Факторы эффективного роста экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы эффективного роста экономики



Вся экономическая история и практика свидетельствуют о том, что факторы и резервы эконо­мического роста неисчерпаемы и чрезвычайно разнообразны, поскольку непрерывно растут и изменяются качественно по­требности людей, ширятся масштабы научно-технологического прогресса, совершенствуются формы и методы организации труда, производства, управления и маркетинга. Все это много­образие факторов и резервов, обеспечивает повышение качест­ва и эффективности экономического роста и улучшения всей хозяйственной деятельности.

В зависимости от характера и методов воздействия на ис­пользование производственных ресурсов и с учетом типа разви­тия экономики в самостоятельные группы выделяются интен­сивные и экстенсивные факторы и резервы роста.

Как самостоятельные виды можно также рассматривать теку­щие и перспективные (стратегические) факторы и резервы. К текущим принадлежат те, которые используются оперативно в данном хозяйственном цикле. Они не требуют больших затрат финансовых средств и материальных ресурсов, но дают отдачу

'См. главу XVIII.


Глава X. Экономический ростстержневая задача государства 207

в том же цикле. Текущие факторы учитываются при разработке оперативно-хозяйственных мероприятий, квартальных и годо­вых планов, в маркетинговых расчетах и т.д.

К перспективным относят обычно стратегические факторы и резервы, реализация которых связана с коренными, принципи­альными научно-технологическими и организационно-струк­турными преобразованиями на различных уровнях хозяйство­вания. Перспективные факторы и резервы требуют значитель­ных инвестиционных ресурсов, а реализуются в течение дли­тельного периода времени и окупаются за несколько лет. Выяв­ленные стратегические факторы и резервы учитываются при разработке средне- и долгосрочных концепций, целевых про­грамм и планов социально-экономического развития.

Большой практический и научный интерес представляют еше три группы факторов и резервов качественного и эффек­тивного экономического роста: базовые (первичные), систем­ные и ключевые (функциональные).

В экономической литературе базовые (первичные) факторы обычно принято называть факторами производства. Централь­ное место среди них занимает человеческий труд. При этом имеется в виду не только труд рабочих, прилагающих физичес­кие усилия, но и труд иных отрядов совокупного работника — ученых, инженеров, технологов, менеджеров и др. К первич­ным факторам относятся также используемые в процессе про­изводства товаров исходные природные ресурсы (земля, полез­ные запасы недр). Природные ресурсы — это объекты, которые могут быть использованы производительно в натуральном ви­де, т.е. без специальной обработки (плодородные земли, участ­ки для строительства, леса, минеральное сырье и топливо и т.д.). Все они не являются продуктами экономического процес­са, а имеют физические или биологическое происхождение и называются по праву первичными, базовыми.

Весьма своеобразным базовым фактором является время. Этот фактор предопределяет длительность хозяйственных опе­раций (цикл), скорость их осуществления, сроки начала и окончания работ (сменность, сезонность, ритмичность, син­хронность взаимосвязанных операций, запуск ресурсов и вы­пуск продукции и т.п.). Рациональное использование рабочего и свободного времени, повышение рабочих скоростей, сниже-


208                   Государственное регулирование рыночной экономики

ние трудоемкости продукции (работ), сокращение производст­венного цикла, строгое соблюдение графика операций, сезон­ности и других временных параметров, как правило, оказывает решающее влияние на мобилизацию резервов ускоренного и эффективного экономического роста.

К группе первичных факторов отнесен также капитал, под которым подразумеваются прежде всего исходные ресурсы (ин­вестиции, материалы, оборудование, производственные объек­ты). Но их наличие — это лишь стартовый пассивный потенци­ал, который надо еще задействовать. При этом следует учиты­вать, что процесс расширенного воспроизводства включает не только стадию производства, а охватывает также стадии рас­пределения, обмена и потребления. Реальный экономический рост может быть достигнут лишь при полном использовании всех факторов роста на всех стадиях кругооборота ресурсов. Ко­нечно, на каждой стадии приоритетное значение могут иметь те или иные специфические факторы. Например, на стадии про­изводства большое значение имеет такой фактор, как сбаланси­рованность и уровень загрузки мощностей; на стадиях обмена и потребления — факторы качества товара и уровень цен и т.д.

