Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реализация инвестиционной политики
Как известно, слово политика в переводе с греческого означает "искусство управления государством". Поэтому в самом широком смысле инвестиционная политика может рассматриваться, как часть государственной экономической политики, направленная на обеспечение эффективной инвестиционной деятельности. Однако такое общее определение не отражает ни специфику процесса становления в России рыночных отношений, ни роли инвестиций в выводе экономики страны на траекторию устойчивого социально-экономического развития. Значение инвестиций в основной капитал особо подчеркивается в утвержденной Концепции национальной безопасности2, где констатируется, что "без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики экономическое возрождение России невозможно". Динамика инвестиционной активности в реальном секторе российской экономики имеет негативный характер. Общее снижение инвестиционной активности за 90-е гг. составило в среднегодовой оценке примерно 70%) привела к значительному физическому и моральному износу используемого производственного аппарата. По разным оценкам, от 50 до 70% ос- 1 Например: не найдя перспективных инвестиционных проектов, нефтяная 2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Глава XVI. Основные направления инвестиционной политики 333 новных фондов производственного назначения требуют немедленной замены, а средний срок службы оборудования превысил 15 лет. Но снижение конкурентоспособности товаров, производимых значительной частью российских предприятий, объясняется не только устарелостью основных фондов вследствие недостаточных объемов инвестирования. Дело и в несовершенной технологической структуре осуществляемых капиталовложений (см. табл. 9). Для них характерна пониженная доля инвестиций в машины, оборудование (т.е. в активную часть основных фондов, непосредственно участвующих в производственном процессе)'.
Таблица 9 Технологическая структура инвестиций в основной капитал* (в % к итогу)
* Данные Госкомстата РФ. В двухтысячном году наметились первые признаки преодоления затяжного инвестиционного кризиса в российской экономике. Так, прирост инвестиций в реальный сектор экономики увеличился более чем на 17% по сравнению с 1999 г. Это вдвое ' Как известно, пассивные основные фонды (здания, сооружения) непосредственно в производственном процессе не участвуют, а лишь обеспечивают общие условия для его осуществления. — Прим. авт. 334 Государственное регулирование рыночной экономики больше чем темпы прироста ВВП. Эта тенденция частично сохранилась и в 2001 г. Прирост инвестиций составил 8,7% к 2000 г. Однако для чрезмерно оптимистичных оценок среднесрочных перспектив инвестиционной активности особых оснований нет. Дело в том, что катализаторами ее увеличения выступили два основных фактора — эффект девальвации рубля и благоприятная конъюнктура мировых рынков энергоносителей. О серьезных проблемах в отечественной экономике, синтезированных в негативной оценке потенциальными инвесторами существующего инвестиционного климата, свидетельствует и тот факт, что отмеченный рост инвестиций практически на 2/3 обеспечивался собственными средствами предприятий. Это означает, что связь между реальным и финансовым секторами экономики ничуть не улучшилась со времен самой острой фазы инвестиционного кризиса. Действительно, несмотря на наличие общей тенденции некоторого увеличения общего объема банковского кредитования, его доля в финансировании инвестиций в основной капитал не превысила 4%. Что же касается новых эмиссий корпоративных ценных бумаг, то таким образом было привлечено лишь около 1% реальных инвестиций.
Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на объемы и эффективность инвестиций, приводит к выводу что дальнейшая динамика инвестиционной активности слабопредсказуема. Умеренное укрепление рубля, практически неизбежное в условиях высоких цен на традиционную номенклатуру российского экспорта, снижает потенциал обновления и повышения конкурентоспособности импортозамещающих производств. Неурегулированность проблемы государственного долга (в частности — находящиеся "на точке замерзания" переговоры с Парижским клубом кредиторов) осложняет выход на международный рынок капиталов с его относительно дешевыми и, что особенно важно "длинными" деньгами. Нет никаких оснований рассчитывать и на то, что высокий уровень цен на нефть (более 25 долл. за баррель российской нефти) восстановится и сохранится в длительной перспективе. Словом, благоприятные в настоящее время факторы инвестиционной активности крайне неустойчивы. Потребуются серьезные изменения в законодательстве, усилия по формированию инфраструктуры инвестиционного рынка, снижению рис- Глава XVI. Основные направления инвестиционной политики 335 ков инвесторов для закрепления позитивных процессов в инвестиционной сфере. С учетом изложенного, в качестве базового принято следующее определение. Инвестиционная политика государства — система мер государственного регулирования экономики, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов1. Между тем, системные проблемы российские экономики, в своей совокупности оказывающие негативное влияние и на российский инвестиционный климат, и на эффективность инвестирования, остаются нерешенными. В их числе необходимо выделить отсутствие внятных приоритетов государственной инвестиционной политики. В частности, из бюджета 2001 г. был исключен Бюджет развития. Нет эффективного собственника на значительной части российских предприятий. Весьма слабы отечественные инвестиционные институты (как в части их низкой капитализации, так и в части отсутствия длинных пассивов). В эмбриональном состоянии находится судебная система. Инфраструктура инвестиционного рынка не соответствует современным требованиям. Весьма низко качество гарантий защиты прав инвесторов. Расходная часть бюджетов различных уровней перегружена долговыми обязательствами. Условия инвестирования по различным отраслям и регионам страны очень сильно различаются. Несмотря на незначительную долю консолидированного бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал (примерно 20%), роль государства в инвестиционном процессе все же нельзя недооценивать. Например, трудно рассчитывать на инвестиционное обеспечение развития социальной сферы из внебюджетных источников финансирования. К тому же реализация соответствующих инвестиционных программ за счет бюджетных средств является важным элементом стратегии формирования благоприятного инвестиционного климата. Ведь государственные ресурсы, будучи, в конечном счете, освоены в инвестиционном комплексе, поспособствуют запуску меха-
' См.: Марголин А.М., Быстряков А.Я. Экономическая оценка инвестиций. Учебник. М.: ЭКМОС, 2001. 336 Государственное регулирование рыночной экономики низма "инвестиционного мультипликатора", обеспечивающего расширение спроса на инвестиции и инновации по цепочкам межотраслевых взаимодействий. Из экономической теории известно, что чем дефицитнее конкретный ресурс, тем выше требования к эффективности его использования. С этой точки зрения особую актуальность приобретает разграничение государственного финансирования инвестиций. Одна их часть идет на реализацию социально значимых (практически бесприбыльных) проектов, реализуемых в рамках целевых государственных инвестиционных программ. Вторая представляет собою коммерчески окупаемые проекты, осуществляемые за счет средств Бюджета развития, восстановление которого может рассматриваться в качестве одного из направлений инвестиционной политики государства. Основными условиями выделения государственных инвестиций через этот бюджет являются высокая экономическая эффективность реализуемых проектов, исключительно долевой характер их финансирования, диверсификация риска государства с частным капиталом, конкурсность, срочность, платность и возвратность выделяемых средств. Целевые программы являются важным инструментом регулирования процесса становления и развития цивилизованной смешанной экономики. Они направлены на устранение структурных диспропорций, повышение эффективности функционирования отраслей материального производства и социальной сферы, на обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования. Для повышения эффективности ресурсного обеспечения и реализации целевых программ государства предстоит выполнить ряд условий. Прежде всего необходимо всесторонне учесть мировой опыт организации бюджетного процесса. В частности, большой интерес представляет законодательство Германии, исключающее привлечение так называемых бюджетоза-мещающих иностранных займов и предопределяющее их расходование исключительно на инвестиционные цели. Важно далее изменить сложившуюся практику контроля за целевым и эффективным использованием государственных средств, направляемых на реализацию целевых программ. Ныне она опирается на крайне неэффективную правовую базу, допускает уча-
