Типы теорий и модели социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы теорий и модели социальной работы



 

Первоначальный этап становления теории социальной работы берет свое начало в конце XIX – начале XX в. и связан с разработкой этико‑терапевтической модели. Она опиралась на изучение разнообразных форм благотворительности. Книга американской исследовательницы М. Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» стала первым научным трактатом по социальной работе. В ней предпринята попытка анализа особенностей взаимодействия социального работника и клиента. В другой книге – «Социальные диагнозы» М. Ричмонд подробно описала методы работы с клиентами: социальную диагностику, методы вмешательства в проблемную ситуацию, социальную терапию. По ее мнению, технология социальной работы должна включать следующие этапы:

• получение информации о проблеме клиента;

• постановку диагноза (исследование социального отклонения);

• прогнозирование, как анализ перспектив улучшения;

• осуществление терапии или лечения (оказание помощи клиенту).

Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиента, так и его социального положения. Диагноз должен был носить научно обоснованный характер. Цель деятельности социальных работников заключалась в высвобождении ресурсов человека и гармонизации его отношений с социальным окружением. Социальная помощь организовывалась как косвенным «недирективным» методом (воздействие на среду), так и непосредственным «директивным» методом (прямое воздействие на клиента). Директивный метод ориентировал на вовлечение клиента в выработку и принятие решения, например, при помощи советов, обсуждений, уговоров. Центральным лицом оказания помощи выступал социальный работник. Поэтому данный теоретический подход к социальной работе стал называться «работа с клиентом» или «работа со случаем».

В своем труде «Научная школа социальной работы» Мэри Ричмонд предложила обширный набор схем оценки качества социальной работы, диагностики социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику. Просветительская деятельность М. Ричмонд заложила основы теоретического подхода, который вошел в историю под названием «диагностическая школа» или «диагностический подход» в социальной работе.

Важную роль в формировании диагностической школы социальной работы сыграли идеи психоанализа З. Фрейда. По мнению Фрейда и его последователей, «не человек является проблемой, а у него есть проблемы» [1, – с. 28]. Основная задача психоанализа – это направленность на выявление структурных бессознательных элементов психики и прояснение истинных мотивов поведения личности. Особенное внимание уделялось анализу отношений человека со значимыми близкими, начиная с раннего детства. Целями социальной работы становились гармоничное развитие личности, установление добрых отношений со своим социальным окружением. Отклонения в поведении клиента связывались с неадекватной интерпретацией своих чувств, потребностей, побуждений. Вышеприведенная схема корректировалась следующим образом:

1) поиск болезненного очага (мотивы, защитные механизмы, способы поведения);

2) вскрытие очага возбуждения (проблемы), его обсуждение с клиентом;

3) переоценка клиентом значимости событий для формирования новой системы установок;

4) построение более реалистической модели поведения клиента.

Для эффективной социальной деятельности специалисту‑консультанту требовались тонкая наблюдательность, невмешательство, проницательность, эмоциональная стабильность, способность к адекватному объяснению (интерпретации) поведения клиента. Его практическими задачами были «снятие болезненных симптомов» и достижение сбалансированного развития личности клиента.

Данное направление вошло в историю социальной работы как психодинамическая модель (З. Фрейд, Э. Берн и др.), в которой были обоснованы принципы индивидуальной социальной работы, диагностические процедуры и необходимость использования терапевтических технологий помощи.

Другой подход в развитии теории и практики социальной работы представлен в «функциональной школе социальной работы». Идеологами данного направления выступали О. Ранк и Дж. Таффт. Основное внимание здесь уделяется результату взаимодействия социального работника и клиента, а не постановке диагноза. Задача социальной работы заключалась в том, чтобы помощь была признана и осознана клиентом. В этом случае между социальным работником и клиентом устанавливались особые взаимоотношения: они становились партнерами и несли равную ответственность за изменение ситуации. Функциональная школа социальной работы стала основой для деятельности различных агентств и служб, которые предоставляли клиентам необходимые дополнительные ресурсы для их личностного и социального развития.

В 20 – 30‑е гг. XX в. начался новый этап теоретического осмысления социальной работы, который был «клиентоцентрированным» и получил название психосоциального подхода. Его особенностью стало включение в структуру практической работы психосоциальных методов. Помощь клиентам оказывалась на основе учета особенностей личности клиента и его социального окружения. Основная задача состояла в поддержании равновесия между внутренней психической деятельностью человека и отношениями с окружающими, влияющими на его жизнедеятельность. Поскольку люди принадлежат к различным социальным группам, то и их качество жизни различно. Социальному работнику важно выявить влияние всех факторов и постараться компенсировать недостатки в развитии личности, обусловленные принадлежностью к той или иной среде.

В результате в практику были включены новые принципы, ориентирующие социального работника на понимание того, что:

• каждый клиент является личностью, способной к изменениям и развитию под воздействием как внутренних факторов, так и внешних условий жизнедеятельности;

• отношения клиента с социальным работником непостоянны и в процессе работы могут изменяться;

• отношения клиента с его социальным окружением также не постоянны и могут быть подвержены изменениям;

• оказываемая помощь должна учитывать индивидуальность клиента, его социально‑экономическое положение в обществе, национальную и социальную принадлежность, специфику отношений с другими людьми;

• в процессе оказания помощи происходит коррекция поведения клиента, изменяется его мировоззрение.

