Основные направления самоанализа воспитательной работы подросткового клуба имени И. С. Назарова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления самоанализа воспитательной работы подросткового клуба имени И. С. Назарова



Самоанализ осуществляется педагогическим коллективом клуба по следующим направлениям: результаты воспитания, социализации и саморазвития детей и подростков; состояние организуемой их совместной деятельности с педагогами.

Основой для анализа результатов воспитания, социализации и саморазвития служит динамика личностного развития детей и подростков, занимающихся в объединениях. Основным способом получения информации является педагогическое наблюдение.

Наблюдения за детьми, за их поведением, участием в делах объединения и клуба, манерой общаться со сверстниками и взрослыми дают педагогу огромный материал. В силу слабого развития саморефлексии у младших школьников педагогу иногда, конечно же, проще самому провести оценку проявлений нравственного самоопределения учащихся [2].

Однако, есть и другой подход, когда оценочные средства естественным образом включаются непосредственно в процесс духовно-нравственного воспитания. Их использование - одно из слагаемых процесса воспитания, а сами оценочные средства одновременно служат и средством формирования ценностных ориентаций ребенка. Данный подход изложен в работах Н.Е. Щурковой. «Педагогические методики, пишет Надежда Егоровна, выступают для детей в своей скрытой форме, предъявляются детям либо как игра, либо как проверка собственных сил, либо как состязание, в любом случае педагогические методики содержательно инструментируются как часть организуемой деятельности, и то, что педагог производит …анализ получаемых результатов, не должно быть известно детям» [5, с. 63].

Важно, что этические правила работы педагога не допускают вторжения в личную жизнь детей. Отметим, что при применении любого оценочного средства должно соблюдаться важное условие – оценка – неперсонифицированная! Оцениваться должна не личность ребенка, а ее качества, проявляемые в ходе выполнения практического задания, проекта, акции, мероприятия. Оценку делает сам младший школьник, по сути, это обучение приемам саморефлексии. Хорошо, если результаты каким-либо образом фиксируются. Педагогу это позволяет работать именно с результатами, а ребенку обратиться к ним по прошествии времени и оценить собственный личностный рост.

Разрабатываемые педагогами оценочные средства, по мнению Н.Е. Щурковой, обязательно должны соответствовать условиям:

- вызывать интерес детей и быть для них увлекательными как по форме, так и по содержанию;

- быть простыми и технически необременительными для педагога, не затратными по времени их использования.

В своей практике педагоги подросткового клуба имени И. С. Назарова используют как методики других авторов (модифицируя их), так и собственные разработки. Приведем пример использования методик, выявляющих отношение детей к выполнению принятых правил.

Перед знакомством учащихся с правилами поведения «Юного назаровца», в начале учебного года педагог диагностирует отношений детей к выполнению принятых правил «Живем по правилам». Это модифицированное практическое задание.[5]

«Чтобы дети и педагоги нашего клуба были по-настоящему дружны, нам нужны правила, которым будут подчиняться все коллективы. Раз правила общие, то интересно мнение каждого. Прочитай вопросы, напиши ответы. А потом мы обсудим.

Как ты думаешь, для чего люди создают правила? Например, правила уличного движения, правила поведения в общественных местах…

Согласен ли ты с тем, что правила нужны для того, чтобы люди не совершали таких поступков, которые мешают жить другим?

Как ты считаешь, нужно ли подчиняться правилу, которое тебе не нравится?

- да

- нет

- если правило не нравится, его надо постараться изменить, но нарушать его нельзя».

После того как дети выполнили работу, проводится обсуждение полученных ответов. Сами ответы не зачитываются, дети озвучивают их по желанию. Практическое задание выполняется анонимно, результаты сдаются педагогу. Следующий этап - обработка ответов детей, в результате которой педагог получает обобщенные результаты по направлению - отношение детей к выполнению правил. 

В течение года работа по этому направлению продолжается. Используется еще одно модифицированное практическое задание «Кодекс чести и совести».[6]

«В жизни мы часто делаем выбор: как поступить? Что любить, а что нет, что принимать, а что не принимать, каким быть?

Ты любишь чистоту и уют в клубе? Тебе нравятся наши веселые и увлекательные мероприятия? Тебе нравится показывать, чему ты научился? Правда здорово ощущать себя частичкой дружного и творческого коллектива?

Давай попробуем в нашем клубе не только следовать правилам поведения назаровца, но и подумать, почему мы поступаем так или иначе. Для этого заполни таблицу. Обрати внимание, в таблице показаны примеры, познакомься с ними и заполни пустые строки. А потом мы обсудим результаты.

 

Наши правила Почему я так поступаю
Я добросовестный дежурный, и я берегу имущество клуба Я делаю это, потому что люблю, когда в клубе чисто и уютно
Я стремлюсь участвовать в мероприятиях клуба и помогать тем, кто их организует Мне приятно участвовать в общем деле, я хочу помогать другим
Я люблю украшать наш кабинет и клуб Мне приятно приходить в уютный, красивый кабинет и клуб. Я делаю это, потому что люблю дарить красоту людям
Я уважительно отношусь к нашим педагогам  
Я стремлюсь дружить с другими детьми, если нужно помогаю им  
Я приветливо здороваюсь со всеми и говорю «спасибо» и «пожалуйста»  
Я стараюсь узнать что-то новое и полезное и чему-либо научиться  
Я стремлюсь участвовать в акциях и добрых делах клуба  

Очевидно, что для выполнения младшими школьниками такого задания нужно время и некоторая специальная подготовка. Целесообразно провести беседу, в которой пояснить ход работы, разъяснить слова «выбор», «коллектив», «акция», «добрые дела», «правила», обсудить примеры из жизни ребенка и клуба. 

