Проблема эффективного собственника в переходной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема эффективного собственника в переходной экономике



Весьма значимым направлени­ем государственного регулирования отношений собственности (и в особенности для стран с переходной экономикой) являет­ся процесс формирования и воспроизводства эффективного собственника. В условиях рыночного хозяйства в качестве соб­ственников, как правило, выступают основные субъекты хо­зяйствования — домохозяйства, частные фирмы, государствен­ные и муниципальные производственно-хозяйственные обра­зования. Качественная характеристика "эффективный собст­венник" приемлема для каждого из них.

Критериальной базой характеристики эффективного собст­венника служат его функции как хозяйствующего субъекта, воспроизводящего в простом или расширенном виде объект собственности. Но каждому хозяйствующему субъекту как эко­номической системе определенного иерархического уровня внутренне присущи лишь имманентные данной системе функ­ции. Таковы прежде всего функции частного и общественного, явного и скрытого (латентного) характера.

Явной, и в то же время частной, функцией домохозяйства как хозяйствующего субъекта является расширенное воспроизводст­ во принадлежащей ему движимости и недвижимости как мате­риальной основы воспроизводства семьи. Функцией латент­ но-общественной является прежде всего воспроизводство семьи как первичного социального образования, первичной соци­ально-экономической ячейки общества и тем самым воспро­изводство общества во всех его ипостасях — духовной, соци­ально-политической, национальной, экономической и т.п. оп­ределенности. Сюда же относится формирование посредством личных сбережений финансово-инвестиционного потенциала национальной экономики1.

"Совокупное превышение дохода над потреблением, - отмечал в данном контексте Дж.Кейнс, — которое мы называем сбережениями, не может отли­чаться от увеличения ценности капитального имущества, которое мы называ­ем инвестициями". См.: КейисДж.М. Общая теория занятости, процента и де­нег. М.: Прогресс, 1978. С. 119. — Прим. авт.


124                  Государственное регулирование рыночной экономики

Соответственно в качестве явной функции частного собствен­ника-предпринимателя как индивидуального, так и ассоции­рованного (акционерного, кооперативного, коллективного), выступает функция максимизации прибыли. Однако, как заме­тил еще Адам Смит, "не на щедрость мясника, пивовара или булочника рассчитываем мы, предвкушая свой обед, а на то, что они будут блюсти свой частный интерес". Каждый, "пре­следуя особенный интерес и ведомый невидимой рукой, до­стигает таких результатов, которые даже не входили в его наме­рения". Этим результатом является удовлетворенный платеже­способный спрос, удовлетворенные материальные потребнос­ти общества.

Как видим, функция предпринимателя как бы расщепляет­ся, неся внутри себя какую-то иную, скрытую от самого его носителя нагрузку, придавая ей качественно иное звучание. Иными словами, удовлетворение платежеспособного спроса является латентной функцией предпринимателя. Осознание этого факта самими предпринимателями привело в конечном итоге к появлению маркетинга во всех его ипостасях. Но это лишь одна сторона медали возможностей максимизации при­были.

Суть второй заключается в том, что максимизировать при­быль предприниматель может лишь путем реинвестирования ее известной части на расширенное воспроизводство индивиду­ального (частного) капитала. Последний же есть элемент обще­ственного национального капитала. Таким образом, эффектив­ная реализация явной функции предпринимательской деятель­ности — максимизация прибыли — сопряжена с ростом объе­мов производства всего общественного капитала в его стоимо­стной форме, возрастанием объемов производства валового об­щественного продукта. Это означает сопряженность явной функции максимизации прибыли с латентно-общественной функцией расширенного воспроизводства общественного ка­питала на основе расширенного воспроизводства капитала ин­дивидуального (частного).