Глава XVI. Основные направления инвестиционной политики 337 стие самого проверяемого (государственного заказчика программы) в выборе форм и периодичности контроля. В российских условиях целесообразно отработать на конкретных программах принятую в Великобритании многоступенчатую систему, сочетающую внутренний и внешний аудит государственных расходов. Неплохо также было бы сформировать специализированную государственную структуру, независимую как от исполнительной, так и от законодательной власти (как это принято в Германии). Полезно также расширить практику конкурсного размещения государственных инвестиционных заказов в рамках целевых программ с целью минимизации бюджетных расходов. Что же касается создания условий для привлечения стратегических инвесторов в реальный сектор экономики, то оно связано с развитием федерального и регионального инвестиционного законодательства. Это должно обеспечить существенное снижение инвестиционных рисков, оживление рынка корпоративных ценных бумаг, стимулировать интеграцию промышленного, банковского, торгового капитала и формирование конкурентоспособных финансово-промышленных групп. Кроме того, необходимо развитие соответствующей инфраструктуры для применения таких инвестиционных технологий как лизинг, соглашения о разделе продукции, ипотека и т.д. Необходимо далее обратить самое серьезное внимание на такие постоянно действующие негативные факторы, как крайняя неравномерность распределения инвестиционного потенциала по регионам страны и огромные различия в региональных инвестиционных рисках. Отмеченное обстоятельство справедливо как для России в целом, так и в отношении каждого из федеральных округов. Например, на территории Центрального федерального округа расположена Белгородская область со средним инвестиционным потенциалом и низким инвестиционным риском, рядом Брянская область — с пониженным потенциалом и высоким риском1. Перечень таких примеров можно множить, но принципиально важным остается то обстоятельство, что существующие структурные диспропорции в уровне ' См.: Инвестиционный рейтинг российских регионов. 2000-2001 годы // Эксперт. 2001. №41. 338 Государственное регулирование рыночной экономики развития регионов продолжают углубляться. Имеющиеся различия между регионами-лидерами и депрессивными регионами в душевом валовом внутреннем продукте меньше, чем различия в душевом объеме реальных инвестиций (по разным регионам — от 1,5 до 3 раз). Противодействие опасной тенденции атомизации российской экономики является важнейшей задачей созданного института Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе1. Важнейшим инструментом решения этой проблемы является эффективная инвестиционная политика, которая могла бы содействовать максимальному использованию благоприятного сочетания таких внешних факторов, как эффект девальвации и благоприятная конъюнктура мировых рынков, для модернизации отечественной экономики, повышения ее конкурентоспособности, в том числе и за счет поэтапного устранения накопленных диспропорций в развитии регионов.
С этой точки зрения к основным механизмам реализации инвестиционной политики на территории федеральных округов следует отнести гармонизацию инвестиционного законодательства субъектов федерации в части защиты прав инвесторов и снижения рисков долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики. Ожидаемым результатом такой гармонизации может и должна стать трансформация территории округов в территории с однородными (по возможности) и благоприятными законодательными условиями инвестирования. Например, на территории Северо-Западного федерального округа выделяются своим продвинутым инвестиционным законодательством Калининградская и Новгородская области. Они занимают соответственно^ первое и второе места в рейтинге инвестиционного риска, публикуемого еженедельником "Эксперт". В тоже время, к примеру, Псковская область выделяется в этом округе повышенными законодательными рисками инвестирования (39 место в рейтинге). Это не означает целесообразности механического копирования законодательных норм нов- 1 Указ Президента Российской Федерации № 849 от 13 мая 2000 