Программа воспитания младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа воспитания младших школьников



Автор-составитель

Цибизова Е.Б., к.п.н., заведующая методическим отделом МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т имени Н.К. Крупской».

 

В методических рекомендациях рассмотрены особенности воспитания в дополнительном образовании. Описаны конкретные шаги разработки программы воспитания в организации дополнительного образования на основе примерной программы воспитания Института стратегии развития образования РАО под руководством Министерства просвещения РФ (утвержденной Федеральным учебно-методическим объединением 2 июня 2020 года). В приложении представлена Программа воспитания подросткового клуба имени И.С. Назарова МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т имени Н.К. Крупской».

Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, руководителей структурных подразделений, методистов и педагогов организаций дополнительного образования.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 4

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.. 5

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. 9

ЛИТЕРАТУРА: 16

Приложение. 17

 


ВВЕДЕНИЕ

Воспитание сегодня является приоритетным направлением государственной политики. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» предусмотрел программу воспитания в структуре образовательной программы. Обязательно это требование и для организаций дополнительного образования.

В связи с этим у управленцев, методистов, педагогов возникли вопросы:

- Как оптимально выстроить структуру программы воспитания в организации дополнительного образования?

- В общем образовании программа воспитания встраивается в основную образовательную программу. А в дополнительном?

- Программа воспитания нужна каждому педагогу, каждому структурному подразделению или учреждению?

- Как избежать излишней бюрократизации и не нужной работы?

В представленной работе даны ответы на вопросы и описаны конкретные шаги разработки программы воспитания в организации дополнительного образования на основе примерной программы воспитания Института стратегии развития образования РАО под руководством Министерства просвещения РФ и утвержденной Федеральным учебно-методическим объединением 2 июня 2020 года. В приложении размещена Программа воспитания подросткового клуба имени И.С. Назарова МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т имени Н.К. Крупской».

Наш опыт представлен в публикациях:

- Попова И.А. Разработка программы воспитания в организации дополнительного образования / И.А. Попова, Е.Б. Цибизова // Библиотека журнала «Методист». – 2021. - № 1. - С. 21-27

- Цибизова Е.Б. Опыт разработки программы воспитания Дворца детского (юношеского) творчества имени Н.К. Крупской. // Информационно-методический журнал «ПроДОД». – 2021 - № 1. – С. 74-85 https://prodod.moscow/wp-content/uploads/Pro_DOD_february_2021.pdf

И в выступлениях на образовательных мероприятиях:

- 14 декабря 2020 года на секции 10 «Воспитание в программах дополнительного образования: было, есть или будет?» VII Всероссийского совещания работников сферы дополнительного образования детей (с международным участием) http://congress.dod.vcht.center/program/sektsiya-10-vospitanie-v-programmakh-dopolnitelnogo-obrazovaniya-bylo-est-ili-budet

- 4 марта 2020 года на круглом столе «Дополнительное образование: перспективы и вызовы цифровой среды» V Всероссийской ежегодной научно-практической конференции «Информационная безопасность и дети» https://www.youtube.com/watch?v=SXbw5N8Bp3g


 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Важно! Прежде чем приступить к работе с данным разделом, необходимо внимательно изучить материалы сайта «Апробация примерной программы» ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

Начиная разговор о воспитании в дополнительном образовании, конечно же нельзя не остановиться на актуальности этого вопроса. Обращает на себя внимание, что в основополагающих государственных документах воспитание рассматривается как сложный многоплановый процесс, эффективно осуществить который можно лишь во взаимодействии школы, организаций дополнительного образования, семьи, общественных организаций и т.д. Это, прежде всего, документы, обозначенные на схеме 1

Схема 1

 

Воспитание детей сегодня рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств. Очевидно, что высказанный запрос будет решаться системой образования в целом, но с учетом особенностей каждого вида образования.

Вместе со школьным образованием дополнительное образование даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет знания, выявляет и развивает потенциальные способности ребёнка, причём это происходит в комфортной для него обстановке.

Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути, жизненного самоопределения. В процессе такого образования возможно создание ситуации успеха для любого школьника, что благотворно сказывается на воспитании достоинства ребенка.