Именно наличие латентно-общественных функций делает фигуру предпринимателя доминирующей в рыночной эконо­мике, как наиболее эффективной по сравнению с иными из­вестными моделями организации экономической жизнедея-


Глава VI. Рыночные отношения и преобразование собственности    125

тельности общества. Предприниматель тем и отличается от простого грабителя, что его стремление к возрастанию собст­венного капитала напрямую сопряжено с ростом капитала общественного в его натурально-вещественном и стоимост­ном измерении. Государство же в рамках реализации своей базовой функции обеспечения баланса интересов в обществе как раз и призвано всячески содействовать предпринимате­лям в выполнении ими их латентных функций, не допускать их подавления функциями явно-частного характера, т.е. фак­тического сближения предпринимательской и грабительской деятельности.

В свою очередь государство, а в данном контексте его про­изводственно-хозяйственные структуры, равно как и любая экономическая система, будучи собственником экономичес­ких ресурсов, выполняет не только явные, но и скрытые, ла­тентные функции. Причем не только латентные, но и явные функции государственных предприятий заключаются не только и не столько в максимизации прибыли, как это часто трактует большинство авторов, ставящих знак равенства в це-леполагании деятельности предприятий государственного и частного секторов экономики, а в активном содействии вы­полнению государством его базовых функций по обеспече­нию общих условий жизнедеятельности общества и нацио­нальной экономики, с одной стороны, и поддержания балан­са экономических и социально-политических интересов вну­три них — с другой. Иначе говоря, явные функции деятельно­сти и развития государственных предприятий являются ни­чем иным, как отражением, формой реализации базовых функций государства.

Было бы странным отрицать необходимость максимизации прибыли для государственных и особенно смешанных частно-государственных предприятий, функционирующих в органи­зационно-правовом режиме компаний частного права. Тем не менее явное целеполагание деятельности государственных и частных предприятий существенно разнится. У частных пред­приятий оно формируется и реализуется на микроуровне. У го­сударственных же, как правило, и в конечном счете на макро­уровне национальной экономики. Именно исходя из этих осо­бенностей, следует подходить к выработке миссии государст-


126                   Государственное регулирование рыночной экономики

венных предприятий, учреждений и организаций как необхо­димого атрибута управления объектами государственной соб­ственности1.

Миссия частного предприятия (фирмы) всецело обусловлена явными и латентными функциями его функционирования и развития. Миссия всего частного сектора национальной эконо­мики как сложной совокупности предприятий (фирм) заклю­чается в удовлетворении платежеспособного спроса на внут­реннем и внешнем рынках и на этой базе росте доходов фирм, домохозяйств и государства. Соответственно миссия государст­венных предприятий, учреждений и организаций всецело опре­деляется их функциями, производными от функций самого го­сударства и миссии всей национальной экономики. Миссия национальной экономики в глобальном измерении есть важ­нейшая составляющая экономической стратегии государства, отражающая возможность удовлетворения известной доли ми­ровых потребностей в конкретных видах товаров и услуг в усло­виях конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках. Внешняя цель — удовлетворение материальных и духовных по­требностей населения Земли. Внутренняя цель — рост ВВП страны.

Исходя из этого, внешняя цель функционирования и разви­тия государственного сектора экономики в условиях глобали­зированного рынка не может быть ничем иным, как обеспече­нием конкурентных преимуществ национального производите­ля. Внутренняя цель — рост уровня и качества жизни населе­ния страны. Отсюда практическая необходимость выделения двух блоков государственных предприятий и организаций по признаку макро- и микропроявления эффекта их деятельности.

