Основная статья: Социальный конструктивизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная статья: Социальный конструктивизм



Конструктивизм -это взгляд в философии, согласно которому все "знание есть совокупность созданных человеком конструкций", а не "нейтральное открытие объективной истины".В то время как объективизм имеет дело с "объектом нашего знания", конструктивизм подчеркивает "то, как мы конструируем знание".Конструктивизм предлагает новые определения знания и истины, которые подчеркивают интерсубъективность, а не объективность, и жизнеспособность, а не истину. Конструктивистская точка зрения во многом сопоставима с определенными формами прагматизма. ]

Эпистемический идеализм ]

Основная статья: Идеализм

Идеализм -это широкий термин, относящийся как к онтологическому взгляду на мир, являющийся в некотором смысле зависимым от сознания, так и к соответствующему гносеологическому взгляду, согласно которому все, что мы знаем, может быть сведено к ментальным феноменам. Прежде всего, "идеализм" - это метафизическая доктрина. Как эпистемологическая доктрина, идеализм имеет много общего как с эмпиризмом, так и с рационализмом. Некоторые из наиболее известных эмпириков были классифицированы как идеалисты (особенно Беркли), и все же субъективизм, присущий идеализму, также напоминает субъективизм Декарта во многих отношениях. Многие идеалисты считают, что знание в первую очередь (по крайней мере, в некоторых областях) приобретается априорными процессами или что оно является врожденным —например, в форме понятий, не выведенных из опыта. [84] Соответствующие теоретические понятия могут предположительно быть частью структуры человеческого разума (как в кантовскойтеории трансцендентального идеализма), или о них можно сказать, что они существуют независимо от разума (как в платоновской теории форм).

Некоторые из наиболее известных форм идеализма включают трансцендентальный идеализм (разработанный Иммануилом Кантом), субъективный идеализм (разработанный Джорджем Беркли) и абсолютный идеализм (разработанный Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем и Фридрихом Шеллингом).

Байесовская эпистемология]

Байесовская эпистемология -это формальный подход к различным темам эпистемологии, уходящий своими корнями в работу Томаса Байеса в области теории вероятностей. Одно из преимуществ ее формального метода в отличие от традиционной эпистемологии состоит в том, что ее понятия и теоремы могут быть определены с высокой степенью точности. Она основана на идее, что убеждения можно интерпретировать как субъективные вероятности. Как таковые, они подчиняются законам теории вероятностей, которые действуют как нормы рациональности Эти нормы можно разделить на статические ограничения, определяющие рациональность верований в любой момент, и динамические ограничения, определяющие, как рациональные агенты должны изменять свои верования при получении новых доказательств. Наиболее характерное байесовское выражение этих принципов можно найти в виде голландских книг, которые иллюстрируют иррациональность агентов через серию ставок, которые приводят к проигрышу агента независимо от того, какое из вероятностных событий происходит. Байесовцы применили эти фундаментальные принципы к различным эпистемологическим темам, но байесовство не охватывает все темы традиционной эпистемологии. [85] [86] [87] [88]

Индийская прамана ]

Основная статья: Прамана

Индийские философские школы, такие как индуистские школы Ньяи и Карваки, а также джайнские и буддийские философские школы, развили эпистемологическую традицию независимо от западной философской традиции, называемой "прамана". Прамана может быть переведена как "инструмент знания" и относится к различным средствам или источникам знания, которые индийские философы считали надежными. Каждая школа индийской философии имела свои собственные теории о том, какие праманы являются действительными средствами познания, а какие-ненадежными (и почему). [89] Ведический текст, Тайттирия Араньяка (IX–vi вв. до н. э.), перечисляет "четыре способа достижения правильного знания": смрити ("традиция" или "писание"), пратьякша ("восприятие"), айтихья ("общение знатока" или "традиция") и анумана ("рассуждение" или "умозаключение"). [90] [91]

В индийских традициях наиболее широко обсуждаются праманы: Пратьякша (восприятие), Анумана (умозаключение), Упамана (сравнение и аналогия), Артхапатти (постулирование, вывод из обстоятельств), Анупалабди (невосприятие, отрицательное/когнитивное доказательство) и Шабда (слово, свидетельство прошлых или настоящих надежных экспертов). В то время как школа Ньяи (начиная с Ньяйских сутр Готамы, между 6-м веком до н. э. и 2-м веком н. э. [92] [93]) была сторонником реализма и поддерживала четыре прамана (восприятие, умозаключение, сравнение/аналогия и свидетельство), буддийские эпистемологи (Дигнага и Дхармакирти) общепринято только восприятие и умозаключение. Материалистическая школа Карвака принимала только праману восприятия и, следовательно, была одним из первых эмпириков в индийских традициях.Другая школа, Аджняна, включала известных сторонников философского скептицизма.

Теория познания Будды в ранних буддийских текстах была истолкована как форма прагматизма, а также как форма теории соответствия. [95] Точно так же буддийский философ Дхармакирти был истолкован как придерживающийся формы прагматизма или теории соответствия за свою точку зрения, что истинно то, что обладает эффективной силой (артхакрия). Между тем теория пустоты буддийской школы мадхьямики (шуньята) была истолкована как форма философского скептицизма [98].]

Основным вкладом джайнов в эпистемологию была их теория "многогранности" или "многоперспективности" (Анекантавада), которая утверждает, что, поскольку мир многогранен, любая отдельная точка зрения ограничена (найя – частичная точка зрения). [99] Это было истолковано как своего рода плюрализм или перспективизм. [100] [101] Согласно джайнской эпистемологии, ни одна из праман не дает абсолютного или совершенного знания, поскольку каждая из них является ограниченной точкой зрения.

Области исследования в эпистемологии[edit]

Социальная эпистемология]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.007 с.)