Реализация инвестиционной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация инвестиционной политики



Как известно, слово политика в переводе с греческого означает "искусство управления госу­дарством". Поэтому в самом широком смысле инвестиционная политика может рассматриваться, как часть государственной экономической политики, направленная на обеспечение эф­фективной инвестиционной деятельности. Однако такое общее определение не отражает ни специфику процесса становления в России рыночных отношений, ни роли инвестиций в выводе экономики страны на траекторию устойчивого социально-эко­номического развития. Значение инвестиций в основной капи­тал особо подчеркивается в утвержденной Концепции нацио­нальной безопасности2, где констатируется, что "без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики эконо­мическое возрождение России невозможно".

Динамика инвестиционной активности в реальном секторе российской экономики имеет негативный характер. Общее снижение инвестиционной активности за 90-е гг. составило в среднегодовой оценке примерно 70%) привела к значительно­му физическому и моральному износу используемого произ­водственного аппарата. По разным оценкам, от 50 до 70% ос-

1 Например: не найдя перспективных инвестиционных проектов, нефтяная
компания "Сибнефть" приняла решение о выплате дивидендов, сопоставимых с
размером годовой прибыли предприятия; располагающие свободными средства­
ми банки предпочитают хранить их на корсчетах в ЦБ или размещать на финан­
совом рынке, а не кредитовать предприятия; несмотря на профицит бюджета, ин­
вестиционная активность государства остается крайне низкой и т.д. — Прим. авт.

2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена
Указом Президента РФ № 1300 от 17 декабря 1997 г.//Собрание законодательства
РФ. 1997. № 52.


Глава XVI. Основные направления инвестиционной политики                 333

новных фондов производственного назначения требуют немед­ленной замены, а средний срок службы оборудования превы­сил 15 лет. Но снижение конкурентоспособности товаров, про­изводимых значительной частью российских предприятий, объясняется не только устарелостью основных фондов вследст­вие недостаточных объемов инвестирования. Дело и в несовер­шенной технологической структуре осуществляемых капитало­вложений (см. табл. 9). Для них характерна пониженная доля инвестиций в машины, оборудование (т.е. в активную часть ос­новных фондов, непосредственно участвующих в производст­венном процессе)'.

Таблица 9 Технологическая структура инвестиций в основной капитал*

(в % к итогу)

 

Показатели 1992 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Инвестиции в основной ка­питал — всего 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе на:                
строительно-монтажные ра­боты 58 65 64 63 60 55 47 47
оборудование, инструмент, инвентарь 21 20 22 24 27 28 34 33
прочие капи­тальные рабо­ты и затраты 21 15 14 13 13 17 19 20

* Данные Госкомстата РФ.

В двухтысячном году наметились первые признаки преодоле­ния затяжного инвестиционного кризиса в российской эконо­мике. Так, прирост инвестиций в реальный сектор экономики увеличился более чем на 17% по сравнению с 1999 г. Это вдвое

' Как известно, пассивные основные фонды (здания, сооружения) непос­редственно в производственном процессе не участвуют, а лишь обеспечивают общие условия для его осуществления. — Прим. авт.


334                   Государственное регулирование рыночной экономики

больше чем темпы прироста ВВП. Эта тенденция частично со­хранилась и в 2001 г. Прирост инвестиций составил 8,7% к 2000 г. Однако для чрезмерно оптимистичных оценок среднесрочных перспектив инвестиционной активности особых оснований нет. Дело в том, что катализаторами ее увеличения выступили два основных фактора — эффект девальвации рубля и благоприят­ная конъюнктура мировых рынков энергоносителей.