В чем же особенности воспитания в дополнительном образовании? Воспользуемся приемом сравнения. В таблице представлены характеристики воспитания в общем и дополнительном образовании.

Таблица 1

 

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- формирует базовые знания и навыки, обеспечивающие самоопределение личности в обществе; - содержание образования ориентировано, прежде всего, на интеллектуальное образование; - оценивание сосредоточено на контроле достижений в интеллектуальном, информационном и физическом обучении; - отношения учитель-учащийся носят ролевой характер и формализованы процессом передачи-принятия-контроля знаний - удовлетворяет образовательные потребности в интеллектуальном, физическом, духовно-нравственном совершенствовании; - содержание соответствует спектру наклонностей, интересов и целей учащегося добровольно выбравшего вид деятельности; - оценивание сосредоточено на личностных достижениях ребенка, представляет собой диагностику, а не контроль; - отношения педагог-ребенок носят личностный характер, основаны на субъект-субъектном взаимодействии

 

Общее или школьное образование через требования Федерального государственного образовательного стандарта регулируется государством и является важным фактором сохранения и укрепления общества. Отношения педагог-ученик формализованы самим программным процессом передачи-принятия-оценки знаниевых материалов. Оценочная система образования концентрирует внимание на результатах обучения и научения. В этих условиях зачастую воспитание не в приоритете деятельности школы.

В дополнительном образовании воспитание проходит в атмосфере добровольности. Отсутствие образовательных стандартов и заинтересованность педагога в посещении ребенком занятий задает особенности воспитания в дополнительном образовании.

В дополнительном образовании воспитание основывается на искреннем согласии детей и подростков сотрудничать с педагогом. Нельзя заставить детей посещать занятия, участвовать в общих делах, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовным запросам [3]. Дополнительное образование позволяет ребенку максимально реализовать себя и самоопределиться профессионально и личностно. Очень важно, что дети самостоятельно и ответственно выстраивают свой путь образования и развития и активны в этом процессе [4]. Результаты обучения в дополнительном образовании доступны, привлекательны, реальны, что позитивно сказывается на развитии личности ребенка, стимулирует его творчество и усиливает воспитательный эффект [5]. 

Таким образом, субъект – субъектное взаимодействие и продуктивное сотрудничество педагога с детьми, их стремление к активному творческо-созидательному освоению мира во взаимодействии с социумом, позволяет успешно реализовывать педагогический процесс дополнительного образования в органичном и неразрывном единстве всех его составляющих, в том числе воспитания.

Вы уже знакомы с материалами сайта «Апробация и внедрение примерной программы воспитания» ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и обратили внимание, что направления воспитания или путей организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности, воспитание через классное руководство и т.п.) не совпадают с практикой работы педагога дополнительного образования.

Следовательно, особенности воспитания в дополнительном образовании задают другие направления его организации. Какие же?

Прежде всего, воспитание в дополнительном образовании осуществляется, в процессе освоения содержания ребенком дополнительной общеобразовательной программы (далее – программа). Именно программа является тем гибким инструментом, который позволяет определять воспитательные задачи и планируемые результаты в соответствии с образовательными потребностями детей, занимающихся в конкретной организации дополнительного образования, а также их родителей. А содержание программ этого вида образования несет в себе воспитательный потенциал, перекликаясь с теми ценностями, которые лежат в основе краеведческой, музыкальной, конструкторской, изобразительной или иной деятельности, выбранной ребенком или его родителями. Воспитательные возможности занятий по программе педагог реализует в совместной практикоориентированной и личностно значимой деятельности.

И все же воспитание не ограничивается только занятиями по программе, за пределами учебного времени дети участвуют в воспитательных мероприятиях объединения, структурного подразделения, всей организации, способствующих формированию внутриколлективных и межличностных отношений детей, педагогов, родителей. Привлекательность для детей и подростков творческой деятельности достигается, в том числе, посредством участия в ярких, эмоционально окрашенных мероприятиях и событиях – конкурсах, фестивалях, открытых показах, концертах и выставках, соревнованиях. Традиционные ежегодные мероприятия, на наш взгляд, служат не только пространством для демонстрации достижений, но и для осмысления ценностей, знакомства с идеями и правилами, социальными нормами, погружения в профессию. Немаловажно, что в подготовке воспитательных мероприятий и их проведении активное участие принимают сами дети и родители.