Наиболее полно психосоциальное направление отражено в работах Холлис и Вудс.

В настоящее время психосоциальный подход находит все более широкое применение в различных сферах социальной работы: охрана детства, помощь семье, работа с пожилыми и инвалидами, работа с этническими меньшинствами, в различных областях здравоохранения.

Распространение бихевиоризма привело к появлению бихевиористского или поведенческого подхода в психосоциальной практике. Данная теория основывается на идеях зависимости поведения человека от воздействий окружающей среды Дж. Уолтона, Б. Скиннера, Э. Л. Торндайк и др. Достаточно правильно выстроить систему социальных стимулов и подкреплений, задать «правильные» образцы для подражания, чтобы устранить нежелательные формы поведения у клиентов. Целью социальной работы становится усиление желаемого поведения путем использования различных видов подкрепления и социального обучения, в основе которого лежит процесс подражания. Социальный работник может помочь клиенту решить его проблемы, представив ему образцы социально одобряемого поведения. В настоящее время бихевиористские методы используются в различных тренингах, в программах устранения причин насилия, в брачном консультировании, при решении проблем безработицы и сокращения правонарушений.

Близкой к бихевиоризму считается когнитивная теория в социальной работе. Эта психологическая теория в социальной работе ориентирована на достижение клиентами правильного понимания ситуации. Мышление формирует поведение, поэтому, изменяя когнитивные (мыслительные) процессы, можно изменять дисфункциональные эмоциональные и поведенческие проявления личности (Бек, Элис, Глессер, Скотт). В рамках когнитивной теории успешно применяются такие методы практической работы с клиентами, как объяснение, убеждение, интерпретация и конфронтация. Чаще всего когнитивный подход применяют при решении эмоциональных проблем, особенно связанных с преодолением депрессии, тревожности, гнева. Особенно эффективен данный метод при работе в рамках супервизорства со специалистами, которые подверглись «профессиональной деформации».

Идеи когнитивной психологии нашли свое отражение в «задача‑ориентированной» модели социальной работы. Она строится на признании врожденной склонности человека к рациональному мышлению. В ее рамках социальный работник выступает в роли учителя, побуждающего клиента к решению его жизненных проблем через осознание ошибок и разработку шагов к их исправлению. Данный метод был предложен в 1970 г. Рейдом Эпштейном и успешно апробирован в социальных агентствах.

Развитие гуманистических идей в психологии привело к возникновению гуманистической модели социальной работы (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). В рамках модели социальный работник воспринимает клиента как человека, способного самостоятельно решать свои проблемы и брать на себя ответственность за свои действия и поступки. В своей работе социальный работник должен исходить из следующих гуманистических установок:

• каждый клиент уникален и самоценен;

• каждый клиент наделен потенциалом для непрерывного развития;

• терапия должна быть ориентирована на личностный рост клиентов;

• методы воздействия носят недирективный характер.

Основная задача – в рамках данного подхода помочь клиенту научиться принимать себя таким, как он есть в действительности. И это становится залогом позитивных изменений, так как происходит сокращение между «я» реальным и идеальным, воображаемым. Социальные работники «лечат словом», используя метод логотерапии, поэтому важная роль в гуманистической модели социальной работы отводится личности терапевта, ее коммуникативным способностям и техникам общения. Социальный работник должен помочь клиенту найти свой неповторимый жизненный стиль, позволяющий получать удовольствие от жизни.

С позиций современного гуманизма благо человека – это критерий оценки всех социальных явлений действительности, а сам человек может быть для другого человека только целью, а не средством. Гуманистический тип отношений между людьми предполагает бескорыстную их основу. Развитие идей гуманизма в современном обществе привело не только к признанию за каждым человеком права на жизнь в условиях не ниже установленного прожиточного минимума, но и предоставлению каждому нуждающемуся минимальной социально‑психологической помощи и поддержки, оказываемой на безвозмездных началах за счет средств общества и государства.

Психолого‑ориентированное направление в социальной работе возникло как результат признания обществом права человека на получение не только материальной, но и психологической помощи в трудных жизненных ситуациях [1, – с. 24].

После Второй мировой войны произошла коренная переориентация проблематики социальной работы. Она стала формироваться на базе долгосрочных программ по оказанию помощи различным группам нуждающихся: сиротам, беженцам, эмигрантам, инвалидам.

Получают развитие социально ориентированные модели социальной работы. В соответствии с новыми идеями решение проблем оказания помощи клиенту должно опираться на совершенствование деятельности, всевозможных окружающих человека социальных систем:

• естественных (семья, друзья, коллеги по работе);

• формальных (различные общественные организации, например профсоюзы);

• социэтальных систем (различные государственные структуры коммунальные, социальные службы, милиция и т. д.).

