Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика нарушений звукопроизношения

Поиск

ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Формы нарушений звукопроизношения:

Пропуск, искажение звуков

Варианты сигматизма свистящих и шипящих звуков

Основные варианты сигматизма свистящих:

Пропуск звука, как правило, в логопедической практике практически не встречается пропуск [c], [с’], [з], [з’], [ц] ни в каких позициях в слове (начало слова, середина, конец). Такой вариант сигматизма встречается только при анартрии, когда речь вообще отсутствует.

1. Межзубный сигматизм свистящих:

- губы в улыбке;

- язык занимает нижнее положение, но кончик языка между верхними и нижними зубами и виден логопеду; желобка на языке нет, поэтому речевая струя растекается по всей поверхности языка (не холодная и слабая), потому что кончик языка ей препятствует;

- голос отсутствует.

Межзубный вариант [з] обследуется с участием голоса, позиции в в конце слова обследовать не целесообразно, т.к. правила орфоэпии обязывают нас звонкие согласные произносить, заменяя их на глухие.

Звука [ц] мягкого нет, обследуем в 3 позициях.

Губно-губной сигматизм свистящих:

- губы в трубочке;

- зубы приоткрыты;

- язык занимает свободное положение, голоса нет, воздушная струя делится пополам, надувает обе щеки.

Боковой сигматизм свистящих:

   - губы в свободном положении (они не в улыбке и не в трубочке);

- зубы приоткрыты;

- язык узкий, отклоняется от средней линии либо в левую, либо в правую щеку;

- воздушная струя направляется вслед за языком, тем самым надувая либо левую, либо правую щеку;

- губы могут отклоняться в результате надувания щеки, могут не отклоняться. Отклонение языка от средней линии – девиация.

4. Призубный сигматизм свистящих:

- губы приближены к улыбке;

- зубная щель 0,5 см, мы видим кончик языка, язык занимает среднее положение, желобок отсутствует, кончик языка не выходит за линию зубов;

- воздушная струя растекается по всей плоскости языка, и она теплая.

Этот вариант проще в коррекции, чем все предыдущие.

Таким образом, к основным и наиболее распространенным вариантам сигматизма свистящих относят: мужзубный, губно-зубной, боковой и призубный.  

 

Основные варианты сигматизма шипящих

Звуки [ш], [ж], [щ], [ц].

Отсутствие шипящих звуков в речи логопатов также очень редко, как и свястящих звуков. Варианты сигматизма свистящих и шипящих в основном имеют одинаковые названия, поэтому необходимо уточнять о вариантах сигматизма свистящих или шипящих вы ведете речь.

Произношение шипящих звуков при нижнем положении языка:

Этот вариант сигматизма шипящих сегодня самый распространенный среди других вариантов, он с огромным трудом поддается логопедической коррекции.

- губы в трубочке (норма);

- зубы приоткрыты достаточно (норма);

- язык занимает нижнее положение, может быть просто плоским, а может приближаться по форме к чашечке, но занимает нижнее положение;

- воздушная струя вдоль языка, выходит наружу, теплая, щеки не надуваются.

По акустическим характеристикам шипящие звуки сильно приближены к норме, за исключением твердых шипящих [ш], [ж], которые слегка смягчаются.

Формы нарушений звукопроизношения:

Методика логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи

Логопедическая работа по формированию произносительных умений и навыков у детей (также у взрослых) проходит в 3 основных этапа с использованием классических (традиционных) и инновационных технологий.

I этап – подготовительный

Цель: нормализация деятельности артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, знакомство с их строением и правильными артикуляциями звуков родного языка.

Задачи:

1) устранение дефекта в строении артикуляционного, голосового аппарата медицинскими технологиями;

2) коррекция нарушений артикуляционной моторики:

Технологии:

1. Артикуляционная гимнастика;

 

Артикуляционная гимнастика

Речевая гимнастика – это более обобщенное и более точное понятие, которое дает нам понимать, что в речевую гимнастику входят упражнения для всех отделов периферического речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для органов артикуляционного аппарата (для губ, языка и нижней челюсти).

Упражнения для голосового аппарата, цель которых – нормализация голоса – фонопедические упражнения – специалист – фонопед.

Упражнения для нормализации воздушной струи называются дыхательной гимнастикой.

Но в логопедической практике так сложилось, что в артикуляционную гимнастику закладываются упражнения для всех 3 отделов органов артикуляционного аппарата.