В самостоятельную группу могут быть выделены системные факторы и резервы, которые отражают характерные черты сме­шанной экономики как целостной системы. К ней можно отне­сти, к примеру, такие новации в жизни страны как плюрализм форм собственности, конкурентная среда, предпринимательст­во, эффективный маркетинг. Кроме того, это усиление соци­альной ориентации экономики, оптимальное сочетание ры­ночных рычагов, стимулов с методами государственного регу­лирования.

Наконец, наибольшую по значимости для качественного и эффективного экономического роста, по своему разнообразию и богатству вариантов применения группу составляют так на­зываемые функциональные (ключевые) факторы и резервы. Именно они являются инструментами последовательного осу­ществления инновационного курса, всемерного подъема эко­номики на базе использования интеллектуального потенциала. Это факторы внедрения новейших научно-технологических до­стижений, прогрессивных форм и методов организации труда, производства и управления, осуществления информатизации,


Глава X. Экономический ростстержневая задача государства 209

диверсификации. В конечном счете с ними связано улучшение всех показателей социально-экономического прогресса. Дан­ные факторы и резервы практически неисчерпаемы, поскольку бесконечен общественный и научный прогресс.

Более подробно конкретные факторы и резервы обеспечения высокого качества и эффективности экономического роста, а также показатели результативности их использования рассма­триваются в других главах настоящего учебника, где излагают­ся основные направления инвестиционной, структурной, науч­но-технологической, бюджетной, социальной, экологической политики, а также вопросы функционирования смешанной экономики и ее государственного регулирования и др.

Каждый фактор или вид резервов требует тщательного обос­нования и выявления всех возможных "плюсов" и "минусов". Нельзя отдавать предпочтение какому-либо одному из факто­ров, Например, повышение производительности труда может вызвать сокращение рабочих мест и снижение занятости. Но это потребует перераспределения сфер применения освободив­шихся трудовых ресурсов. Следовательно, мобилизация факто­ров и резервов экономического роста должны осуществляться взвешенно, сбалансировано на основе глубокого научного ана­лиза. Только при таком подходе могут быть достигнуты высшие конечные результаты, т.е. обеспечен подлинный экономичес­кий рост, высший уровень качества жизни и благосостояния народа, достигнуты сбалансированность, динамичность, устой­чивость, инновационность, безопасность и независимость эко­номики страны.

Вопросы и задания

1. Чем принципиально отличаются интенсивный и экстен­сивный типы развития экономики?

2. Что такое "эффект роста масштаба"?

3. Заполните пропущенные в тексте места:

ВВП страны определяется как сумма конечных товаров и ус­
луг, произведенных (кем?)...........................  за определенный

период.

Реальный ВВП страны представляет собой стоимость конеч­
ных товаров и услуг, измеренных в ценах............... периода.


210                   Государственное регулирование рыночной экономики

4. Продолжите следующую фразу:

Чтобы перейти от ВВП к показателю чистого внутреннего
продукта (ЧВП) необходимо.................................

5. Решите задачу:

Предположим, величина номинального ВВП равна 1100 ден. ед., а величина реального ВВП составляет 1000 ден. ед. Рассчи­тайте дефлятор ВВП текущего года.

6. Отношением каких показателей определяется срок окупа­емости капиталовложений?

7. Подчеркните те виды затрат, которые следует включать в цену потребления бытового холодильника:

Затраты на: электроэнергию; искусственный лед; электро­лампочку; продовольствие; перевозку; запасные части; ремонт; смазку; дезодорант; покупку холодильника.

