Стратегия бюджетной политики и бюджетного регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия бюджетной политики и бюджетного регулирования



Новый тип бюджета. В услови­ях неполной завершенности рыночной трансформации России ее государственный бюджет отражает особенности переходной экономики. Но в целом он уже представляет новый тип бюдже­та и новую, рыночную по своему характеру систему финансо­вых взаимоотношений государства и предприятий, основу ко­торых составляют налоги.

Новый тип бюджета проявляется и в характере предоставле­ ния за счет бюджетных расходов общественных благ всем чле­нам общества. Государство взимает налоги и формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность удовлетворять совместные потребности (услуги здравоохранения и социального обеспече­ния, образования, культуры, науки, управления, охраны и пра-


274                   Государственное регулирование рыночной экономики

вопорядка, обороны). Поэтому налоги, как основа доходной части бюджета, в конечном счете определяются объемом и по­требностью в общественных товарах и услугах, наряду с теми товарами и услугами, которые создаются частным сектором, за­нимающим основное место в экономике.

Расходы, необходимые для государства и выполнения им функ­ций, должны обеспечивать социально ориентированный характер экономики (перераспределение ресурсов для обеспечения целей социальной справедливости и социальной безопасности). Возрас­тает регулирующая роль бюджета во взаимодействии с силами свободных рыночных процессов, а также в системе общего фи­нансового регулирования социально-экономического развития.

Механизм финансового регулирования — это совокупность ме­тодов, инструментов, финансовых технологий и правил, по­средством которых государственные и иные уполномоченные институты и органы регулирования и управления воздействуют на процессы формирования и использования фондов денеж­ных ресурсов, потоки капиталов и доходов, поведение хозяйст­вующих субъектов для достижения целей, определенных соци­ально-экономической политикой государства.

Данный механизм в современной российской экономике вклю­чает в себя следующие основные "блоки": (1) определение общего курса финансовой и экономической политики в Посланиях Пре­зидента Российской Федерации, среднесрочных и долгосрочных программах Правительства Российской Федерации; (2) взаимо­действие с Международным валютным фондом и реализация со­гласованной финансовой программы (ежегодные "Заявления" Правительства и Центрального банка об экономической и финан­совой политике); (3) управление параметрами денежной и кредит­ной политики в их взаимосвязи с финансовыми параметрами, что предусматривается "Основными направлениями денежно-кре­дитной политики", утверждаемыми Государственной Думой; (4) законодательное формирование бюджетных и внебюджетных фондов и их использование (ежегодные федеральные законы о фе­деральном бюджете, о внебюджетных фондах и соответствующие законодательные и нормативные акты субъектов Российской Фе­дерации и органов местного самоуправления); (5) регулирование финансовых потоков налоговой системой и налоговым законода­тельством, включая практику ежегодного внесения изменений


Глава XIV. Бюджетное регулирование экономики страны          275

в действующее налоговое законодательство; (6) формирование по­литики финансовых процедур внутренних и внешних заимствова­ний, их погашения и обслуживания; (7) разработка механизмов финансирования бюджетного дефицита; (8) развитие инфраст­руктуры и механизма финансового рынка и регулирование усло­вий и процессов первичного и вторичного обращения государст­венных и корпоративных ценных бумаг, установление "правил иг­ры" для резидентов и нерезидентов (иностранного капитала); (9) формирование "финансовых технологий" в сфере операций с го­сударственной собственностью и доходами от нее (продажа госу­дарственных компаний, акций и паев, извлечение дивидендов, до­ходов от реализации государственных запасов, земли и нематери­альных активов); (10) федеральное и региональное финансовое за­конодательство постоянного действия (Налоговый, Бюджетный кодексы, законодательство об отдельных налогах, о финансовых основах местного самоуправления и т.д.); (11) разработка и внедре­ние нормативно-правовой базы и соответствующих финансовых технологий по реструктуризации финансов предприятий, их деби­торской и кредиторской задолженности, банкротству, расчетным отношениям, системе амортизации и т.д.); (12) создание систем инвестиционной и финансовой поддержки предприятий (органи­заций), отраслей и регионов (финансовый лизинг, льготное креди­тование, дотирование), форм контроля, финансовой отчетности; (13) использование механизмов межбюджетных отношений в ре­гулировании финансовых взаимосвязей с предприятиями (орга­низациями) и населением, включая установление федеральных финансовых норм и стандартов социальной поддержки, финанси­рования и дотирования объектов жилищно-коммунальной сферы, транспорта и других отраслей непроизводственной сферы; (14) ис­пользование финансовых рычагов регулирования процессов фор­мирования доходов юридических и физических лиц, их перерас­пределения, а также воздействие на процессы ценообразования (тарифная политика) и сдерживание роста цен (контроль за из­держками) в естественных монополиях.

