Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы эффективного роста экономики
Вся экономическая история и практика свидетельствуют о том, что факторы и резервы экономического роста неисчерпаемы и чрезвычайно разнообразны, поскольку непрерывно растут и изменяются качественно потребности людей, ширятся масштабы научно-технологического прогресса, совершенствуются формы и методы организации труда, производства, управления и маркетинга. Все это многообразие факторов и резервов, обеспечивает повышение качества и эффективности экономического роста и улучшения всей хозяйственной деятельности. В зависимости от характера и методов воздействия на использование производственных ресурсов и с учетом типа развития экономики в самостоятельные группы выделяются интенсивные и экстенсивные факторы и резервы роста. Как самостоятельные виды можно также рассматривать текущие и перспективные (стратегические) факторы и резервы. К текущим принадлежат те, которые используются оперативно в данном хозяйственном цикле. Они не требуют больших затрат финансовых средств и материальных ресурсов, но дают отдачу 'См. главу XVIII. Глава X. Экономический рост — стержневая задача государства 207 в том же цикле. Текущие факторы учитываются при разработке оперативно-хозяйственных мероприятий, квартальных и годовых планов, в маркетинговых расчетах и т.д. К перспективным относят обычно стратегические факторы и резервы, реализация которых связана с коренными, принципиальными научно-технологическими и организационно-структурными преобразованиями на различных уровнях хозяйствования. Перспективные факторы и резервы требуют значительных инвестиционных ресурсов, а реализуются в течение длительного периода времени и окупаются за несколько лет. Выявленные стратегические факторы и резервы учитываются при разработке средне- и долгосрочных концепций, целевых программ и планов социально-экономического развития. Большой практический и научный интерес представляют еше три группы факторов и резервов качественного и эффективного экономического роста: базовые (первичные), системные и ключевые (функциональные). В экономической литературе базовые (первичные) факторы обычно принято называть факторами производства. Центральное место среди них занимает человеческий труд. При этом имеется в виду не только труд рабочих, прилагающих физические усилия, но и труд иных отрядов совокупного работника — ученых, инженеров, технологов, менеджеров и др. К первичным факторам относятся также используемые в процессе производства товаров исходные природные ресурсы (земля, полезные запасы недр). Природные ресурсы — это объекты, которые могут быть использованы производительно в натуральном виде, т.е. без специальной обработки (плодородные земли, участки для строительства, леса, минеральное сырье и топливо и т.д.). Все они не являются продуктами экономического процесса, а имеют физические или биологическое происхождение и называются по праву первичными, базовыми.
Весьма своеобразным базовым фактором является время. Этот фактор предопределяет длительность хозяйственных операций (цикл), скорость их осуществления, сроки начала и окончания работ (сменность, сезонность, ритмичность, синхронность взаимосвязанных операций, запуск ресурсов и выпуск продукции и т.п.). Рациональное использование рабочего и свободного времени, повышение рабочих скоростей, сниже- 208 Государственное регулирование рыночной экономики ние трудоемкости продукции (работ), сокращение производственного цикла, строгое соблюдение графика операций, сезонности и других временных параметров, как правило, оказывает решающее влияние на мобилизацию резервов ускоренного и эффективного экономического роста. К группе первичных факторов отнесен также капитал, под которым подразумеваются прежде всего исходные ресурсы (инвестиции, материалы, оборудование, производственные объекты). Но их наличие — это лишь стартовый пассивный потенциал, который надо еще задействовать. При этом следует учитывать, что процесс расширенного воспроизводства включает не только стадию производства, а охватывает также стадии распределения, обмена и потребления. Реальный экономический рост может быть достигнут лишь при полном использовании всех факторов роста на всех стадиях кругооборота ресурсов. Конечно, на каждой стадии приоритетное значение могут иметь те или иные специфические факторы. Например, на стадии производства большое значение имеет такой фактор, как сбалансированность и уровень загрузки мощностей; на стадиях обмена и потребления — факторы качества товара и уровень цен и т.д.