© Владимирова А.А., 2002 О Смирницкий Е.К., 2002


Раздел второй

МЕХАНИЗМ

И РЕСУРСНАЯ БАЗА

ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ


Глава Л1

Государственная

структурная

политика

Создание экономической кон­струкции народного хозяйства, формирование в ней целостной совокупности разнообразных, но взаимосвязанных эффектив­ных процессов и своевременный их "ремонт" всегда были и ос­таются объектом особой заботы любого государства. Они со­ставляют основу всей социально-экономической государствен­ной политики. Такое понимание места и роли структуры наци­ональной экономики, ее динамики и заботы о них сложилось в ходе длительного осмысления и изучения системного харак­тера экономического организма и процессов, протекающих в нем.

1. Структурирование национальной экономики

Структурная сложность экономики как системы предопреде­ляется многообразием ее элементов, числом и разнородностью связей между ними, количеством иерархических уровней, ха­рактером подсистем, роль которых выполняют практически все элементы и блоки макроэкономики. Но особую сложность структуре экономики придает большое разнообразие, перепле­тающихся взаимозависимых процессов (воспроизводственных, ресурсных, инвестиционных, инновационных, финансовых,


Глава XI. Государственная структурная политика             213

трудовых, технологических), которые и делают экономику жи­вым, постоянно совершенствующимся, динамичным организа­циям.

Существующая структура экономики сложилась под влияни­ем длительных процессов общественного разделения труда, формирования социальной структуры общества, роста и услож­нения потребностей человека, научно-технологического про­гресса, а следовательно усложнения производительных сил. Словом, для изучения структуры экономики, ее динамики не­обходимо привлечение ряда теорий, научных дисциплин, раз­нообразных моделей, междисциплинарного подхода.

В отечественной экономической науке большее внимание уделено структуре общественного производства и соотноше­нию между отраслями. В этом и проявляются основные про­порциональные зависимости и состояние общественного раз­деления труда. Исследованы многие экономические пропор­ции, характеризующие важнейшие структурные закономернос­ти всего народного хозяйства или отдельных его частей, сфер.

Однако проводимые сегодня в России радикальные эконо­мические преобразования, переход к активному использова­нию развитых рыночных отношений по-новому ставят многие проблемы структуры экономики, ее структурной трансформа­ции, формирования и развития пропорциональных связей. Особо речь идет о структуре рынка и его инфраструктуре, о тер­риториальной конструкции экономики в условиях федерализа­ции экономических отношений, о воспроизводстве в рамках народного хозяйства основных ресурсных факторов саморазви­тия. Многоаспектное видение экономики1 является исходной методологической базой для выделения различных видов ее структуры.

Политэкономическая структура. Она представляет прежде всего структуру народного хозяйства как целостную совокуп­ность разнообразных производительных сил, пропорциональ­но распределенных по сферам, территориям, видам собствен­ности. Политэкономическое видение структуры лежит в осно-

1 См.: Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. М.: Экономика,

2000. С. 371-373.


214                   Государственное регулирование рыночной экономики

ве стратегии и тактики размещения личных и вещественных факторов производства по регионам — субъектам Федерации, экономическим зонам, территориальным комплексам.

Кроме того, политэкономическая структура экономики включает в себя структуру общественно-экономических отно­шений (схема 4). На схеме представлена система производи­тельных сил и общественно-экономических отношений, со­ставляющих во взаимодействии политэкономическое понима­ние экономической структуры.

Первичные производительные силы составляют материально-вещественную их часть, включающую основные производст­венные фонды, рабочую силу во всем ее разнообразии, включая управленцев.

К вторичным производительным силам относятся формы орга­низации общественного процесса производства, обусловлен­ные развитием его обобществления, интеллектуализации труда, т.е. вовлечением в производство духовных сил человека. В их число можно включить предпринимательский, интеллектуаль­ный ресурсы и даже кооперацию1. Эти производительные силы действуют через совершенствование первичных ресурсов или обеспечивают их новое эффективное взаимодействие.