О серьезных проблемах в отечественной экономике, синте­зированных в негативной оценке потенциальными инвестора­ми существующего инвестиционного климата, свидетельствует и тот факт, что отмеченный рост инвестиций практически на 2/3 обеспечивался собственными средствами предприятий. Это означает, что связь между реальным и финансовым секторами экономики ничуть не улучшилась со времен самой острой фазы инвестиционного кризиса. Действительно, несмотря на нали­чие общей тенденции некоторого увеличения общего объема банковского кредитования, его доля в финансировании инвес­тиций в основной капитал не превысила 4%. Что же касается новых эмиссий корпоративных ценных бумаг, то таким образом было привлечено лишь около 1% реальных инвестиций.

Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на объе­мы и эффективность инвестиций, приводит к выводу что даль­нейшая динамика инвестиционной активности слабопредска­зуема. Умеренное укрепление рубля, практически неизбежное в условиях высоких цен на традиционную номенклатуру рос­сийского экспорта, снижает потенциал обновления и повыше­ния конкурентоспособности импортозамещающих произ­водств. Неурегулированность проблемы государственного дол­га (в частности — находящиеся "на точке замерзания" перего­воры с Парижским клубом кредиторов) осложняет выход на международный рынок капиталов с его относительно дешевы­ми и, что особенно важно "длинными" деньгами.

Нет никаких оснований рассчитывать и на то, что высокий уровень цен на нефть (более 25 долл. за баррель российской нефти) восстановится и сохранится в длительной перспективе. Словом, благоприятные в настоящее время факторы инвести­ционной активности крайне неустойчивы. Потребуются серь­езные изменения в законодательстве, усилия по формирова­нию инфраструктуры инвестиционного рынка, снижению рис-


Глава XVI. Основные направления инвестиционной политики        335

ков инвесторов для закрепления позитивных процессов в инве­стиционной сфере. С учетом изложенного, в качестве базового принято следующее определение.

Инвестиционная политика государства — система мер госу­дарственного регулирования экономики, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования бюджетных инвес­тиционных ресурсов1.

Между тем, системные проблемы российские экономики, в своей совокупности оказывающие негативное влияние и на российский инвестиционный климат, и на эффективность ин­вестирования, остаются нерешенными. В их числе необходимо выделить отсутствие внятных приоритетов государственной инвестиционной политики. В частности, из бюджета 2001 г. был исключен Бюджет развития. Нет эффективного собственника на значительной части российских предприятий. Весьма слабы отечественные инвестиционные институты (как в части их низ­кой капитализации, так и в части отсутствия длинных пасси­вов). В эмбриональном состоянии находится судебная система. Инфраструктура инвестиционного рынка не соответствует со­временным требованиям. Весьма низко качество гарантий за­щиты прав инвесторов. Расходная часть бюджетов различных уровней перегружена долговыми обязательствами. Условия ин­вестирования по различным отраслям и регионам страны очень сильно различаются.

Несмотря на незначительную долю консолидированного бю­джета в общем объеме инвестиций в основной капитал (при­мерно 20%), роль государства в инвестиционном процессе все же нельзя недооценивать. Например, трудно рассчитывать на инвестиционное обеспечение развития социальной сферы из внебюджетных источников финансирования. К тому же реали­зация соответствующих инвестиционных программ за счет бю­джетных средств является важным элементом стратегии фор­мирования благоприятного инвестиционного климата. Ведь го­сударственные ресурсы, будучи, в конечном счете, освоены в инвестиционном комплексе, поспособствуют запуску меха-

' См.: Марголин А.М., Быстряков А.Я. Экономическая оценка инвестиций. Учебник. М.: ЭКМОС, 2001.


336                   Государственное регулирование рыночной экономики

низма "инвестиционного мультипликатора", обеспечивающего расширение спроса на инвестиции и инновации по цепочкам межотраслевых взаимодействий.