В самостоятельную группу могут быть выделены системные факторы и резервы, которые отражают характерные черты смешанной экономики как целостной системы. К ней можно отнести, к примеру, такие новации в жизни страны как плюрализм форм собственности, конкурентная среда, предпринимательство, эффективный маркетинг. Кроме того, это усиление социальной ориентации экономики, оптимальное сочетание рыночных рычагов, стимулов с методами государственного регулирования. Наконец, наибольшую по значимости для качественного и эффективного экономического роста, по своему разнообразию и богатству вариантов применения группу составляют так называемые функциональные (ключевые) факторы и резервы. Именно они являются инструментами последовательного осуществления инновационного курса, всемерного подъема экономики на базе использования интеллектуального потенциала. Это факторы внедрения новейших научно-технологических достижений, прогрессивных форм и методов организации труда, производства и управления, осуществления информатизации, Глава X. Экономический рост — стержневая задача государства 209 диверсификации. В конечном счете с ними связано улучшение всех показателей социально-экономического прогресса. Данные факторы и резервы практически неисчерпаемы, поскольку бесконечен общественный и научный прогресс. Более подробно конкретные факторы и резервы обеспечения высокого качества и эффективности экономического роста, а также показатели результативности их использования рассматриваются в других главах настоящего учебника, где излагаются основные направления инвестиционной, структурной, научно-технологической, бюджетной, социальной, экологической политики, а также вопросы функционирования смешанной экономики и ее государственного регулирования и др. Каждый фактор или вид резервов требует тщательного обоснования и выявления всех возможных "плюсов" и "минусов". Нельзя отдавать предпочтение какому-либо одному из факторов, Например, повышение производительности труда может вызвать сокращение рабочих мест и снижение занятости. Но это потребует перераспределения сфер применения освободившихся трудовых ресурсов. Следовательно, мобилизация факторов и резервов экономического роста должны осуществляться взвешенно, сбалансировано на основе глубокого научного анализа. Только при таком подходе могут быть достигнуты высшие конечные результаты, т.е. обеспечен подлинный экономический рост, высший уровень качества жизни и благосостояния народа, достигнуты сбалансированность, динамичность, устойчивость, инновационность, безопасность и независимость экономики страны. Вопросы и задания 1. Чем принципиально отличаются интенсивный и экстенсивный типы развития экономики? 2. Что такое "эффект роста масштаба"? 3. Заполните пропущенные в тексте места: ВВП страны определяется как сумма конечных товаров и ус
период. Реальный ВВП страны представляет собой стоимость конеч 210 Государственное регулирование рыночной экономики 4. Продолжите следующую фразу: Чтобы перейти от ВВП к показателю чистого внутреннего 5. Решите задачу: Предположим, величина номинального ВВП равна 1100 ден. ед., а величина реального ВВП составляет 1000 ден. ед. Рассчитайте дефлятор ВВП текущего года. 6. Отношением каких показателей определяется срок окупаемости капиталовложений? 7. Подчеркните те виды затрат, которые следует включать в цену потребления бытового холодильника: Затраты на: электроэнергию; искусственный лед; электролампочку; продовольствие; перевозку; запасные части; ремонт; смазку; дезодорант; покупку холодильника. © Владимирова А.А., 2002 О Смирницкий Е.К., 2002 Раздел второй МЕХАНИЗМ И РЕСУРСНАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Глава Л1 Государственная структурная политика Создание экономической конструкции народного хозяйства, формирование в ней целостной совокупности разнообразных, но взаимосвязанных эффективных процессов и своевременный их "ремонт" всегда были и остаются объектом особой заботы любого государства. Они составляют основу всей социально-экономической государственной политики. Такое понимание места и роли структуры национальной экономики, ее динамики и заботы о них сложилось в ходе длительного осмысления и изучения системного характера экономического организма и процессов, протекающих в нем. 1. Структурирование национальной экономики Структурная сложность экономики как системы предопределяется многообразием ее элементов, числом и разнородностью связей между ними, количеством иерархических уровней, характером подсистем, роль которых выполняют практически все элементы и блоки макроэкономики. Но особую сложность структуре экономики придает большое разнообразие, переплетающихся взаимозависимых процессов (воспроизводственных, ресурсных, инвестиционных, инновационных, финансовых, Глава XI. Государственная структурная политика 213 трудовых, технологических), которые и делают экономику живым, постоянно совершенствующимся, динамичным организациям. Существующая структура экономики сложилась под влиянием длительных процессов общественного разделения труда, формирования социальной структуры общества, роста и усложнения потребностей человека, научно-технологического прогресса, а следовательно усложнения производительных сил. Словом, для изучения структуры экономики, ее динамики необходимо привлечение ряда теорий, научных дисциплин, разнообразных моделей, междисциплинарного подхода.