В современной логопедической практике разработано и используется достаточно большое количество упражнений. Эти упражнения в разных логопедических пособиях могут называться по-разному и привязаны к разным речевым символам. Например, упражнение, «Лопатка» и предмет картинка лопата одинаково с «Испечем блин» и предметной картинкой блин.

Картинка и упражнения разрабатываются, чтобы дети ориентировались по названиям и картинкам. Логопед сам может придумывать. Цели, описания, методические требования должны быть научно обоснованы. Почему? Потому что основная цель речевой гимнастики – подготовить артикуляционный, дыхательный и голосовой аппарат к правильному произношению звуков родного языка.

Условия эффективности речевой гимнастики:

1. Регулярность (ежедневно);

2. Систематичность (параллельно и над артикуляционным, и голосовым, и дыхательным аппаратом);

3. Разумная дозировка по времени и по количеству упражнений (она определяется возрастом, степенью трудоспособности ребенка, мотивацией:

- Возраст (возраст +-1) когда ребенок усваивает, дополняем по 1 новому.

- Трудоспособность (невысокая, но имеет тенденцию к увеличению). Если ребенок устал или потерял интерес, через силу делать нет смысла, но организовать повышение мотивации – наша главная задача.

- Мотивация – повышается игровыми приемами. Если у ребенка интеллект первично сохранен, то он способен, то он способен понять, что правильно произносить звуки – его задача, и к школе он должен ее выполнить.

Очень большая ошибка практикующих логопедов в работе с дизартриками - посвящают минимальное количество времени артикуляционной гимнастике и переходят к постановке звука. В работе с дизартриками нужно проводить артикуляционную гимнастику и на этапе автоматизации уже поставленных звуков.

Речевая гимнастика – основная традиционная технология (методика) для нормализации артикуляционной моторики, голоса и речевой воздушной струи. Логопед должен владеть владеть в совершенстве методикой артикуляционной гимнастики, воспитатели должны освоить (в специальных группах), родители должны знать, как правильно должен делать ребенок.

Особую роль для эффективности речевой гимнастики играет оборудование. Обязательно проводится перед зеркалом, в условиях логопедического кабинета, в домашних условиях, в групповой комнате использовать настенное зеркало, и взрослый должен давать образец упражнений (через зеркало). Ребенок должен себя самостоятельно зрительно контролировать, взрослому тоже удобно контролировать через зеркало. В исключительных случаях можно пользоваться индивидуальным зеркалом.

Речевая гимнастика проводится строго индивидуально. Единственное, можно брать 2 детей – сажать по правую и левую руку (если им нужны одинаковые упражнения). Детям в условиях соревнования интересней заниматься. 

Заборчик

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук «и») Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Испечем блин (лопаточка)

Цель: Удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном положении.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10 повторить 5-10 раз.

Методические указания.

1. Следить за тем, чтобы губы были в улыбке.

2. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения мышц губ.

3. Следить за достаточно приоткрытым ртом.

4. Следить, чтобы язык лежал широким и спокойным как «блин».

5. Боковые края языка должны касаться углов рта.

6. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

7. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

8. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «наказать непослушный язык».

Почистим нижние зубки

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движение языком из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, если она двигается, предлагаем ребенку держать ее руками.

Киска сердится

Цель. Формирование умения удерживать язык в положении необходимом для постановки звука [с].

Описание. Улыбнуться, открыть рот, передний край широкого языка приклеить за нижние зубы, удерживать в таком положении под счет от 1 до 10 5-10 раз.

Методические указания.

1. Следить, чтобы губы были в улыбке.

2. Следить, чтобы рот не закрывался.

3. Следить, чтобы приклеенный язык не вываливался вперед и находился в спокойном положении.

Насос – базовое упражнение.

Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука «с». (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная.)

Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук «с» (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса). Обратите внимание на то, что при произнесение звука «с» язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

Методические указания:

1. Следить, чтобы губы были в широкой улыбке.

2. Следить, чтобы язык находился за нижними зубами.

3. Следить, чтобы выдыхаемая струя была холодная.

Упражнение «Помесим тесто» = «Наказать непослушный язычок»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык широким, плоским, расслабив мышцы языка.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывать его губами, при этом произносить слоги: «Пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до 5-10.

Методические указания.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта

Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет откланяться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Трубочка

Цель. Выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ).

Почистим верхние зубы

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы, делая движение языком из стороны в сторону.

Методические указания.

4. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

5. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить чтобы он находился у десен.

6. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, если ребенок испытывает трудности, предложить зафиксировать ее рукой.

Часики

Цель. Укреплять боковые края языка.

Описание. Приоткрыть рот улыбнуться высунуть язык вперед и выполнить им движение от левого угла рта к правому и наоборот, соблюдая ритм маятника (тик-так).

Методические указания.

1. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Язык должен касаться углов рта.

3. Язык должен двигаться над верхней губой, не касаясь ее и нижних зубов, а также, не уходя в глубь рта.

4. Язык должен быть широким, плоским.

Вкусное варение

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и форму языка близкое к форме «чашечка».

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх. Она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцами).

2. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются краев рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет широким и плоским, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Качели

Цель. Способствовать выработке быстрого перехода кончика языка из нижнего положения, характерного для произнесения свистящих звуков, в верхнее, характерное для произнесения шипящих звуков и сложных соноров.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания.

1. Рот широко открыт, улыбка широкая, кончик языка широкий, нижняя челюсть неподвижна.

2. Если ребенок прикрывает рот, следует предложить ему вставить между верхними и нижними зубами 2 пальца (большой и указательный).

Грибок

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать широкий язык всей плоскостью к небу.

(Язык будет напоминать тонкую «шляпку грибка», а растянутая подъязычная связка его «ножку».)

Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Методические указания.

1. Губы должны быть в положение широкая «улыбка».

2. Боковые края языка должны быть плотно прижаты, ни один из боковых краев не должен опускаться, важно, чтобы спинка языка была прижата по всей поверхности твердого неба.

3. При каждом последующем повторении упражнения необходимо шире открывать рот, можно использовать помощь в виде пальчиков ребенка или предметов.

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.

1. Следить, чтобы, при открывании рта, губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Индюк.

Цель. Вырабатываем подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким переднем краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Пароход гудит – базовое упражнение для постановки звуков [л], [л’]

Цель. Выработать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произнести звук «ы» (как гудит пароход).

Методические указания.

1. Следить, чтобы корень языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. Язык широкий, кончик языка широкий.

2. Следить, чтобы ребенок произносит звук [ы].

3. Губы в улыбке, рот широко открыт.

Маляр

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Губы в широкой улыбке, рот широко открыт.

2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. Широкий край языка должен скользить по всей поверхности твердого неба.

Лошадка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивать не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Барабанщики.

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д»: д-д-д. Сначала звук «д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания.

1. Рот должен быть все время широко открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара – не был хлопающим

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она не будет откланяться.

А) Губно-губной ламбдацизм:

1. Отработка губ: «улыбка» - «трубочка». [л-о л-о л-о], [л-у, л-у, л-у] и т.д.

2. Посмотреть где находится язык, если нужно – поднять.

Б) Боковой ламбдацизм:

1. Язык поднять вверх и удерживать прямо (без зонда сложно обойтись и «от межзубного» не эффективно);

2. Предварительно работаем над боковыми краями, особенно над «больным» краем языка.

Как правило, звук [л] ставится легко и быстро.

Методические рекомендации по коррекции ротацизма

Используем зонд-шарик, потому что основной способ постановки звука – механическая вибрация кончика языка с нижней стороны при одновременной мощной воздушной струе. Безопасно производить при помощи шарика или указательного пальца ребенка. Очень часто и очень эффективно использование вместо зонда указательный палец ведущей руки, который он, также, как и зонд держит вертикально.

Самый основной способ постановки [р]. Просим ребенка улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык за верхние зубы, произнести 2 звука [д з з з], каждый раз набирая новую большую порцию воздуха. Следим строго, чтобы ребенок произносил [д з з з] так, чтобы щекотало кончик языка. При этом, механически с помощью пальчика или зонда вибрируем кончик языка и резко убираем инструмент. Делаем до тех пор, пока ребенок не даст самостоятельно вибрацию.

Некоторые логопеды используют вспомогательные приемы, например, сажают ребенка спинок к себе и кладут голову ребенка на колени (голова запрокинута), в этой позе ребенку легче удержать язык в верхнем положении. Но, если у ребенка стертая форма дизартрии, эта поза не сможет нормализовать тонус мышц языка, ребенок вернется в нормальное положение и [р] будет надрывный.

Классический способ работает при любом варианте ротацизма. По сути это артикуляционное упражнение «Заведи моторчик». Нужно помнить, что

- при коррекции кучерского ротацизма и губно-губного ротацизма, нам нужно следить за губами (широкая улыбка).