Из экономической теории известно, что чем дефицитнее конкретный ресурс, тем выше требования к эффективности его использования. С этой точки зрения особую актуальность при­обретает разграничение государственного финансирования ин­вестиций. Одна их часть идет на реализацию социально значи­мых (практически бесприбыльных) проектов, реализуемых в рамках целевых государственных инвестиционных программ. Вторая представляет собою коммерчески окупаемые проекты, осуществляемые за счет средств Бюджета развития, восстанов­ление которого может рассматриваться в качестве одного из на­правлений инвестиционной политики государства. Основными условиями выделения государственных инвестиций через этот бюджет являются высокая экономическая эффективность реа­лизуемых проектов, исключительно долевой характер их фи­нансирования, диверсификация риска государства с частным капиталом, конкурсность, срочность, платность и возвратность выделяемых средств.

Целевые программы являются важным инструментом регу­лирования процесса становления и развития цивилизованной смешанной экономики. Они направлены на устранение струк­турных диспропорций, повышение эффективности функцио­нирования отраслей материального производства и социальной сферы, на обеспечение экологической безопасности и рацио­нального природопользования.

Для повышения эффективности ресурсного обеспечения и реализации целевых программ государства предстоит выпол­нить ряд условий. Прежде всего необходимо всесторонне учесть мировой опыт организации бюджетного процесса. В ча­стности, большой интерес представляет законодательство Гер­мании, исключающее привлечение так называемых бюджетоза-мещающих иностранных займов и предопределяющее их рас­ходование исключительно на инвестиционные цели. Важно да­лее изменить сложившуюся практику контроля за целевым и эффективным использованием государственных средств, на­правляемых на реализацию целевых программ. Ныне она опи­рается на крайне неэффективную правовую базу, допускает уча-


Глава XVI. Основные направления инвестиционной политики        337

стие самого проверяемого (государственного заказчика про­граммы) в выборе форм и периодичности контроля. В россий­ских условиях целесообразно отработать на конкретных про­граммах принятую в Великобритании многоступенчатую систе­му, сочетающую внутренний и внешний аудит государственных расходов. Неплохо также было бы сформировать специализи­рованную государственную структуру, независимую как от ис­полнительной, так и от законодательной власти (как это приня­то в Германии). Полезно также расширить практику конкурс­ного размещения государственных инвестиционных заказов в рамках целевых программ с целью минимизации бюджетных расходов.

Что же касается создания условий для привлечения стратеги­ческих инвесторов в реальный сектор экономики, то оно связа­но с развитием федерального и регионального инвестиционно­го законодательства. Это должно обеспечить существенное снижение инвестиционных рисков, оживление рынка корпора­тивных ценных бумаг, стимулировать интеграцию промышлен­ного, банковского, торгового капитала и формирование конку­рентоспособных финансово-промышленных групп. Кроме то­го, необходимо развитие соответствующей инфраструктуры для применения таких инвестиционных технологий как лизинг, со­глашения о разделе продукции, ипотека и т.д.

Необходимо далее обратить самое серьезное внимание на та­кие постоянно действующие негативные факторы, как крайняя неравномерность распределения инвестиционного потенциала по регионам страны и огромные различия в региональных ин­вестиционных рисках. Отмеченное обстоятельство справедли­во как для России в целом, так и в отношении каждого из феде­ральных округов. Например, на территории Центрального фе­дерального округа расположена Белгородская область со сред­ним инвестиционным потенциалом и низким инвестицион­ным риском, рядом Брянская область — с пониженным потен­циалом и высоким риском1. Перечень таких примеров можно множить, но принципиально важным остается то обстоятельст­во, что существующие структурные диспропорции в уровне

' См.: Инвестиционный рейтинг российских регионов. 2000-2001 годы // Эксперт. 2001. №41.


338                   Государственное регулирование рыночной экономики

развития регионов продолжают углубляться. Имеющиеся раз­личия между регионами-лидерами и депрессивными региона­ми в душевом валовом внутреннем продукте меньше, чем раз­личия в душевом объеме реальных инвестиций (по разным ре­гионам — от 1,5 до 3 раз).

