Профессиональное общение медицинского работника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное общение медицинского работника



Профессионал-медик (равно как и профессионал-педагог) должен владеть навыками поведения лидера и быть способным к диалогическому, неманипулятивному общению.

1) Традиционным для социальной психологии является выделение следующих способов воздействия: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение - бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.

 Убеждение - построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию.

Подражание - это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения авторитетного, значимого лица.

2) Наряду с коммуникативными умениями воздействия на другого человека не менее важно умение вести диалог, вступать в переговоры, предполагающие равноправные отношения с партнером.

Поддержка, активное слушание, отражение чувств партнера, безоценочные суждения, понимание невербального поведения другого, «Я-высказывания» - базовые коммуникативные навыки специалиста-профессионала при диалогическом общении. Личная ответственность профессионала (врача, медицинской сестры, педагога, администратора) состоит в том, чтобы активно проработать собственную личность, разобраться в самом себе, в собственных мотивах, потребностях, «белых пятнах», колебаниях, противоречиях, выделить зоны эмоциональных проблем и свои сильные стороны. Процессу самопонимания способствует прохождение психотерапии (индивидуальной или в группе). Поскольку самопонимание - это процесс, а не единичный акт, им полезно заниматься на протяжении всего периода профессиональной деятельности.

 

Вопросы для контроля знаний:

1) Что представляет собой коммуникативная сторона общения?

2) Что представляет собой интерактивная сторона общения?

3) Что представляет собой перцептивная сторона общения?

4) Какие виды общения вы знаете?

5) Что такое каузальная атрибуция, какие закономерности каузальной атрибуции вы знаете?

6) Какие причины неэффективной коммуникации вам известны?

7) Перечислите факторы, нарушающие восприятие собеседника.

 

 

Тема №16. Психология групп

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена обусловлены деятельностью и существованием других членов группы.

Вступление людей в группы обусловлено следующими причинами:

- группа является средством биологического выживания;

- как средство социализации и формирования психики человека;

- инструментальное средство (способ выполнения работ, недоступных одному человеку);

- экспрессивное средство (удовлетворение потребности в общении, получение одобрения, признания);

- как средство ослабления негативных эмоций (страх, тревога);

- как средство обмена (информационного, материального и пр.).

Выделяют несколько разновидностей групп (по количеству, времени существования и пр.).

Условные группы – номинальное объединение людей по определенному признаку (например, больные сахарным диабетом).

Реальные группы – действительно существующие общности людей, связанных между собой объективными взаимоотношениями.

Постоянные группы – группы существующие в течение длительного периода времени.

Временные группы – группы людей, обединенных на ограниченный период времени.

Большие группы – государства, нации, народности, классы.

Малые группы – достаточно устойчивые объединения людей, численностью до 40 человек.

 

Большие группы.

Большие группы подразделяются на два вида – стихийные и социальные.

Большие социальные группы складываются в ходе исторического развития, занимают определенное место в системе общественных отношений, являются долговременными и устойчивыми. В данных группах существуют специфические регуляторы социального поведения – обычаи, традиции, нравы. Стихийные большие группы - кратковременно существующие общности большого числа лиц, собравшихся вместе по определенному поводу и совершающие совместные действия (толпа, публика, масса).

Толпа – образуется по поводу различных событий, характеризуется легкой заражаемостью, возрастанием агрессивности, склонностью к простейшим организованным действиям при наличии лиера.

Масса – более стабильное образование, значительно более организована, может иметь четкие продуманные цели и тактику поведения, имеет нечеткие границы.

Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения (стадион, зрительный зал). Более легко управляема, в большей степени готова соблюдать нормы. 

Малые группы

Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель, находятся друг с другом в непосредственных личных контактах осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей.

К малым группам можно отнести семью, трудовой коллектив, учебную группу, объединение близких друзей, спортивную команду и т.п. Динамика общения больных, находящихся внутри палаты, также подчиняется законам группового развития.

Малые группы могут быть разными по количественному составу: от 2-3 до 20-30 человек. Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Мнения большинства исследователей сходятся на том, что группа начинается с «диады». По определению верхнего предела малой группы в социальной психологии также ведутся споры. М. Шоу называет верхним пределом группы 20 человек. Дж. Морено, говорит о группах и по 30-40 человек.

Классификация малых групп

Существует огромное разнообразие малых групп. Наиболее распространенными являются три классификации:

1) Деление малых групп на «первичные» (семья, друзья, соседи и т.п.) и «вторичные» (группы, которые непосредственных личных контактов не имеют, а для общения используются «посредники», например радио).

2) Деление малых групп на «формальные» и «неформальные». В формальной группе заранее четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами, она существует только в рамках организаций (коллектив отделения). Неформальная группа может создаваться внутри формальной, и она складывается стихийно на основе личных симпатий и интересов. Во многих случаях трудно провести грань между строго формальными и строго неформальными группами. Поэтому в социальной психологии вводится понятие формальной и неформальной структуры группы (структура формальных и неформальных отношений).

3) деление малых групп на «группы членства» (нереферентные), референтные и ареферентные группы. Группа членства рассматривается просто как местопребывание человека в социуме, далекое от его установок и ценностных ориентации. В референтной группе человек стремится сохранить свое членство в группе, ориентируется групповые нормы и ценности, допускает влияние группы на систему его установок. Ареферентную группу человек не приемлет, отвергает, отрицает ее ценности. В качестве ареферентной может выступать группа, откуда индивид ушел или был изгнан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.006 с.)