Профилактическое направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактическое направление



Логопедическая работа с безречевыми детьми предполагает помимо коррекционно-развивающего направления профилактическое, нацеленное на изменение и обогащение воспитания и развития ребёнка. Профилактика – эффективная мера, позволяющая предупредить нарушения в формировании общения и речи.

Первичная профилактика заключается в ранней диагностике и коррекции нарушений развития у детей в преддошкольный период. Симптомы девиантного развития фонологической системы – безусловное показание для проведения программы логопедической работы по предложенной системе.

Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении предрасположенности к нарушенному коммуникативному развитию и проведении комплекса предупредительных мер. Необходимо своевременно выявлять группы риска, к которым правомерно относить детей с пери- и постнатальными вредностями, поздним и аномальным развитием речи. Диагностические тестовые задания, используемые при этом, приведены в «Логопедическом обследовании безречевых детей» (см. Приложение 1).

 

 

Приложение 1.

Схема обследования детей с алалией

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год) _____________________________________________________________________________

Дата обследования (число, месяц, год)__________________________________________________________________________

Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах и месяцах, например, 4 года 5 мес.) _____________________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон______________________________________________________________________

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) или из семьи _____________________________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) _____________________________________________________________________________

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии _____________________________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать: Ф.И.О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отец: Ф.И.О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Другие члены семьи, живущие в данной семье _______________________________________________________________

Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речь родителей: отметить грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествования _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наследственные заболевания __________________________________________________________________

Общий анамнез

От какой беременности ребёнок, возраст матери в период родов____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери ___________________________________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные _____________________________________________________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция _____________________________________________________________________________

Крик: был, нет _____________________________________________________________________________

Асфиксия: белая, синяя _____________________________________________________________________________

Резус-фактор: отрицательный, совместимость _____________________________________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении _____________________________________________________________________________

Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью ___________________________________________________

Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до _____________________________________________________________________________

Последующее вскармливание: смешанное, искусственное ___________________________________________________________________________

Выписка из родильного дома на ______ день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины ___________________________________________________________________________

Особенности раннего развития: держит голову с мес. (в норме с 2 мес. жизни), сидит с _____мес. (в норме к 7 мес.), стоит с _____ мес. (в норме 9—10 мес.), ходит с _____ мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес.).

Первые зубы с _____ мес., к 1 году зубов _______

Перенесенные заболевания:

до 1 года _____________________________________________________________________________

после 1 года _____________________________________________________________________________

до 3 лет __________________________________________________________________

Особое внимание обратить на заболевания нервной темы.

Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепно-мозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде

___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 Уточнить, были (есть) после черепно-мозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликвородинамические нарушения (гидроцефалия различной степени)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др. 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Судороги при высокой температуре _____________________________________________________________________________

Данные о развитии речи

Гуление с ______ мес., характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки)______________________________________________________________

Лепет с ______ мес., характер лепета: звуковой, слоговой __________________________

Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т.п., звукоподражания, количество слов __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих __________________________________________________________________

Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм) ___________________________________________________________________________

Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался ___________________________________________________________________________

Логопедическое обследование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.011 с.)