Естественные производительные силы включают предопреде­ленные природой естественные силы труда, условия прогресса труда. Общественные производительные силы накапливаются в ходе процесса общества. Они могут состоять как из первич­ных, так и вторичных производительных сил и характеризуют особые современные общественные формы комбинации и ор­ганизации производительных сил в ходе общественного вос­производства. К ним можно отнести организационный и уп­равленческий ресурсы. К всеобщим производительным силам многие специалисты относят научный потенциал и науку как непосредственную производительную силу, инновации1, а так­же информацию.

Технико-экономические отношения предопределяются состоя­нием техники, технологий и их совокупностей, структурой

1 См.: Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей / Под ред. А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М.: Изд-во МГУ, 1993. С.2].


ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ


*


ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ


 


Первичные производительные силы

Вторичные производительные силы

Естественные производительные силы

Общественные производительные силы | 4

Всеобщие производительные силы


43

о

я

о

43

а о

43

А а

ГС

а

43

! я н


О Р.

ы

З со

| §

2 к о п>

я

О

В

Н п 8 й

ГС

Я Я О I


Технико-экономи­ческие отношения

Организа­ционно-эко­номические отношения

Социально-экономи­ческие отношения


О н

Я

о

Е

п>

Я

&

о

О ол о

н м п >

я

Я О о н


Произ­водственные и отношения

Распреде­лительно-обменные отношения

Отношения

по поводу

потребления


Схема 4. Политэкономическая структура национальной экономики


216                   Государственное регулирование рыночной экономики

производительных сил. Организационно-экономические отноше­ ния зависят от особенностей организации производства, систе­мы управления, институциональной атмосферы в экономике, включая законодательно-правовые нормы. Именно эти отно­шения лежат в основе любого хозяйственного механизма, ак­тивно воздействуя на все другие их формы.

Социально-экономические отношения характеризуют не про­сто отношения людей, а отношения отдельных коллективов, социальных групп по поводу воспроизводства всей совокупно­сти условий жизнедеятельности человека и общества. В этом типе отношений проявляются богатство и разнообразие взаи­модействия отношений, единство и противоречия экономичес­ких интересов.

Организационно-функциональная структура. Она выстраивает национальную экономику по уровням организации и управле­ния, а также по уровням интересов, по способности этих уров­ней к автономному (в определенной мере) функционированию. Следовательно, она обеспечивает экономическую и структур­ную устойчивость. Критерий автономности функционирования дает основание для построения каркаса, несущей конструкции национальной экономики. Она выглядит иерархично структу­рированной от предприятия, корпорации, через региональную (субъекта Федерации) экономику, экономические зоны и терри­ториальные комплексы к макроэкономическому уровню.

Организационно-функциональная структура национальной экономики России представлена на схеме 4*. В отличии от рас­пространенного в отечественной экономической литературе деления отраслей на базовые и инфраструктурные (подчинен­ные задачам базовых) и выделения 3-х секторов, в данной схе­ме использованы разработки зарубежных специалистов1. В ней учтены постиндустриальные тенденции, в том числе возраста­ние значения информации, в производстве которой создает­ся до 1/3 общественного продукта, превращение торговли в особое продолжение производства, обеспечивающее 20% за­нятости и почти 16% ВВП. Принята во внимание особая дина­мичность отраслей социальной сферы, обеспечивающих в зна-

1 См.: Ве11 О. ТНе Согтп§ оГ Ро$1 — 1пс1и$1па1 8ос1е1у. А.УепШге т 8оаа1 Рогеса81т§. N.-7., 1973. Р.117.


                 


Сфера непроизводственная

1


1


Сфера услуг


Сфера материального производства

-------- 1                    1=

Сфера межотраслевых системных продуктов

Сфера создания материально-вещественных благ


             
 
   


 

Первичный сектор

(добывающий,  
сырьевой)  
Отрасли 1
Угольная

I

промышленность
Газовая Ё
промышленность ё-
Нефтедобывающая 1
промышленность ч
Горнорудная щ
промышленность 1
Заготовка древесины  
Рыболовство %
Сельское хозяйство 1
Горнообогатительное 1
производство и др. &

 

 

 

\  

Вторичный сектор

(обрабатывающий)

Отрасли Нсфте перерабатываю-

я

щая промышленность
Черная металлургия X
Цветная металлургия Химическая а. о
и нефтехимическая х
промышленность Машиностроение и металлообрабатываю- едприя
щая промышленность Дере вообрабаты вающая и целлюлозно-бумажная Ё I
промышленность Промстроймате риалы Легкая и пищевая

Корпора

промышленность

X

Третичный сектор (инфраструктурный)

Отрасли

Железн одорожн ы й

транспорт

Воздушный

транспорт

Водный транспорт

Связь

Электроэнергетика

Водоснабжение

Теплоснабжение

и др.