В механизме финансового регулирования весьма существен­ны настройка и регулирование финансовых параметров и меха­низмов на макроэкономическом уровне (бюджетный потенци­ал и налогооблагаемая база, бюджетные расходы и бюджетный дефицит, финансовая эффективность госсобственности, де-


276                   Государственное регулирование рыночной экономики

нежная масса и ставка процента). Чрезвычайно важно также использование инструментов государственного регулирования финансового положения и финансовых потоков на уровне ми­кроэкономики, а также контроль, учет и обеспечение ответст­венности управленческих звеньев и кадров в рамках законов, регулирующих деятельность корпораций, малого бизнеса.

Решающее значение приобретают формы, методы и инстру­менты правового регулирования, действие правовых норм, регу­лирующих финансовые отношения между государством и юри­дическими лицами и между самими юридическими лицами.

Стратегия бюджетного регулирования. Стратегия бюджетной политики представляет концентрированное направление уси­лий и ресурсов государства для достижения среднесрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития. В современных условиях стратегия бюджетной политики опре­деляется долгосрочными задачами модернизации социально-экономической системы страны. Бюджетная стратегия конкрет­но формулируется в общих и бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию страны.

Теоретической основой бюджетной стратегии и бюджетной по­литики можно считать тот или иной тип общей научной идеоло­гии экономической политики в спектре идей от классических воззрений на рыночную экономику до современных представле­ний неокейнсианства или неолиберализма. Соответственно осу­ществляется та или иная "настройка" рыночных, денежно-кре­дитных и финансовых регуляторов и инструментов (см. табл. 4)

Классическая школа не придает значения государственному регулированию, считая, что рынок должен саморегулироваться "естественными" рыночными законами. Кейнсианский подход придает большое значение именно государственному регулиро­ванию экономики, втом числе активной финансовой политике, инструментам поддержки экономического роста посредством наращивания государственных расходов, включая, при необхо­димости, финансирование экономики за счет бюджетного дефи­цита. Монетаризм в качестве основного регулирующего параме­тра рассматривает количество денег в обращении. Но при этом денежная масса (М2) не должна жестко ограничивать экономи­ческий рост, быть достаточной для расширенного воспроизвод­ства и обращения совокупного общественного капитала.


Настройка системы макроэкономических параметров (по схеме английского экономиста П. Браунинга)


Таблица 4


 

Школа Основные Отношение Финансовая Отношение Цены Обменный Политика
  постулаты к количеству денег в обращении и норме процента политика к объему производства и занятости иинфляция курс в области регулиро­вания доходов
1. Клас- Цены Количество Не рас- Предложение Конкрет- Опреде- Не имели
сики свободно денег в обраще- сматривается само порождает ные цены ляется це- о ней предс-
  колеблют- нии зави-ситот в качестве спрос (закон определя- ной золота тавления
  ся, и "есте- движения золо- инструмента Сэя).Экономика ются спро- (золотым  
  ственные" та и сереб- экономиче- всегда стремится к сом и пред- стандар-  
  экономи- ра.Норма про- ской полити- состоянию полной ложением. том)  
  ческие за- цента определя- ки. Бюджет занятости, что мо- Уровень цен    
  коны стре- ется спро-сом и должен быть жет быть наруше- зависит от    
  мятся при- предложени-ем сбалансиро- но лишь действи- количества    
  вес-ти эко- на сбереже- ван ем "торгового цик- денег в об-    
  номику в состояние равновесия ния.Изменения коли-чества де­нег в об-раще-нии воздейст­вуют на цены и уровень деловой активности   ла".Четкая теория совокупного спро­са отсутствует. Уровень занятости определяется спросом и предло­жени-ем на рынке рабо-чей силы ращении    