г. "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" / Собрание законодательства РФ. 2000 г. № 20. Глава XVI. Основные направления инвестиционной политики 339 городцев в Псковской области. Однако же апробированные и давшие позитивные результаты подходы заслуживают более широкого распространения при поддержке уполномоченных органов государственного управления1. Следующим этапом гармонизации инвестиционного законодательства должно стать формирования единого пространства, благоприятного для инвестиций, на всей территории страны. Его характерные черты — обеспечение стратегическим инвесторам надежных гарантий защиты инвестиций от экспроприации или национализации, гарантированность неухудшения условий инвестирования в течение инвестиционного цикла и возврата средств в случае срыва проектов не по их вине. Не менее существенна роль инвестиционной политики и в устранении диспропорций развития различных отраслей отечественной экономики. Вместе с тем конкретные инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности целесообразно использовать дифференцированно. Все зависит от рыночных перспектив и потенциальной роли этих отраслей в достижении качественно нового уровня конкурентоспособности экономики страны, обретения ею достойного места в международном разделении труда. Например, в отраслях, определяющих технический прогресс и располагающих уникальным инвестиционным потенциалом (производство вооружений, космонавтика и авиация, деревообрабатывающая и целлюлозо-бумажная промышленность), необходим прямой государственный протекционизм. Для добывающих отраслей, обладающих высоким экспортным потенциалом и способных к развитию за счет собственных и привлеченных средств, большое значение имеют косвенные механизмы государственного регулирования, формирующие благоприятный инвестиционный климат. Ряд отраслей экономики, где отставание от мировых лидеров достаточно велико (автомобильная промышленность, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность) 1 Опыт Новгородской области уже в течение нескольких лет считается практически эталонным. Она признается инвесторами самой благоприятной территорией для инвестирования среди регионов с относительно низким потенциалом. — Прим. авт. 340 Государственное регулирование рыночной экономики принципиальное значение имеет выбор оптимального сочетания прямых и косвенных методов регулирования. При этом особое значение имеет таможенная защита потенциально конкурентоспособного национального товаропроизводителя. Принципиально важным представляется и стимулирование отраслевой и межотраслевой интеграции, чтобы в максимальной степени использовать механизм инвестиционного мультипликатора. Инвестиционному обеспечению модернизации российской экономики будет также способствовать появление стратегического иностранного инвестора на российском рынке. Для этого необходимо урегулировать проблемы с крупнейшими кредиторами (прежде всего, с Парижским клубом и Международным валютным фондом). Важно здесь и появление устойчивых признаков преодоления социально-экономического кризиса, развитие правовой базы инвестиционного сотрудничества в части усиления гарантий защиты прав инвесторов, необходимо также совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков, обеспечение информационной "прозрачности" реципиентов инвестирования. Общеизвестна крайняя необходимость обеспечения структурной перестройки отечественной экономики на инновационной основе, адаптации к российским условиям передового управленческого опыта. Поэтому особую актуальность приобретает научно обоснованное решение вопросов формирования благоприятных налогового и таможенного режимов для иностранных инвесторов. При этом предоставление им односторонних налоговых и таможенных льгот должно быть редким исключением из общего правила распространения на иностранного инвестора национального режима инвестирования. Оно может быть обусловлено, к примеру, импортом в Россию наукоемких, малоотходных и ресурсосберегающих технологий, не имеющих конкурентоспособных отечественных аналогов, организацией производства новых видов продукции при условии поставок сырья и комплектующих российскими товаропроизводителями. Необходимо учитывать, что накопленный объем прямых иностранных инвестиций в России по состоянию на конец 2001 г. не превышал 20 млрд долл. (почти на порядок меньше, Глава XVI. Основные направления инвестиционной политики 341 чем в Китае). Несмотря на различные меры стимулирования, утрата доверия потенциальных стратегических инвесторов к российскому рынку вследствие замораживания расчетов по государственным краткосрочным облигациям и обвального падения курса рубля в августе 1998 г. остается мощным сдерживающим фактором. Поэтому нет никаких объективных