Организация дополнительного образования - это открытая среда взаимодействия с окружающим социумом, способствующая воспитанию социальной активности ребенка. Добровольческая и общественно значимая деятельность разной направленности, в которой участвуют дети и подростки, дает возможность продемонстрировать полученные в процессе освоения программы знания, умения, мастерство, а также личное отношение к людям, знаменательным событиям страны, города [5]. Проведение акций – многолетняя, хорошая традиция, в основу которой положено формирование потребности в совершении добрых дел, позитивном отношении к другим. Существуют также общие смыслы и призвания для партнерства организации дополнительного образования и Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников», что позволят подрастающему поколению активно включиться в общественные отношения, участвовать в общественной деятельности наравне с взрослыми.

Еще одно направление воспитания в организации дополнительного образования – это работа с родителями. Здесь роль родителей несколько другая, чем в школе, они выступают заказчиками, основываясь на собственных предпочтениях и потребностях, выбирают для ребенка направленность, объединение и педагога. Важно дать понять и почувствовать родителям, что дополнительное образование – комфортная и уютная среда развития ребенка. Ребенок здесь не только обучается какой-либо деятельности, но учится дружить, ценить, общаться, творить. Выстраивание партнерских отношений с родителями заключается в формулировании взаимных интересов, достижении и реализации договоренности. В этих рамках нужно вести просвещение родителей – объяснять смыслы и цели дополнительного образования, его возможности в процессе саморазвития и самореализации ребенка.


 

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

 

Определив основные направления воспитания в дополнительном образовании, мы перешли непосредственно к разработке программы.

Почему мы обратились именно к примерной программе воспитания, разработанной Институтом стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Министерства просвещения РФ и утверждённой Федеральным учебно-методическим объединением? Ведь у организаций дополнительного образования (у многих) уже есть разработанные программы воспитания. И логично было бы воспользоваться опытом, выращенным в дополнительном образовании.

Поэтому, первоначально, в поисках ответов на вопросы, поставленные выше, мы выполнили анализ существующих программ воспитания в организациях дополнительного образования. Познакомиться с материалами сегодня достаточно просто, разместив в поисковой строке браузера запрос «программа воспитания в учреждении дополнительного образования».

Наименование найденных нами документов различно: «Программа воспитания и социализации», «Программа воспитания», «Воспитательная система Центра …» и т.д. Анализируя опыт других организаций, мы обратили внимание на разность в подходах к формулировке целевых установок и определению структуры программы. В рассмотренные программы в качестве разделов включены: «Концептуальное обоснование программы», «Цель, задачи воспитания», «Ценностные установки», «Направления воспитания», «Подпрограммы воспитания», «Механизм реализации программы и план мероприятий», «Содержание, виды деятельности и формы занятий по каждому из направлений», «Мониторинг эффективности реализации программы воспитания» и т.д. В общую программу воспитания, например, включены подпрограммы эколого-краеведческой, духовно-нравственной, гражданско-патриотической, досугово-развлекательной воспитательной работы.

Выстраивание такой сложной структуры программы воспитания нецелесообразно. Неприемлемо и разделение целостного процесса воспитания на отдельные составляющие. И, к сожалению, при анализе материалов сайтов организаций, нам не удалось встретить программы воспитания, в которых бы пояснялось – а как же программа воспитания связана с реализацией дополнительных общеобразовательных программ, с реальным процессом работы педагога с детским объединением?

Вот тогда мы и обратились к примерной программе воспитания, разработанной Институтом стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Министерства просвещения РФ и утверждённой Федеральным учебно-методическим объединением. Тем более, что уже есть опыт специалистов ГБПОУ «Воробьевы горы» по выявлению подходов к обновлению воспитательной работы в связи с обсуждением и апробацией в образовательных организациях примерной программы воспитания [1]. А, в разделе «Ответы на вопросы…» на сайте Апробация примерной программы, дано пояснение, что хотя программа создавалась для школ, однако, она может помочь и образовательным организациям дополнительного образования. Но естественно, с учетом их особенностей.