Противодействие опасной тенденции атомизации россий­ской экономики является важнейшей задачей созданного ин­ститута Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе1. Важнейшим инструментом решения этой проблемы является эффективная инвестицион­ная политика, которая могла бы содействовать максимальному использованию благоприятного сочетания таких внешних фак­торов, как эффект девальвации и благоприятная конъюнктура мировых рынков, для модернизации отечественной экономи­ки, повышения ее конкурентоспособности, в том числе и за счет поэтапного устранения накопленных диспропорций в раз­витии регионов.

С этой точки зрения к основным механизмам реализации ин­вестиционной политики на территории федеральных округов следует отнести гармонизацию инвестиционного законода­тельства субъектов федерации в части защиты прав инвесторов и снижения рисков долгосрочных инвестиций в реальный сек­тор экономики. Ожидаемым результатом такой гармонизации может и должна стать трансформация территории округов в территории с однородными (по возможности) и благоприят­ными законодательными условиями инвестирования.

Например, на территории Северо-Западного федерального округа выделяются своим продвинутым инвестиционным зако­нодательством Калининградская и Новгородская области. Они занимают соответственно^ первое и второе места в рейтинге ин­вестиционного риска, публикуемого еженедельником "Экс­перт". В тоже время, к примеру, Псковская область выделяется в этом округе повышенными законодательными рисками инве­стирования (39 место в рейтинге). Это не означает целесообраз­ности механического копирования законодательных норм нов-

1 Указ Президента Российской Федерации № 849 от 13 мая 2000 г. "О пол­номочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" / Собрание законодательства РФ. 2000 г. № 20.


Глава XVI. Основные направления инвестиционной политики        339

городцев в Псковской области. Однако же апробированные и давшие позитивные результаты подходы заслуживают более широкого распространения при поддержке уполномоченных органов государственного управления1.

Следующим этапом гармонизации инвестиционного законо­дательства должно стать формирования единого пространства, благоприятного для инвестиций, на всей территории страны. Его характерные черты — обеспечение стратегическим инвес­торам надежных гарантий защиты инвестиций от экспроприа­ции или национализации, гарантированность неухудшения ус­ловий инвестирования в течение инвестиционного цикла и возврата средств в случае срыва проектов не по их вине.

Не менее существенна роль инвестиционной политики и в устранении диспропорций развития различных отраслей оте­чественной экономики. Вместе с тем конкретные инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельнос­ти целесообразно использовать дифференцированно. Все зави­сит от рыночных перспектив и потенциальной роли этих отрас­лей в достижении качественно нового уровня конкурентоспо­собности экономики страны, обретения ею достойного места в международном разделении труда.

Например, в отраслях, определяющих технический прогресс и располагающих уникальным инвестиционным потенциалом (производство вооружений, космонавтика и авиация, дерево­обрабатывающая и целлюлозо-бумажная промышленность), необходим прямой государственный протекционизм. Для до­бывающих отраслей, обладающих высоким экспортным потен­циалом и способных к развитию за счет собственных и привле­ченных средств, большое значение имеют косвенные механиз­мы государственного регулирования, формирующие благопри­ятный инвестиционный климат. Ряд отраслей экономики, где отставание от мировых лидеров достаточно велико (автомо­бильная промышленность, транспортное и сельскохозяйствен­ное машиностроение, легкая и пищевая промышленность)

1 Опыт Новгородской области уже в течение нескольких лет считается практически эталонным. Она признается инвесторами самой благоприятной территорией для инвестирования среди регионов с относительно низким по­тенциалом. — Прим. авт.


340                   Государственное регулирование рыночной экономики

принципиальное значение имеет выбор оптимального сочета­ния прямых и косвенных методов регулирования. При этом особое значение имеет таможенная защита потенциально кон­курентоспособного национального товаропроизводителя. Принципиально важным представляется и стимулирование от­раслевой и межотраслевой интеграции, чтобы в максимальной степени использовать механизм инвестиционного мультипли­катора.

