Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ощущение Истины или сама – Истина
Взгляды молодого человека, занимавшегося ТМ на собственную личность, в чем – то перекликаются с концепцией Будды. Бытие по Будде человеку представляется бытием, лишь вследствие собственного «самообмана». Но человеку свойственно уничтожить этот самообман, что и делается единственной разумной целью его жизни[34]. Отрицание жажды личного бытия совершалось, как писал профессор Кожевников через, «саморазложение личности в неспособных существованию после смерти частях». «Очисти разум навсегда от всего», – приводит профессор слова Дхарма Пады. «Умертви не только желание, но и самосознание»[35]. К этой цели вели «оригинальные приемы самогипноза». С помощью определенной техники разрушалась «самобытность и устойчивость самого воспринимающего субъекта», то есть реальное Я превращалось «в смену ощущений и представлений» [36]. Психофизические упражнения вели к угашению ощущения и мышления, «угашению желания, воли, ощущения, мышления, сознания, самоощущения и самосознания» открывало врата в мир нирваны. Временным и аналогичным пребыванию в нирване переживаниям «является экстатический транс, приостанавливающий хотя бы на некоторый срок волевые, чувственные и мыслительные функции организма и этим как бы прерывающее само бытие субъекта, парализующее временно его Я». Здесь вместе с сознанием угасает и страдание. Итогом джан является аналитическое разложение действительности, мир претерпевает крушение, «угашается и вымирает всякая мысль», упраздняется сила субъективного я[37]. Совокупный результат восьми джан заключается в «разрушении желающей, чувственной и осознающей личности. Достигается прекращение как сознания, так и ощущения»[38] (мир разлагается в представления, и от этих представлений происходит отказ путем отказа от «я»[39]). То есть с точки зрения Будды, мир распространяется до тех пределов, которых достигают органы чувств человека. Соответственно, когда угасают органы чувств человека, в сознании угасает и образ воспринимаемого мира. И с помощью определенных психотехник, оглушая собственное «я», человек достигает того, что угасает образ мира.
Для буддистского сознания не важно, существует ли в реальности тигр, который несет в себе опасность, для него важно то, что образ тигра воспринимается сознанием. Поэтому, разлагая существующий образ на какие – то элементы, буддист добивается того, что этот тигр перестает для него ассоциироваться с чувством опасности[40].
Эту мысль отчасти можно соотнести с упомянутыми выше взглядами на разрушение обусловленности восприятия. Человек, идущий путем разрушения образа мира, надеется сломать социальные модели, закрывающие от него, по его версии, путь познания. Но к чему он приходит в итоге? К мета – моделям (моделям, управляющими моделями более низкого уровня). Он приходит к состоянию сознания, в котором мир не отражается или отражается иначе. И воспринимает это отсутствие отражения или его искажение за искомую Истину Одним из способов разрушения обусловленности восприятия и так называемого «расширения сознания» является употребление психотропных веществ (ЛСД, пейотль, аяваска и пр.). Но если понимать суть процесса, нужно говорить не о расширении сознания, а о формирования «синдрома открытой личности». Когда в сознание человека притекает огромное количество образов, то его сознание расплывается в этих образах и человек теряет осознание самого себя. Он становится чрезвычайно внушаемым, и мысль, которая воспринимается наиболее ярко, становится руководством к действию. Тогда у человека разрушается иерархия ценностей, и он становится не способен отделить полезное от неполезного, истинное от ложного (более подробно см. в лекциях цикла «Ведут ли ЛСД (прочие ПАВ) и психотехники к познанию Истины?»). При опьянении ЛСД привычные связи в сознании меняются (перекомбинируются). Если ранее, скажем, находясь в трезвом состоянии, человек знал, что, прикоснувшись к раскаленной печке он обожжет руку, то в состоянии опьянения понимание причинно – следственной связи трансформируется. В момент опьянения идея причины (прикосновение к раскаленной печке) может связаться с идеей, которая не является следствием, но которая на время опьянения может занять место следствия (что может породить ощущение проникновения в глубины постижения Вселенной). Например, может получиться такая связка: касаешься печки – и из пальца вырастает цветок.