- При коррекции горлового ротацизма следить, чтобы вибрировал кончик языка. А не было возврата к вибрации маленького языка мягкого неба.        

- При боковом ротацизме может вибрировать только один край языка, а второй может оставаться неподвижным, поэтому на подготовительном этапе – особое внимание нужно уделить работе с боковыми краями языка.

- При одноударном ротацизме нужно перейти к многоударнности.

- При проторном ротацизме уделить внимание силе воздушной струи.

Для успешности коррекции всех видов ротацизма нужно уделить большое внимание мощной, длительной, направленной вдоль языка воздушной струе. Можно выработать правильное положение языка, но, если не будет мощной воздушной струи- звук [р] не получится. Чтобы звук получился быстрее, нужно кончик языка превратить в «тоненькую тряпочку» с помощью массажа ручного и самомассажа (покусывание, протискивание между зубами языка и т.д.).

Таким образом, все варианты ротацизма сложны и особое внимание нужно уделять подготовительному этапу, он должен быть основательным, нужно добиться сильной воздушной струи и пластичности, тонкости языка.

    При постановке любого звука нужно думать! Все способы постановки классические, но для каждого ребенка требуется индивидуальный подбор этих способов, с учетом механизма нарушения.

Мягкость [л] и [р] достигается с помощью использования способа «по подражанию». Например, звуки [р’], [л’] вставляем в слова [дре, кря, кри, три] – происходит смягчение правильного твердого звука [р]; [аля, оля, ели]. Обязательно твердый вариант должен быть стабильной нормой.

 

 

Методические рекомендации по коррекции йотацизма

Основной способ – «по подражанию». Логопед просит ребенка произносить звукосочетание [и а], убыстряем темп, и тогда на стыке 2 звуков [и а], мы слышим [й].

При боковом йотацизме можно добавить постановочный зонд для [с], чтобы удержать язык (с длинным наконечником).

Для обеспечения правильности постановки звуков «по подражанию» ребенок должен хорошо слышать, воспроизводить звуки, поэтому на предварительном этапе требуются упражнения для слухового восприятия + для развития фонематического слуха.

2.2

Методические рекомендации для автоматизации поставленных звуков

Автоматизация поставленных звуков – формирование (закрепление) умений правильно произносить звук во всех единицах речи.

Следует соблюдать следующие этапы:

1. Закреплять правильное изолированное произношение звука;

2. Автоматизировать звук в слогах;

3. Автоматизировать звук в словах;

4. Автоматизировать звук в предложениях;

5. Автоматизировать звук в текстах (в прозе и в стихах);

6. Автоматизировать звук в чистоговорках;

7. Автоматизировать звук в скороговорках.

Весь материал для автоматизации во всех единицах речи подбирает логопед.

Главные правила: 1. На этапе автоматизации звука в слогах составляем слоги, чтобы соседние звуки были близки по положения губ, это же правило действует на начальном этапе автоматизации звука в словах. Например, [ас, ис, эс, са, си, сэ], а потом уже [со, су]. Очень медленно проговариваем, чтобы ребенок понял смену губ. Также и с согласными звуками, и на уровне слов [сын, сэм], потом уже [сок, суп], потом стечение согласных.

2. При автоматизации во фразе и в текстах желательно, чтобы и во фразе, и в текстах было как можно больше слов с автоматизированным звуком. Все фразы и тексты учатся наизусть.

3. Желательно для автоматизации подбирать лексический материал, в котором у ребенка нет еще неправильных звуков.

4.! На всех этапах автоматизации автоматизируемый звук ребенок произносит утрировано, медленно, четко.

Оборудование: лексический материал + картинный материал, «Тетрадь для автоматизации звуков», «Логопедические сказки».

Когда мы автоматизируем звук, то не делаем замечания по поводу других звуков.

 

3

Методические рекомендации к проведению заключительного этапа логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Введение правильного звука в самостоятельную речь

Цель: ребенок должен употреблять правильно звук в спонтанной речи.

Технология – контроль со стороны ближайшего окружения за правильностью звукопроизношения (семья, родители, педагоги ДОУ).

Контроль должен быть благожелательным, сопровождаться похвалой, а не наказаниями! Нужно тактично напоминать ребенку, что он уже научился. В ДОУ логопед заводит листы контроля, в которых педагогам и родителям помечают, за каким звуком нужно контролировать.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.202 (0.01 с.)