В отечественной экономической науке большее внимание уделено структуре общественного производства и соотношению между отраслями. В этом и проявляются основные пропорциональные зависимости и состояние общественного разделения труда. Исследованы многие экономические пропорции, характеризующие важнейшие структурные закономерности всего народного хозяйства или отдельных его частей, сфер. Однако проводимые сегодня в России радикальные экономические преобразования, переход к активному использованию развитых рыночных отношений по-новому ставят многие проблемы структуры экономики, ее структурной трансформации, формирования и развития пропорциональных связей. Особо речь идет о структуре рынка и его инфраструктуре, о территориальной конструкции экономики в условиях федерализации экономических отношений, о воспроизводстве в рамках народного хозяйства основных ресурсных факторов саморазвития. Многоаспектное видение экономики1 является исходной методологической базой для выделения различных видов ее структуры. Политэкономическая структура. Она представляет прежде всего структуру народного хозяйства как целостную совокупность разнообразных производительных сил, пропорционально распределенных по сферам, территориям, видам собственности. Политэкономическое видение структуры лежит в осно- 1 См.: Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. М.: Экономика, 2000. С. 371-373. 214 Государственное регулирование рыночной экономики ве стратегии и тактики размещения личных и вещественных факторов производства по регионам — субъектам Федерации, экономическим зонам, территориальным комплексам. Кроме того, политэкономическая структура экономики включает в себя структуру общественно-экономических отношений (схема 4). На схеме представлена система производительных сил и общественно-экономических отношений, составляющих во взаимодействии политэкономическое понимание экономической структуры. Первичные производительные силы составляют материально-вещественную их часть, включающую основные производственные фонды, рабочую силу во всем ее разнообразии, включая управленцев. К вторичным производительным силам относятся формы организации общественного процесса производства, обусловленные развитием его обобществления, интеллектуализации труда, т.е. вовлечением в производство духовных сил человека. В их число можно включить предпринимательский, интеллектуальный ресурсы и даже кооперацию1. Эти производительные силы действуют через совершенствование первичных ресурсов или обеспечивают их новое эффективное взаимодействие.
Естественные производительные силы включают предопределенные природой естественные силы труда, условия прогресса труда. Общественные производительные силы накапливаются в ходе процесса общества. Они могут состоять как из первичных, так и вторичных производительных сил и характеризуют особые современные общественные формы комбинации и организации производительных сил в ходе общественного воспроизводства. К ним можно отнести организационный и управленческий ресурсы. К всеобщим производительным силам многие специалисты относят научный потенциал и науку как непосредственную производительную силу, инновации1, а также информацию. Технико-экономические отношения предопределяются состоянием техники, технологий и их совокупностей, структурой 1 См.: Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей / Под ред. А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М.: Изд-во МГУ, 1993. С.2]. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ * ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Первичные производительные силы Вторичные производительные силы Естественные производительные силы Общественные производительные силы | 4 Всеобщие производительные силы 43 о я о 43 а о 43 А а ГС а 43 ! я н О Р. ы З со | § 2 к о п> (Г я О В Н п 8 й ГС Я Я О I Технико-экономические отношения Организационно-экономические отношения Социально-экономические отношения О н Я о Е п> Я & о О ол о н м п > я Я О о н Производственные и отношения Распределительно-обменные отношения Отношения по поводу потребления Схема 4. Политэкономическая структура национальной экономики 216 Государственное регулирование рыночной экономики производительных сил. Организационно-экономические отноше ния зависят от особенностей организации производства, системы управления, институциональной атмосферы в экономике, включая законодательно-правовые нормы. Именно эти отношения лежат в основе любого хозяйственного механизма, активно воздействуя на все другие их формы. Социально-экономические отношения характеризуют