![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Третий этап логопедической работы (тренировочный).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Речь детей соответствует 3 уровню ОНР. Итак, появление фразы в речи алалика можно считать началом третьего этапа. Третий этап можно охарактеризовать: богатый словарный запас, более точное употребление звуков, хотя смешение звуков по всем фонематическим группам остаётся. В процессе общения употребляются короткие фразы. Цель: формирование фразовой речи, с постепенным усложнением словаря и структуры фразы, работа над распространением предложений и их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера. Формирование построения высказывания как основной единицы речевого действия. Тренировочный этап решает задачи совершенствования умений, полученных на начальном этапе. Основная методическая задача третьего этапа - работа над фразой, на уровне простого предложения и преодоление аграмматизмов. В ходе занятий речь и общение у безречевых детей формируется спонтанно. На этом этапе логопедом используются приёмы, обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний на более сложном языковом материале. Сенсорный и практический опыт безречевых детей продолжает развиваться. Создаётся основа для развития целостного обследования предметов, произвольной регуляции деятельности. Устанавливается соответствие между звучанием и артикуляцией, упрочивается связь между слуховыми впечатлениями и моторной активностью. Упорядочивается лексический материал, практически закрепляется грамматический минимум, которым дети овладели на начальном этапе. Вся эта работа должна проводиться как в устном, так и в письменном виде. К этому времени моторный алалик должен быть подготовлен процессу чтения и письма. Необходимо также отметить, что самым характерным для всех процессов будет их замедленность. Результаты третьего этапа логопедической работы: В результате обучения после тренировочного этапа отмечается повышение речевой активности: Ø Дети охотно занимаются. Ø Отмечаются укрепление произвольного внимания, стабилизация эмоционального фона. Ø Значительно улучшаются зрительно-пространственный анализ и синтез, появляются навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.
Ø Оперирование сенсорными эталонами и овладение соответствующими вербальными понятиями становятся удовлетворительными. Ø Расширяются рамки общения с помощью мимики, жестов и знаково-символических функций. Ø Совершенствуется фонематическое восприятие, отмечаются улучшения в произносительной сфере. Ø Возрастает активный словарь (предметный и глагольный). Ø Становится возможной группировка существительных по общему понятийному признаку, развиваются операции сравнения и обобщения. Ø Появляются возможности оценки грамматической правильности конструкции рода, числа и падежа. Ø На фоне расширения лексического запаса становится возможным моделирование двухсловных предложений. Дети осваивают простые грамматические конструкции. Ø Обогащаются просодические характеристики речи. Ø Полученные на занятиях навыки используются в коммуникативных целях Вместе с тем в речи наблюдается большое количество морфемных парафазий, не только семантически близких, но и семантически далёких, не входящих в парадигму морфемного значения. Отмечается зависимость ошибок от лексической семантики, степени известности слова и от его звукослоговой структуры. Четвёртый этап. Цель: формирование связной речи - коммуникативной деятельности, коммуникативных умений. Работа логопеда с моторным алаликом должна быть длительной и систематической. Итак, подробно рассмотрев логопедическую работу на каждом из этапов, хотелось бы отметить, что на любом из четырех этапов идет работа по формированию каких-то отдельных сторон речи, а всей речевой деятельности в целом. Прогнозируемый результат Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомоторной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).
Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности. Словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам Имена существительные Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжками др. Части тела: лицо, ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб. Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др. Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др. Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др. Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др. Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др. Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др. Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др. Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др. Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др. Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др. Глаголы Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др. Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др. Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит; [листья] падают и др. Прилагательные, наречия Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно. Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало. Предлагаемый словарик не является строгой рекомендацией, тем не менее дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием у ребенка понимания речи. Это скорее фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова. Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром (игрушки, одежда, обувь, мебель, дом и квартира, животные, птицы, насекомые, деревья, цветы, овощи и фрукты, город и деревня, времена года и др.). Помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов - фразами. И слова, и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет взрослый называет его; ребенок совершает действие - взрослый обозначает его глаголом и т.д.; взрослый ведет ребенка в ванную комнату и говорит: «Будем мыть руки», в прихожей говорит: «Давай одеваться на прогулку» и т.п. В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь. Например, взрослый предлагает найти и принести мишку, хотя его нет в поле зрения ребенка, предлагает попрыгать, не показывая нужного действия, говорит: «Возьми йогурт», хотя ребенок находится далеко от кухни и холодильника. Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты:
· на (предложение) - протягивать раскрытую ладонь; · дай (просьба) - сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз); · да (согласие) - кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз); · нет (отрицание) - покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону; · там (указание направления) - взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать; · вот (указание на близлежащий объект) - показать прямым указательным пальцем на предмет; · сюда (подзывание) - взмах ладонью по направлению к себе; · хорошо (одобрение) - сжать пальцы кисти в кулак, вверх поднят большой палец; · молодец (одобрение, похвала) — погладить по голове; · ай-ай-ай (порицание) — указательный палец выпрямлен, остальные пальцы ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз; · тихо (призыв к молчанию, тишине) — прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам; · баю-бай (спать пора) — смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем; · привет (здороваемся) — берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии) машем рукой из стороны в сторону; · пока (прощаемся) — машем рукой (движения ладонью вверх-вниз); · большой (обозначение величины) - развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны); · маленький (обозначение величины) — приблизить друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки); · один (обозначение количества) — показать указательный пальчик. Перечисленные жесты используются в разных играх и занятиях, описанных в программе. Помните, что при обучении детей жестам необходимо соблюдать следующие условия: · использовать можно только естественные общеупотребительные (понятные всем представителям данной культуры) жесты, не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка.
Помните, что в норме жесты являются вспомогательным средством общения между людьми, употребляются ограниченно (жестовая речь является основным средством общения слабослышащих людей). Полезно обратить внимание на мимику, которая с одной стороны, помогает сделать артикуляцию более четкой, с другой - делает речь более эмоциональной и насыщенной. Степень употребления жестов и выраженности мимического сопровождения речи часто зависит от темперамента человека, его национальности и особенностей культуры его народа. Работа по расширению пассивного словаря и развитию понимания речи ведется как логопедом, так и близкими ребенка. Если родители развивают понимание речи ребёнка в бытовых ситуациях, то логопед расширяют пассивный словарь ребенка в ходе проведения специальных игр, используя при этом различные материалы и игрушки, а также специальные приемы
В программе содержание распределяется по годам обучения.
Учебно-тематический план логопедических занятий, 1 год обучения
Учебно-тематический план логопедических занятий, 2 год обучения
Учебно-тематический план логопедических занятий, 3 год обучения
Учебно-тематический план логопедических занятий, 4 год обучения
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что методика логопедической работы при моторной алалии включает в себя широкое использование практических упражнений, которые подводит к пониманию слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи. С помощью упражнений ребенок учится анализировать, наблюдать, обобщать языковой материал разного уровня. Игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе (см. Приложение 2). Описанные игры могут стать основой целого занятия или его части. Дифференцированные приемы работы делают коррекционное воздействие наиболее результативными. Специфика обучения неговорящих детей исключает стандартный подход или методику, каждый ребенок требует индивидуального подбора технологий работы, поэтому игры и упражнения, представленные в программе, необходимо умело сочетать и комбинировать в зависимости от механизма нарушения, уровня языковой способности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.142.245 (0.016 с.) |