Инвестиционному обеспечению модернизации российской экономики будет также способствовать появление стратегичес­кого иностранного инвестора на российском рынке. Для этого необходимо урегулировать проблемы с крупнейшими кредито­рами (прежде всего, с Парижским клубом и Международным валютным фондом). Важно здесь и появление устойчивых при­знаков преодоления социально-экономического кризиса, раз­витие правовой базы инвестиционного сотрудничества в части усиления гарантий защиты прав инвесторов, необходимо также совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков, обеспечение информационной "про­зрачности" реципиентов инвестирования.

Общеизвестна крайняя необходимость обеспечения струк­турной перестройки отечественной экономики на инноваци­онной основе, адаптации к российским условиям передового управленческого опыта. Поэтому особую актуальность приоб­ретает научно обоснованное решение вопросов формирования благоприятных налогового и таможенного режимов для иност­ранных инвесторов. При этом предоставление им односторон­них налоговых и таможенных льгот должно быть редким ис­ключением из общего правила распространения на иностран­ного инвестора национального режима инвестирования. Оно может быть обусловлено, к примеру, импортом в Россию науко­емких, малоотходных и ресурсосберегающих технологий, не имеющих конкурентоспособных отечественных аналогов, ор­ганизацией производства новых видов продукции при условии поставок сырья и комплектующих российскими товаропроиз­водителями.

Необходимо учитывать, что накопленный объем прямых иностранных инвестиций в России по состоянию на конец 2001 г. не превышал 20 млрд долл. (почти на порядок меньше,


Глава XVI. Основные направления инвестиционной политики        341

чем в Китае). Несмотря на различные меры стимулирования, утрата доверия потенциальных стратегических инвесторов к российскому рынку вследствие замораживания расчетов по государственным краткосрочным облигациям и обвального па­дения курса рубля в августе 1998 г. остается мощным сдержива­ющим фактором. Поэтому нет никаких объективных основа­ний рассчитывать на значительный рост объемов иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики до вос­становления утраченного доверия и увеличения инвестицион­ной активности отечественных инвестиционных институтов. Роль внутренних инвестиций будет в ближайшей и среднесроч­ной перспективе оставаться доминирующей.

Серьезным тормозом на пути привлечения инвестиций в ре­альный сектор российской экономики стала излишняя бюро­кратизация процесса выбора инвестором места для создания новых предприятий и согласования всей необходимой доку­ментации. Если, например, в странах Юго-Восточной Азии пе­риод согласования составляет в среднем один месяц, то в Рос­сии оно может продолжаться год и более.

С учетом изложенного назовем основные направления инве­стиционной политики государства на современном этапе ре­формирования российской экономики.

" Удержание "внешних факторов оживления инвестиционной активности, предполагающее отказ от ускоренного укрепления рубля в отрыве от процесса повышения конкурентоспособнос­ти реального сектора российской экономики, и оказание мак­симального содействия сохранению благоприятной конъюнк­туры мировых рынков.

Снижение процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики, на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейше­го снижения инфляции.

Завершение налоговой реформы, предполагающей расширение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки сущест­вующей налоговой системы, а также — совершенствования амортизационной политики.

Повышение инвестиционной привлекательности предприятий на основе решения проблемы "эффективного собственника".


342                   Государственное регулирование рыночной экономики

Развитие инфраструктуры инвестиционного рынка и фор­мирование атмосферы взаимного доверия между инвестицион­ными институтами и частными инвесторами.

Упрощение бюрократических процедур выбора инвестором местоположения создаваемых предприятий и получения необ­ходимых согласований на предынвестиционной стадии реали­зации инвестиционных проектов.

Формирование организационно-правовых предпосылок сниже­ния инвестиционных рисков на основе укрепления судебной системы и повышения качества гарантий защиты прав инвесто­ров с целью стимулирования трансформации в реальные инве­стиции сбережений населения, а также прямых инвестиций внутренних и внешних стратегических инвесторов.

