Заведи моторчик - базовое упражнение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заведи моторчик - базовое упражнение



Цель: вырабатывать умение удерживать язык в верхнем положении и первоначальную вибрацию кончика языка.

Описание: улыбнуться, рот широко открыть, широкий кончик языка прижать к верхним альвеолам, сделать глубокий вдох и на мощном длительной выдохе произносить звукосочетание [д з з з – д з з з ]. При этом механическим способом с помощью зонда-«шарика» или обработанного антисептиком указательного пальчика ведущей руки ребенка осуществить вибрацию кончика с нижней стороны, резко прекращая вибрацию.

Методические указания:

1. Обеспечить и следить за силой и правильным направлением воздушной струи (она должна быть мощная и направлена на кончик языка);

2. Следить, чтобы ребенок произносит именно звуки [д] и [з].

 

2. Логопедический массаж (ручной, зондовый, механический, массаж БАД (биологически-активных точек));

3. Самомассаж органов артикуляционного аппарата (делает ребенок сам себе);

4. Биоэнергопластика (инновационная технология) – одновременное выполнение упражнений органами артикуляционного аппарата и пальцами и кистями рук.  

3) развитие речевого дыхания (воздушная струя, которая участвует в образовании звуков речи соответствующей силы и правильного направления)

Технологии:

1. Дыхательная гимнастика для дошкольников:

- упражнения для развития силы воздушной струи;

- упражнения для развития правильного направления воздушной струи (вдоль языка).

4) нормализация деятельности голосового аппарата:

Технологии:

Фонопедические упражнения:

    - упражнения для нормализации силы голоса;

    - упражнения для нормализации тембра голоса;

    - упражнения для нормализации темпа голоса.

II этап – основной

Цель: формирование умений правильно произносить звуки родного языка изолировано и во всех единицах речи (изолировано в слогах, словах, фразах, текстах) и дифференцировать звуки речи на слух и в собственном произношении.

Задачи:

1) Сформировать умение правильно произносить нарушенный звук в изолированном положении.

Технологии:

1. Формирование умения правильно произносить звук «по подражанию образцу» (логопед объясняет и показывает логопату образец правильного произношения звука перед настенным зеркалом на своем собственном артикуляционном аппарате, далее просит логопата повторить правильную артикуляцию звука, включить голосовой и дыхательный аппарат и произнести звук правильно) в логопедической практике самостоятельно этот способ малоэффективен, для детей с дизартрией – не работает.

2. Механический способ постановки звуков (для постановки звуков логопед использует логопедические инструменты – логопедические постановочные зонды и/или предметы-заместители зондов).

3. Смешанный способ постановки звуков, который объединяет в себе и способ «по подражанию», и механический.
Этот способ основной в современной логопедической практике. Логопеды могут обойтись без механического способа в легких случаях (при дислалии), но без 1 способа обойтись мы не может, т.к. он приводит к правильному изолированному звуку.

2) Автоматизировать поставленный звук.

Этапы:

1. Автоматизация звука в изолированном положении;

2. Автоматизация звука в слогах;

3. Автоматизация звука в словах;

4. Автоматизация звука в предложениях (= во фразах);

5. Автоматизация звука в маленьких текстах, стихотворных произведениях и в прозе;

6. Автоматизация звука в чистоговорках.

На каждом этапе автоматизированных звук должен произноситься утрировано: длительно и громко.

3) Сформировать умения дифференцировать смешанные звуки (различать звуки речи на слух и в собственном произношении на уровне ряда изолированных звуков, в слогах, словах, текстах и в собственной речи.

Технологии:

Речевые игры (лингвистические игры)

1. Игры-упражнения для развития слухового внимания;

2. Игры-упражнения для развития слухового восприятия;

3. Игры-упражнения для развития фонематического слуха;

4. Игры-упражнения для развития фонематического восприятия.

III этап – заключительный

Цель: введение правильных звуков в самостоятельную речь логопата с использованием контроля за правильным звукопроизношением со стороны ближайшего окружения.

Задачи:

1) Организовать систематический контроль за правильным звукопроизношением в течение всего дня;

2) Привлечь на данной этапе к логопедическому сопровождению педагогов ДОУ, родителей и близких родственников логопата.