оснований рассчитывать на значительный рост объемов иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики до восстановления утраченного доверия и увеличения инвестиционной активности отечественных инвестиционных институтов. Роль внутренних инвестиций будет в ближайшей и среднесрочной перспективе оставаться доминирующей. Серьезным тормозом на пути привлечения инвестиций в реальный сектор российской экономики стала излишняя бюрократизация процесса выбора инвестором места для создания новых предприятий и согласования всей необходимой документации. Если, например, в странах Юго-Восточной Азии период согласования составляет в среднем один месяц, то в России оно может продолжаться год и более. С учетом изложенного назовем основные направления инвестиционной политики государства на современном этапе реформирования российской экономики. " Удержание "внешних факторов оживления инвестиционной активности, предполагающее отказ от ускоренного укрепления рубля в отрыве от процесса повышения конкурентоспособности реального сектора российской экономики, и оказание максимального содействия сохранению благоприятной конъюнктуры мировых рынков. Снижение процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики, на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции. Завершение налоговой реформы, предполагающей расширение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также — совершенствования амортизационной политики. Повышение инвестиционной привлекательности предприятий на основе решения проблемы "эффективного собственника". 342 Государственное регулирование рыночной экономики Развитие инфраструктуры инвестиционного рынка и формирование атмосферы взаимного доверия между инвестиционными институтами и частными инвесторами. Упрощение бюрократических процедур выбора инвестором местоположения создаваемых предприятий и получения необходимых согласований на предынвестиционной стадии реализации инвестиционных проектов. Формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков на основе укрепления судебной системы и повышения качества гарантий защиты прав инвесторов с целью стимулирования трансформации в реальные инвестиции сбережений населения, а также прямых инвестиций внутренних и внешних стратегических инвесторов. Применение дифференцированного инструментария стимулирования инвестиционной деятельности в различных отраслях экономики с учетом их стратегических перспектив, приоритетности развития для экономики страны и возможности получения мультипликативного эффекта за счет перелива инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевых взаимодействий. Снижение неравномерности инвестиционной привлекательности российских регионов, имеющих глубокие различия как в уровне экономического развития, так и в уровне рисков долгосрочного инвестирования в основной капитал. Повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе улучшения отбора и реализации целевых программ, разработки обеспечивающих согласование интересов предприятий, инвестиционных институтов и государства механизмов поддержки приоритетных проектов, путем усиления государственного контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных инвестиций. Вопросы и задания 1. Верны ли следующее утверждения: а) инвестиции и капиталовложения это слова-синонимы; б) рост инвестиционной активности в реальном секторе рос Глава XVI. Основные направления инвестиционной политики 343 2. Выберите правильные варианты ответов из множества ва —Воспроизводственная структура капиталовложений это соотношение затрат на.... [ а) пассивную и активную часть основных фондов; б) новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение основных фондов; в) амортизацию, материалы и оплату труда; г) реальные, финансовые и интеллектуальные инвестиции ]. —Прямые инвестиции это... [ а) инвестиции в приобретение оборудования; б) инвестиции в приобретение контрольного пакета акций акционерного общества; в) инвестиции, осуществляемые с целью получения возможности влияния на принятие управленческих решений на предприятии, являющемся объектом инвестирования; г) предоставление банком долгосрочного кредита предприятию, являющемуся его постоянным клиентом ]. 3. Вставьте пропущенные слова в следующие тексты: а) налоговое стимулирование относится к... методам госу б) коэффициент, выражающий соотношение между прирос © Марголин А.М., 2002 Глава XVII Сбережения населения как инвестиционный ресурс Тема сбережений населения в России непосредственно связана с оценкой их роли и возможностей как инвестиционного ресурса в новых рыночных условиях. Рассмотрение масштаба и основных компонентов совокупного процесса сбережений позволяют раскрыть многие и не всегда видимые грани сберегательных ресурсов, формирующихся в стране, которые, к сожалению, до настоящего времени не участвовали в процессе расширенного общественного воспроизводства. Тем самым прокладывается путь к решению фундаментальной проблемы трансформационного периода — превращению всего населения страны из объекта реформ в их активного субъекта. 