Четвертичный сектор ;-*| (распределительно-обменный)

Отрасли

Внутренняя

торговля

Внешняя торговля

Финансы

Страхование

Операции

с недвижимостью

и др.


 

Пятеричный сектор

(социально-

управленческий)

Отрасли *
Здравоохранен ие 3
Образован ие ;
всех видов ё
Спорт, отдых а
Культура *
Экология  
Наука а
Информатизация  
Управление и др.  
   
   
   
   
  Я
  !и
   
  О

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИКИ

Схема 4. Организационно-функциональная структура национальной экономики


218                    Государственное регулирование рыночной экономики

чительнои степени воспроизводство рабочей силы, трудовых ресурсов1. Федерализация народного хозяйства подняла роль региональных экономик как подсистем в макросистеме. Это особая воспроизводственная целостная часть в национальной экономике.

Воспроизводственная структура. Данный аспект всегда счи­тался научной основой анализа структуры производства. На ос­нове теории воспроизводства определяли состав и основные элементы структуры народного хозяйства, закономерности его развития, факторы, влияющие на его изменения и совершенст­вование2. Современная общественная воспроизводственная структура национальной экономики может быть представлена в виде постоянно возобновляемого воспроизводственного цик­ла, в котором становятся более ясными основные структурные зависимости, а также механизм самоорганизации, самоуправ­ления экономической воспроизводственной системы, форми­рование основных факторов саморазвития.

В числе основных структурных соотношений воспроизводя­щейся экономики можно назвать натуральные и стоимостные экономические пропорции, выполняющие роль своеобразных закономерностей развития воспроизводственного экономичес­кого цикла. Среди них выделяются взаимозависимости: а) на­копления и потребления; б) предпроизводства и производства; в) производства и рынка; г) производственного, общественно­го и личного потребления; д) научной и инженерной подготов­ки; е) структурно-предпринимательской и маркетинговой под­готовки; ж) инвестиционной и интеллектуальной подготовки производства и др. Данные пропорциональные связи, анализи­руемые, наряду с прочими, по удельным весам в ВВП и в других макроэкономических показателях, а также по динамике их из­менений составляют основу инструментария оценки состояния экономической безопасности России.

Воспроизводственный подход в реальной практике позволя­ет рассматривать экономику как большую целостную совокуп-

1 См.: Российский экономический журнал. 1997. № 11-12. С.62.

2 Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в 4-х томах). Т.4.
М.: Советская энциклопедия, 1980. С.79; Политическая экономия: Учебно-
методическое пособие для преподавателей. М.: Изд-во МГУ, 1993. С.15-16.


Глава XI. Государственная структурная политика              219

ность воспроизводственных процессов конкретных потреби­тельских благ1. С точки зрения воспроизводственного принци­па национальная экономика представляет собою отнюдь не прямолинейную цепочку связей от подготовки производства к потреблению, от ресурсов к продукту. Это сложная система взаимодействующих циклов воспроизводства основных факто­ров, организуемая человеком в целях удовлетворения безгра­нично растущей совокупности своих потребностей.

Воспроизводственный принцип анализа народнохозяйствен­ной структуры характеризует экономику как динамическую ка­тегорию, находящуюся в постоянном движении, изменении, саморазвивающуюся и самовозобновляющуюся.

