Тема № 15. Психология общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 15. Психология общения.



Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в котором реализуются социальные отношения людей (Столяренко Л.Д., 2004). В психологии под общением обычно понимают процесс, включающий в себя передачу информации и обмен ею, взаимодействие и взаимопонимание людей в сложившейся системе общественных отношений (Андреева, 1975, Новикова, 1977).

Функции общения (Б.Ф. Ломов):

· информационно-коммуникативная,

· регуляторно-коммуникативная,

· аффективно-коммуникативная

Социальные функции общения: планирование и координация совместной деятельности; социальный контроль; формирование и развитие межличностных отношений и др.

Структура общения

В структуре общения выделяют три взаимосвязанных стороны:

- коммуникативная сторона – обмен информацией;

- интерактивная сторона – организация взаимодействия;

- перцептивная сторона – восприятие и взаимопонимание.

Коммуникативная сторона общения включает следующие элементы:

а)коммуникатор - субъект, передающий информацию;

б)коммуникант- субъект, принимающий информацию;

в)коммуникативное поле - ситуация в целом, при которой может быть передана информация;

г)собственно информация;

д)каналы коммуникации - средства передачи информации (вербальные и невербальные).

Совокупность средств, помогающих принятию информации и ослабляющих действие фильтров «доверия-недоверия», называют фасцинацией (А.А. Брудный). К ним относят музыкальное, цветовое сопровождение речи и пр.

Интерактивная сторона общения (интеракция) заключается в организации взаимодействия между общающимися.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

· кооперация – координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, согласование);

· конкуренция – соревновательное взаимодействие между участниками общения, при которой одна из сторон проигрывает;

· конструктивный конфликт – конфликтное взаимодействие, которое приводит к более полному пониманию проблемы, мотивации и целей участников общения, признанию законности требований, нахождению оптимального решения;

· деструктивный конфликт – приводит к повышению агрессивности участников общения, наращиванию напряженности, увеличению числа задействованных лиц (эскалация конфликта), росту предубежденности и, в крайнем выражении, к полному разрыву отношений между участниками конфликта.

Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимоотношений и взаимопонимания.

Взаимопонимание может быть истолковано как:

а) понимание целей, мотивов, установок партнера;

б) не только понимание, но и принятие этих целей и установок, что приводит к установлению особого рода отношений - близости, выраженной в чувствах симпатии, дружбы и других явлений аттракции.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого включает идентификацию, эмпатию и рефлексию. Идентификация - уподобление себя другому. Идентификация тесно связана с эмпатией, которая определяется как особый способ понимания другого человека, который предполагает не рациональное осмысление проблемы другого человека, а стремление и способность к эмоциональному отклику. Рефлексия - осознание индивидом того, как он воспринимает партнера по общению.

Этапы процедуры общения:

1. Потребность в общении.

2. Ориентировка в целях и ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания (часто бессознательно).

5. Выбор средств и поведения (часто бессознательно).

6. Восприятие и оценка ответной реакции, контроль эффективности.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Стратегии общения:

1) Открытое – закрытое общение;

2) Монологическое – диалогическое общение;

3) Ролевое – личностное общение.

Открытое общение – желание и умение подать информацию, готовность учесть позицию собеседника. Закрытое общение – нежелание или неумение подать информацию (оправдано при некомпетентности собеседника, при конфликтах). Отдельно выделяют «одностороннее выспрашивание» и «истерическое предъявление проблемы».

Рис. 15.1. Позиции в общении

    Доминирование («общение сверху»)    
         
Доброжелательное принятие   Нейтральное («общение на равных»)   Враждебное непринятие
         
    Подчинение («общение снизу»)    

Виды общения:

· «Контакт масок» (формальное общение).

· Примитивное общение (оценка собеседника как «нужного-ненужного»).

· Формально-ролевое общение (согласно социальной роли).

· Деловое общение (с кооперативностью, достаточностью информации, целесообразностью, учетом качества и убедительности, учетом интересов дела, умением слушать).

· Духовное общение (между близкими людьми, может быть невербальным).

· Манипулятивное общение (извлечение скрытых выгод).

· Светское общение (беспредметное, вежливое, соглашательское, формально-доброжелательное).

Тактика общения: реализация коммуникативных стратегий на основе владения техниками и правилами общения в каждой конкретной ситуации.

Различают вербальную и невербальную коммуникацию. По оценке Мерабяна (1972), только 7% содержания сообщений передается смыслом слов, 38% информации определяется тем, как эти слова произносятся, и 55% выражением лица, жестами, движениями тела.

Вербальное общение включает: значение и смысл слов; голосовое поведение (интонация, темп, громкость, произношение, ритм, тембр); выразительные звуки (хмыкание, смех, плач и т.п.).

Невербальное общение составляют: кинестетика (мимика, жесты, пантомимика, как движения всего тела); таксика (прикосновения при общении); проксемика (расположение людей в пространстве при общении).

Выделяют следующие зоны дистанции при контакте:

· интимная (15-45 см) – допускаются только близкие люди, общение характеризуется доверительностью; вторжение в интимную зону всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

· личная (45-120 см) – предназначена для обыденной беседы с друзьями или коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт;

· социальная (120-400 см) – соблюдается во время официальных встреч;

· публичная (более 400 см) – подразумевает общение с большой группой людей (лекционная аудитория, митинг).

Важным личностным качеством, обеспечивающим эффективность общения с другими людьми является коммуникативная компетентность (социальный интеллект, практически-психологический интеллект, коммуникабельность), как способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии. Коммуникативная компетентность развивается только в процессе взаимодействия с другими людьми и напрямую зависит от количества и разнообразия контактов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.019 с.)