Технологии:

1. Разработка листов контроля за правильным звукопроизношением, в которых участники этого этапа видят те звуки, за которыми необходимо контролировать;

2. проведение мастер-класса по формулированию инструкций для логопата (родителям, педагогам ДОУ). Логопед объясняет взрослым, что они должны благоприятным тоном, с похвалой напоминать ребенку о том, что нужно произносить звуки правильно и просить повторить ребенка слова, но уже с правильным звуком. Просьбы должны быть дозированы, сопровождаться поощрением. Но ни в коем случае не наказывать за неправильное звукопроизношение!

Таким образом, методика логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи включает в себя 3 основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Решение целей и реализация задач этих этапов с использованием традиционных и инновационных логопедических технологий позволяет привести к 100% положительному результату, к устранению неправильного звукопроизношения.

 

2

Методические рекомендации к проведению основного этапа логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

2.1

1. Для определения порядка работы над звуками (свистящими, шипящими, трудными сонорами) следует знать классические логопедические правила: начинаем с постановки более легких по артикуляции звуков, а именно – 1) свистящие, 2) шипящие, 3) трудные соноры.

При работе с детьми со стертой дизартрией, рекомендуется начинать работу с той группы звуков, которая более сохранна (для правильной артикуляции которой органы артикуляционного аппарата более готовы). В практике часто бывает, что [р] ставится первым и быстро, а убрать межзубный свистящие у этого же логопата бывает затруднительно.

2. На основном этапе мы продолжаем уточнять знания ребенка правильной артикуляции нарушенных звуков (дети должны рассказать какое положение занимают губ, зубы, язык для артикуляции того или иного звука).

 3. При постановке звуков мы обязательно используем 3 способ – смешанный, когда совмещаем подражание звуку и логопедические инструменты.

Конечный результат – должно получиться «чистое» утрированное, изолированное произношение поставленного звука, без помощи логопедического зонда. Тогда мы можем считать, что звук поставили (сформировали умение правильно произносить звук).

Логопедический инструментарий для постановки звуков:

- Комплект логопедических постановочных зондов (традиционно 6 зондов, но есть и другие комплектации);

- В качестве аналога классических логопедических зондов используем такие предметы, как напальчник (силиконовый), чайная ложка (с плоской широкой ручкой), деревянная палочка от мороженного, медицинский шпатель, спички (удаляя серные головки), зубные щетки для новорожденных, есть пластиковые одноразовые логопедические зонды.

Весь логопедический инструментарий должен быть индивидуально у каждого логопата, если это невозможно, то нужно тщательно обрабатывать (медицинский спиртом, хлоргексидином и т.д).

Логопедические зонды – это инструмент, который разработан для того, чтобы удержать язык в нужном артикуляционном положении; конфигурация зонда индивидуальна и разработана для каждой группы звуков.

Есть комплекты массажных зондов, их цель – проведение массажа для коррекции мышечного тонуса органов артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.  

В качестве логопедического инструмента выступают пальцы кистей рук ребенка и логопата (также должны обрабатываться в начале логопедического занятия). Как правило, мы используем указательный и средний палец, с их помощью мы помогаем ребенку удерживать рот широко открытым, а с помощью указательного пальца ребенок помогает себе вместо зонда-шарика для звука [р]. Ногти должны быть коротко и ровно подстрижены.

 

Методические рекомендации по постановке свистящих звуков

Для каждого варианта сигматизма свистящих разработаны свои рекомендации:

1. Межзубный сигматизм свистящих:

Должны вариант нарушения сравнить с правильной артикуляцией и выявить отклонения от нормы, в данном случае язык занимает положение не за зубами, а между верхними и нижними зубами.

         А) Уточнить и отработать положение губ в улыбке;

Б) Убрать кончик языка за нижние зубы (дать образец ребенку/с помощью зонда);

          В) Направить воздушную струю вдоль языка по желобку и попросить посвистеть, как свистит насос. С коротким наконечником, если у ребенка повышен рвотный рефлекс или, когда достаточно прижать кончи языка, а спинка занимает правильное положение. Если нужно глубже, то зонд с длинным наконечником. С помощью наконечника зонда мы регулируем опускание спинки языка для чистого звука (кончиком прижимаем язык в нижнее положение).

2. Губно-зубной сигматизм свистящих:

А) Отработать положение губ в улыбке;

Б) Отработать правильно положение языка [а с с с а а] – может быть приближено к норме, а может и нет, тогда с помощью зонда укладываем язык в нужное положение.

3. Боковой сигматизм свистящих:

Используем длинный зонд.

