Проблема бытия в истории философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема бытия в истории философии



ВВЕДЕНИЕ В ОНТОЛОГИЮ

Онтология - один из важнейших разделов философии.

Термин «онтология» переводится с греческого как "учение о бытии" (ontos — сущее и logos — слово, учение). В первые в этом значении был использован Рудольфом Гоклениусом (1636 г.) в своем произведении "Философский лексикон". До этого вопросы о сущности бытия входили в проблемное поле метафизики, а Р. Гоклениус использовал новый термин "онтология", чтобы отделить проблему бытия от проблемы его познания.

Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого раскрывается в таких категориях, как нечто и ничто, возможное и невозможное, определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма, становление, происхождение, переход и др.

Несмотря на кажущуюся оторванность от реальной жизни и умозрительность, онтологические проблемы и вопросы пронизывают не только мир науки, но и повседневные практики человека. "Можно ли рекламировать несуществующий товар? Можно ли запретить рекламу несуществующего товара? И как доказать, что рекламируемый товар не существует, а реклама нарушает закон? " - эти вопросы до сих пор актуальны для представителей рекламного бизнеса и законодательства.

Так, в 1996 году в России вышел закон, запретивший рекламу крепкой алкогольной продукции, и на экранах телевизоров сразу появилась реклама шоколадных конфет, минеральной воды, солений, не существующих фильмов и даже льда для коктейлей под легко узнаваемыми брендами алкогольных напитков. Долгое время Федеральной антимонопольной службе приходилось доказывать, что рекламируемый товар в природе не существует (не представлен на полках магазинов, не выпускается в промышленных масштабах и т.д.), чтобы запретить его рекламу.

Вопрос для самопроверки

1. Верно ли, что онтология и метафизика - синонимы?

А. Верно

Б. Неверно

 

Вопрос для самопроверки

2. С точки зрения классической онтологии

А.   Бытие не существует

Б.    Бытие познаваемо и объективно

В.   Бытие непознаваемо и объективно

Г.    Бытие познаваемо и субъективно

 

Вопрос для самопроверки

3. Верно ли, что субъективная реальность и объективная совпадают?

А.   Верно

Б.    Неверно

 

 

МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ

Медиареальность или медийная реальность - относительно новое понятие в онтологии. Это реальность, создаваемая средствами массовой информации и коммуникации.

В рамках уже первых научных исследований феномена медиареальности был поставлен вопрос о соотношении медиареальности и объективной реальности: медиареальность отражает реальность (представляет, повторяет наличное) или конструирует (создает свой особенный мир)?

Уолтер Липпманн в книге «Общественное мнение» (1922) констатировал, что новости, переданные СМИ, не отражают события во всей их полноте, а только сигнализируют о самом факте этих событий. А кроме того, Липпманн первым отметил, что новостийные медийные сообщения конструируют особый мир, который может быть отличным от действительности.

Теоретическую предпосылку положения о конструировании медийной реальности дали в свое время Вальтер Беньямин в книге «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) и Герберт Маршалл Маклюэн в труде «Галактика Гутенберга» (1962). "

 В качестве средств коммуникации Маклюэн рассматривает фактически все элементы культурной и социальной реальности, окружающей человека: речь, фонетический алфавит, иероглифы, автомобиль, комикс, фотографию, деньги, радио, телевидение, орудия труда и т. д. Объединяет эти разнородные объекты то, что все они несут определенное сообщение. И не только несут, но и сами являются сообщениями.

В «Галактике Гутенберга» Маклюэна прозвучал знаменитый тезис: медиум (средство информации) есть сообщение, или, иначе, содержание сообщения определяется самим коммуникационным средством. Этот тезис обратил внимание исследователей на то, что коммуникационное средство активно преобразовывает реальность, так как событие, освещаемое СМИ, становится новостью не само по себе, а в связи с переданными о нем сообщениями, характер которых и взаимодействие их с публикой целиком определяются коммуникационным средством, воспроизводящим это событие. Важно не то, что говорится, то, кто и где об этом говорит. Тот, кто владеет медиа, владеет инструментом по созданию реальности, а потому владеет миром.

Работа Николаса Лумана «Реальность массмедиа» посвящена вопросу места и роли массмедиа в современной общественной системе, и в этой работе автор показывает, что созданная массмедиа реальность, «массмедийная реальность», заменяет для людей подлинную, объективную реальность. Когда мы смотрим или читаем новостной репортаж, мы редко задумываемся, что никто не может объективно и полно осветить событие.