[Одного человека во время опьянения ЛСД очаровали проносящиеся в тоннеле автомобили – неимоверно растянутые звуки их клаксонов и тянущиеся белые следы от горящих фар. Ему представилось, как он большой белой птицей, плавно и красиво взмахнув крыльями, словно балерина, опускается на капот движущегося автомобиля. Хорошо, что он поделился этой мысль со своим не столь, видимо, опьяненным товарищем, который несколько отрезвил его сказав: «Это ты сейчас – красивая белая птица, а через несколько секунд будешь лежать на дороге с проломленной грудной клеткой, а я буду вызывать тебе машину скорой помощи»]. Где – то в глубине сознания даже во время опьянения человек помнит об ожоге, но яркая, смелая мысль о вырастающем цветке из пальца пленяет его своей новизной и, скажем, «революционностью». На фоне смутного припоминания об ожоге мысль о цветке кажется прорывом в новую форму существования, возможностью сломать «стереотипы» и преодолеть «обусловленность». Выходя из состояния опьянения в трезвое состояние, в ту картину мира, в которой за прикосновением к печке следует ожог, человек припоминает, что во время опьянения ему на ум пришел какой – то новый способ избежать детерминированности ожогового процесса. Но как именно он полагал избежать ожога, он уже не помнит, так как уже находится под действием физических законов, и свое нахождением под действием их осознает «ежесекундно». Вследствие «ежесекундного» восприятия действия физических законов, он не может восстановить в сознании убежденность в вырастании цветка из пальца. Ведь мысли о цветке, появись она в сознании, тут же будет противопоставлен весь комплекс представлений, добытых восприятием и закрепленных опытом. Но само смутное припоминание, что в состоянии опьянения он как – то обходил в теории действие физических законов и детерминированность ожогового процесса, вполне может остаться в сознании. И это смутное припоминание человек рискует назвать прорывом в гениальность, шагом «за дверь». И чтобы припомнить, в чем именно состояло «гениальное открытие», он принимает новую порцию ЛСД. Принимая новую порцию ЛСД, он ставит перед собой задачу поразмышлять на захватившую его тему в измененном состоянии сознания. Но как только он входит в измененное состояние сознания, его захватывает новая тема, разрешение которой он будет искать в новом опьянении, и так далее, и так далее. «От состояния опьянения галлюциногенами», по мысли одного психиатра, ничем в духовном смысле не отличается состояние глубокой медитации. «Это та же пассивная готовность к внушению любого рода. Фактически – та же пустота в ожидании некоего разума, способного оплодотворить ее»[41]. Во время медитативных практик известный йог Слава Курилов переживал ощущение постижения некоторого знания, но в чем именно это знание состояло, он по выходе из состояния медитативного погружения он забывал. Некоторые фрагменты книги Славы Курилова «Один в океане», а также некоторые другие аспекты погружения в медитативные практики разбирались в цикле лекций «Восточный цикл (пункты 9а – 9в, 15 – 18). В лекциях приводились размышления известного мыслителя Л.А. Тихомирова насчет трансформации механизмов восприятия вследствие погруженности в медитативные практики. С размышлениями мыслителя каждый может ознакомиться самостоятельно по его книге «Религиозно–философские основы Истории». Мысли о восточном мистицизме и трансформации процесса восприятия приводятся в главах «Достоверны ли источники оккультного познания?» и «Мистика». Коренное отличие медитативных практик от христианской духовной жизни описывается в главе «Христианская духовная жизнь» (размышления Тихомирова впрямую не касаются ЛСД и прочих галлюциногенов, но вполне могут быть сопоставлены с темой ЛСД).