К первому блоку принадлежат предприятия, призванные ра­ботать на макроэффект. Сюда относятся государственные уч-

1 Необходимость выбора миссии организации ныне общепризнанна. В свое время еще Генри Форд определил миссию компании "Форд мотор" как "предос­тавление людям дешевого транспорта". И если кто-то это делает, утверждал он, то прибыль едва ли пройдет мимо. Следовательно, миссия предприятия долж­на представлять собой комбинацию основной внешней и внутренней проблем, которые оно должно решать пока существует. В частности, миссия компании "Форд мотор" — это предоставление людям дешевого транспорта (внешняя цель) с прибылью для своих акционеров (внутренняя цель). — Прим. авт


Глава VI. Рыночные отношения и преобразование собственности    У2П

реждения, унитарные казенные и предприятия иных организа­ционно-правовых форм, функционирующие в отраслях произ­водственной и социальной инфраструктуры (топливно-энерге­тическом, транспортном, оборонно-промышленном комплек­сах, науке, культуре, здравоохранении, общем и специальном образовании). Второй блок включает все остальные государст­венные предприятия высокорентабельных отраслей бизнес-де­ятельности, непосредственно обеспечивающие пополнение до­ходов государственного бюджета. Это прежде всего предприя­тия, производящие подакцизные и иные высокорентабельные товары и услуги.

Миссия госпредприятий первой группы экономики — ста­бильное и устойчивое удовлетворение внутренних потребнос­тей страны в товарах и услугах высокой общественной значи­мости по максимально возможным низким ценам. Их внутрен­няя цель — максимизация ресурсной базы для собственного инновационного воспроизводства и роста уровня жизни персо­нала, получаемой за счет эффекта масштаба производства, ми­нимизации затрат на получение единицы полезного эффекта, (снижения производственных издержек). Миссия госпредпри­ятий второй группы в основном идентична миссии частных предприятий.

Таким образом, обязательное присутствие и выраженная в соответствующей миссии совместимость явных и латентно-общественных функций в жизнедеятельности всех хозяйствую­щих субъектов рыночной экономики является определяющей в характеристике эффективного собственника.

Для домохозяйств в качестве такового следует рассматривать собственника, сбережения которого трансформируются в ин­вестиционный потенциал отечественных финансовых посред­ников, государственные и корпоративные ценные бумаги. Сбе­ режения населения в какой бы форме они не находились (в чул­ках, в валюте, на счетах в банках или ценных бумагах) всегда суть не потенциальные, а реальные инвестиции. Разница лишь в том, что в одном случае они находятся в руках отечественных инвестиционных посредников и инвестируются в российскую экономику. Будучи в валюте и хранимые дома, они фактически инвестируют экономику страны валютной принадлежности. Находясь в рублях, хранящихся под матрасом, они косвенно


128                   Государственное регулирование рыночной экономики

инвестируют зарубежных конкурентов, снижая инвестицион­ные возможности отечественных предпринимателей и их кон­курентоспособность.

Сбережения населения образуют во всем мире основу долго­срочных инвестиций. Не случайно О.Бисмарк некогда мечтал об акции с номиналом в одну марку. Целью было консолидиро­вать весь наличный инвестиционный потенциал домохо-зяйств1.

Применительно к частнопредпринимательской деятельности качества эффективного собственника приобретает и воспроиз­водит лишь тот, кто способен эффективным образом осуществ­лять конкурентоспособную хозяйственную деятельность и рас­ширенное воспроизводство на своем уровне. Тем самым он прямо или косвенно способствует расширенному воспроизвод­ству всего национального капитала.

Что же касается критериев эффективности самого государст­ва как собственника в лице функционирующих государствен­ных предприятий, то здесь таковыми являются максимизация непосредственного и опосредованного валового общественно­го продукта, минимизация издержек государственных и сме­шанных частно-государственных предприятий частного права. Это с одной стороны. А с ругой, — максимизация удовлетворе­ния соответствующих общественных потребностей для бюд­жетных предприятий социальной сферы и государственных ка­зенных предприятий.

Таким образом в целом, в своем наиболее обобщенном виде с позиций экономического и правового содержания эффективным собственником является субъект присвоения, прямо или опо­средованно обеспечивающий расширенное воспроизводство валового общественного продукта. С позиций социальной опре­ деленности отношений собственности признаком эффективно­го собственника является способность целесообразно реализо­вать и оптимально сочетать явно-частные и латентно-общест­венные функции, т.е. прямо или косвенно обеспечивать рост благосостояния общества в целом.