К основным характеристикам медиареальности относятся:

• искажение пространства и времени, благодаря которому у зрителя возникает ложное ощущение присутствия, а мир сжимается до масштабов "глобальной деревни", где все связано со всем;

• избирательность или мозаичность, фрагментарность, то есть невозможность описать объект или явление в его полноте;

• упрощение сложных явлений;

• архетипизация образов - использование понятных и узнаваемых зрителю образов - типичных врачей, чиновников, экспертов и др.;

• геймификация или игровизация - авторы медиатекстов привлекают наше внимание различными техниками, из-за чего небольшое событие превращается в шоу.

Как указывает У. Липпман, «без стандартизации, без стереотипов, без рутинных суждений, без совершенно безжалостного упрощения сложностей любой редактор вскоре умер бы от перевозбуждения».

Медиареальность, выступая коммуникативным медиумом в познании социального мира, является одним из механизмов формирования общественного мнения и социального управления. Она может выполнять как конструктивные функции информирования, создания общего коммуникативного контекста, так и играть деструктивную роль, создавая те или иные стереотипы событий, общественных групп, которые могут провоцировать опасные для общества социальные последствия.

Специфической формой образа в медиареальности является виртуальная личность - созданный пользователем виртуальный образ себя. Благодаря особым свойствам медиасреды пользователь может конструировать образ, как отвечающий реальности, так и несовпадающий с ней.

Медиум или средство сообщения (ТВ, радио, интернет, фото и др.) диктует реальности, какой ей быть, в силу особенностей функционирования самого медиума. Так распространение ТВ и интернета привело к преобладанию в современной культуре визуального контента и породило особый клиповый стиль мышления, за счет того, что зритель привык получать информацию нарезанную на маленькие удобные для восприятия кусочки.

Развитие фотоаппаратуры и распространение практики широкоформатной печати потребовало особой обработки фотографий, так как чем больше размер печати, тем больше недостатков на фото видно (своеобразный эффект Гулливера в стране лилипутов).

 

Вопрос для самопроверки

4. По мнению М. Маклюэна, …

А.   Средство коммуникации активно преобразовывает реальность

Б.    Средство коммуникации пассивно преобразовывает реальность

В.   Средство коммуникации никак не влияет на реальность

 

 

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Этимология слова "виртуальный" достаточно сложна. вольно любопытна. Различные варианты образованных с помощью корня "vrt" слов встречаются в санскрите, латыни, старославянском языке. Несмотря на определенные различия, во всех языках этот корень обозначает событие, порождаемое в данный момент чьей-то активностью. В современном английском языке слово virtual приобрело дополнительный смысловой оттенок: "но не существующее в действительности". Таким образом отмечается наличие некоторой проявляющейся время от времени реальности, отличной от физической.

Известно, что термин "виртуальная реальность" использовался еще в средневековой философии, схоластике, в частности, при обсуждении проблемы взаимоотношения потенциального и актуального. Еще в IV в. Василий Великий считал, что некая реальность способна генерировать иную, причем закономерности существования последней несводимы к аналогичным характеристикам порождающей реальности. Виртуальное понималось как некоторая сила, способная содержать в себе будущие следствия, в которой потенциально заложен будущий способ действования, поведения объекта, его будущая актуальная реализация.

В XX веке понятие виртуальности вновь оказывается востребованным в культуре. Идея виртуальности является достаточно распространенной во многих областях знания. Например, в физике элементарных частиц вводится особый класс виртуальных частиц, существующих лишь в процессе взаимодействия; в эргономике используют понятие виртуального объекта; в теории управления (виртуальный офис, виртуальный менеджмент); в вычислительной технике, компьютерных технологиях о виртуальной памяти; в искусствоведении предлагается идея виртуального театра и т.д.

В философии можно выделить несколько вариантов определения виртуальной реальности.

 В широком смысле виртуальная реальность есть любая реальность, выступающая как результат фантазии, воображения или логической реконструкции видимого мира. Таким образом художественное произведение, фотография, фильм и т.д. могут рассматриваться как виртуальная реальность.

В узком смысле виртуальная реальность может рассматриваться как интерактивная среда, технически конструируемая при помощи компьютерных средств. В таком значении термин «виртуальная реальность» был введен в научный обиход американским ученым Джароном Ланье, который в 1980-х годах возглавлял группу ученых, которые создали интерфейс подключения к виртуальному миру, благодаря чему к виртуальной реальности могли подключиться одновременно несколько человек. В своих исследованиях Д. Ланье придерживался мнения о технической природе такой реальности. Виртуальность, по определению Д. Ланье, есть «реальность визуальных образов», генерируемая исключительно компьютерной техникой.

Особенности виртуальной реальности:

• порожденность,

• актуальность,

• автономность,

• интерактивность;

• неспособность к саморазвитию.