Глазами православного мировоззрения можно посмотреть и на слова эзотериков об упомянутой выше мистической «передаче». Вместе с упомянутыми главами из книги Тихомирова в отношении данной темы можно рекомендовать книгу святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти. Слово о чувственном и о духовном видении духов». Святитель Игнатий писал, что до грехопадения первые люди Адам и Ева имели возможность непосредственного общения с Богом. Когда они отвернулись от Бога и утратили возможность пребывания в раю, способность видеть духовный мир у них еще оставалась. Но к общению с Богом и ангелами они уже были не способны. Вследствие появления в них страстей они стали более сообразны миру падших духов. И если бы контакт с ними у человека оставался, по мнению Игнатия Брянчанинова, падшие духи могли бы в кратчайшее время развратить людей – они могли бы непрерывно представлять человеку соблазнительные или ужасающие образы, и человек постоянно бы испытывал чувство страха, ужаса, подавленности. Чтобы оградить людей от такого воздействия, Господь обернул людей телесностью – в Священном Писании сказано, что Господь дал людям «кожаные ризы». После этого у демонов осталась только способность воздействовать на человека через его помыслы. Восточное мировоззрение воспринимает духов, живущих в воздухе, как божества, соответственно выстраивает психотехнику таким образом, чтобы облегчить контакт мира духов и людей. Медитативные психопрактики приводят к торможению коры головного мозга, вследствие чего демоны могут напрямую транслировать в сознание человека различные образы, которые человек воспринимает как истинные. С точки зрения восточного миросозерцания есть некая духовная первооснова всего сущего, с которой восточный аскет стремится соединиться через разрушение своей телесности. Но по факту он соединяется с миром падших духов, которые не обладают телесной оболочкой и могут представиться человеку в виде чего угодно – пара, энергии, света. Человеку начинает казаться, что он обретает Истину, а на самом деле он вступил на путь заблуждений, стал рабом падших духов, предлагающих ему искаженную картину мира. У человека, который сталкивается с восточными психопрактиками происходит подмена понятий.
Истина подменяется процессом поиска Истины – ярким, шокирующим, парадоксальным, вызывающим суррогат изумления. Преподобный Исаак Сирин говорил, что, созерцая творение Божие, вчитываясь в Священное Писание, человек испытывает чувство изумления перед делами Божиими. И это чувство подлинного изумления различные авторы (не только в эзотерическом мире, но и в кино, и в литературе) пытаются искусственно сконструировать с помощью броских и интригующих парадоксов. Когда человек сталкивается с нестандартной постановкой вопроса, с разрушением привычных ему идей, он испытывает чувство удивления, которое он путает с изумлением, возникающим от соприкосновения с Истиной. Эту разницу можно соотнести также с разницей между переживанием от действия благодати Божией и переживанием наркотическим, которую объяснял митрополит Антоний Сурожский. Переживание благодатное оставляет в жизни человека неизгладимый след и становится началом деятельности, направленной на служение Богу и ближним. Переживание же наркотическое забывается и прекращается вместе с действием препарата – человек вновь и вновь обращается к наркотику, как правило, замыкается на самом себе, а окружающий мир становится для него далеким и чужим (см. приложение 3). Что – то подобное происходит с человеком и при увлечении психотехниками, когда он очаровывается калейдоскопом собственных состояний и ощущений, не становясь живым свидетелем истины, а подменяя ее увлекательным, но бесплодным процессом поиска. Цель подменяется проживанием сменяющих друг друга измененных состояний сознания. Каждая новая форма измененного состояния сознания кажется чем – то многообещающим в плане перспективы прохода «за дверь». Но очередное состояние сменяется очередными состоянием, и с годами становится понятно, что человек ничего не приобретает. Если можно так сказать: цель (вертикаль) подменяется процессом (горизонталь), о чем подробнее см. во второй части статьи «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)», в главе «Тренинги, психопрактики, динамические медитации по Ошо, секты».
Постскриптум 1
Многие вопросы, рассмотренные выше, нуждаются (по – хорошему) в дополнении, уточнении, развитии. Но уточнение и развитие, – это, так сказать, уже другая история. На чем – то надо поставить точку, пусть и распадающуюся на многоточие. На тему Истины и Ее познания можно сказать еще многое. Например, то, что «любовь дает ведение истины», что «любовь направляется истиной, а истина раскрывается в любви»[42]. О том, что любовь называют «вратами естественного познания», о том, что кротость «открывает путь к истинному познанию Бога»[43]. О том, что «смирение – это видеть вещи так, как они есть»[44]. Но сказанное сверх того, что есть, превысит меру той ситуации, в рамках которой состоялся изложенный здесь разговор об Истине, а он состоялся в конкретный исторический момент между конкретными живыми людьми. Во время разговора иные аспекты познания Истины не были затронуты и, соответственно, не нашли своего отображения в статье. Но отсутствие упоминания о них, не ознает того, что их нет. За рамками статьи лежат еще целые пласты действительности, к которым влечет хотя отчасти познанная Истина. Она, по выражению Ухтомского (см. приложение 2) всегда нова, влечет «за собою все далее вперед».
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.011 с.) |