1 Эта идея О.Бисмарка фактически реализована в странах преимущест­венного использования электронных денег взамен бумажной наличнос­ти. — Прим. авт.


Глава VI. Рыночные отношения и преобразование собственности    129

Наличие эффективного собственника непосредственно со­пряжено с качеством окружающей среды. Она, как известно, включает в себя правовую, политическую, социальную, духов­ную, технологическую, природно-климатическую и прочие со­ставляющие. Именно она придает качественную определен­ность отношениям собственности в данной экономической системе. Придать этой среде надлежащее качество способно лишь государство и господствующие в нем морально-этичес­кие нормы.

Конкретные инструменты формирования и поддержания та­кого рода благоприятной среды многообразны. К ним относят­ся приватизация и национализация, демонополизация и кор-поратизация. Это также механизмы формирования и последо­вательной реализации миссии государственного сектора эконо­мики, законодательные методы банкротства, реструктуриза­ции, а также взвешенного протекционизма. Весьма важны ин­струменты обеспечения экономической безопасности сбереже­ний населения и стимулирования их инвестиционной нацелен­ности. Многое дают целенаправленные действия государства по упорядочению капитализации доходов финансовых посред­ников, устранения теневой экономики и т.д.

Вопросы и задания

Вставьте недостающие слова.

1. Собственность— субъектно-объектное (человек-вещь-благо), а также субъектно-объектное (человек-человек) отно­шение... вещей, экономических ресурсов, каких-либо иных жизненных благ.

2. Присвоение —... того или иного экономического ресурса, блага в собственную жизнедеятельность данного субъекта об­щественных отношений.

3. Отчуждение —... того же экономического ресурса, блага в жизнедеятельность иного субъекта этих отношений.

4. Право собственности —... отношение, т.е. отношение субъекта права к данному благу (вещи, информации, капиталу и т.п.), как правило, потенциально или фактически являющего­ся объектом рыночных отношений, фиксирующее ту или иную степень возможности (полного или частичного, ограниченно-


130                   Государственное регулирование рыночной экономики

го) господства над объектом собственности и исключающее аналогичные притязания и правомочия иных юридических и физических лиц.

5. Социально-экономическое содержание собственности раскрывается через... отношения по поводу и в процессе про­изводства, распределения (перераспределения), обмена и по­требления экономических ресурсов общества, также опосредо­ванные их присвоением-отчуждением всеми без исключения субъектами общественных отношений (экономических, право­вых, политических и социальных).

6. Субъектами права собственности выступают исключитель­но... лица.

7. Субъектами социально-экономических отношений собст­венности являются все без исключения субъекты... отношений.

©Горланов Г. В., 2002


Глава VII

Предпринимательство.

Основы

его государственного

регулирования

1.Что такое предпринимательство

Одним из важнейших стратеги­ческих факторов устойчивого экономического развития и до­стижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного пред­принимательства в экономическом пространстве России. Пред­ приниматель и предпринимательство — движущая сила рыноч­ного процесса, выполняющая его основные конструктивные функции.

Предприниматель-производитель подчиняет процесс произ­водства устойчивому получению предпринимательского дохода — основного источника накопления и развития экономики. Для этого он производит именно тот продукт, который необхо­дим и ценен для потребителя по всем параметрам. Каждый рубль затрат подчинен задаче успешной продажи товара. Каж­дое его свойство, вводимое предпринимателем, соизмеряется с вкладом в пригодность для продажи и строго в соответствии с убежденностью, что оно увеличит продаваемость товара в це­лом. В издержках изготовления продукта не содержится ничего другого, кроме того, что отвечает предвидению, предвосхище­нию интереса потребителей. Словом, предприниматель — это


132                   Государственное регулирование рыночной экономики

движущая сила рынка и повышения эффективности воспроиз­водства. Он формирует как объем и качество предложения то­варов, так и потребительский спрос.