Другими словами, виртуальная реальность порождена активностью порождающей реальности и существует, пока эта активность длится, но при этом свойства этой реальности и законы, по которым она существует, могут отличаться от порождающей реальности. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.

 

Приведем простой пример. Мику Хацунэ - японская виртуальная певица.

Она существует благодаря порождающей реальности (компании "Crypton Future Media" и используемым технологиям), без которой ее существование будет невозможно. Однако для миллионов поклонников она реальный персонаж, который проводит настоящие концерты, выступает на передачах, рекламирует товары. В нее влюбляются, ее боготворят и ненавидят, таким образом виртуальное становится частью реального.

 

Вопрос для самопроверки

5. К особенностям виртуальной реальности относится …

А.   интерактивность

Б.    способность к саморазвитию

В.   вечность

Г.    совпадение с объективной реальностью

 

Вопрос для самопроверки

6. Верно ли, что представления о материи менялись с развитием философии и науки?

А.   Верно

Б.    Неверно

 

 

АТРИБУТЫ МАТЕРИИ

Под атрибутами материи понимаются ее универсальные фундаментальные свойства как субстанции. Первым понятие атрибута к субстанции применил Б. Спиноза, который выделил два ее сущностных и неотъемлемых признака: протяжение и мышление. Дальнейшая история философии характеризовалась уточнением атрибутов, представление о которых зависело от того, как понимал субстанцию тот или иной мыслитель. В современных учебных пособиях число атрибутов материи варьируется. Выделим и охарактеризуем пять атрибутов материи: движение, взаимодействие, отражение, пространство и время.

Движение есть способ существования материи. Под движением в философии понимается вся совокупность изменений, т.е. изменение вообще. Движение носит объективный характер, так как оно происходит независимо от сознания субъекта. Движение является универсальным, или всеобщим, поскольку в мире не существует объектов, которые бы никак не изменялись. Движение также отличается абсолютностью и относительностью: оно абсолютно, потому что каждый объект постоянно претерпевает изменения, и относительно, ибо изменения всегда происходят в тех или иных (но не во всех сразу) отношениях. Наконец, движение противоречиво, так как несет в себе две противоположные тенденции: к сохранности и к изменчивости. При полной победе первой из этих тенденций материя застыла бы неподвижно, как мир Парменида, при победе второй — не смогла бы иметь внутреннего единства, как поток Гераклита.

Выделяются различные типы и формы движения материи:

1. изменение пространственного положения объекта при сохранении его состояния и качеств;

2. изменение состояния объекта при сохранении его качеств;

3. изменение качеств объекта.

Примером первого типа движения служит простое перемещение, примером второго — переход воды из одного агрегатного состояния в другое, примером третьего — развитие человека или общества.

Подробнее о развитии и движении мы поговорим чуть позже, когда будем разбирать тему "Проблема развития в философии".

Взаимодействие. Этот атрибут представляет процесс взаимного влияния одних объектов на другие, всеобщую связь между ними, изменение их состояний, взаимный переход и порождение одних объектов другими. Взаимодействие служит доказательством того, что движение абсолютно, а покой относителен.

Взаимодействие носит объективный и универсальный характер, в нем осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия. Существуют различные виды взаимодействия: в естественных науках — слабые и сильные, притяжение и отталкивание, разрушающие и созидающие; в социальных науках — борьба, союз и нейтралитет.

Отражение. Отражение - это способность одних материальных объектов или систем воспроизводить характерные особенности других объектов или систем путем передачи вещества, энергии или информации. Каждая из материальных систем, воздействуя на другие и вызывая в них определенные изменения, оказывает известное влияние на ту систему, на которую она воздействует, и тем самым запечатлевает себя в ней в результате воздействия.

Разным уровням организации материи соответствуют специфичные для них формы движения и формы отражения - механическое, физическое, химическое, биологическое, психическое, социальное. Так, при механическом движении отражение существует в виде отпечатка, следа. При физическом движении оно проявляется в физических процессах, при химическом движении — в химических реакциях. В примитивных организмах отражение существует в виде раздражимости, в более сложных организмах — в виде чувствительности. Высшим животным присуща уже психическая форма отражения, людям свойственна социальная форма отражения — сознание.

Формы отражения так же иерархичны, как иерархичны формы движения материи. Более сложные формы отражения возникают на основе более простых, но приобретают качественно новые, специфические только для них особенности, которых нет у менее развитых форм отражения.

Вопрос для самопроверки

7. Отражение бывает …

А.   математическим

Б.    литературным

В.   химическим

Г.    динамическим

 

 

Вопрос для самопроверки

8. Верно ли, что к свойствам пространства относится необратимость?