Школа Основные Отношение Финансовая Отношение Цены Обменный Политика
  постулаты к количеству денег в обращении и норме процента политика к объему производстваи занятости иинфляция курс в области регулиро­вания доходов
2. Кейнс Как клас- Количество Общест- Экономика Имеющи- Не явля- Не рас-
  сики. Од- денег в обраще- венные рабо- стремится к пол- еся в эконо- ется пред- сматривает-
  нако дейст- ние контролиру- ты должны ной занятости, но мике узкие метом ис- ся. Возмож-
  вие сил, ко- ется. Пред-поч- использо- обязанностью го- места вызо- следования но, потому,
  торые дол- тение ликвид- ваться всякий сударства является вут рост общей тео- что влияние
  жны приво- ности определя- раз, как воз- обеспечение необ- цен, как рии, кото- профсоюзов
  дить эконо- ет норму про- никает необ- ходимого для это- только эко- рая исхо- считается
  мику в рав- цента. Норма ходимость го объема совокуп- номика дит из зак- проблемой
  новесие, процента долж- возместить ного спроса. Заня- начнет при- рытого ха- политиче-
  считал на оставаться нехватку ча- тость зависит от ближаться к рактера ской, а не
  слишком низкой, так как стных инве- совокупного пределу экономи- экономиче-
  слабым, вместе с пре- стиций и спроса и реальной своих воз- ки. Пред- ской
  чтобы на дельной эффек- поддержи- заработной платы можностей. почтителен  
  них можно тивностью ка- вать эффек-   После дос- твердый  
  было рас- питала она оп- тивный спрос   тижения обменный  
  считывать. ределяет объем на должном   полной за- курс. Уро-  
  Высшую частных инвес- уровне. Нуж-   грузки вень об-  
  ценность тиций но следить за   мощностей менного  
  имеет сво-   распростра-   дальнейшее курса дол-  
  бода инди-   нением спро-   увеличение жен соот-  
  видуально-   са точно так   спроса вы- ветство-  
  го выбора,   же, как и за   зовет на- вать по-  
  реализацию которой обеспечи­вает рынок   его объемом   стоящую инфляцию требностям экономики и быть ус­тойчивым  

Школа Основные постулаты Отношение к количеству денег в обращении и норме процента Финансовая политика Отношение к объему производстваи занятости Цены иинфляция Обменный курс Политика в области регулиро­вания доходов
3. Кейн-сианцы Жела­тельность и возмож­ность уп­равления экономи­кой с по­мощью мо­дели Кейн-са Как Кейнс. Объектом регу­лирования должна быть норма процента, а не количество денег в обраще­нии Должна быть основ­ным инстру­ментом эко­номического регулирова­ния.Высокий уровень рас­ходов и нало­гов Экономикой можно управлять на пределе ее воз­можностей. Пол­ная занятость яв­ляется ведущей за­дачей экономичес­кой политики Умерен­ная инфля­ция может рассматри­ваться в ка­честве при­емлемой платы за полную за­нятость Как Кейнс Основной инструмент контроля над инфля­цией
4. Обшая монета­ристская теория Как клас­сики. Ры­нок дол­жен быть основой всего,а частный сектор — так велик (государ-ствен-ный же — так мал), как это только воз-можно Количество денег в обраще­нии является основным фак­тором, опреде­ляющим уро­вень цен. Оно должно жестко контролиро­ваться, возмож­но, с помощью установления постоянных и низких темпов прироста. Как у Не являет­ся эффектив­ным инстру­ментом эко­номической политики. Дефицит не может посто­янно содей­ствовать рос­ту производ­ства и заня­тости."Тонкая регулировка" экономики Экономика сама установит "естест­венный" уровень производства и за­нятости, которые определяются дей­ствием "реальных" сил Подобно классикам. Но теория денег разра­ботана бо­лее деталь­но.Конт­роль над инфляцией является ве­дущей зада­чей эконо­мической политики Плаваю­щий. Не является объектом экономи­ческой по­литики (нет госу­дарствен­ного регу­лирова­ния). Явля­ется эле­ментом ме­ханизма Не обяза­тельна, так как уровень цен опреде­ляется ко­личеством денег в об­ращении, а не издерж­ками. Не же­лательна, так как на­рушает дея­тельность рыночного