Познакомившись с «Методическими рекомендациями «О разработке программы воспитания», мы согласились с предложением авторов о необходимости придерживаться разработанных ими правил для того, чтобы программа получилась вразумительной, рабочей.

Логика построения структуры примерной программы воспитания вполне подходит для выявления и реализации воспитательного потенциала педагогического процесса дополнительного образования. Поэтому структуру программы мы предлагаем оставить без изменений:

Раздел 1. «Особенности организуемого воспитательного процесса».

Раздел 2. «Цель и задачи воспитания».

Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности».

Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

С конкретными наполнениями разделов Вы можете познакомиться в приложении «Программа воспитания подросткового клуба имени И.С. Назарова МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т имени Н.К. Крупской». А здесь будут даны рекомендации и разъяснения.

В первом разделе размещается информация о сложившихся традициях, символики организации, о ее партнерах, ежегодных традиционных мероприятиях, то есть о том, что непосредственно оказывает влияние на организацию и содержание воспитания.

Второй раздел «Цель и задачи воспитания». Мы поддерживаем точку зрения разработчиков, что цель воспитания у нас должна быть общей и конкретизироваться лишь применительно к возрастным особенностям учащихся. А вот задачи, конечно, потребовали изменений и уточнения в связи с направлениями организации воспитания в дополнительном образовании. Отметим, что примерная программа воспитания определяет задачи как проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания.

Обращает на себя внимание деятельностный характер постановки и формулировки задач, они именно о работе педагога, в том числе, по реализации дополнительной общеобразовательной программы. В то же время задачи являются пошаговыми действиями по достижению цели.

Важно! При работе с задачными установками необходимо учитывать положения образовательной программы и программы развития Вашей организации.

В третьем разделе необходимо раскрыть, как будет осуществляться на практике воплощение цели и задач воспитания. Согласно материалам «Методических рекомендаций «О разработке программы воспитания» в раздел «Виды, формы и содержание деятельности» включаются модули, каждый из которых ориентирован на поставленные задачи воспитания и соответствует одному из направлений воспитания. В соответствии с выделенными нами особенностями воспитания в дополнительном образовании мы предлагаем определить четыре основных направления и четыре модуля. Соответствие направлений воспитания, модулей, а также их ориентация на задачи воспитания отражены в таблице 2.

Таблица 2

НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ МОДУЛЬ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Воспитываем и познаем»: описание видов и форм деятельности воспитания на занятиях, поддержки детского самоуправления, знакомства с профессиями - Реализовывать воспитательные возможности занятий по дополнительной общеразвивающей программе, использовать на занятиях интерактивные формы освоения практикоориентированной, личностно значимой деятельности. - Инициировать и поддерживать самоуправление учащихся – как на уровне объединения, так и на уровне структурного подразделения и организации. - Организовывать профориентационную работу с учащимися
Воспитательные мероприятия объединения, структурного подразделения, всей организации «Воспитываем, создавая и сохраняя традиции»: описание видов и форм планирования, организации, проведения традиционных мероприятий объединения, отдела, погружения в профессию и участия в других мероприятиях - Реализовывать воспитательные возможности мероприятий объединения, структурного подразделения и организации, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения. - Организовывать участие учащихся в соревнованиях, фестивалях, выставках, конкурсах, конференциях и реализовывать их воспитательный потенциал. - Организовывать профориентационную работу с учащимися
Добровольческая и общественно значимая деятельность, участие в детских общественных объединениях и организациях «Воспитываем социальную активность»: описание видов и форм участия в детских общественных объединениях и организациях, участия в добровольческой и общественно значимой деятельности - Поддерживать деятельность детских общественных объединений и организаций. - Инициировать и поддерживать развитие социальной активности учащихся, вовлекать их в добровольчество, общественно-значимую деятельность
Работа с родителями «Воспитываем вместе»: описание видов и форм работы с родителями - Организовывать работу с родителями или законными представителями учащихся, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей

В четвертом разделе «Основные направления самоанализа воспитательной работы» определено, что самоанализ осуществляется педагогическим коллективом организации ежегодно по следующим направлениям: результаты воспитания, социализации и саморазвития детей и подростков и состояние организуемой их совместной деятельности с педагогами[1].