Варианты выполнения практического задания разные. Или младший школьник записывает ответы самостоятельно, или же педагог индивидуально помогает ему. Коллективное обсуждение во время заполнения таблицы не предполагается. Результаты этого практического задания также сдаются педагогу, обрабатываются и уже потом обсуждаются. В конце учебного года младшие школьники заполняют «Лист самооценки». Познакомимся с ним.

«Как здорово когда тебя окружают добрые, приветливые люди, всегда готовые прийти на помощь. Хорошо ли ты вместе с друзьями проводишь праздники, украшаешь клуб, принимаешь гостей, участвуешь в акциях и добрых делах. Удалось ли тебе в течение года соблюдать Правила юного назаровца. Заполни таблицу, выбрав верные для тебя утверждения

почти всегда старался, но получалось не всегда никогда не делал этого
Добросовестно дежурил и берег имущество клуба      
Участвовал в мероприятиях клуба и помогал тем, кто их организовывал      
Принимал участие в оформлении нашего кабинета и клуба      
Уважительно относился к нашим педагогам      
Стремился дружить с другими детьми и если нужно помогать им      
Приветливо здоровался со всеми и говорил «спасибо» и «пожалуйста»      
Старался узнать что-то новое и полезное и чему-либо научиться      
Стремился участвовать в акциях и добрых делах клуба      

Выполнение и обработка результатов аналогичны работе с предыдущими представленными заданиям. Однако здесь при заполнении таблицы целесообразно организовать обсуждение. Ребята по желанию озвучивают свои результаты, а педагог задает вопросы другим учащимся: «А вы согласны?», «А это действительно так?» и др.

Мы понимаем, что полученные при обработке результаты будут достаточно общими, но назначение этих методик не в создании индивидуальных характеристик, а в выявлении тенденций развития личности младшего школьника и коллектива.

Используются и другие методики: «Недописанный тезис», «Недописанный диалог», «Фантастический выбор» и др. В сочетании с представленными методиками для выявления тенденций развития личности младшего школьника можно использовать такой интересный, доступный и достаточно информативный метод как контент-анализ.

Еще одна методика – это работа с портфолио ««Портфолио социальной активности объединения» (см. приложение 3). Оно разработано во Дворце творчества, в соответствии с реализуемой программой развития, и используется во многих коллективах. Главная задача работы с портфолио - помочь ребенку осознать образ своего «я» в обществе, сформировать представление о собственных возможностях и оценить свои достижения в общественно значимой деятельности. Структура портфолио включает в себя шесть взаимосвязанных заданий, целенаправленно отслеживающих формирование социальной активности школьника. С материалами портфолио дети работают в течение года. Выполняют задания учащиеся индивидуально, в начале года и в конце, складывают их в одну папку, которая хранится у педагога. Цель работы с портфолио та же, что и при работе с другими методиками - выявлении тенденций развития личности младшего школьника и коллектива, как результата процесса духовно-нравственного воспитания.

Состояние организуемой совместной деятельности детей и педагогов помогут проанализировать следующие вопросы:

- качество реализации воспитательных возможностей занятий по дополнительной общеразвивающей программе;

- качество реализации воспитательных возможностей мероприятий объединения, в подростковом клубе им. И.С. Назарова, Дворца творчества им. Н.К. Крупской, участия детей в других мероприятиях;

- качество поддержки деятельности детских общественных объединений и организаций, вовлечения детей в добровольчество, общественно полезную деятельность;

- качество взаимодействия с родителями или законными представителями учащихся, направленного на совместное решение проблем личностного развития детей.

Способами получения информации является беседа с детьми, родителями, педагогами, и ежегодное анкетирование родителей и детей на удовлетворенность образовательными услугами, полученными во Дворце творчества им. Н.К. Крупской.

Итогом самоанализа является выявление проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу в дальнейшем.

 

 


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие / В.П. Голованов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.

2. Калинина Н.В. Духовно-нравственное самоопределение младших школьников: диагностика и условия обеспечения: методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 48 с.

3. Рожков М.И. Воспитание свободного человека как целевая функция дополнительного образования / М.И. Рожков // Методист. – 2020. - № 6. – С. 2-5

4. Селиванова Н.Л. Воспитание в системе образования: от проблем настоящего к контурам будущего/ Н.Л. Селиванова // Третий выпуск специализированного издания «Среднее образование в России» (приложение к сборнику «Федеральный справочник. Образование в России»). – 2014. – С. 76-99. – URL: http://federalbook.ru/projects/fso/so-structura-3.html

5. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н.Е. Щуркова. – М.: ОЦ Педагогический поиск, 1997. - 76 с.

 


 


УТВЕРЖДАЮ

Заведующая отделом

п\клубом им. И.С. Назарова

_____________ В.А. Гарайс

План мероприятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.017 с.)