Школа Основные постулаты Отношение к количеству денег в обращении и норме процента Финансовая политика Отношение к объему производстваи занятости Цены иинфляция Обменный курс Политика в области регулиро­вания доходов
    Кейнса, норма процента опре­деляется коли­чеством денег в обращении и спросом на них. Принимать как должную лю­бую норму про­цента. Норма процента не яв­ляется объек­том экономи­ческого регули­рования невозможна, необяза­тельна и даже вредна     воздей­ствия денег на цены Фридмен, однако, твердо убе­жден, что обменный курс не яв­ляется та­ким эле­ментом механизма и ведет к не­правильно­му распре­делению ре­сурсов.Не­которые мо­нетаристы относятся терпимо, так как она мо­жет уско­рить про­цесс при­способления
Монета­ристы (или клас­сики). Концеп­ция раци­онального ожидания Цены свободно колеблются. Экономиче ские субъ­екты фор­мируют рацио­нальные ожидания и     Объем произво­дства и занятость достаточно быстро реагируют Цена, включая за­работную плату, быст­ро приспо­сабливается Плаваю­щий. Эле­мент меха­низма вза­имосвязи, но не его основа Активно против

Школа Основные постулаты Отношение к количеству денег в обращении и норме процента Финансовая политика Отношение к объему производстваи занятости Цены иинфляция Обменный курс Политика в области регулиро­вания доходов
  в соответ­ствии с ними действуют. Ожидания формиру­ются под воздей­ствием за­явлений в области денежной политики            
Монета­ристы; градуалис­ты Цены сво­бодно ко­леблются, но не так свободно, как считают неокласси­ки. Ожида­ния форми­руются под воздей­ствием     В силу того, что реагируют медлен­но, основная тя­жесть адаптации (к жесткой денеж­ной политике) приходится на производство и за­нятость Цена и заработная плата прис­посаблива­ются мед­ленно Плаваю­щий. Важ­ный но не главный, элемент механизма взаимосвя­зи Против

Школа Основные постулаты Отношение к количеству денег в обращении и норме процента Финансовая политика Отношение к объему производстваи занятости Цены иинфляция Обменный курс Политика в области регулиро­вания доходов
  опыта и имеют адаптив­ный, а не рациональ­ный харак­тер            
Монета­ристы; прагмати­ки С сочув­ствием от­носятся к идее конт­роля над количест­вом денег в обращении, но считают, что затраты будут вели­ки, так как заработная плата реа­гирует мед­ленно Экономичес­кая политика не должна конце­нтрироваться на одних лишь вопросах денеж­ного регулиро­вания Отказ от регулирова­ния доходов должен соп­ровождаться смягчением финансовой политики и жесткой де­нежной по­литикой Высокий обмен­ный курс является главной причиной тяжелого бремени, лежащего на ис­пытывающих иностранную кон­куренцию отрас­лях. Этим вызван спад в обрабатыва­ющей промыш­ленности Вели­кобритании Заработ­ная плата реагирует медленно. Спад произ­водства ока­зывает дав­ление на уровень за­работной платы и цен Высокий обменный курс явля­ется важ­нейшей составной частью ме­ханизма связи Одобряет­ся, посколь­ку дополня­ет денежную политику

Школа Основные Отношение Финансовая Отношение Цены Обменный Политика
  постулаты к количеству денег в обращении и норме процента политика к объему производстваи занятости иинфляция курс в области регулиро­вания доходов
5. Обнов- Использу- Количество Должна ис- Высокий уро- Контроль Плаваю- Активно
ленное ется кейн- денег в обраще- пользоваться вень производства над инфля- щий, но с поддержи-
кейнсиан- сианская нии — это один в качестве и занятости — за- цией явля- помощью вается. Вы-
ство модель, но элемент в сис- инструмента дачи экономичес- ется, хотя и государст- ступает в ка-
  допол- теме ликвидных экономиче- кого регулирова- не ведущей, венного ре- честве ос-
  нительно средств. Его ской полити- ния. Они могут но задачей гулирова- новного
  выдвигают- нельзя игнори- ки, но во вза- быть достигнуты экономиче- ния уста- средства
  ся монета- ровать. Но ре- имосвязке с по-средством фи- ской поли- навливают- контроля
  ристские шение задач в задачами по нансовой и де- тики ся пределы над инфля-
  задачи. области денеж- контролю над нежной политики   колебания цией
  Меньше веры в си­лы сво­бодного рынка. Про­мышлен­ность должна планиро­ваться и получать субсидии ного обращения не может счи­таться основной целью экономи­ческой полити­ки количеством денег в об­ращении     курса  