Основой для анализа результатов воспитания, социализации и саморазвития служит динамика личностного развития детей и подростков, занимающихся в объединениях. Состояние организуемой совместной деятельности детей и педагогов помогут проанализировать следующие вопросы:

- качество реализации воспитательных возможностей занятий по дополнительной общеразвивающей программе;

- качество реализации воспитательных возможностей мероприятий объединения, структурного подразделения и организации, участия детей в других мероприятиях;

- качество поддержки деятельности детских общественных объединений и организаций, вовлечения детей в добровольчество, общественно-значимую деятельность;

- качество профориентационной работы;

- качество взаимодействия с родителями или законными представителями учащихся, направленного на совместное решение проблем личностного развития детей.

Способами получения информации является беседа с детьми, родителями, педагогами, и ежегодное анкетирование родителей и детей на удовлетворенность образовательными услугами, полученными в организации.

Итогом самоанализа является выявление проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу в дальнейшем.

Выбранная структура программы воспитания, на наш взгляд, оптимальна, текст программы получился коротким и внятным, в нем отсутствуют общие рассуждения, что позволяет избежать бюрократизации.

Однако, остался вопрос, а на каком уровне создается программа – педагога, структурного подразделения или организации?

Разделы 1,2 и 4 целесообразно разработать на уровне организации, а вот модули могут создаваться командой педагогов на уровне структурного подразделения. Здесь мы исходим из того, что специфика видов, форм и содержания воспитания, например, спортивного отдела будет отличаться от специфики видов, форм и содержания театрального отдела. Но, возможна и разработка модулей на уровне учреждения. В любом случае, приложением к разработанным модулям должен быть план воспитательной работы или организации или структурного подразделения. Отметим, что в соответствии с реализуемыми направлениями воспитания, закрепленными в соответствующих модулях, план воспитательной работы делится на части. Однако, направление «Занятия по дополнительной общеразвивающей программе» в плане отсутствует, так как эта информация подробно представлена в учебно-тематическом плане и календарном учебном графике программы.

Важно! Работу на рассмотренных нами этапах разработки программы воспитания ведут преимущественно управленцы и методисты.

А педагоги, после ознакомления с программой воспитания организации, принимают участие в обсуждении и разработке плана воспитательной работы структурного подразделения. И только после этого приступают к написанию плана, включенного в структуру программы[2].

В этом случае, перед педагогом ставятся уже четкие и понятные задачи. И нет опасений, что он останется с проблемой внесений изменений в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу один на один.

И, в заключение. Как верно отметил в своей работе О. С. Газман, программа воспитания может быть создана лишь как один из разделов целостной общей образовательной программы [2]. В общем образовании – это основная образовательная программа, а в дополнительном – образовательная программа организации. И хотя существует мнение, что этот управленческий документ не является обязательным, мы считаем, что вдумчивая, тщательная разработка образовательной программы организации во многом облегчает вопросы регулирования и реализации образовательного процесса (дополнительных общеобразовательных программ)[3].


 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В методических рекомендациях мы постарались ответить на волнующие управленцев и методистов вопросы.

Разработка программы воспитания в организации дополнительного образования на основе примерной программы воспитания устраняет организационно-управленческую неопределенность организации процесса воспитания на всех уровнях – от объединения до организации. Немаловажно, что снимается вопрос какого-то особого воспитания, а программа воспитания и план воспитательной работы фиксируют реальный процесс качественной работы педагога с детским объединением.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа нормативный документ и именно она является основанием для оценки планируемых результатов дополнительного образования, в том числе и воспитательных результатов (которые однозначно есть в каждой программе). Однако, воспитание не ограничивается только занятиями по программе, за пределами учебного времени дети участвуют в воспитательных мероприятиях объединения, структурного подразделения, всей организации. Включение в программу плана воспитательных мероприятий сделает его возможным для обсуждения с детьми и родителями.


