловой оттенок: "но не существующее в действительности". Таким образом отмечается наличие некоторой проявляющейся время от времени реальности, отличной от физической.

Известно, что термин "виртуальная реальность" использовался еще в средневековой философии, схоластике, в частности, при обсуждении проблемы взаимоотношения потенциального и актуального. Еще в IV в. Василий Великий считал, что некая реальность способна генерировать иную, причем закономерности существования последней несводимы к аналогичным характеристикам порождающей реальности. Виртуальное понималось как некоторая сила, способная содержать в себе будущие следствия, в которой потенциально заложен будущий способ действования, поведения объекта, его будущая актуальная реализация.

В XX веке понятие виртуальности вновь оказывается востребованным в культуре. Идея виртуальности является достаточно распространенной во многих областях знания. Например, в физике элементарных частиц вводится особый класс виртуальных частиц, существующих лишь в процессе взаимодействия; в эргономике используют понятие виртуального объекта; в теории управления (виртуальный офис, виртуальный менеджмент); в вычислительной технике, компьютерных технологиях о виртуальной памяти; в искусствоведении предлагается идея виртуального театра и т.д.

В философии можно выделить несколько вариантов определения виртуальной реальности.

 В широком смысле виртуальная реальность есть любая реальность, выступающая как результат фантазии, воображения или логической реконструкции видимого мира. Таким образом художественное произведение, фотография, фильм и т.д. могут рассматриваться как виртуальная реальность.

В узком смысле виртуальная реальность может рассматриваться как интерактивная среда, технически конструируемая при помощи компьютерных средств. В таком значении термин «виртуальная реальность» был введен в научный обиход американским ученым Джароном Ланье, который в 1980-х годах возглавлял группу ученых, которые создали интерфейс подключения к виртуальному миру, благодаря чему к виртуальной реальности могли подключиться одновременно несколько человек. В своих исследованиях Д. Ланье придерживался мнения о технической природе такой реальности. Виртуальность, по определению Д. Ланье, есть «реальность визуальных образов», генерируемая исключительно компьютерной техникой.

Особенности виртуальной реальности:

• порожденность,

• актуальность,

• автономность,

• интерактивность;

• неспособность к саморазвитию.

Другими словами, виртуальная реальность порождена активностью порождающей реальности и существует, пока эта активность длится, но при этом свойства этой реальности и законы, по которым она существует, могут отличаться от порождающей реальности. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.

 

Приведем простой пример. Мику Хацунэ - японская виртуальная певица.

Она существует благодаря порождающей реальности (компании "Crypton Future Media" и используемым технологиям), без которой ее существование будет невозможно. Однако для миллионов поклонников она реальный персонаж, который проводит настоящие концерты, выступает на передачах, рекламирует товары. В нее влюбляются, ее боготворят и ненавидят, таким образом виртуальное становится частью реального.

 

Вопрос для самопроверки

5. К особенностям виртуальной реальности относится …

А.   интерактивность

Б.    способность к саморазвитию

В.   вечность

Г.    совпадение с объективной реальностью

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.015 с.)