У основной массы субъектов рынка — покупателей и продав­цов — отсутствует точное значение о том, что, где и как можно выгоднее купить и продать. В этих условиях предприниматель становится рычагом рыночного процесса. Предвидя и используя повышенную бдительность и энергию в этом покупателей и продавцов, предприниматель получает устойчивый предприни­мательский доход. В то же время он ориентирует их основную массу в нужном ему направлении. По существу он осуществля­ет также взаимосвязь различных рынков и их сегментов. Вектор поведения статичных субъектов рыночных отношений коррек­тируется информацией, приобретаемой в результате изучения плодотворной деятельности предпринимателя. Она понуждает их вносить изменения в свои покупки и продажи.

Взятый во времени ряд систематических изменений во взаи­мосвязанной сети рыночных отношений составляет конкрет­ ный рыночный процесс. Предприниматель — движущая сила конкурентного процесса, т.е. активного соревнования в пред­ложениях рыночных возможностей, лучших по сравнению с те­ми, что существуют в данное время. В этом и состоит предпри­нимательский характер конкуренции.

Конкуренция — процесс соперничества. Он происходит не между пассивными сторонами, а между участниками, ловящи­ми "на лету" прибыльные возможности, меняющими внутрен­ние и внешние обстоятельства в свою пользу. Соперничающий характер конкуренции заключается не просто в том, что субъ­екты рыночного процесса принимают решения, ориентируясь на вероятные реакции своих конкурентов. Гораздо важнее осо­знание ими того, что принимая решения, они в состоянии предложить рынку нечто лучшее, чем их конкуренты. Предпри­ниматель — основная движущая сила инновационного и рисково­ го процесса. Он раньше и лучше других предвидит в какие, не­замеченные другими, инновации направить ресурсы, какая ри­скованная деятельность представляет более благоприятные возможные для получения предпринимательского дохода.

Россия, ее регионы располагают основными факторами про­изводства — богатыми природными ресурсами, интеллектуаль-


Глава VII. Предпринимательство. Основы его государственного регулирования 133

ным и инновационным потенциалами. Но этого далеко недоста­точно, чтобы быть конкурентоспособными на мировом и нацио­нальных рынках. Так, чтобы национальные издержки производ­ства были ниже мировых, необходимо экономное природопо-требление. Для этого весь цикл производства (от добычи до по­лучения конечного продукта) следует организовать на новых, пе­редовых технологиях и соответствующей им технической основе. Для конкурентоспособности международного уровня нужно на­править имеющийся интеллектуальный потенциал (ученых, предпринимателей, специалистов высшей квалификации) на со­здание и эффективное использование инноваций. Наконец, весьма важно освоить рыночный процесс. Все это делает пред­принимателя особой производительной силой. Вся проблема втом, как она реализуется в предпринимательской деятельности.

Сегодня важно, чтобы предпринимательство реализовало свой стратегический ресурс, стало одним из основных факто­ров выхода России и ее регионов из глубокого экономического кризиса на путь устойчивого экономического развития и пре­вращения страны в равноправного субъекта мировых рыноч­ных отношений. Для этого следует правильно понять экономи­ческую сущность и содержание предпринимательства. На та­ком прочном научном фундаменте и предстоит формировать современное цивилизованное предпринимательство.

Фундаментальная основа для глубокой разработки теории предпринимательства существует. Источников для такой разра­ботки два. Во-первых, глубокое изучение истории развития эко­номической мысли по проблемам предпринимательства, осо­бенно трудов тех ученых-экономистов, которые непосредствен­но занимались и внесли свой вклад в теорию предприниматель­ства. Во-вторых, научное обобщение прежней и современной за­рубежной практики формирования предпринимательства, а так­же состояния этой проблемы в дореволюционной России.