Задачи социальных работников заключаются в оптимизации функционирования различных типов систем через профессиональную работу в них и осуществление посреднической деятельности между клиентом и различными системами, и, наконец, активизацию собственных потенциалов клиента как саморегулирующейся системы. Данный подход ориентирован на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы. В основе данного подхода идеи теории систем Л. Фон Берталанфи.

Экологический подход в социальной работе анализирует «систему во взаимодействии», где под системой понимается сама личность и то окружение, в котором она живет. Социальный работник действует в пограничных зонах и является преимущественно посредником, задачей которого является воздействие как на личность, так и на окружающую ее среду. Экологический подход активно используется в работе с семьями, группами людей, имеющими одинаковые проблемы; в работе с общественностью на конкретной территории; в работе с органами власти на подчиненной им территории в направлении совершенствования социальной политики.

Главной целью социальной работы является усиление адаптивных способностей людей. Социальный работник в решении проблем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания. В структуре социальной работы экологический подход проявляется наиболее масштабно в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения.

В настоящее время известны следующие концепции экосистемной теории:

• экокритический, экосоциальный, экофеминистический подходы, изложенные к книге «Экосоциальный подход в социальной работе» под редакцией Матиса и др. (2001);

• модель жизненного цикла, представленная Джемейн и Гиттерман «Модель жизненного цикла в практике социальной работы» (1996);

• экосистемный подход, изложенный в работе Матайни «Основы практической социальной работы» (2002) [2, – с. 173].

В середине XX в. в социальной работе начинают разрабатываться теоретические модели социальной работы, ориентированные на комплексный подход к оценке проблем жизни клиента, их типизации и обобщению. Процесс оказания помощи стал рассматриваться более широко, включая и общесоциальную проблематику. Так, модель социальной работы исходит из базовых положений социологического знания о роли социальных институтов и социальных процессов. Для повышения качества и эффективности социального обслуживания необходимо участие социальных работников в деятельности учреждений социальной сферы. К задачам оказания помощи клиентам в нормальной социализации добавились новые функции по социальной защите и поддержке различных слоев населения. Социальная работа становится инструментом обеспечения социальной устойчивости общественного развития за счет возможностей для удовлетворения актуальных социальных потребностей населения. Социальная работа приобретает характерные черты социального института и рассматривается как способ решения социальных проблем, носящих более или менее глобальный характер: безработица, миграция населения, наркомания. Структурная модель социальной работы предполагает участие социальных работников в оптимизации деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту и поддержку различным социальным группам нуждающихся.

Социально‑педагогическая модель социальной работы восходит к идеям П. Наторпа о возможности интеграции воспитательных сил общества для решения социальных проблем. Свои взгляды о воспитательных возможностях общества он изложил в сочинении «Культура народа и культура личности» (СПб., 1912). Идеи его учения базируются на положении о том, что процесс социализации является в основном институционализированным процессом. Он реализуется через систему определенных социальных институтов (семья, школа), призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями. Такой подход к осмыслению социальной работы предполагает включение в нее, как минимум, двух типов социальных педагогов. Один из них призван решать задачи социализации и ресоциализации на уровне личности, а другой – на уровне формализованных социальных компонентов среды с учетом требований морали и ценностей общественного развития.

Таким образом, социально‑педагогическая модель рассматривает социальную работу как сложное явление общественной жизни и включает несколько уровней осмысления:

• социальная работа в контексте культурно‑исторического развития общества (макроуровень);

• отдельные виды и направления социальной работы (средний уровень);

• практика социальной работы с клиентами в ситуации повседневности (микроуровень).

На первом уровне происходит осмысление философского знания в качестве методологии профессиональной деятельности в обществе.

На втором уровне рассматривается организационный аспект социальной работы через формы ее реализации (например, городских социальных служб, государственных и муниципальных учреждений и организаций, фондов и т. д.).

На третьем уровне анализируется социальная работа с точки зрения деятельности или эффективности оказания помощи и поддержки нуждающимся [1, – с. 28].

Профессиональная позиция социального работника должна включать в себя как можно больше объясняющих и разрешающих проблему клиента гипотез для перевода абстрактных теорий в практические действия помощи клиентам. Очень часто по аналогии с технической сферой социальную работу определяют как своего рода социальную инженерию, конструирующую «технику» разрешения социальных проблем.

 

Библиография и рекомендуемая литература

 

1. Келасьев В. Н., Григорьева И. А. Теория и практика социальной работы: учебник для социологов, социальных работников и социальных антропологов. СПб.: СПбГУ. 2004.

2. Пэйн М. Социальная работа: современная теория: учеб. пособие. М., 2007.

3. Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. СПб., 2002.

4. Рузанов В. И., Гончарова А. Н. Актуальные проблемы теории социальной работы: моногр. Красноярск, 2005.

5. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е. И. Холостовой. М., 1998.

6. Фирсов М. В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие. М., 2005.

7. Студенова Е. Г. Теория социальной работы: учеб. пособие. М., 2001.

 

Вопросы и задания

 

1. Дайте краткую характеристику различным теоретическим подходам социальной работы.

2. В чем заключаются особенности психолого‑ориентированных моделей социальной работы?

3. Раскройте содержание социально ориентированных моделей социальной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.038 с.)