1. Рыночная экономика и сбережения населения Наиболее целостная система взглядов по проблемам распределения денежных доходов впервые была предложена представителями классической школы А.Смитом, Д.Рикардо, Д.С.Миллем и др. Смит и Риккардо рассматривали не столько сбережения населения, сколько сбережение капиталов. В течение длительного времени их подход оставался одним из фундаментальных принципов экономической науки в вопросах сбережений населения. Глава XVII. Сбережения населения как инвестиционный ресурс 345 В 30-40 гг. двадцатого столетия, при уже достаточно высокоразвитой экономике, Джон Мейнард Кейнс(1883-1946) доказал, что одних лишь частных сбережений недостаточно. Необходимы также государственные накопления и инвестиции, которые через выведенное им правило мультипликатора, приводят к наращиванию общего объема производства, росту доходов и занятости. Мультипликатор, по Кейнсу, показывает, "насколько должна возрасти занятость для того, чтобы вызвать такое увеличение реального дохода, которое может побудить участников хозяйственного процесса отложить необходимую сумму добавочных сбережений'". В подходе, предложенном Кейнсом, анализ сбережений занял особое место в экономической науке. Это означало революцию в теории сбережений. Правда, Кейнс в принципе не опровергает позицию классической школы в оценке роли сбережений. Но он качественно корректирует ее применительно к промышленно развитым странам, осуществляющим быстрый экономический рост. Новизна состояла не в том, что появились неизвестные ранее черты, элементы и взаимосвязи в рамках категории сбережений. Дело в другом: Кейнс открыл иное, особое место сбережений в системе общих экономических явлений. Умножение финансовых резервов населения, как свидетельствует мировая практика, теснейшим образом связано с процессом углубления рыночных отношений. Согласно объективной закономерности экономического развития общества, сбережения физических лиц и их наиболее существенная часть — сбережения домашних хозяйств, являются основополагающей базой создания и развития малого и среднего бизнеса. Но не только. Они также способны создавать прочный фундамент для формирования рыночных отношений и решения наиболее актуальных вопросов динамичного развития экономики на долгосрочную перспективу. С макроэкономических позиций понятие "сбережения населения" тесно увязывается с категорией "национального богатства — как совокупности различных видов накопленного капи- 1 Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. С. 182. 346 Государственное регулирование рыночной экономики тала" и является его неотъемлемой частью. Обобщение достижений многолетнего мирового опыта позволяет характеризовать инвестиционную консолидацию сбережений населения как объективную закономерность социально-экономического развития общества. Сбережения населения необходимо рассматривать в контексте рационального использования национального богатства, и трактовать, как жизненно необходимое условие формирования современной модели "социального рыночного хозяйства". Возможности использования сбережений населения определяются наличием инструментария, способствующего достижению сбалансированности между уровнем развития потребностей (в сложной структуре текущих и перспективных интересов) и ресурсными ограничениями по их удовлетворению. Процесс эффективного использования сбережений населения представляет собою экономическую закономерность общеисторического и национального развития. Он выражает экономические отношения между физическими лицами, домохозяйствами, обществом и элементами их структуры. Одновременно он представляет собою элемент оборота накапливаемой части денежных доходов, отражающий изменения финансового состояния индивида или семьи в конкретном временном периоде. Вместе с тем это и результат стечения обстоятельств, взаимодействия различных сил и влияний, побуждений расточительности и расчетливости. Будучи накопленным и сконцентрированным в деньгах или других ликвидных активах набором потребностей, подлежащих удовлетворению в будущем, финансовые сбережения формируют капитал, в котором заинтересовано все общество. Это в свою очередь способствует созданию совокупного инвестиционного потенциала государства, как финансового резерва для поступательного развития экономики. В сфере сберегательных отношений возникают и переплетаются многообразные связи, интересы