Теория предпринимательства развивалась по ряду направле­ний. Представители первого направления связывали предприни­мательство с риском. Родоначальником его можно считать французского экономиста Р.Кантильона. Он пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий пред­видением и вкусом к риску, способный реализовать свои воз­можности с целью получения дополнительной прибыли.


134                   Государственное регулирование рыночной экономики

Истинный предприниматель проявляет себя в любой стадии процесса воспроизводства: в производстве, обмене, распреде­лении. В ходе обмена, например, используя расхождение меж­ду спросом и предложением, предприниматель, рискуя, поку­пает товары по низкой цене и продает по высокой. Он может получить более высокий доход по сравнению с теми, кто опаса­ется испытывать судьбу. Эту точку зрения развили И.Тюнен и Ф.Найт. Они прочно связывали понятия "предприниматель" и "предпринимательство" с непредвиденным риском.

Второе направление в развитии теории предпринимательства можно связать с взглядами Ж.Б.Сэя и А.Маршалла. Эти известные экономисты считали, что функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства (капитала, земли и труда) и получать нормальный предпринимательский доход. Логическим развитием первых двух направлений стала концепция предпринимательства Й.Шумпете-ра. И это третье направление в создании теории предприниматель­ства остается наиболее основательным и перспективным.

По Й.Шумпетеру, экономическая система способна к само­развитию лишь тогда, когда в ней не просто взаимодействуют ра­циональные комбинации факторов производства, как это следу­ет из концепции предпринимательства Ж.Б.Сэя. По его мнению необходимо непрерывное воспроизводение новых сочетаний та­ких факторов. К числу новых комбинаций он относил изготовле­ние неизвестного потребителям блага или создание нового каче­ства известного блага, внедрение новых способов воспроизвод­ства (инноваций в процессе производства или коммерческом ис­пользовании товаров), освоение новых рынков или новых сег­ментов рынка, обретение новых источников сырья, внедрение новых методов организации труда и т.д. Хозяйствующих субъек­тов, которые активно используют различные новые комбинации в процессе воспроизводства, И.Шумпетер назвал предпринима­телями. При этом он специально акцентировал внимание на том, что право собственности не является существенным при­знаком предпринимательства1. Понятие "предприниматель"

1 Представители первого и второго направлений теории предприниматель­ства также не связывали предпринимательство и предпринимателя с собственностью, но они этого нигде не подчеркивали. — Прим. авт.


Глава VII. Предпринимательство. Основы его государственного регулирования 135

определяется, по его мнению, исключительно функцией и спо­собностями индивидуумов в условиях любой общественной формации. Субъекты хозяйствования, не осуществляющие но­вые комбинации, перестают быть предпринимателями.

Предпринимательскую функцию могут выполнять лишь лю­ди, обладающие способностями, чутьем к инновациям и спо­собные их реализовать. Это особый тип хозяйствующих субъек­тов. Труд предпринимателя — качественно новый труд по срав­нению с обычным хозяйствующим субъектом. Это труд инно-ватора. По Й.Шумпетеру, экономический процесс предприни­мательства не сводится к получению обычной прибыли. Он предполагает получение сверхприбыли, т.е. предприниматель­ской прибыли, достигаемой в результате новых комбинаций в процессе воспроизводства.

Ценный^ вклад в развитие данного направления внесли Л.Мизес, И.Кирцнер, Ф.Хайек. Они раскрыли инновационную функцию в рыночном процессе, связав ее с динамичной конку­ренцией, с выявлением изменений в предпочтениях покупате­лей, использованием неизвестных способов создания извест­ных товаров и возможностями предложения новых товаров. При этом, рассматривая рыночную конъюнктуру, конкурен­цию не как ситуации, известные всем субъектам рыночных от­ношений, а как процесс со многими неизвестными, они дока­зали, что именно предприниматели являются движущей силой рыночного процесса. При этом большая ценность их в том, что они способствуют покупке потребителями необходимых и при­влекательных товаров по выгодным ценам.