Технологическая структура позволяет представить структуру экономики как совокупность технологических цепей, укладов, целостных технологических образований, определяющих тех­нологическую базу производства групп однотипных товаров и услуг. Она в условиях развертывающейся новой технологичес­кой революции в мировом хозяйстве становится одной из важ­нейших в структуре народного хозяйства в целом2. Особенность ее в том, что она нуждается в систематическом мониторинге. Преобладание в народном хозяйстве России III — IV техноло­гических укладов, отставание в ряде приоритетных технологи­ческих направлений от высокоразвитых стран должны вызы­вать тревогу во властных структурах, в научной среде, у каждо­го управленца за будущее Российской экономики.

Ресурсная структура. Представление экономики как сово­купности процессов по производству и эффективному исполь­зованию ресурсов "при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей об­щества"3 дает основание структурировать экономику по взаи­мосвязанным процессам воспроизводства основных ресурсов.

Подробнее см.: Экономические реформы и инвестиционная политика. М.: Изд-во РАГС, 1996. С. 114-115.

2 См.: Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные
социоэкономические последствия. М.: ИНИОН, 1990; Стюард Х.Б.
Вспоминая будущее. Взгляд на развитие предпринимательства, технологии и
инновации в предстоящие 30 лет. М.: ИНИОН, 1990.

3 См.: Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и
политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 1. М.: Республика, 1992. С.38.


Инвестиционная деятельность


Фонд накопления


Производственное потребление


 


^ Обмен

о

Х 2

09

У 1

И

о


Кадровая подготовка


Пред-

произ

водство


Про­извол ство


Распре­деление


Сервисное обслуживание

Потреб­ление


 



а

О и

г >

н в п

С

с х


Марке­тинговая подготовка


Научная подготовка


 


1

Инже­нерная подго­товка


Рынок

Структурно-предпринима­тельская под­готовка


Общест­венное потребле­ние


Личное (бытовое) потребле­ние


Глава XI. Государственная структурная политика              221

Наличие в структурной организации экономики кроме раз­личных уровней, подсистем также еще и взаимосвязанных про­цессов позволило экономической науке предложить метод структурного анализа, базирующийся на использовании раз­личных типов моделей, связанных друг с другом. Экономичес­кие процессы описываются с помощью разных моделей. Тако­вы технологические и технико-экономические модели (межот­раслевого баланса, экономического равновесия и др.). Таковы еще и оптимизационные и вероятностные модели функциони­рования социально-экономических систем.

Однако не стоит преувеличивать роль и возможности моде­лирования даже при использовании современных компьютер­ных средств в исследовании структуры экономики. Народное хозяйство страны относится к числу сложных саморазвиваю­щихся целевых систем, качественное моделирование которых по ряду причин сопряжено с существенными трудностями.

2. Роль и место структурной политики

Любая государственная поли­тика в области экономики по своей сути отражает видение, по­нимание властными органами государства роли различных сфер жизнедеятельности человека, ее результатов, а также не­которых регулирующих экономических инструментов в дости­жении целей и решении основных задач развития общества в стратегическом и тактическом плане. Это видение закрепля­ется в нормативно-правовых актах и проявляется в практичес­кой деятельности государственных органов (прежде всего ис­полнительной власти) по регулированию социально-экономи­ческих процессов.

Государственная структурная политика является частью сис­темной экономической политики. Следовательно, ее можно рассматривать в качестве подсистемы, которая тесно связана и активно взаимодействуют с инвестиционной, научно-техниче­ской, инновационной, промышленной, аграрной, валютно-финансовой и региональной политиками государства. При этом в совокупности государственных политик структурная за­нимает особое место. Оно обусловлено всеобщностью устойчи­вых и упорядоченных связей между элементами (подсистема-


222                   Государственное регулирование рыночной экономики

ми) во всех экономических, хозяйственных, социальных, науч­но-технических и прочих системах. Словом, это особое место вытекает из самого наличия структуры.

Структурная политика не только является важной относи­тельно самостоятельной подсистемой в системе экономичес­кой политики, но и как бы получает свое развитие, конкретиза­цию в других политиках, составляя неотъемлемую часть содер­жания соответствующих законов и концепций1.

