Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная этика социального работника
Каждая профессия в системе «человек – человек» базируется на особой, присущей только ей, системе знаний как теоретического, так и практического характера. В сфере социальной работы выработана особая система нравственных принципов, задающих некие «правильные» способы общения с клиентами, коллегами, официальными инстанциями, которые отличают профессионала от непрофессионала. Этика социального работника представляет собой совокупность принципов, правил общения и поведения, нравственных норм и предписаний, регулирующих отношения между работниками социальных служб и между клиентами и социальными работниками. Цель этики социальной работы – обеспечение и поддержание социально одобряемых моделей профессиональной деятельности. Ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют основу мировоззрения профессионала, где реализуются убеждения, идеалы, этические правила и профессиональные ценности. Этические принципы непосредственно связаны с ценностной ориентацией в социальной работе и касаются следующих взаимосвязанных аспектов: • определение ценностной базы профессии в зависимости от ее социальной роли, целей, приоритетов; • внедрение этических стандартов в соответствии с ценностной базой; • обсуждение с коллегами этических затруднений (дилемм), с которыми встречаются социальные работники при выполнении профессиональных обязанностей. Важнейшими ценностями профессиональной социальной работы являются: • гуманизм и безусловное уважение к человеку; • обостренное чувство профессионального долга; • обостренное чувство добра и справедливости; • добросовестность, вежливость и терпимость; • честность и порядочность. Противопоказаны следующие антиподы морали: бюрократизм и волокита, черствость и равнодушие к личности, несправедливость, высокомерие, взяточничество, коррупция [2, – с. 98]. Ценности социальной работы анализируются в соотношении с профессиональными нормами и требованиями на трех уровнях: • макроуровень связан с корпоративными принципами и нормами взаимодействия, отношениями коллективной ответственности; • мезоуровень связан с ценностями клиентов: групповыми, корпоративными, религиозными, этическими;
• микроуровень отражает ценностный спектр взаимодействия социального работника и клиента. Макроуровень ценностей социальной работы дает обоснование конкретным действиям социального работника в пределах профессиональной компетенции. Они базируются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей: • преимущества индивида по отношению к обществу; • уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом; • готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений; • стремление к развитию самопомощи клиента и т. д. К ценностям мезоуровня относят различные группы ценностей, которые отражают общепринятые стандарты социальной жизни в обществе: демократию, равенство, прогресс, свободу, самореализацию… Микроценности социальной работы определяются нравственной культурой специалиста, выступают на межличностном уровне и являются основой для эффективного взаимодействия социального работника и клиента. Нравственная культура личности проявляет себя в соблюдении этикета – правил, манер поведения в межличностном общении, принятых в конкретной социальной, профессиональной и бытовой среде. Совпадение внешней формы поведения с его истинно нравственным содержанием – отличительная черта профессионального этикета. Вежливость, деликатность, умение выслушать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам – суть этикета социального работника. Ценности социальной работы воплощены в профессиональных национальных и международных этических кодексах. Наиболее известный это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников» (НАСР). В соответствии с ним соционом рассматривается как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи в улучшении качества жизни. В «Международной декларации этических принципов социальной работы» (1994) указывается, что этические стандарты необходимо принимать, учитывая при этом различия в законодательстве, культуре, социально‑экономической политике, управлении различных государств.
В России профессионально‑этический кодекс социального работника был принят в 1994 г. В этом документе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессией и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой. Межрегиональная общественная организация «Ассоциация социальных работников социальных служб» представила Профессионально‑этический кодекс работников социальных служб в новой редакции как руководство конструктивного решения этических проблем, возникающих в процессе социального обслуживания населения в различных регионах Российской Федерации. Каждый раздел и статья кодекса предусматривает регулирование определенной области профессиональных взаимоотношений работников социальных служб; все они являются составными частями профессиональной этики, системой нравственных принципов и норм поведения в профессиональной деятельности тех, кто добровольно взял на себя миссию социального обслуживания людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В заключении данного документа подчеркивается, что в случае возникновения в практике социальной работы профессионально‑этических затруднений, предполагающих в целях их разрешения, конкретное применение положений кодекса, важно рассматривать его статьи не изолированно, а в тесной взаимосвязи. Практическая этика социального работника включает внутреннюю и внешнюю нравственную культуру. Важны внешний вид работника, качество и внешний вид помещения, его удобство для посетителей, психологическая атмосфера и доверие к посетителям. Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам – основа этикета социального работника. Важнейшим понятием профессиональной этики является долг, который предстает как совокупность объективной необходимости и личностной активности специалиста. Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством требуют профессионального мастерства при решении всех задач и проблем населения. Долг специалиста перед своей профессией предполагает реализацию гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую значимость и престиж. Изучение практики социальной работы на индивидуальном уровне позволило выявить следующие этические затруднения. Независимость и манипулирование: для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование. Патернализм и самоопределение клиента: патернализм допускает вмешательство социального работника в личную жизнь клиента для его же собственного блага. Для разрешения этого противоречия утверждается принцип информированного согласия, превращающего клиента в партнера. Конфиденциальность и частный характер сообщений: в отдельных случаях социальные работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия информации, например, в случае угрозы со стороны клиента третьему лицу.
Законы и благополучие клиента: законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни. В некоторых случаях возможность обеспечения благополучия клиента вступает в противоречие с существующим законодательством. Личные и профессиональные ценности: социальный работник может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или другим мотивам. Однако свой долг он обязан выполнить. Необходимость говорить правду: не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. Однако в отдельных случаях представляется этически оправданным скрыть правду или предложить «спасительную ложь» для их пользы [2]. Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам является подчинение своих действий единым для всего коллектива поставленным целям, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива. Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиентам заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента. За выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность. Важнейший долг социального работника перед самим собой – поддержание своей чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника – это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких профессиональных качеств и ценности как специалиста и личности. Необходимость оказывать эффективное воздействие на сознание клиента является важным основанием для предъявления очень высоких требований к личности социального работника и его профессиональной подготовке, системе взглядов и мировоззрению. Особую роль в практической этике социального работника играет нравственная культура, как внутренняя, так и внешняя: • внешний вид работника; • внешний вид помещения; • удобство для посетителей; • психологическая атмосфера доверия к посетителю. Этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам, а также предотвращает злоупотребление социальным работником своим статусом.
Социальный работник, приступая к работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи и его воззрение не обязательно должны совпадать с убеждениями социального работника. Этические профессиональные нормы социальных работников можно разбить на шесть групп. Поведение и облик социального работника (следование лучшим профессиональным образцам). Этические обязательства по отношению к своим клиентам (содействовать клиентам в самостоятельном решении существующих проблем; не распространять информацию, полученную от клиентов). Этические обязательства по отношению к своим коллегам (относиться к ним с уважением и доверием). Этические обязательства по отношению к организациям, с которыми осуществляется сотрудничество (быть верным обязательствам). Этические обязательства по отношению к своей профессии (содействовать общественному признанию и престижу профессии). Этические обязательства по отношению к обществу (содействовать социальным изменениям во благо отечества).
Библиография и рекомендуемая литература
1. Медведева Г. О. Профессионально‑этические основы социальной работы: курс лекций. М., 1999. 2. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. А. А. Козлов. М., 2004. 3. Якушев В. А. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. М., 2007. 4. Ярская‑Смирнова Е. Р. Профессиональная этика социальной работы: учебник. М., 1999.
Вопросы и задания
1. Какие функции выполняет этический кодекс социального работника? 2. Перечислите ведущие ценности социальной работы. 3. Раскройте содержание этических норм социальных работников.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.024 с.) |