и цели. В их числе прежде всего необходимо отметить воспроизводственные, при которых сбережения выступают в качестве важного компонента расширенного воспроизводства. Это также денежно-финансовые отношения, связанные с оборотом отложенных накоплений населения и функционированием финансово-банковского сектора национальной эко- Глава XVII. Сбережения населения как инвестиционный ресурс 347 номики. Здесь явственно видны и социальные интересы, направленные на подъем уровня жизни народа и развитие малого бизнеса. Вместе с тем это амортизационные связи, как база кругооборота и обновления капитала домашних хозяйств. И, наконец, резервные ресурсы для создания долгосрочных финансовых средств и формирования активов населения, участвующих на рынках сбережений и ценных бумаг, в страховых и других различных фондах. Таким образом, сбережения населения — это прежде всего превращенная форма товаров, услуг и прав — эквивалент удовлетворения будущих потребностей. Вместе с тем сбережения есть система отношений, при которой происходит перераспределение данного эквивалента, накапливаемых в денежной форме и причитающихся населению жизненных средств, к использованию которых в данный момент оно еще не готово. Важными участниками процесса трансформации сбережений в условиях формирования рыночных отношений выступает не только государство, но и сложная совокупность субъектов финансового и кредитно-денежного рынков, призванных в соответствии с законами экономического развития общества перераспределять сберегательный потенциал в инвестиционных целях через механизм спроса и предложения. Необходимо отметить, что в экономической литературе встречаются и другие определения категории "сбережения населения". Так Дж.Кейнс считает, что сбережения — это "совокупное превышение дохода над потреблением"1. В последнее время все чаще данному определению дают более объемную трактовку. Так, согласно материалам Всемирного Банка истинные сбережения — "это норма сбережений страны после учета истощения природных богатств, инвестиций в человеческий капитал, оценок глобальных убытков от эмиссии углерода, амортизации произведенных активов "физического и искусственного капитала"2. ' См.: Кеинс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. С. 119. 2 Диксон Дж., Бэккес Ж., Гамильтон К., Кант А., Педжиола С, Хи Ж. Новый взгляд на богатство народов. М.: Институт социально-экономических и производственно-экологических проблем инвестирования, 2000. С. 4. 348 Государственное регулирование рыночной экономики 2. Роль сбережений населения в оживлении инвестиционной активности Сбережения населения являются значительным экономическим явлением. Они предопределяют развитие ряда основополагающих социально-экономических процессов. В условиях перехода России к рыночным отношениям данная экономическая категория вызывает повышенный интерес. Это прежде всего связано с изменением соотношения различных форм собственности, повышением роли и значимости частных капиталов и личных доходов. Анализ опыта России в последнем десятилетии наглядно показывает, что в ходе реформирования экономики не были учтены важные макроэкономические закономерности, допускалась недооценка роли и значения финансового потенциала и рынка сбережений населения в решении социально-экономических проблем. Занявшись разделом государственной собственности и формированием нового класса собственников, реформаторы первой волны оставили без внимания этот важный фактор развития экономики. Вовлечение сбережений населения в воспроизводственный процесс в интересах подъема экономики, обнаруживает наличие значительных, не использованных возможностей активизации инвестиций в стране. Процесс трансформации сбережений населения с учетом времени и целевой направленности их использования приведен на схеме 6. Мобилизация и использование сбережений населения — многофакторный и многоуровневый процесс. На него оказывают непосредственное влияние особенности развития и удовлетворения потребностей, политика распределительных отношений, в том числе цен и доходов, демографическая ситуация и социальные характеристики семей, мотивы поведения различных групп населения в сферах потребления и накопления. Необходимость более активного наращивания и эффективного использования резервных финансовых средств населения определяется ростом потребностей в увеличении инвестиционных ресурсов. В том же направлении влияет ослабление инфляционных процессов, необходимость в пополнении и развитии банковского капитала, в обеспечении социальной и экономической защищенности населения. Это предопределяет особую Глава XVII. Сбережения населения как инвестиционный ресурс 349
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.07 с.) |