А.   Верно

Б.    Неверно

 

ЛИТЕРАТУРА

Учебная литература

Философия: учебное пособие для вузов / Е. В. Бранская, М. И. Панфилова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06322-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: http://biblio-online.ru/bcode/454889 (дата обращения: 05.04.2020).

Философия: учебник для вузов / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09969-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: http://biblio-online.ru/bcode/452570 (дата обращения: 05.04.2020).

Философия: учебник для вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-6963-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: http://biblio-online.ru/bcode/449836 (дата обращения: 04.04.2020).

 

Дополнительная научно-популярная литература

Нагель Т. "Что все это значит? Очень краткое введение в философию" - https://scepsis.net/library/id_1730.html

Митио Каку "Физика невозможного" - https://elementy.ru/bookclub/chapters/430702/ (по запросу через ЛК могу прислать книгу целиком)

Образы времени и исторические представления: Россия-Восток-Запад. Под ред. Л.П. Репиной. М.,2010. - https://publications.hse.ru/books/63150768 (по запросу через ЛК могу прислать книгу целиком)

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

ВВЕДЕНИЕ В ОНТОЛОГИЮ

Онтология - один из важнейших разделов философии.

Термин «онтология» переводится с греческого как "учение о бытии" (ontos — сущее и logos — слово, учение). В первые в этом значении был использован Рудольфом Гоклениусом (1636 г.) в своем произведении "Философский лексикон". До этого вопросы о сущности бытия входили в проблемное поле метафизики, а Р. Гоклениус использовал новый термин "онтология", чтобы отделить проблему бытия от проблемы его познания.

Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого раскрывается в таких категориях, как нечто и ничто, возможное и невозможное, определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма, становление, происхождение, переход и др.

Несмотря на кажущуюся оторванность от реальной жизни и умозрительность, онтологические проблемы и вопросы пронизывают не только мир науки, но и повседневные практики человека. "Можно ли рекламировать несуществующий товар? Можно ли запретить рекламу несуществующего товара? И как доказать, что рекламируемый товар не существует, а реклама нарушает закон? " - эти вопросы до сих пор актуальны для представителей рекламного бизнеса и законодательства.

Так, в 1996 году в России вышел закон, запретивший рекламу крепкой алкогольной продукции, и на экранах телевизоров сразу появилась реклама шоколадных конфет, минеральной воды, солений, не существующих фильмов и даже льда для коктейлей под легко узнаваемыми брендами алкогольных напитков. Долгое время Федеральной антимонопольной службе приходилось доказывать, что рекламируемый товар в природе не существует (не представлен на полках магазинов, не выпускается в промышленных масштабах и т.д.), чтобы запретить его рекламу.

Вопрос для самопроверки

1. Верно ли, что онтология и метафизика - синонимы?

А. Верно

Б. Неверно

 

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Несмотря на то, что термин, обозначающий онтологию, широко распространился только в 17 веке, проблема бытия интересовала философов всегда. Более того, онтологические вопросы: "Что лежит в основании мира?", "Каким образом мир развивается?" и др. - дали рождение философии в эпоху Античности.

О том, как менялись представления о бытии в истории философии, и о том, что такое классическая и неклассическая онтологии, вы узнаете из следующего видео.

ССЫЛКА НА УЧЕБНОЕ ВИДЕО: https://youtu.be/BLejmG-WS-E

Понимая бытие как предельно общую абстракцию, которая объединяет по признаку существования самые различные явления, можно выделить важнейшие проявления (сферы) бытия:

• Бытие природы - природные неорганические и органические формы.

• Бытие человека как уникального существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного.

• Бытие общества как мир духовно-практической деятельности людей и их отношений.

• Бытие духовного как особого рода реальности — норм, ценностей, идеалов и т.п., составляющих духовную культуру общества.

Каждая сфера бытия обладает своей сложной структурой. Так уровнями неживой природы являются: субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны); микроэлементарный (адроны и лептоны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); единичных вещей; макротел; планет и систем планет; галактик и систем галактик; метагалактик; Вселенной. К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); многоклеточных организмов; видов; популяций; биоценозов; биосферы в целом. Уровни общества образуют: отдельный индивид; семья; коллектив; социальные группы (слои, классы, страты); этносы; нации; расы; государства; союзы государств; отдельные общества; человечество в целом.

Все формы бытия развиваются и функционируют по своим законам и являются объектами исследования для различных наук. Вместе с тем, многообразные формы бытия взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру. Именно благодаря взаимодействию различных форм бытия складывается единый и противоречивый, но целостный мир.

Вопрос для самопроверки

2. С точки зрения классической онтологии

А.   Бытие не существует

Б.    Бытие познаваемо и объективно

В.   Бытие непознаваемо и объективно

Г.    Бытие познаваемо и субъективно

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.071 с.)