Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межзубный сигматизм шипящих:Содержание книги
Поиск на нашем сайте
- губы приближены к норме (в трубочке); - зубы открыты; - кончик языка между верхними и нижними зубами; - чашечки нет (язык широкий, плоский) воздушная струя растекается вдоль всей плоскости языка и слегка надувает щеки; 3. Губно-зубной сигматизм шипящих: - губы вытянуты в узкую трубочку; - зубы образуют очень маленькую щель; - язык занимает нижнее/среднее положение, чашечка отсутствует, воздушная речевая струя надувает обе щеки; - твердые шипящие смягчаются. 4. Боковой сигматизм шипящих: - губы в свободном положении; - язык в среднем положении, чашечка отсутствует, присутствует девиация (плоский язык, отклонен либо влево, либо вправо); - воздушная струя вдоль языка надувает левую/правую щеку, губы могут отклоняться в сторону надуваемой щеки. При гиперсаливации слышим хлюпанье. При боковом сигматизме свистящих и сигматизме шипящих слышим хлюпанье. 5. Призубный сигматизм шипящих: Самый легкий для коррекции вариант искажения шипящих, т.к. - губы – норма; - зубы – приоткрыты; - язык занимает среднее положение, но отсутствует чашечка (он плоский и широкий); - воздушная струя растекается по плоскости языка, она не будет теплой; - в зубную щель можно увидеть кончик языка, но он не должен занимать межзубное положение.
Таким образом, к основным и самым распространенным вариантам искажений сигматизма шипящих относят: «произношение шипящих при нижнем положении языка», межзубный сигматизм шипящих, губно-зубной сигматизм шипящих, боковой сигматизм шипящих, призубный сигматизм шипящих.
1. Характеристика основных вариантов ламбдацизма А) Пропуск звуков [л], [л’] – очень распространенно в логопедической практике (в начале слова, в середине, в конце). Например: лампа - [… а м п а]; балка - [б а … к а]; балл - [б а …]; лимон - [… и м о н]; галька - [г а … к а]. В практике в детской речи пропуск [л’] в центре слова встречается редко, ребенок заменяет на [й]: галька - [г а й к а], соль - [с о й]. Звук [л’] как правило пропускается только в начале слова, а в середине и конце он заменяется или смешивается с близкими звуками по артикуляции и акустическим признакам (мы можем видеть у одного ребенка и ламбдацизм, и параламбдацизм). Б) Губно-губной ламбдацизм – основной вариант, самый распространенный. В пособии «Логопедия» 2017 называется двугубный, но в практике – губно-губной. - губы работают, двигаются (а должны быть в улыбке), звук артикулируется губами; - зубы (= рот) приоткрыт; - язык лежит внизу; - голос – норма. Этот вариант сложно поддается коррекции, самый сложный вариант, самый встречающийся. В) Межзубный ламбдацизм - губы в улыбке; - зубы (=рот) приоткрыты недостаточно широко; - язык занимает среднее положение, кончик языка расположен между верхними и нижними зубами; - речевое дыхание и голос – норма. При данном варианте звуки [л] и [л’] по акустическим требованиям соответствуют норме, но по артикуляционным требованиям, мы фиксирует нарушение положения языка, поэтому в логопедии данная ситуация рассматривается двояк, учитывая, что звук акустически верен и кончик языка не слишком выдвинут вперед, можно принять этот дефект только косметическим и устранять его по согласованию с логопатом и родителями. Если кончик языка сильно выдвинут вперед, то нужно формировать умение удерживать язык в верхнем положении, а кончик языка за верхними зубами. Г) Боковой ламбдацизм: - губы в свободном положении (нет четкой улыбки); - рот недостаточно широко открыт; - язык в среднем положении, отклоняется либо в лево, либо в право (девиация); - щука не надувается; - голос – норма. Мы больше будем слышать [ы]. Д) Заднеязычный ламбдацизм: - губы в свободном положении; - кончик языка опущен и оттянут назад, задняя часть спинки языка поднята и образует щель с мягким небом; - слышен щелевой [г] Е) Носовой ламбдацизм: - губы в свободном положении; - кончик и передняя часть спинки языка опущены и оттянуты назад, задняя часть спинки языка поднята к мягкому небу, образуя щель или смычку; - звучание приобретает носовой оттенок [нг] Таким образом, к основным вариантам ламбдацизма относят: пропуск звука, губно-губной ламбдацизм (= двугубный), межзубный ламбдцазим, боковой ламбдацизм, заднеязычный ламбдацизм, носовой ламбдацизм. 