 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Буйлова Л.Н. Нацпроект «Образование»: новые подходы к организации воспитательной работы в ГБПОУ «Воробьевы горы» / Л.Н. Буйлова, З.А. Каргина, С.И. Лагутина, Л.В. Обровец // Информационно-методический журнал «Про ДОД». – 2020. - № 1 (25). - С. 23-37

2. Газман О.С. Нужна ли программа воспитания демократической школе? Из неопубликованной работы «Анализ состояния и проблем воспитания в российской системе образования», 1995 г. / О.С. Газман // Вопросы образования. – 2013. - № 2. – С.7-13

3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие / В.П. Голованов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.

4. Рожков М.И. Воспитание свободного человека как целевая функция дополнительного образования / М.И. Рожков // Методист. – 2020. - № 6. – С. 2-5

5. Селиванова Н.Л. Воспитание в системе образования: от проблем настоящего к контурам будущего/ Н.Л. Селиванова // Третий выпуск специализированного издания «Среднее образование в России» (приложение к сборнику «Федеральный справочник. Образование в России»). – 2014. – С. 76-99. – URL: http://federalbook.ru/projects/fso/so-structura-3.html

 

Приложение

 

 

Им. Н. К. Крупской»

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Программа воспитания младших школьников подросткового клуба имени И.С. Назарова Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской» (далее Дворец творчества им. Н. К. Крупской) создана в соответствии с «Методическими рекомендациями «О разработке программы воспитания»[4]. 

Программа ориентирована на воспитание младших школьников, которое одновременно выступает чрезвычайно важным условием сохранения как самой личности, так и всего человечества. Программа и план воспитательной работы устраняют организационно-управленческую неопределенность организации процесса воспитания в дополнительном образовании и фиксируют воспитательный потенциал работы педагога с детским объединением в подростковом клубе имени И.С. Назарова.

 


 

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОДРОСТКОВОГО КЛУБА

ИМЕНИ И.С. НАЗАРОВА

Модуль «Воспитываем вместе»

Еще одно направление воспитания в организации дополнительного образования – это работа с родителями. Здесь роль родителей несколько другая, чем в школе, они выступают заказчиками, основываясь на собственных предпочтениях и потребностях, выбирают для ребенка направленность, объединение и педагога. Важно дать понять и почувствовать родителям, что дополнительное образование – комфортная и уютная среда развития ребенка. Ребенок здесь не только обучается какой-либо деятельности, но учится дружить, ценить, общаться, творить. Выстраивание партнерских отношений с родителями заключается в формулировании взаимных интересов, достижении и реализации договоренности. В этих рамках нужно вести просвещение родителей – объяснять смыслы и цели дополнительного образования, его возможности в процессе саморазвития и самореализации ребенка.

Работа с родителями или законными представителями учащихся, направленная на совместное решение проблем личностного развития детей реализуется через:

- родительские собрания объединения и клуба, происходящие в режиме обсуждения вопросов обучения и духовно-нравственного воспитания учащихся;

- участие родительского комитета в управлении клуба и решении вопросов воспитания и социализации учащихся;

- поддержку участия родителей в подготовке к совместным, традиционным, семейным праздникам, в пошиве костюмов, оформлении клуба, в организации поездок (обеспечение транспортом, сопровождение);

- проведение открытых занятий для родителей, конкурсных программ и отчетных концертов;

- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Работе с родителями как главными партнерами в духовно-нравственном воспитании младших школьников в клубе уделяется особое внимание. Семья в образовательном пространстве клуба выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика дополнительных образовательных услуг. Основная же задача родителей быть неравнодушными к своему ребенку, к его успеху.


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие / В.П. Голованов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.

2. Калинина Н.В. Духовно-нравственное самоопределение младших школьников: диагностика и условия обеспечения: методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 48 с.