Школа Основныеп Отношение Финансовая Отношение Цены Обменный Политика
  остулаты к количеству денег в обращении и норме процента политика к объему производстваи занятости иинфляция курс в области регулиро­вания доходов
6. Анти- Отрицают- Контролиро- Количество Как обновлен- Как об- Плаваю- Как об-
монета- ся три ос- вать нужно лик- денег в обра- ные кеинсианцы новленные щий, по- новленные
ристы новные по- видность через щении явля- денежная полити- кеинсианцы скольку ко- кеинсианцы
  ложения мо- норму процента ется основ- ка не рассматрива-   личество  
  нетаризма:   ным средст- ется в качестве эф-   денег в об-  
  1) что су-   вом воздейст- фективного сред-   ращении  
  ществует ка­кое-то опти­мальное ко­личество де­нег; 2) что ко­ личество де­ нег можно контролиро­ вать сушест- вую-шими методами; 3) что це­ ны свободно ко-леблются в соответ­ ствии с из­ менением рыночных условий   вия на произ­водство и за­нятость в ус­ловиях обес­печения де­нег ства воздействия   никакой роли не иг­рает. В принципе они не против ре­гулирова­ния, но осознают опасность возможной в этом слу­чае деста­билизации из-за пере­мещения капиталов  

Глава XIV. Бюджетное регулирование экономики страны          285

2. Активизация функций бюджетной системы

Типология российской финансово- бюджетной политики. В России с начала рыночных реформ про­водится специфическая стратегия финансово-экономической политики, реализующая в условиях интенсивного разгосударств­ления и приватизации своеобразную идеологию либерально-принудительного монетаризма. Это идеология ограничения де­нежного предложения (кредитования экономики) и бюджетных расходов на внутренние цели ("непроцентных расходов"), а так­же повышения до мирового уровня внутренних цен на энергоно­сители, что вызывает повторяющиеся волны инфляции издер­жек и снижает конкурентоспособность российских предприя­тий. Эта стратегия предполагает либерализацию вывоза частного капитала и расширение государственного вывоза бюджетных ре­сурсов посредством интенсивной уплаты внешнего госдолга, имеющего в основном политический, а не экономический ха­рактер. Данный подход означает "стерилизацию" денежной мас­сы посредством резервирования (замораживания) дополнитель­ных бюджетных доходов, перевода валютных резервов Центро­банка в зарубежные активы, что не позволяет преодолеть рубле­вую демонетизацию экономического платежного оборота.

Такой тип денежно-кредитной и бюджетной стратегии отно­сится к антикеинсианскому направлению и в целом реализует на практике идеологию ограничения экономического роста, исключения государства из активных участников воспроизвод­ственного процесса, оставляя ему функции регулятора юриди­ческих правоотношений хозяйствующих субъектов и одновре­менно крупного (около 30% ВВП) потребителя финансовых ре­сурсов вне целей их инвестиционно-производственного ис­пользования. Реакцией экономического цикла в долгосрочной перспективе на указанную выше стратегию может быть лишь продолжение стагнации, растягивание трансформационного переходного процесса с наличием проявлений минимального экономического роста в фазе глубокой кризисной впадины.