не просто отношения людей, а отношения отдельных коллективов, социальных групп по поводу воспроизводства всей совокупности условий жизнедеятельности человека и общества. В этом типе отношений проявляются богатство и разнообразие взаимодействия отношений, единство и противоречия экономических интересов. Организационно-функциональная структура. Она выстраивает национальную экономику по уровням организации и управления, а также по уровням интересов, по способности этих уровней к автономному (в определенной мере) функционированию. Следовательно, она обеспечивает экономическую и структурную устойчивость. Критерий автономности функционирования дает основание для построения каркаса, несущей конструкции национальной экономики. Она выглядит иерархично структурированной от предприятия, корпорации, через региональную (субъекта Федерации) экономику, экономические зоны и территориальные комплексы к макроэкономическому уровню. Организационно-функциональная структура национальной экономики России представлена на схеме 4*. В отличии от распространенного в отечественной экономической литературе деления отраслей на базовые и инфраструктурные (подчиненные задачам базовых) и выделения 3-х секторов, в данной схеме использованы разработки зарубежных специалистов1. В ней учтены постиндустриальные тенденции, в том числе возрастание значения информации, в производстве которой создается до 1/3 общественного продукта, превращение торговли в особое продолжение производства, обеспечивающее 20% занятости и почти 16% ВВП. Принята во внимание особая динамичность отраслей социальной сферы, обеспечивающих в зна- 1 См.: Ве11 О. ТНе Согтп§ оГ Ро$1 — 1пс1и$1па1 8ос1е1у. А.УепШге т 8оаа1 Рогеса81т§. N.-7., 1973. Р.117.
Сфера материального производства -------- 1 1=
Сфера создания материально-вещественных благ
X Третичный сектор (инфраструктурный) Отрасли Железн одорожн ы й транспорт Воздушный транспорт Водный транспорт Связь Электроэнергетика Водоснабжение Теплоснабжение и др. Четвертичный сектор ;-*| (распределительно-обменный) Отрасли Внутренняя торговля Внешняя торговля Финансы Страхование Операции с недвижимостью и др.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИКИ Схема 4. Организационно-функциональная структура национальной экономики 218 Государственное регулирование рыночной экономики чительнои степени воспроизводство рабочей силы, трудовых ресурсов1. Федерализация народного хозяйства подняла роль региональных экономик как подсистем в макросистеме. Это особая воспроизводственная целостная часть в национальной экономике. Воспроизводственная структура. Данный аспект всегда считался научной основой анализа структуры производства. На основе теории воспроизводства определяли состав и основные элементы структуры народного хозяйства, закономерности его развития, факторы, влияющие на его изменения и совершенствование2. Современная общественная воспроизводственная структура национальной экономики может быть представлена в виде постоянно возобновляемого воспроизводственного цикла, в котором становятся более ясными основные структурные зависимости, а также механизм самоорганизации, самоуправления экономической воспроизводственной системы, формирование основных факторов саморазвития. В числе основных структурных соотношений воспроизводящейся экономики можно назвать натуральные и стоимостные экономические пропорции, выполняющие роль своеобразных закономерностей развития воспроизводственного экономического цикла. Среди них выделяются взаимозависимости: а) накопления и потребления; б) предпроизводства и производства; в) производства и рынка; г) производственного, общественного и личного потребления; д) научной и инженерной подготовки; е) структурно-предпринимательской и маркетинговой подготовки; ж) инвестиционной и интеллектуальной подготовки производства и др. Данные пропорциональные связи, анализируемые, наряду с прочими, по удельным весам в ВВП и в других макроэкономических показателях, а также по динамике их изменений составляют основу инструментария оценки состояния экономической безопасности России. Воспроизводственный подход в реальной практике позволяет рассматривать экономику как большую целостную совокуп- 1 См.: Российский экономический журнал. 1997. № 11-12. С.62. 