1. Необходимо усиленное отработать боковые края языка, нормализовать их тонус (самомассажем (покусывание), с помощью ручного логопедического массажа, зондового массажа и обязательно уметь удерживать язык плоским, широким внизу).

2. Отработать положение губ в широкой улыбке;

3. Удерживаем язык внизу, просим свистеть.

Большое внимание уделяем артикуляционной гимнастике, чтобы ребенок удерживал язык прямо.

4. Призубный сигматизм свистящих:

Используем короткий зонд, как правило.

Опускаем кончик языка вниз. Схоже с коррекцией межзубного сигматизма свистящих.

 

 

Методические рекомендации по коррекции сигматизма шипящих звуков

Для этой группы звуков свой зонд. При постановке шипящих зонд нужно держать как можно более вертикально, рамочка должна быть наружу, чтобы не травмировать подъязычную связку. Зонд является опорой для удержания языка в среднем положении в форме чашечки, просим ребенка шипеть.

Логопедическая работа по коррекции сигматизма шипящих схожа с коррекцией сигматизма свистящих, потому что сами варианты идентичны. Главное различие в положении губ, при свистящих – улыбка (широкая), при шипящих – трубочка (широкая). Даем возможность ребенку набирать новую порцию воздуха, чтобы воздушная струя была длительной, сильной.

В литературе можно изучить и авторские приемы постановки свистящих и шипящих, и по подражанию, и с помощью зондов. Мы рассматриваем классический формат.

Методические рекомендации по коррекции ламбдацизма

Зонд помогает удерживать язык широким за верхними зубами. Когда ребенок произносит звук [ы], резко отпускаем зонд, звук перейдет в [л] и добавляем [а], получается [ы л л л а а]. Губы в улыбке, рот широко открыт. Сразу вводим в слог [лэ], [ла], чтобы ребенок почувствовал звук кинестетически, ощутил.

Губы в улыбке, особенно при губно-зубном ламбдацизме.

Очень часто логопеды практикуют ставить [л] от межзубного [л]. Логопед просит ребенка закусить кончик языка. Произносить [л а], язык выпячивая вперед, губы в улыбке. Когда ребенок услышал чистый звук, отработал умение произносить [л] в межзубном положении, тогда на уровне слов мы объясняем, что язык нужно поднять наверх и спрятать за зубы [л а]. Этот способ постановки звука [л] называется «от мезжубного».

А) Губно-губной ламбдацизм:

1. Отработка губ: «улыбка» - «трубочка». [л-о л-о л-о], [л-у, л-у, л-у] и т.д.

2. Посмотреть где находится язык, если нужно – поднять.

Б) Боковой ламбдацизм:

1. Язык поднять вверх и удерживать прямо (без зонда сложно обойтись и «от межзубного» не эффективно);

2. Предварительно работаем над боковыми краями, особенно над «больным» краем языка.

Как правило, звук [л] ставится легко и быстро.

Методические рекомендации по коррекции ротацизма

Используем зонд-шарик, потому что основной способ постановки звука – механическая вибрация кончика языка с нижней стороны при одновременной мощной воздушной струе. Безопасно производить при помощи шарика или указательного пальца ребенка. Очень часто и очень эффективно использование вместо зонда указательный палец ведущей руки, который он, также, как и зонд держит вертикально.

Самый основной способ постановки [р]. Просим ребенка улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык за верхние зубы, произнести 2 звука [д з з з], каждый раз набирая новую большую порцию воздуха. Следим строго, чтобы ребенок произносил [д з з з] так, чтобы щекотало кончик языка. При этом, механически с помощью пальчика или зонда вибрируем кончик языка и резко убираем инструмент. Делаем до тех пор, пока ребенок не даст самостоятельно вибрацию.

Некоторые логопеды используют вспомогательные приемы, например, сажают ребенка спинок к себе и кладут голову ребенка на колени (голова запрокинута), в этой позе ребенку легче удержать язык в верхнем положении. Но, если у ребенка стертая форма дизартрии, эта поза не сможет нормализовать тонус мышц языка, ребенок вернется в нормальное положение и [р] будет надрывный.

Классический способ работает при любом варианте ротацизма. По сути это артикуляционное упражнение «Заведи моторчик». Нужно помнить, что

- при коррекции кучерского ротацизма и губно-губного ротацизма, нам нужно следить за губами (широкая улыбка).