Альтернативные сценарии бюджетной политики. В научных и политических дискуссиях, в процессе законотворческой дея­тельности высказываются альтернативные идеи бюджетной стратегии и всей финансово-экономической политики. Вари-


286                   Государственное регулирование рыночной экономики

антность, сценарность считаются вполне допустимыми и целе­сообразными в бюджетной политике и бюджетно-налоговом прогнозировании и планировании. В правовом отношении Конституция Российской Федерации, Бюджетный и Налого­вый кодексы РФ не препятствуют использованию технологии вариантного и сценарного формирования и рассмотрения фе­дерального бюджета. Федеральная Конституция и федеральные законы прямо указывают на применение согласительных про­цедур (согласительных комиссий) (статья 105 Конституции России), что предполагает возможность согласования различ­ных вариантов решения законодательных задач, особенно в сфере бюджетно-налоговой политики.

Вариантность и сценарность в годовом бюджетно-налоговом планировании и соответственно в утверждаемых парламентом законах корреспондируется с вариантностью и сценариями прогнозов социально-экономического развития. "Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета"1.

Существенным недостатком проектов бюджетов становится именно их безальтернативность в смысле слабой проработки крайних (предельных) сценарных условий и соответственно за­конодательных решений. Ненадежны, например, проектиров­ки взаимоотношений с международными финансовыми орга­низациями. Может выйти из под эффективного управления и валютный курс рубля. Возникает в связи с отклонением и изме­нением налоговых законопроектов неопределенность в доход­ной базе бюджетов. Существенное изменение может претер­петь доходная часть бюджетов из-за изменений внешнеэконо­мической конъюнктуры (цена на нефть и т.д.)

После августовского (1998 г.) кризиса стала очевидной необхо­димость совершенствования бюджетной стратегии, изменения ее на основе программы антикризисных мер. Что это за меры?

Переориентация на решение ключевых внутренних социаль­ ных проблем, задач экономического роста и обеспечения безо­пасности государства. При этом главными целями должны стать рост объемов производства как в целом по стране, так и

' Бюджетный кодекс РФ. Ст. 173.


Глава XIV. Бюджетное регулирование экономики страны          287

в территориальном разрезе, и повышение реальных доходов граждан.

Обеспечение ориентации бюджетного процесса в целом на приоритеты, определяемые на основе долгосрочной бюджетной стратегии.

Закрепление функциональных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы и определение размеров бюджетных рас­ходов согласно нормативам по каждому укрупненному виду бюджетных услуг.

Регулирование пропорций консолидированного бюджета в территориальном разрезе, укрепление финансовой базы реги­ональных бюджетов и оптимизация территориальной структу­ры расходов федерального бюджета.

Принятие в качестве целевой установки бюджетной политики в области доходов необходимости одновременного значительно­го увеличения объемов финансовых ресурсов государства и сниже­ния налогового бремени (с целью стимулирования экономичес­кой активности) за счет привлечения к формированию доходов бюджета нынешних теневого и льготного секторов экономики.

Принципиальная модернизация налоговой системы, прежде всего за счет введения налогов на имущество, выводящих из "теневого" сектора огромную часть хозяйственного оборота, увеличения роли рентных платежей, а также за счет пересмотра налоговых льгот.

Замена системы регулирующих налогов на систему раздель­ ного формирования налоговых доходов всех уровней бюджетной системы.

Совершенствование таможенного регулирования экспорта и импорта в направлении вывода из "тени" процедуры уплаты таможенных пошлин участниками внешнеэкономической дея­тельности, стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции и развития импортозамещающих производств.

Выполнение государством основных обязательств в соответст­вии с нормативами в социальной сфере, в области науки и обра­зования на основе мобилизации бюджетных доходов. Карди­нальная реформа системы доходов населения и социальных по­собий.

Концентрация бюджетных ресурсов на создании условий экономического роста и стимулирование совокупного общест-


288                   Государственное регулирование рыночной экономики

венного спроса, проведение активной инвестиционной поли­тики с упором на инновации.

Государственная поддержка приоритетных проектов, обеспе­чивающих восстановление и интенсивное обновление произ­водственного потенциала.

Переход на программно-целевой метод финансирования. Концентрация ресурсов на нескольких приоритетных про­граммах и привязка производимых расходов к четко опреде­ленному конечному результату. Создание системы индикатив­ного планирования бюджетов различных уровней. Конкурсное распределение заказов, контрактов, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции (прежде всего в инноваци­онной сфере).