3. Рожков М.И. Воспитание свободного человека как целевая функция дополнительного образования / М.И. Рожков // Методист. – 2020. - № 6. – С. 2-5

4. Селиванова Н.Л. Воспитание в системе образования: от проблем настоящего к контурам будущего/ Н.Л. Селиванова // Третий выпуск специализированного издания «Среднее образование в России» (приложение к сборнику «Федеральный справочник. Образование в России»). – 2014. – С. 76-99. – URL: http://federalbook.ru/projects/fso/so-structura-3.html

5. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н.Е. Щуркова. – М.: ОЦ Педагогический поиск, 1997. - 76 с.

 


 


УТВЕРЖДАЮ

Заведующая отделом

п\клубом им. И.С. Назарова

_____________ В.А. Гарайс

План мероприятий

Воспитываем вместе

Сентябрь 09.09-15.09 2020 «Дни открытых дверей» Родительские собрания Проведение родительских собраний. Знакомство родителей с деятельностью творческих коллективов, правилами и традициями клуба, уставом Дворца творчества, локальными актами, положением о клубе, образовательными программами, СанПиНами, законом об образовании. Выборы в родительский комитет п\клуба. п\клуб Педагогический коллектив
Октябрь 14.10.2020 «Родительский комитет, на старт!»  Заседание родительского комитета проходит 4 раза в год. Решаются вопросы, такие как выбор председателя, распределение обязанностей, обсуждаются текущие мероприятия, события, решение хозяйственных вопросов. п\клуб Заведующая отделом В.А. Гарайс
Ноябрь 28.11.2020 «Мамино сердце» Мероприятие проводится при совместном участии детей и родителей. Мамам вручаются пригласительные на праздник. Торжественное поздравление мам от завотделом п\к, награждение, вручение подарков. п\клуб А.А. Вчерашняя педагог-организатор, заведующая отделом В.А Гарайс
Январь 21.01.2021 Итоги полугодия Заседание родительского комитета, подведение итогов, отчет за полугодие, планирование. п\клуб Заведующая отделом В.А. Гарайс
Февраль 20.01.2021 «Богатыри Кузнецка» В спортивном мероприятии принимают участие дети и родители (папы). Перед мероприятиям учащиеся знакомятся с биографией пап, их службой в армии. примеряют их военную форму, поздравляют и фотографируются.  п\клуб А.А. Вчерашняя педагог-организатор, педагоги
Март 06.03.2021 «День нежности и очарования» Поздравление мам учащихся п\к на празднике, награждение членов родительского комитета за активное участие в жизни п\клуба.    
Май 20.05.2021 «Итоги года» Отчетное мероприятие для родителей и детей Учащиеся демонстрируют свои творческие таланты. Награждение детей и родителей по итогам года. Вся информация оформляется в летопись п\клуба. п\клуб А.А. Вчерашняя педагог-организатор, педагоги

 

 


[1] «Методические рекомендации «О разработке программы воспитания» // http://form.instrao.ru/

[2] Структура плана воспитательной работы подразделения и плана воспитательной работы объединения различаются.

[3] Подробнее: Цибизова Е.Б. Дополнительное образование: назначение, содержание, проблемы разработки программы // Народное образование. - 2020. -№ 1. - С.129-135 

[4] Методические рекомендации «О разработке программы воспитания» // http://form.instrao.ru/

[5] Портфолио школьника. 5-7 классы / Авт.-сост.: З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, М.В. Токарева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2013. – 96 с.

[6] Там же

 

 

Автор-составитель

Цибизова Е.Б., к.п.н., заведующая методическим отделом МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т имени Н.К. Крупской».

 

В методических рекомендациях рассмотрены особенности воспитания в дополнительном образовании. Описаны конкретные шаги разработки программы воспитания в организации дополнительного образования на основе примерной программы воспитания Института стратегии развития образования РАО под руководством Министерства просвещения РФ (утвержденной Федеральным учебно-методическим объединением 2 июня 2020 года). В приложении представлена Программа воспитания подросткового клуба имени И.С. Назарова МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т имени Н.К. Крупской».

Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, руководителей структурных подразделений, методистов и педагогов организаций дополнительного образования.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 4

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.. 5

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. 9



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.108.171 (0.161 с.)