Применение дифференцированного инструментария стимули­рования инвестиционной деятельности в различных отраслях экономики с учетом их стратегических перспектив, приоритет­ности развития для экономики страны и возможности получе­ния мультипликативного эффекта за счет перелива инвестици­онного спроса по цепочкам межотраслевых взаимодействий.

Снижение неравномерности инвестиционной привлекатель­ности российских регионов, имеющих глубокие различия как в уровне экономического развития, так и в уровне рисков дол­госрочного инвестирования в основной капитал.

Повышение эффективности использования бюджетных инве­стиционных ресурсов на основе улучшения отбора и реализа­ции целевых программ, разработки обеспечивающих согласо­вание интересов предприятий, инвестиционных институтов и государства механизмов поддержки приоритетных проектов, путем усиления государственного контроля за целевым и эф­фективным использованием бюджетных инвестиций.

Вопросы и задания

1. Верны ли следующее утверждения:

а) инвестиции и капиталовложения это слова-синонимы;

б) рост инвестиционной активности в реальном секторе рос­
сийской экономике в 2000 г. достигнут за счет улучшения инве­
стиционного законодательства и привлечения иностранных
инвестиций.


Глава XVI. Основные направления инвестиционной политики        343

2. Выберите правильные варианты ответов из множества ва­
риантов, предложенных Вашему вниманию в квадратных
скобках.

—Воспроизводственная структура капиталовложений это со­отношение затрат на.... [ а) пассивную и активную часть основ­ных фондов; б) новое строительство, реконструкцию и техни­ческое перевооружение основных фондов; в) амортизацию, ма­териалы и оплату труда; г) реальные, финансовые и интеллек­туальные инвестиции ].

—Прямые инвестиции это... [ а) инвестиции в приобретение оборудования; б) инвестиции в приобретение контрольного пакета акций акционерного общества; в) инвестиции, осуще­ствляемые с целью получения возможности влияния на приня­тие управленческих решений на предприятии, являющемся объектом инвестирования; г) предоставление банком долго­срочного кредита предприятию, являющемуся его постоянным клиентом ].

3. Вставьте пропущенные слова в следующие тексты:

а) налоговое стимулирование относится к... методам госу­
дарственного регулирования инвестиционной деятельности;

б) коэффициент, выражающий соотношение между прирос­
том дохода и вызывающим этот прирост увеличением объема
инвестиций, называется....

© Марголин А.М., 2002


Глава XVII

Сбережения

населения

как инвестиционный

ресурс

Тема сбережений населения в Рос­сии непосредственно связана с оценкой их роли и возможностей как инвестиционного ресурса в новых рыночных условиях. Рас­смотрение масштаба и основных компонентов совокупного про­цесса сбережений позволяют раскрыть многие и не всегда види­мые грани сберегательных ресурсов, формирующихся в стране, которые, к сожалению, до настоящего времени не участвовали в процессе расширенного общественного воспроизводства. Тем самым прокладывается путь к решению фундаментальной про­блемы трансформационного периода — превращению всего насе­ления страны из объекта реформ в их активного субъекта.

1. Рыночная экономика и сбережения населения

Наиболее целостная система взглядов по проблемам распределения денежных доходов впер­вые была предложена представителями классической школы А.Смитом, Д.Рикардо, Д.С.Миллем и др. Смит и Риккардо рас­сматривали не столько сбережения населения, сколько сбере­жение капиталов. В течение длительного времени их подход ос­тавался одним из фундаментальных принципов экономической науки в вопросах сбережений населения.