Результативность проводимой бюджетной политики в значи­тельной мере зависит от адекватного для существующих соци­ально-экономических условий решения вопроса, каковы мас­штабы и границы оправданного государственного участия в экономике. Для нас важен исторический опыт большинства экономически высокоразвитых стран, равно как и восточноев­ропейских стран, прошедших за последнее десятилетие через системную трансформацию. Этот опыт свидетельствует об уп­рощенности и необоснованности распространенных представ­лений, будто увеличение темпов экономического роста обяза­тельно должно сопровождаться резким ослаблением участия государства в перераспределении национального дохода. На­против, международные сопоставления свидетельствуют, что бюджет государства может служить и служит не только важней­шим фактором экономического роста, но и гарантом сохране­ния экономической и социальной стабильности в обществе.

Если посмотреть за достаточно длительный период данные об уровне государственных расходов в группе индустриально развитых стран, то отчетливо видна тенденция к росту их доли в ВВП. Так, в США доля совокупных расходов федерального бюджета и бюджетов штатов в 1929 г. составляла 10% ВВП, в 1950 г. - 21%, в 1993 г. - 38,7%, в 1996-1998 гг. - около 33%. В большинстве западноевропейских стран средний показатель государственных расходов в ВВП вырос с 15,4% в 20-х гг. до 42,6% в 80-х гг. и колеблется около 50% в 90-х гг. Эти расходы в Швеции и Норвегии достигали 60% ВВП, в ФРГ — 54%.


Глава XIV. Бюджетное регулирование экономики страны          289

Еще более показательно сравнение удельного веса государст­венных расходов в ВВП в странах с переходной экономикой. В Польше, Венгрии, Словении, имеющих положительную хо­зяйственную динамику, государственные расходы составляют 45-50%, а в Болгарии и Румынии, где продолжается падение производства, — всего лишь 25-35% ВВП. Особенно показа­тельно, что в странах, где был быстро преодолен кризис и на­чался экономический рост, доля бюджетных расходов в ВВП не уменьшалась или даже увеличивалась именно в периоды эконо­мического спада с целью его преодоления на основе расшире­ния совокупного спроса. В 1990-1993 гг. в Венгрии, например, она достигала 62%, а в Польше и Словении оставалась стабиль­но на уровне 50%. При этом сохранение значительного объема госрасходов сопровождалось изменением их структуры. Так, за те же годы во всех странах Восточной Европы резко сократи­лись (в 3-4 раза) объемы государственных субсидий промыш­ленности. В то же время расходы на образование и науку сохра­нились на достаточно высоком уровне. Например, в Венгрии, Чехии и Польше оставалось неизменным отношение ассигно­ваний на образование к ВВП на протяжении всех 90-х гг. В то же время в Болгарии оно сократилось вдвое.

Сравнительные данные о ходе реформ и социально-экономиче­ского развития указанных стран достаточно четко показывают также необоснованность представлений, будто резкое усиление неравенства доходов положительно влияет на уровень хозяйствен­ной активности. Напротив, имеющиеся оценки динамики и уров­ня дифференциации доходов в постсоциалистических государст­вах свидетельствуют, что за определенными пределами поляриза­ция доходов не только не стимулирует экономический рост, но и препятствует ему. Так, в настоящее время в Чехии, Словакии, Польше, Венгрии и Словении среднедушевые доходы 10% самых богатых семей превышают соответствующие доходы самых бед­ных в 4,5-5,5 раза. В то же время в Болгарии и Румынии аналогич­ный показатель больше 10, а в России он примерно равен 15. До­бавим для сравнении, что в самом начале системной трансформа­ции фактически для всех восточноевропейских стран разрыв в до­ходах самой богатой и самой бедной частей населения составлял 2,5-3 раза. В настоящее время этот показатель в среднем по боль­шинству промышленно развитых стран составляет около пяти.


290                   Государственное регулирование рыночной экономики

До настоящего момента при принятии очередного закона о федеральном бюджете основное внимание концентрируется на том, как распределить финансовые ресурсы. Вне поля зре­ния оказываются вопросы, связанные с постановкой целей, за­дач, которые планируется решать с помощью бюджетных средств и с теми обязательствами, которые берет на себя госу­дарство для реализации этих целей. Нет и четких критериев оп­ределения результативности производимых расходов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.042 с.)