Методы познания в социальной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы познания в социальной работе



 

Социальная работа – это самостоятельная область гуманитарного знания, которая имеет свой объект, предмет, категориальный аппарат, методы исследования. Ее отличительными особенностями является прикладная направленность и междисциплинарность. Бурно развивающаяся практика социальной работы является базой для разработки фундаментальной теории социальной работы.

Значимость теории социальной работы определяется тем, насколько эффективно методы познания дают возможность социальным работникам осуществлять свои практические задачи. Поэтому неслучайно проблемы определения методов социальной работы, их классификация становятся предметом обсуждения ученых и практиков.

Метод – это способ построения и обоснования системы научного знания.

Методы научного познания – это обоснованные и нормированные способы получения и синтеза знаний, отвечающих критериям проверяемости.

Методы, используемые в социальной работе, представляют собой приемы объективного научного познания конкретной действительности, и они аналогичны методам, применяемым в других науках. Среди общенаучных теоретических методов используются:

• метод анализа и синтеза (результаты анализа рассматривают отдельно, а затем путем синтеза воссоздают целостную научную картину о социальном процессе);

• метод индукции и дедукции (с помощью индукции обеспечивается переход от изучения фактов к общим положениям и выводам; дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным);

• метод восхождения от простого к сложному (развитие от простых социальных процессов к сложным);

• единство качественного и количественного анализа.

Количественные методы позволяют обнаружить в сложных явлениях повторяющиеся или общие признаки для выявления общих закономерностей, в систематизированном виде открывать новое. Качественные методы позволяют сопоставлять два или несколько признаков, опуская при этом их различия, и обнаруживать общее.

В социальных исследованиях количественные методы рассматриваются как разновидность социальной диагностики, качественные методы применяются в исследовании отдельных случаев (герменевтический принцип анализа социальной реальности), при проведении консультирования, диагностики и терапии.

Качественные и количественные методы должны дополнять друг друга. Только их комбинация позволяет охватить как широту явления (социальное распространение, например, безработицы, бедности), так и его глубину (степень нищеты по сравнению с прожиточным минимумом).

Общенаучные количественные методы можно дополнить статистическими методами, которые позволяют с помощью математических процедур статистического анализа проверять эмпирические гипотезы и устанавливать достоверность полученных данных.

Качественный анализ жизненной ситуации клиента в сочетании с методами типологизации аналогичных случаев дает возможность более широкого и глубокого подхода и надлежащий ориентир для профессиональной деятельности [3, 6].

Поскольку социальная работа развивается как междисциплинарная область знаний, возникавшая на стыке многочисленных дисциплин естественнонаучного (медицина, биология) и социально‑гуманитарного направлений (социология, психология, антропология), в каждой из которых применяется широкий арсенал частных методов, то она аккумулирует для своих целей множество конкретных методов, методик и техник. В качестве примеров таких частных методов можно назвать интервью, анкетирование, контент‑анализ, метод экспертных оценок, метод фокус‑групп, тестирование, анализ продуктов деятельности.

В социальной работе используются частные специальные научные методы, заимствованные из других наук. Например, из социологии – метод социометрии, из математики – корреляционный анализ. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.

Они являются важным компонентом научной организации социальной работы. Непрерывное усложнение практики социальной работы требует постоянного обновления методов как научного познания, так и практической деятельности.

Наиболее распространенными методами профессиональной деятельности социальных работников являются следующие.

Социологические методы социальной работы:

• опросные методы (опросы и различные виды интервью);

• наблюдение;

• контент‑анализ;

• социометрия;

• кейс‑стади;

• фокус‑группа;

• биографические исследования.

Педагогические методы социальной работы:

• методы формирования сознания;

• методы формирования образа действия;

• методы одобрения и осуждения;

• метод включения личности в коллективную деятельность;

• метод включения в постепенно усложняющуюся деятельность;

• методы педагогической коррекции.

Психологические методы:

• методы психодиагностики;

• метод психологической консультации;

• метод психологического отбора;

• социально‑психологический тренинг и аутотренинг;

• методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки [4].

Дальнейшее развитие практики оказания социальной помощи и поддержки потребовало дополнения данной классификации собственными специфическими группами методов:

• социально‑экономическими;

• административными (организационно‑распорядительными);

• психолого‑педагогическими.

К социально‑экономическим методам относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.

Организационные административные методы – это приемы и способы деятельности, используемые в области социальной работы для решения организационных задач. Данные методы закрепляют права и ответственность различных уровней управления в системе социальной защиты. К ним относят:

• организационно‑распорядительные;

• организационно‑координационные;

• организационно‑инструктивные методы.

В системе управления социальными службами для работы с персоналом организацией широко используются следующие методы.

Административные методы лежат в основе управленческого воздействия организационных структур социальных служб. Они опираются на регламентирующие, нормативно‑правовые акты; закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Основные способы действия данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование – способ, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).

Нормирование – способ установления нормативов с обозначенными границами по верхнему и нижнему пределам, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т. д.).

Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого состоит в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережении его от возможных ошибок (консультирование, информирование).

Психолого‑педагогические методы связаны с механизмами социально‑психологической и педагогической регуляции клиента, социального самочувствия и поведения. Главные из них – убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример), психопрофилактика, информирование, методы обучения и воспитания, социальная терапия и т. д. [5].

Практические методы социальной работы можно классифицировать по уровню общности, с которой взаимодействует социальный работник: индивид, малая группа или сообщество людей (община). На основе этого построено традиционное для зарубежной социальной работы разделение социальной работы на индивидуальную, групповую и работу с сообществами (общинами). Первоначально главным методом социальной работы в разных странах была индивидуальная помощь клиенту. Затем стали использовать социальную групповую терапию, несколько позже в практику вошла работа в общине.

