Лидерство и руководство в малых группах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лидерство и руководство в малых группах



В психологии принято различать понятия лидера и руководителя группы. Их различия можно обозначить по нескольким параметрам.

1) Лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений.

2) Лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается.

3) Явление лидерства нестабильно и зависит от динамики группы, в то время как руководство - явление более стабильное.

4) Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает определенной системой официально утвержденных санкций (наказаний, поощрений), которых в руках лидера нет.

5) Процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения.

6) Сфера деятельности лидера - в основном группа, а сфера действия руководителя шире, поскольку руководитель представляет группу в более широкой социальной среде.

7) Лидерство констатируется в условиях группы, руководство связано со всей системой общественных отношений.

8) Руководитель – это НЕ обязательно лидер. В структуре группы может быть и официальный руководитель и неофициальный лидер.

Лидер немыслим в одиночку, он выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Стиль лидерства. Традиционно выделяют «авторитарный», «демократический» и «попустительский» стили лидерства, предложенные К. Левиным. Имеется в виду психологический рисунок типа принятия решения.

Авторитарный лидер (руководитель) использует жесткие административные методы, единолично принимает решения, нетерпим к противоположным мнениям, требует неукоснительного выполнения распоряжений.

Демократический лидер (руководитель) склонен проявлять гибкость в решении задач, учитывает мнение коллектива, стимулирует коллективные обсуждения проблем, более терпим к нарушениям норм и правил.

Попустительский руководитель – пускает дело на самотек, уклоняется от принятия решений, отстраняется от коллектива, каждый член коллектива делает, что хочет. Лидер такого типа достаточно быстро свергается группой.

Таким образом, в стиле лидерства выделяют как минимум две стороны: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. При исследовании проблемы лидерства большим упрощением считается деление лидерства на «официальное» и «неофициальное».

Групповая терапия

Существует много определений групповой терапии. Еще в 1932 г. Якоб Морено определял групповую терапию как лечение людей в группе. В современной литературе это понятие используется в трех значениях.

1) Групповая терапия рассматривается как совместная деятельность пациентов в лечебных целях, направленная на активацию больных, отвлечение от фиксации на болезненных проявлениях, расширение круга интересов, развитие навыков общения и т.п. (трудотерапия, двигательная и спортивная терапия, музыкотерапия, терапия искусством — арттерапия, различные виды терапии занятостью, «клубы бывших пациентов» и др.).

2) Групповая терапия как психотерапия, использующая отдельные психотерапевтические приемы (гипноз, аутотренинг, убеждение и др.) в группе больных. В ряде случаев этот вид терапии называют еще коллективной психотерапией. При коллективной психотерапии взаимодействия и взаимовлияния между участниками терапевтического сеанса не используются. Практически единственными групповыми феноменами, которые учитывает здесь врач, являются групповая (взаимная) индукция и подражание.

3) Групповая терапия как вид групповой психотерапии, где ставится цель использования влияния в лечебных целях на больного самой группы, ее внутренних динамических процессов — «групповой динамики». Принципиально важно отметить, что групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в психотерапии, а представляет собой лишь специфический метод, где основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает вся группа пациентов.

Обычная продолжительность терапии составляет 1,5—2 месяца при 1,5-часовых занятиях 5 раз в неделю. Частота сеансов в неделю может быть и реже указанной, но в этих случаях общая продолжительность терапии обычно увеличивается. Для ускорения динамики группы иногда практикуют увеличение продолжительности одного сеанса терапии от 5 часов до нескольких дней подряд («марафон»). Типичным примером являются «группы выходного дня» продолжительностью 24—48 часов.

 

Вопросы для контроля знаний:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.150 (0.006 с.)