Поэтому структурную политику можно характеризовать как составную целостную часть социально-экономической поли­тики. Она выражает отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как средству решения стратеги­ческих и тактических задач в экономике и социальной сфере, определяет цели, задачи, направления, а также механизм дея­тельности органов государственной власти. Эти цели и задачи состоят в установлении наиболее близких к оптимальным про­порциональных зависимостей и структурных связей между раз­личными подсистемами и элементами во всех сферах, уровнях, воспроизводственных стадиях и процессах. Степень оптималь­ности пропорций и структурных экономических построений оценивается с позиции критерия наивысшей, дифференциро­ванной экономической эффективности функционирования рыночной экономики.

Особая взаимосвязь складывается между структурной, инве­стиционной и инновационной политиками. По существу пер­вая в значительной степени определяется двумя последними, так как изменение тех или иных структурных связей, экономи­ческих пропорций производится прежде всего через количест­венные и качественные изменения основных компонентов каждого структурного элемента. А это осуществить без инвес­тиций и инноваций в современных условиях осуществляемого в мире глобального технологического переворота невозможно.

Близость экономических пропорций и структурных связей к оптимальным состояниям понятие относительное. Оно во

1 См.: Федеральный Закон "О науке и государственной научно-техничес­кой политике"/ Российская газета. 1996. 3 сентября. С.4-5; Концепция инно­вационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы/ Российская газета. 1998. 19 августа. С.5.


Глава XI. Государственная структурная политика              223

многом зависит от целей и решаемых задач развития каждой конкретной экономики, ее подсистем, от наличия совокупнос­ти ресурсных факторов. Поэтому даже в однотипных системах (например, в региональных экономиках) структуры, близкие к оптимальным обычно бывают неодинаковыми.

Базой разработки и реализации результативной структурной политики служат научно обоснованные знания в области структурирования национальной экономики и ее составных ча­стей, по ряду критериев, в области факторного анализа разви­тия хозяйственных систем всех уровней, взаимосвязей различ­ных политик. Весьма важно глубокое понимание мировых про­цессов изменения основных пропорциональных зависимостей, закономерностей научно-технического прогресса и основных его тенденций, процессов цикличной экономической динами­ки. Огромное значение имеют знания об эффективности инве­стиционной и инновационной деятельности, а также, естест­венно, о сути государственного регулирования развития сме­шанной экономики.

К числу наиболее важных в структурной макроэкономичес­кой динамике национальных экономик российские и зарубеж­ные экономисты относят большой круг современных объектив­ных тенденций.

Представляется, что независимо от мнений отечественных и иностранных коллег, стоило бы начать с констатации усиления социальной направленности экономической динамики, приори­тетного обновления социальной сферы. Этому соответствует и возрастающая ориентация структурной трансформации эконо­мики на социально-экономическую устойчивость и экономи­ческую безопасность.

Немалые возможности открывают в этом отношении тенден­ции научно-технического прогресса и структурной перестрой­ки экономики. Прежде всего отметим в данной связи рост зна­чимости предпроизводственной стадии общественного воспро­изводства и соответственно интеллектуальной, инженерной, инвестиционной, структурной предпринимательской подго­товки производства. С этим связано возрастание удельного ве­са и значимости наукоемких производств, поэтапный переход национальных экономик на инновационный тип развития. От­сюда, в свою очередь вытекает приоритетное технологическое


224                   Государственное регулирование рыночной экономики

обновление машиностроения и прежде всего инвестиционно­го — как ядра экономики и базы инновационных преобразова­ний. Немаловажна в этой связи тенденция опережающего рос­та производственного потребления в условиях крупномасштаб­ного технологического обновления производственного аппара­та. Все перечисленные процессы требуют преимущественного развития инфраструктурных отраслей (транспорта, связи, ин­формационных систем, рыночной инфраструктуры), ведут к падению доли ТЭК во всех макроэкономических показателях ввиду нарастающих тенденций к ресурсосбережению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.183 с.)