«Индивидуальные» работники опирались на различные теории сознания и личности; «групповые» – на социально‑психологическое понимание взаимодействия людей; специалисты в области организации общины ориентировались на социологические концепции. В результате представители каждой методической ориентации осмысливали свою деятельность в различных системах координат, используя трудно соотносимые между собой понятия и категории.

Подходы к индивидуальной социальной работе различаются по ряду исходных положений и принципов. Психоаналитический подход требует от социального работника анализа интрапсихической динамики клиента и оказания помощи в разрешении внутриличностных конфликтов.

Психосоциальный подход ориентируется на всестороннее изучение проблемной ситуации «личность в социальной среде» и постановку социального диагноза как условия эффективных действий социального работника.

Представители функционального подхода считают, что социальный работник должен помочь клиенту соотнести свой запрос с теми функциями, которые он выполняет как представитель конкретной социальной службы или агентства.

Бихевиористский подход в соответствии со своими установками концентрирует внимание на дезадаптивных моделях поведения клиента и их коррекции. Целями индивидуальной социальной работы с клиентом являются активизация потенциала личности, мотивирование к самостоятельному решению своей жизненной проблемы. Перед оказанием помощи обязательным требованием было проведение глубокого социального анализа ситуаций. В качестве методов использовались различные опросные методы (беседы, интервью).

Социальная работа с группой организуется в зависимости от доминирующих целей деятельности группы. Социальный работник выступает лишь организатором и координатором внешних связей группы (модель достижения социальных целей). Основная задача групповой работы – через коллективное сопереживание помочь клиенту решить индивидуальные проблемы на основе учета группового опыта. В качестве методов групповой работы используются различные тренинги, групповые игры, ролевые игры, метод мозгового штурма.

Социальная работа в общине организуется через участие социальных работников в деятельности:

• по развитию местной, географически ограниченной общности людей, через стимулирование и координацию индивидуальных и групповых отношений и интересов относительно некоторых общезначимых проблем;

• по социальному планированию, выработке политики и стратегии действий различных организаций по вопросам социального образования, здравоохранения и защиты;

• по организации публичных социальных акций и общественных кампаний, направленных на изменение существующей законодательной и организационной практики, препятствующей осуществлению основных гражданских прав уязвимых групп населения.

В последние годы в мировой практике социальной работы оформилась тенденция к интеграции практики вокруг двух естественным образом сложившихся и широко используемых методов социальной помощи. Их названия в русском переводе пока не устоялись и могут звучать по‑разному: индивидуальный менеджмент (case management) или введение пользователя, управление случаем и создание сетей поддержки (networking).

Индивидуальный менеджмент рассматривается как стратегия организации и координации помощи и услуг на уровне индивидуума. Процесс ведения случая нацелен на сбор данных, анализ и спланированное вмешательство для решения основных задач социальной работы и достижения запланированных целей.

Модели индивидуального менеджмента значительно различаются по своей идеологии, направленности и видам деятельности. Они могут ориентироваться на запросы клиента или на проблему в целом, могут отводить большую или меньшую роль клиенту в управлении программой предоставляемых услуг. В некоторых моделях индивидуального менеджмента программы только координируют услуги, в других – включают кризисные вмешательства, реабилитацию и лечение.

Организации сетей социальной поддержки – данный метод возник в значительной степени под влиянием теории систем, которая внесла большой вклад в развитие методологии социальной работы. Социальная сеть дает возможность лучше понять жизнь и поведение клиента и имеет важное значение для практики социальной работы, поскольку предлагает инструмент неформальной поддержки для целей социальной помощи.

Интенсивная разработка теоретического и методического содержания методов индивидуального менеджмента и создания сетей поддержки составляет одну из современных мировых тенденций в области социальной работы.

Таким образом, методологический анализ в социальной работе призван дать принципиальные ответы на следующие вопросы: как возможно получить знание об объекте, какие методы обеспечивают достоверность знания и обоснованность выводов об объекте, какие процедуры получения знания адекватны природе объекта.

Социальная работа с точки зрения методологии рассматривается как наука; как вид практической деятельности; как учебная дисциплина (цикл учебных дисциплин). Очевидно, что в каждом из этих аспектов социальная работа предстает в разном качестве, что требует использования разных методов и подходов. Так, исследование может проводиться как самими социальными работниками, так и другими специалистами (например, социологами). Однако социальные работники‑профессионалы все больше осознают значение проведения исследования своими собственными силами. Исследование помогает установить, какие типы практического вмешательства и при каких обстоятельствах наиболее эффективны. Если главная цель социальной работы как научной дисциплины – познание социальной реальности, то как практической деятельности ее цель – преобразование этой реальности [5].

 

Библиография и рекомендуемая литература

 

1. Келасьев В. Н., Зобов Р. А. Человекознание: самореализация человека. СПб.: СПбГУ, 2008.

2. Кравченко А. И. Социальная работа: учебник. М., 2008.

3. Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. СПб., 2002.

4. Основы социальной работы / под ред. П. Д. Павленка. М., 1997.

5. Социальная работа: учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 2005.

6. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. проф. А. А. Козлов. М., 2004.

7. Социальная работа: теория и практика / отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М., 2003.

 

Вопросы и задания

 

1. Перечислите общенаучные методы познания.

2. Назовите частнонаучные методы, используемые для социальной работы.

3. В чем заключается специфика применения количественных и качественных методов?

4. Дайте характеристику специфическим методам социальной работы.

5. Перечислите методы социальной работы как практической деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.037 с.)