2 Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в 4-х томах). Т.4. Глава XI. Государственная структурная политика 219 ность воспроизводственных процессов конкретных потребительских благ1. С точки зрения воспроизводственного принципа национальная экономика представляет собою отнюдь не прямолинейную цепочку связей от подготовки производства к потреблению, от ресурсов к продукту. Это сложная система взаимодействующих циклов воспроизводства основных факторов, организуемая человеком в целях удовлетворения безгранично растущей совокупности своих потребностей. Воспроизводственный принцип анализа народнохозяйственной структуры характеризует экономику как динамическую категорию, находящуюся в постоянном движении, изменении, саморазвивающуюся и самовозобновляющуюся. Технологическая структура позволяет представить структуру экономики как совокупность технологических цепей, укладов, целостных технологических образований, определяющих технологическую базу производства групп однотипных товаров и услуг. Она в условиях развертывающейся новой технологической революции в мировом хозяйстве становится одной из важнейших в структуре народного хозяйства в целом2. Особенность ее в том, что она нуждается в систематическом мониторинге. Преобладание в народном хозяйстве России III — IV технологических укладов, отставание в ряде приоритетных технологических направлений от высокоразвитых стран должны вызывать тревогу во властных структурах, в научной среде, у каждого управленца за будущее Российской экономики. Ресурсная структура. Представление экономики как совокупности процессов по производству и эффективному использованию ресурсов "при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества"3 дает основание структурировать экономику по взаимосвязанным процессам воспроизводства основных ресурсов. Подробнее см.: Экономические реформы и инвестиционная политика. М.: Изд-во РАГС, 1996. С. 114-115. 2 См.: Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные 3 См.: Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и Инвестиционная деятельность Фонд накопления Производственное потребление
о Х 2 09 У 1 И о Кадровая подготовка Пред- произ водство Произвол ство Распределение Сервисное обслуживание _П Потребление
а О и г > н в п С с х Маркетинговая подготовка Научная подготовка
1 Инженерная подготовка Рынок Структурно-предпринимательская подготовка Общественное потребление Личное (бытовое) потребление Глава XI. Государственная структурная политика 221 Наличие в структурной организации экономики кроме различных уровней, подсистем также еще и взаимосвязанных процессов позволило экономической науке предложить метод структурного анализа, базирующийся на использовании различных типов моделей, связанных друг с другом. Экономические процессы описываются с помощью разных моделей. Таковы технологические и технико-экономические модели (межотраслевого баланса, экономического равновесия и др.). Таковы еще и оптимизационные и вероятностные модели функционирования социально-экономических систем. Однако не стоит преувеличивать роль и возможности моделирования даже при использовании современных компьютерных средств в исследовании структуры экономики. Народное хозяйство страны относится к числу сложных саморазвивающихся целевых систем, качественное моделирование которых по ряду причин сопряжено с существенными трудностями. 2. Роль и место структурной политики Любая государственная политика в области экономики по своей сути отражает видение, понимание властными органами государства роли различных сфер жизнедеятельности человека, ее результатов, а также некоторых регулирующих экономических инструментов в достижении целей и решении основных задач развития общества в стратегическом и тактическом плане. Это видение закрепляется в нормативно-правовых актах и проявляется в практической деятельности государственных органов (прежде всего исполнительной власти) по регулированию социально-экономических процессов. Государственная структурная политика является частью системной экономической политики. Следовательно, ее можно рассматривать в качестве подсистемы, которая тесно связана и активно взаимодействуют с инвестиционной, научно-технической, инновационной, промышленной, аграрной, валютно-финансовой и региональной политиками государства. При этом в совокупности государственных политик структурная занимает особое место. Оно обусловлено всеобщностью устойчивых и упорядоченных связей между элементами (подсистема- 222 Государственное регулирование рыночной экономики ми) во всех экономических, хозяйственных, социальных, научно-технических и прочих системах. Словом, это особое место вытекает из самого наличия структуры. Структурная политика не только является важной относительно самостоятельной подсистемой в системе экономической политики, но и как бы получает свое развитие, конкретизацию в других