Анализ современного состояния транспортной системы Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ современного состояния транспортной системы Российской Федерации



Развитие транспортной системы страны в настоящее время становится необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста в Российской Федерации и повышения качества жизни населения. Несмотря на благоприятные тенденции в функционировании отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Российской Федерации.

Протяженность путей сообщения транспортной системы России на начало 2019 года составила 86 тыс. км железных дорог общего пользования, 940 тыс. км автомобильных дорог общего пользования (в том числе 754 тыс. км дорог с твердым покрытием), 102 тыс. км внутренних водных путей, 532 тыс. км воздушных трасс, из которых более 150 тыс. км-международные.

Объем грузоперевозок в 2017-2019 годах всеми видами транспорта (кроме трубопроводного) увеличился на 18,1% (для общественного транспорта-на 23,9%). Быстрее всего росли грузовые перевозки автомобильным транспортом.

Таблица 1 – грузооборот по видам транспорта, млрд. т-км

Виды транспорта 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Транспорт – всего 4948 4446 4751 4915 5055 5112
Железнодорожный 2116 1865 2011 2128 2222 2400
Автомобильный 216 180 199 223 249 278
Трубопроводный 2464 2246 2382 2422 2453 2405
Водный 148 151 154 137 126 158
Воздушный 3,7 3,6 4,7 5,0 5,1 5,9

 

В таблице 1 отчетливо видны показатели грузооборота на протяжении 5 лет в различных отраслях транспортных перевозок.

С 2002 года развитие транспортной системы страны осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», название которой было изменено на слова «Развитие транспортной системы России».

Развитие транспорта и транспортной инфраструктуры в России имеет особое значение как для экономики, так и для обеспечения национальной безопасности, для сохранения и укрепления единства нашей страны. Значение многих видов транспорта для интеграционных процессов в рамках СНГ также чрезвычайно велико. Здесь, в частности, особую роль играет железнодорожный транспорт.

Россия и другие страны СНГ, где Россия играет ведущую роль в развитии транспорта и транспортной инфраструктуры, могут и должны играть гораздо большую роль в глобализирующейся экономике, которая характеризуется прежде всего опережающим ростом внешней торговли по отношению к росту ВВП отдельных стран.

Сейчас особенно важную роль играет интеграция различных видов транспортных магистралей, транспортных узлов и самой современной системы транспортного обеспечения и логистики - приемки, переработки, перевалки, таможни и т.д. Основными недостатками российского транспорта являются низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. Сокращение объемов реконструкции и строительства объектов инфраструктуры, а также темпов пополнения и обновления парка подвижного состава и другой транспортной техники привело в последние годы к значительному ухудшению их технического состояния (возрастная структура, повышенный износ и др.) и эффективности.

В настоящее время протяженность мест, которые являются проблемными с точки зрения пропускной способности, составляет 8,3 тыс. км, или около 30 процентов протяженности железных дорог, которые обеспечивают около 80% всех грузовых операций железнодорожного транспорта.

На сегодняшний день формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, соединяющих все регионы России, не завершено. Только около 38% федеральных трасс соответствуют нормативным требованиям.

До сих пор наблюдается низкий уровень развития дорожной сети в сельскохозяйственных районах, а также в районах Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотском автономном округе и др. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения (15 млн человек) в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций.

Федеральные трассы исчерпали свою пропускную способность. При превышении нормативной нагрузки эксплуатируется 13 тыс. км дорог, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет почти 29% протяженности сети. Местная дорожная сеть развита слабо, поэтому большая часть местного движения осуществляется по федеральным дорогам. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему увеличению объемов строительства и реконструкции дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько снизился. При увеличении протяженности дорог общего пользования на 15% за последние 10 лет автопарк вырос почти на 75%.

Темпы развития гражданской авиации в России в настоящее время в 2-3 раза превышают международные показатели. Динамично развивается не только международный транспортный рынок, но и внутренний транспортный рынок (рост на 17%). Это связано с увеличением реальных доходов населения, повышением конкурентоспособности воздушного транспорта по сравнению с железнодорожным на рынке пассажирских перевозок дальнего следования, а также развитием консолидационных и интеграционных процессов авиаперевозчиков.

Таким образом, можно сделать вывод, что состояние транспортной системы Российской Федерации напрямую зависит от эффективно проводимой политики, именно поэтому государству следует грамотно руководить транспортной политикой и лишь улучшать все ее показатели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.029 с.)