- При коррекции горлового ротацизма следить, чтобы вибрировал кончик языка. А не было возврата к вибрации маленького языка мягкого неба.        

- При боковом ротацизме может вибрировать только один край языка, а второй может оставаться неподвижным, поэтому на подготовительном этапе – особое внимание нужно уделить работе с боковыми краями языка.

- При одноударном ротацизме нужно перейти к многоударнности.

- При проторном ротацизме уделить внимание силе воздушной струи.

Для успешности коррекции всех видов ротацизма нужно уделить большое внимание мощной, длительной, направленной вдоль языка воздушной струе. Можно выработать правильное положение языка, но, если не будет мощной воздушной струи- звук [р] не получится. Чтобы звук получился быстрее, нужно кончик языка превратить в «тоненькую тряпочку» с помощью массажа ручного и самомассажа (покусывание, протискивание между зубами языка и т.д.).

Таким образом, все варианты ротацизма сложны и особое внимание нужно уделять подготовительному этапу, он должен быть основательным, нужно добиться сильной воздушной струи и пластичности, тонкости языка.

    При постановке любого звука нужно думать! Все способы постановки классические, но для каждого ребенка требуется индивидуальный подбор этих способов, с учетом механизма нарушения.

Мягкость [л] и [р] достигается с помощью использования способа «по подражанию». Например, звуки [р’], [л’] вставляем в слова [дре, кря, кри, три] – происходит смягчение правильного твердого звука [р]; [аля, оля, ели]. Обязательно твердый вариант должен быть стабильной нормой.

 

 

Методические рекомендации по коррекции йотацизма

Основной способ – «по подражанию». Логопед просит ребенка произносить звукосочетание [и а], убыстряем темп, и тогда на стыке 2 звуков [и а], мы слышим [й].

При боковом йотацизме можно добавить постановочный зонд для [с], чтобы удержать язык (с длинным наконечником).

Для обеспечения правильности постановки звуков «по подражанию» ребенок должен хорошо слышать, воспроизводить звуки, поэтому на предварительном этапе требуются упражнения для слухового восприятия + для развития фонематического слуха.

2.2

Методические рекомендации для автоматизации поставленных звуков

Автоматизация поставленных звуков – формирование (закрепление) умений правильно произносить звук во всех единицах речи.

Следует соблюдать следующие этапы:

1. Закреплять правильное изолированное произношение звука;

2. Автоматизировать звук в слогах;

3. Автоматизировать звук в словах;

4. Автоматизировать звук в предложениях;

5. Автоматизировать звук в текстах (в прозе и в стихах);

6. Автоматизировать звук в чистоговорках;

7. Автоматизировать звук в скороговорках.

Весь материал для автоматизации во всех единицах речи подбирает логопед.

Главные правила: 1. На этапе автоматизации звука в слогах составляем слоги, чтобы соседние звуки были близки по положения губ, это же правило действует на начальном этапе автоматизации звука в словах. Например, [ас, ис, эс, са, си, сэ], а потом уже [со, су]. Очень медленно проговариваем, чтобы ребенок понял смену губ. Также и с согласными звуками, и на уровне слов [сын, сэм], потом уже [сок, суп], потом стечение согласных.

2. При автоматизации во фразе и в текстах желательно, чтобы и во фразе, и в текстах было как можно больше слов с автоматизированным звуком. Все фразы и тексты учатся наизусть.

3. Желательно для автоматизации подбирать лексический материал, в котором у ребенка нет еще неправильных звуков.

4.! На всех этапах автоматизации автоматизируемый звук ребенок произносит утрировано, медленно, четко.

Оборудование: лексический материал + картинный материал, «Тетрадь для автоматизации звуков», «Логопедические сказки».

Когда мы автоматизируем звук, то не делаем замечания по поводу других звуков.

 

3

Методические рекомендации к проведению заключительного этапа логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Введение правильного звука в самостоятельную речь

Цель: ребенок должен употреблять правильно звук в спонтанной речи.

Технология – контроль со стороны ближайшего окружения за правильностью звукопроизношения (семья, родители, педагоги ДОУ).

Контроль должен быть благожелательным, сопровождаться похвалой, а не наказаниями! Нужно тактично напоминать ребенку, что он уже научился. В ДОУ логопед заводит листы контроля, в которых педагогам и родителям помечают, за каким звуком нужно контролировать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.07 с.)