Глава XVII. Сбережения населения как инвестиционный ресурс      345

В 30-40 гг. двадцатого столетия, при уже достаточно высоко­развитой экономике, Джон Мейнард Кейнс(1883-1946) дока­зал, что одних лишь частных сбережений недостаточно. Необ­ходимы также государственные накопления и инвестиции, ко­торые через выведенное им правило мультипликатора, приво­дят к наращиванию общего объема производства, росту дохо­дов и занятости. Мультипликатор, по Кейнсу, показывает, "на­сколько должна возрасти занятость для того, чтобы вызвать та­кое увеличение реального дохода, которое может побудить уча­стников хозяйственного процесса отложить необходимую сум­му добавочных сбережений'".

В подходе, предложенном Кейнсом, анализ сбережений за­нял особое место в экономической науке. Это означало рево­люцию в теории сбережений. Правда, Кейнс в принципе не опровергает позицию классической школы в оценке роли сбе­режений. Но он качественно корректирует ее применительно к промышленно развитым странам, осуществляющим быст­рый экономический рост. Новизна состояла не в том, что по­явились неизвестные ранее черты, элементы и взаимосвязи в рамках категории сбережений. Дело в другом: Кейнс открыл иное, особое место сбережений в системе общих экономичес­ких явлений.

Умножение финансовых резервов населения, как свидетельст­вует мировая практика, теснейшим образом связано с процес­сом углубления рыночных отношений. Согласно объективной закономерности экономического развития общества, сбереже­ния физических лиц и их наиболее существенная часть — сбе­режения домашних хозяйств, являются основополагающей ба­зой создания и развития малого и среднего бизнеса. Но не толь­ко. Они также способны создавать прочный фундамент для формирования рыночных отношений и решения наиболее ак­туальных вопросов динамичного развития экономики на дол­госрочную перспективу.

С макроэкономических позиций понятие "сбережения насе­ления" тесно увязывается с категорией "национального богат­ства — как совокупности различных видов накопленного капи-

1 Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. С. 182.


346                   Государственное регулирование рыночной экономики

тала" и является его неотъемлемой частью. Обобщение дости­жений многолетнего мирового опыта позволяет характеризо­вать инвестиционную консолидацию сбережений населения как объективную закономерность социально-экономического развития общества. Сбережения населения необходимо рас­сматривать в контексте рационального использования нацио­нального богатства, и трактовать, как жизненно необходимое условие формирования современной модели "социального ры­ночного хозяйства".

Возможности использования сбережений населения опреде­ляются наличием инструментария, способствующего достиже­нию сбалансированности между уровнем развития потребнос­тей (в сложной структуре текущих и перспективных интересов) и ресурсными ограничениями по их удовлетворению. Процесс эффективного использования сбережений населения представля­ет собою экономическую закономерность общеисторического и национального развития. Он выражает экономические отно­шения между физическими лицами, домохозяйствами, общест­вом и элементами их структуры. Одновременно он представля­ет собою элемент оборота накапливаемой части денежных до­ходов, отражающий изменения финансового состояния инди­вида или семьи в конкретном временном периоде. Вместе с тем это и результат стечения обстоятельств, взаимодействия раз­личных сил и влияний, побуждений расточительности и рас­четливости.

Будучи накопленным и сконцентрированным в деньгах или других ликвидных активах набором потребностей, подлежащих удовлетворению в будущем, финансовые сбережения формиру­ют капитал, в котором заинтересовано все общество. Это в свою очередь способствует созданию совокупного инвестици­онного потенциала государства, как финансового резерва для поступательного развития экономики. В сфере сберегательных отношений возникают и переплетаются многообразные связи, интересы и цели. В их числе прежде всего необходимо отметить воспроизводственные, при которых сбережения выступают в качестве важного компонента расширенного воспроизводст­ва. Это также денежно-финансовые отношения, связанные с оборотом отложенных накоплений населения и функциони­рованием финансово-банковского сектора национальной эко-


Глава XVII. Сбережения населения как инвестиционный ресурс                     347

номики. Здесь явственно видны и социальные интересы, на­правленные на подъем уровня жизни народа и развитие малого бизнеса. Вместе с тем это амортизационные связи, как база кругооборота и обновления капитала домашних хозяйств. И, наконец, резервные ресурсы для создания долгосрочных фи­нансовых средств и формирования активов населения, участву­ющих на рынках сбережений и ценных бумаг, в страховых и других различных фондах.

