Профессиональная этика социального работника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная этика социального работника



 

Каждая профессия в системе «человек – человек» базируется на особой, присущей только ей, системе знаний как теоретического, так и практического характера. В сфере социальной работы выработана особая система нравственных принципов, задающих некие «правильные» способы общения с клиентами, коллегами, официальными инстанциями, которые отличают профессионала от непрофессионала.

Этика социального работника представляет собой совокупность принципов, правил общения и поведения, нравственных норм и предписаний, регулирующих отношения между работниками социальных служб и между клиентами и социальными работниками. Цель этики социальной работы – обеспечение и поддержание социально одобряемых моделей профессиональной деятельности. Ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют основу мировоззрения профессионала, где реализуются убеждения, идеалы, этические правила и профессиональные ценности.

Этические принципы непосредственно связаны с ценностной ориентацией в социальной работе и касаются следующих взаимосвязанных аспектов:

• определение ценностной базы профессии в зависимости от ее социальной роли, целей, приоритетов;

• внедрение этических стандартов в соответствии с ценностной базой;

• обсуждение с коллегами этических затруднений (дилемм), с которыми встречаются социальные работники при выполнении профессиональных обязанностей.

Важнейшими ценностями профессиональной социальной работы являются:

• гуманизм и безусловное уважение к человеку;

• обостренное чувство профессионального долга;

• обостренное чувство добра и справедливости;

• добросовестность, вежливость и терпимость;

• честность и порядочность.

Противопоказаны следующие антиподы морали: бюрократизм и волокита, черствость и равнодушие к личности, несправедливость, высокомерие, взяточничество, коррупция [2, – с. 98].

Ценности социальной работы анализируются в соотношении с профессиональными нормами и требованиями на трех уровнях:

• макроуровень связан с корпоративными принципами и нормами взаимодействия, отношениями коллективной ответственности;

• мезоуровень связан с ценностями клиентов: групповыми, корпоративными, религиозными, этическими;

• микроуровень отражает ценностный спектр взаимодействия социального работника и клиента.

Макроуровень ценностей социальной работы дает обоснование конкретным действиям социального работника в пределах профессиональной компетенции. Они базируются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей:

• преимущества индивида по отношению к обществу;

• уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом;

• готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений;

• стремление к развитию самопомощи клиента и т. д.

К ценностям мезоуровня относят различные группы ценностей, которые отражают общепринятые стандарты социальной жизни в обществе: демократию, равенство, прогресс, свободу, самореализацию…

Микроценности социальной работы определяются нравственной культурой специалиста, выступают на межличностном уровне и являются основой для эффективного взаимодействия социального работника и клиента.

Нравственная культура личности проявляет себя в соблюдении этикета – правил, манер поведения в межличностном общении, принятых в конкретной социальной, профессиональной и бытовой среде. Совпадение внешней формы поведения с его истинно нравственным содержанием – отличительная черта профессионального этикета. Вежливость, деликатность, умение выслушать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам – суть этикета социального работника.

Ценности социальной работы воплощены в профессиональных национальных и международных этических кодексах. Наиболее известный это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников» (НАСР). В соответствии с ним соционом рассматривается как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи в улучшении качества жизни.

В «Международной декларации этических принципов социальной работы» (1994) указывается, что этические стандарты необходимо принимать, учитывая при этом различия в законодательстве, культуре, социально‑экономической политике, управлении различных государств.

В России профессионально‑этический кодекс социального работника был принят в 1994 г. В этом документе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессией и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой.

Межрегиональная общественная организация «Ассоциация социальных работников социальных служб» представила Профессионально‑этический кодекс работников социальных служб в новой редакции как руководство конструктивного решения этических проблем, возникающих в процессе социального обслуживания населения в различных регионах Российской Федерации. Каждый раздел и статья кодекса предусматривает регулирование определенной области профессиональных взаимоотношений работников социальных служб; все они являются составными частями профессиональной этики, системой нравственных принципов и норм поведения в профессиональной деятельности тех, кто добровольно взял на себя миссию социального обслуживания людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В заключении данного документа подчеркивается, что в случае возникновения в практике социальной работы профессионально‑этических затруднений, предполагающих в целях их разрешения, конкретное применение положений кодекса, важно рассматривать его статьи не изолированно, а в тесной взаимосвязи.