Четвертое направление теории предпринимательства основа­ли П.Друкер, Б.Карлоф, Б.Санто и другие. Они связывают предпринимательство с особым типом менеджмента. Их новая парадигма основывается на необходимости и возможности в современных условиях соединять предпринимательство и ме­неджмент. Предпринимательство и менеджмент взаимозаменя­ются, взаимопроникают. Менеджмент, ориентируясь на обслу­живание предпринимательства, укрепляет предприниматель­ский стиль управления.

Краткий экскурс в историю развития экономической мысли позволяет сделать вывод, что в теории предпринимательской деятельности имеется фундаментальная основа для раскрытия


|36                    Государственное регулирование рыночной экономики

экономической сущности и содержания предпринимательства. Анализ современной предпринимательской практики в странах развитого предпринимательства, который проделан учеными этих стран, подтверждает ключевые положения, заложенные в отмеченных направлениях формирования и развития теории предпринимательства.

Все сказанное дает основание следующим образом опреде­лить экономическую сущность предпринимательства. Предпри­ нимательство — это сочетание стратегического предвидения предпринимателя, основанного на его способности трансфор­мировать слабые сигналы о будущих изменениях спроса потре­бителя и внешней среды в целом, с побудительной силой и энергией, необходимой для превращения прогнозов в связан­ную с риском инновационную деятельность с целью получения высокого предпринимательского дохода. Экономическое со­держание предпринимательства определяется во многом осо­быми сущностными свойствами личностных качеств предпри­нимателя. Они, как уже говорилось, проявляются в способнос­ти по-новому комбинировать ресурсы или факторы воспроиз­водства — рабочую силу (труд), капитал, землю.

Что это за способности?

Прежде всего, это ярко выраженный избирательный интел­лект, повышенная интуиция, эвристические склонности, позво­ляющие предвидеть и прогнозировать многие факторы и обсто­ятельства лучше основной массы статичных бизнесменов. Тако­вы грядущие изменения во внутренней и внешней среде пред­принимательских структур, ожидаемый спрос и обстоятельные нужды потребителей, перспективные сферы применения капи­тала и поиска рынков сбыта, предвидения динамики цен и т.п. Настоящий предприниматель в полной мере обладает стратеги­ческим мышлением, позволяющим выделять ключевые звенья предпринимательской деятельности, обосновывать отдаленные цели и задачи, факторы и ситуации, приносящие хороший пред­принимательский доход и устойчивую конкурентоспособность. Характерны и такие качества, как умение продуцировать свои и воспринимать чужие идеи, оценивать и использовать их для по­лучения предпринимательского дохода, умение не просто рис­ковать, но и инициировать обоснованные риски. Вместе с тем важны предрасположенность к повышенной бдительности и


Глава VII. Предпринимательство. Основы его государственного регулирования 137

малозаметным потенциально стоящим целям и задачам, к цен­ным ресурсам и новой информации, к возможностям получения высокого предпринимательского дохода.

Данная категория субъектов хозяйственной деятельности ре­ализует свои способности в предпринимательстве как эконо­мическом процессе. Сущность последнего заключается в том, что это процесс создания предпринимательского дохода, то есть дополнительной прибыли от инновационной деятельности, связанной с риском. Создание предпринимательского дохода в рыночном процессе — это сложный, многоаспектный единый процесс, который можно проанализировать, разложив его на отдельные моменты.

Самая главная специфическая предпринимательская функ­ция заключается в определении сферы эффективного примене­ния факторов воспроизводства, в процессе которой предпри­ниматель находит им особое предназначение. Как уже отмеча­лось, благодаря своим способностям, предприниматель ориен­тирует и осуществляет производство именно того продукта, ко­торый наиболее необходим и ценен для потребителя по многим параметрам.