Таким образом, сбережения населения — это прежде всего превращенная форма товаров, услуг и прав — эквивалент удов­летворения будущих потребностей. Вместе с тем сбережения есть система отношений, при которой происходит перераспре­деление данного эквивалента, накапливаемых в денежной фор­ме и причитающихся населению жизненных средств, к исполь­зованию которых в данный момент оно еще не готово. Важны­ми участниками процесса трансформации сбережений в усло­виях формирования рыночных отношений выступает не только государство, но и сложная совокупность субъектов финансово­го и кредитно-денежного рынков, призванных в соответствии с законами экономического развития общества перераспреде­лять сберегательный потенциал в инвестиционных целях через механизм спроса и предложения.

Необходимо отметить, что в экономической литературе встречаются и другие определения категории "сбережения на­селения". Так Дж.Кейнс считает, что сбережения — это "сово­купное превышение дохода над потреблением"1. В последнее время все чаще данному определению дают более объемную трактовку. Так, согласно материалам Всемирного Банка ис­тинные сбережения — "это норма сбережений страны после учета истощения природных богатств, инвестиций в человече­ский капитал, оценок глобальных убытков от эмиссии углеро­да, амортизации произведенных активов "физического и ис­кусственного капитала"2.

' См.: Кеинс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прог­ресс, 1978. С. 119.

2 Диксон Дж., Бэккес Ж., Гамильтон К., Кант А., Педжиола С, Хи Ж. Новый взгляд на богатство народов. М.: Институт социально-экономических и про­изводственно-экологических проблем инвестирования, 2000. С. 4.


348


Государственное регулирование рыночной экономики


2. Роль сбережений населения в оживлении инвестиционной активности

Сбережения населения являют­ся значительным экономическим явлением. Они предопределя­ют развитие ряда основополагающих социально-экономических процессов. В условиях перехода России к рыночным отношени­ям данная экономическая категория вызывает повышенный ин­терес. Это прежде всего связано с изменением соотношения раз­личных форм собственности, повышением роли и значимости частных капиталов и личных доходов. Анализ опыта России в последнем десятилетии наглядно показывает, что в ходе рефор­мирования экономики не были учтены важные макроэкономи­ческие закономерности, допускалась недооценка роли и значе­ния финансового потенциала и рынка сбережений населения в решении социально-экономических проблем. Занявшись раз­делом государственной собственности и формированием нового класса собственников, реформаторы первой волны оставили без внимания этот важный фактор развития экономики.

Вовлечение сбережений населения в воспроизводственный процесс в интересах подъема экономики, обнаруживает нали­чие значительных, не использованных возможностей активиза­ции инвестиций в стране. Процесс трансформации сбережений населения с учетом времени и целевой направленности их ис­пользования приведен на схеме 6.

Мобилизация и использование сбережений населения — многофакторный и многоуровневый процесс. На него оказыва­ют непосредственное влияние особенности развития и удовле­творения потребностей, политика распределительных отноше­ний, в том числе цен и доходов, демографическая ситуация и социальные характеристики семей, мотивы поведения различ­ных групп населения в сферах потребления и накопления.

Необходимость более активного наращивания и эффектив­ного использования резервных финансовых средств населения определяется ростом потребностей в увеличении инвестицион­ных ресурсов. В том же направлении влияет ослабление инфля­ционных процессов, необходимость в пополнении и развитии банковского капитала, в обеспечении социальной и экономи­ческой защищенности населения. Это предопределяет особую


Глава XVII. Сбережения населения как инвестиционный ресурс       349



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.07 с.)