Практическая этика социального работника включает внутреннюю и внешнюю нравственную культуру. Важны внешний вид работника, качество и внешний вид помещения, его удобство для посетителей, психологическая атмосфера и доверие к посетителям. Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам – основа этикета социального работника.

Важнейшим понятием профессиональной этики является долг, который предстает как совокупность объективной необходимости и личностной активности специалиста. Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством требуют профессионального мастерства при решении всех задач и проблем населения. Долг специалиста перед своей профессией предполагает реализацию гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую значимость и престиж.

Изучение практики социальной работы на индивидуальном уровне позволило выявить следующие этические затруднения.

Независимость и манипулирование: для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование.

Патернализм и самоопределение клиента: патернализм допускает вмешательство социального работника в личную жизнь клиента для его же собственного блага. Для разрешения этого противоречия утверждается принцип информированного согласия, превращающего клиента в партнера.

Конфиденциальность и частный характер сообщений: в отдельных случаях социальные работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия информации, например, в случае угрозы со стороны клиента третьему лицу.

Законы и благополучие клиента: законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни. В некоторых случаях возможность обеспечения благополучия клиента вступает в противоречие с существующим законодательством.

Личные и профессиональные ценности: социальный работник может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или другим мотивам. Однако свой долг он обязан выполнить.

Необходимость говорить правду: не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. Однако в отдельных случаях представляется этически оправданным скрыть правду или предложить «спасительную ложь» для их пользы [2].

Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам является подчинение своих действий единым для всего коллектива поставленным целям, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.

Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиентам заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента. За выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность.

Важнейший долг социального работника перед самим собой – поддержание своей чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника – это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких профессиональных качеств и ценности как специалиста и личности. Необходимость оказывать эффективное воздействие на сознание клиента является важным основанием для предъявления очень высоких требований к личности социального работника и его профессиональной подготовке, системе взглядов и мировоззрению.

Особую роль в практической этике социального работника играет нравственная культура, как внутренняя, так и внешняя:

• внешний вид работника;

• внешний вид помещения;

• удобство для посетителей;

• психологическая атмосфера доверия к посетителю.

Этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам, а также предотвращает злоупотребление социальным работником своим статусом.

Социальный работник, приступая к работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи и его воззрение не обязательно должны совпадать с убеждениями социального работника.

Этические профессиональные нормы социальных работников можно разбить на шесть групп.

Поведение и облик социального работника (следование лучшим профессиональным образцам).

Этические обязательства по отношению к своим клиентам (содействовать клиентам в самостоятельном решении существующих проблем; не распространять информацию, полученную от клиентов).

Этические обязательства по отношению к своим коллегам (относиться к ним с уважением и доверием).

Этические обязательства по отношению к организациям, с которыми осуществляется сотрудничество (быть верным обязательствам).

Этические обязательства по отношению к своей профессии (содействовать общественному признанию и престижу профессии).

Этические обязательства по отношению к обществу (содействовать социальным изменениям во благо отечества).

 

Библиография и рекомендуемая литература

 

1. Медведева Г. О. Профессионально‑этические основы социальной работы: курс лекций. М., 1999.

2. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. А. А. Козлов. М., 2004.

3. Якушев В. А. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. М., 2007.

4. Ярская‑Смирнова Е. Р. Профессиональная этика социальной работы: учебник. М., 1999.

 

Вопросы и задания

 

1. Какие функции выполняет этический кодекс социального работника?

2. Перечислите ведущие ценности социальной работы.

3. Раскройте содержание этических норм социальных работников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.024 с.)