Осуществив прогноз, сообразуясь со своими возможностями, предприниматель закупает необходимые средства производст­ва. Используя свои способности и инновационный стратегиче­ский маркетинг, он находит те рынки и ниши, на которых их можно приобрести дешевле, или те, на которых по выгодной цене можно купить более качественные средства производства по сравнению с другими рынками. Таким образом, не присту­пая к процессу производства, предприниматель закладывает в конечный результат воспроизводства значительную долю по­тенциально возможного предпринимательского дохода (П|).

В процессе производства необходимых и желаемых покупа­телями товаров предприниматель выбирает и использует опре­деленные инновации (технологические, организационные, уп­равленческие и другие). Они позволяют ему снизить индивиду­альные издержки производства, получить таким образом вто­рую весомую долю потенциально возможного предпринима­тельского дохода (П2).

Ключевая роль в процессе образования предприниматель­ского дохода принадлежит реализации созданного предприни-


] 38                   Государственное регулирование рыночной экономики

мателем-производителем товара. В процессе продажи товара потенциальный предпринимательский доход (П| и П2), зало­женный до и на стадии производственной предприниматель­ской деятельности, получает реальное денежное выражение. Кроме того, в процессе реализации предприниматель может обеспечить значительный прирост предпринимательского до­хода другими способами.

Мы уже отмечали, что цены на современном рынке не скла­дываются стихийно. Спросом, предложением и движением цен управляет предприниматель. Именно он, используя маркетин­говый подход, разрабатывает и реализует рациональные страте­гии ценообразования по сравнению со статичными бизнесме­нами. Обычно его цены и качество продукции более привлека­тельны для покупателя в рамках его конкурентной рыночной стратегии.

Так, немалая часть предпринимательского дохода может быть получена даже при снижении цены по сравнению со сло­жившимися ценами на рынке. В этом случае более низкие ин­дивидуальные производственные издержки позволяют полу­чать сверхприбыль даже при сниженных до определенного предела ценах. К тому же при высоко эластичном спросе предприниматель в состоянии продать значительно большую массу товара по сравнению со статичными бизнесменами за единицу времени. Ускоряя скорость оборота капитала, он обеспечивает получение еще одной доли предприниматель­ского дохода.

Цены на инновационные товары, получаемые в результате использования высоких технологий, значительно повышают потребительскую ценность товара, что дает возможность по­лучать монопольную прибыль. При этом в соотношении ка­чества товара и цены покупатель не проигрывает. Эффектив­ной, объективной рекламой и активной, компетентной дея­тельностью торговых агентов покупатель оказывается пра­вильно сориентированным. Вместе с тем предприниматель, благодаря присущей ему повышенной бдительности, находит и такие рынки, где продукцию можно продавать дороже. Де­ло в том, что низкая цена на данных рынках может подорвать имидж предпринимательской фирмы и товара высокого ка­чества.


Глава VII. Предпринимательство. Основы его государственного регулирования 139

Таким образом в процессе реализации происходит также прирост предпринимательского дохода (П3). Общий размер предпринимательского дохода, получаемый в процессе воспро­изводства рассчитывается по формуле: П0 = П] + П2 + П3, где П0 — общая масса предпринимательского дохода.

Предпринимательство неразрывно связано с менеджментом. Как известно, основная задача менеджмента — управление сложной ситуацией. Поэтому предпринимательство может обеспечить реализацию основной цели (устойчиво оптималь­ный размер предпринимательского дохода) только в одном слу­чае. Нужно, чтобы основные функции менеджмента (планиро­вание, организация, оперативное управление, использование персонала, координация, экономический контроль) были со­риентированы на стратегию развития, постоянные изменения внутри предпринимательских структур, адаптацию к окружаю­щей среде.

В планировании предпринимательской деятельности необ­ходимо предусматривать гибкую пропорциональность, новые комбинации факторов воспроизводства. Так, можно добиться рационализации уже использующихся технологий за счет ин­новаций производственного планирования и управления пер­соналом. Для этого стимулируются способности предпринима­тельских структур к развитию путем перехода от функциональ­ной организации к организации на основе автономных хозяй­ственных центров прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.052 с.)