2. Характеристика основных вариантов ротацизма А) Пропуск звуков [р], [р’] – очень часто встречается в логопедической практике, т.к. эти звуки самые трудные по артикуляции. Пропуск – самый благоприятный вариант. Логопед, как специалист обязан объяснить родителям детей младшего и среднего дошкольного возраста то обстоятельство, что нельзя заставлять детей «рычать» как умеют они, это приведет к горловому ротацизму (самому сложному для коррекции варианту). Если ребенок к 5 годам не научился произносить [р] самостоятельно, ему не обойтись без логопедической помощи, но логопеду легче сформировать умение с 0, чем устранять другие варианты ротацизма. Рак - [… а к], гора - [г о … а], сор - [с о …]; Звук [р’] как правило, пропускается только в начале слова, а в середине и конце он заменяется или смешивается с близкими звуками по артикуляции и акустическим признакам (мы можем видеть у одного ребенка и ратацизм, и параротацизм). Река - [… е к а], моряк - [м о й а к], корь - [к о й]. Б) Горловой ротацизм (в некоторых источниках «увулярный»): - губы в свободном положении (четкой улыбки нет); - рот приоткрыт; - язык в нижнем положении в свободной форме (не участвует в артикуляции звука); - звук артикулирует маленький язычок мягкого неба (альвеолярный отросток). Самый сложный вариант ротацизма, самый распространенный. В) Боковой ротацизм: - губы в свободном положении; - язык в среднем положении, отклонен от средней линии влево или вправо, вибрирует одна половина языка (та, в которую сторону язык отклонен), другая половина не вибрирует и уходит в сторону за той половиной, которая вибрирует; - щека надувается «припухает» (из-за потока воздуха); Наблюдается при стертой дизартрии. Г) Проторный ротацизм: - губы приближены к правильной артикуляции; - рот открыт (но недостаточно); - язык занимает верхнее положение, кончик языка удерживается за верхними зубами, но вибрация кончика отсутствует, т.к. очень слабая воздушная струя. Тонус мышц языка нарушен и нет мощной воздушной струи, но хорошо, что язык занимает верхнее положение (более легкий вариант для коррекции). Д) Одноударный ротацизм: - губы приближены к норме; - рот приоткрыт (но недостаточно); - язык занимает верхнее положение, кончик языка находится за верхними зубами, не вибрирует, но один раз ударяется об альвеолы верхних зубов и падает вниз; - воздушная струя недостаточной силы, ее хватает на один удар; - голос – норма. Это еще более легкий вариант, начало правильной вибрации, начатки правильного [р]. Е) Межзубный ротацизм: Встречается редко, только у дизартриков, у тех, у кого межзубный сигматизм и свистящих, и шипящих. - губы в свободном положении; - рот приоткрыт; - язык в среднем положении, кончик языка в межзубном положении. - благодаря мощной воздушной струе, кончик языка в межзубном положении начинает вибрировать. Может быть только в начале слов. Появляется, когда родители заставляют произносить[р]. Ж) Кучерский ротацизм: Встречается достаточно редко, звук артикулируют только губы. - рот практически закрыт; - язык в нижнем положении; - мощная воздушная струя приводит в движение губы; - голос слабый. Как правило, встречается в начале слова. З) Носовой ротацизм: - губ в свободном положении - кончик и передняя часть спинки языка опущены и оттянуты назад, задняя часть спинки язык напряжена и поднята к мягкому небу, образуя щель или смычку; - звучание приобретает носовой оттенок [нг]. Таким образом, основными и распространенными вариантами ротацизма являются: отсутствие звука, головой ротацизм, боковой ротацизм, проторный ротацизм, одноударный ротацизм, межзубный ротацизм, кучерский ротацизм, носовой ротацизм. 3. Характеристика основных вариантов йотацизма А) Отсутствие звука[й] Йод - [… о д], майка - [м а … к а], май - [м а …]. Может пропускаться во всех 3 положениях (в начале слова, в середине и в конце). Б) Боковой йотацизм: - губы приближены к норме; - язык занимает правильно положение, но опускается или отклоняется один из боковых краев языка, слышен хлюпающий звук. Имеет место при дизартрии. Таким образом, основными вариантами йотацизма являются: отсутствие звука, боковой йотацизм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.01 с.) |