политиках, составляя неотъемлемую часть содержания соответствующих законов и концепций1. Поэтому структурную политику можно характеризовать как составную целостную часть социально-экономической политики. Она выражает отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как средству решения стратегических и тактических задач в экономике и социальной сфере, определяет цели, задачи, направления, а также механизм деятельности органов государственной власти. Эти цели и задачи состоят в установлении наиболее близких к оптимальным пропорциональных зависимостей и структурных связей между различными подсистемами и элементами во всех сферах, уровнях, воспроизводственных стадиях и процессах. Степень оптимальности пропорций и структурных экономических построений оценивается с позиции критерия наивысшей, дифференцированной экономической эффективности функционирования рыночной экономики. Особая взаимосвязь складывается между структурной, инвестиционной и инновационной политиками. По существу первая в значительной степени определяется двумя последними, так как изменение тех или иных структурных связей, экономических пропорций производится прежде всего через количественные и качественные изменения основных компонентов каждого структурного элемента. А это осуществить без инвестиций и инноваций в современных условиях осуществляемого в мире глобального технологического переворота невозможно. Близость экономических пропорций и структурных связей к оптимальным состояниям понятие относительное. Оно во 1 См.: Федеральный Закон "О науке и государственной научно-технической политике"/ Российская газета. 1996. 3 сентября. С.4-5; Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы/ Российская газета. 1998. 19 августа. С.5. Глава XI. Государственная структурная политика 223 многом зависит от целей и решаемых задач развития каждой конкретной экономики, ее подсистем, от наличия совокупности ресурсных факторов. Поэтому даже в однотипных системах (например, в региональных экономиках) структуры, близкие к оптимальным обычно бывают неодинаковыми. Базой разработки и реализации результативной структурной политики служат научно обоснованные знания в области структурирования национальной экономики и ее составных частей, по ряду критериев, в области факторного анализа развития хозяйственных систем всех уровней, взаимосвязей различных политик. Весьма важно глубокое понимание мировых процессов изменения основных пропорциональных зависимостей, закономерностей научно-технического прогресса и основных его тенденций, процессов цикличной экономической динамики. Огромное значение имеют знания об эффективности инвестиционной и инновационной деятельности, а также, естественно, о сути государственного регулирования развития смешанной экономики. К числу наиболее важных в структурной макроэкономической динамике национальных экономик российские и зарубежные экономисты относят большой круг современных объективных тенденций. Представляется, что независимо от мнений отечественных и иностранных коллег, стоило бы начать с констатации усиления социальной направленности экономической динамики, приоритетного обновления социальной сферы. Этому соответствует и возрастающая ориентация структурной трансформации экономики на социально-экономическую устойчивость и экономическую безопасность. Немалые возможности открывают в этом отношении тенденции научно-технического прогресса и структурной перестройки экономики. Прежде всего отметим в данной связи рост значимости предпроизводственной стадии общественного воспроизводства и соответственно интеллектуальной, инженерной, инвестиционной, структурной предпринимательской подготовки производства. С этим связано возрастание удельного веса и значимости наукоемких производств, поэтапный переход национальных экономик на инновационный тип развития. Отсюда, в свою очередь вытекает приоритетное технологическое 224 Государственное регулирование рыночной экономики обновление машиностроения и прежде всего инвестиционного — как ядра экономики и базы инновационных преобразований. Немаловажна в этой связи тенденция опережающего роста производственного потребления в условиях крупномасштабного технологического обновления производственного аппарата. Все перечисленные процессы требуют преимущественного развития инфраструктурных отраслей (транспорта, связи, информационных систем, рыночной инфраструктуры), ведут к падению доли ТЭК во всех макроэкономических показателях ввиду нарастающих тенденций к ресурсосбережению.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.183 с.) |