Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема эффективного собственника в переходной экономике
Весьма значимым направлением государственного регулирования отношений собственности (и в особенности для стран с переходной экономикой) является процесс формирования и воспроизводства эффективного собственника. В условиях рыночного хозяйства в качестве собственников, как правило, выступают основные субъекты хозяйствования — домохозяйства, частные фирмы, государственные и муниципальные производственно-хозяйственные образования. Качественная характеристика "эффективный собственник" приемлема для каждого из них. Критериальной базой характеристики эффективного собственника служат его функции как хозяйствующего субъекта, воспроизводящего в простом или расширенном виде объект собственности. Но каждому хозяйствующему субъекту как экономической системе определенного иерархического уровня внутренне присущи лишь имманентные данной системе функции. Таковы прежде всего функции частного и общественного, явного и скрытого (латентного) характера. Явной, и в то же время частной, функцией домохозяйства как хозяйствующего субъекта является расширенное воспроизводст во принадлежащей ему движимости и недвижимости как материальной основы воспроизводства семьи. Функцией латент но-общественной является прежде всего воспроизводство семьи как первичного социального образования, первичной социально-экономической ячейки общества и тем самым воспроизводство общества во всех его ипостасях — духовной, социально-политической, национальной, экономической и т.п. определенности. Сюда же относится формирование посредством личных сбережений финансово-инвестиционного потенциала национальной экономики1. "Совокупное превышение дохода над потреблением, - отмечал в данном контексте Дж.Кейнс, — которое мы называем сбережениями, не может отличаться от увеличения ценности капитального имущества, которое мы называем инвестициями". См.: КейисДж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. С. 119. — Прим. авт. 124 Государственное регулирование рыночной экономики Соответственно в качестве явной функции частного собственника-предпринимателя как индивидуального, так и ассоциированного (акционерного, кооперативного, коллективного), выступает функция максимизации прибыли. Однако, как заметил еще Адам Смит, "не на щедрость мясника, пивовара или булочника рассчитываем мы, предвкушая свой обед, а на то, что они будут блюсти свой частный интерес". Каждый, "преследуя особенный интерес и ведомый невидимой рукой, достигает таких результатов, которые даже не входили в его намерения". Этим результатом является удовлетворенный платежеспособный спрос, удовлетворенные материальные потребности общества.
Как видим, функция предпринимателя как бы расщепляется, неся внутри себя какую-то иную, скрытую от самого его носителя нагрузку, придавая ей качественно иное звучание. Иными словами, удовлетворение платежеспособного спроса является латентной функцией предпринимателя. Осознание этого факта самими предпринимателями привело в конечном итоге к появлению маркетинга во всех его ипостасях. Но это лишь одна сторона медали возможностей максимизации прибыли. Суть второй заключается в том, что максимизировать прибыль предприниматель может лишь путем реинвестирования ее известной части на расширенное воспроизводство индивидуального (частного) капитала. Последний же есть элемент общественного национального капитала. Таким образом, эффективная реализация явной функции предпринимательской деятельности — максимизация прибыли — сопряжена с ростом объемов производства всего общественного капитала в его стоимостной форме, возрастанием объемов производства валового общественного продукта. Это означает сопряженность явной функции максимизации прибыли с латентно-общественной функцией расширенного воспроизводства общественного капитала на основе расширенного воспроизводства капитала индивидуального (частного). Именно наличие латентно-общественных функций делает фигуру предпринимателя доминирующей в рыночной экономике, как наиболее эффективной по сравнению с иными известными моделями организации экономической жизнедея- Глава VI. Рыночные отношения и преобразование собственности 125 тельности общества. Предприниматель тем и отличается от простого грабителя, что его стремление к возрастанию собственного капитала напрямую сопряжено с ростом капитала общественного в его натурально-вещественном и стоимостном измерении. Государство же в рамках реализации своей базовой функции обеспечения баланса интересов в обществе как раз и призвано всячески содействовать предпринимателям в выполнении ими их латентных функций, не допускать их подавления функциями явно-частного характера, т.е. фактического сближения предпринимательской и грабительской деятельности.
В свою очередь государство, а в данном контексте его производственно-хозяйственные структуры, равно как и любая экономическая система, будучи собственником экономических ресурсов, выполняет не только явные, но и скрытые, латентные функции. Причем не только латентные, но и явные функции государственных предприятий заключаются не только и не столько в максимизации прибыли, как это часто трактует большинство авторов, ставящих знак равенства в це-леполагании деятельности предприятий государственного и частного секторов экономики, а в активном содействии выполнению государством его базовых функций по обеспечению общих условий жизнедеятельности общества и национальной экономики, с одной стороны, и поддержания баланса экономических и социально-политических интересов внутри них — с другой. Иначе говоря, явные функции деятельности и развития государственных предприятий являются ничем иным, как отражением, формой реализации базовых функций государства. Было бы странным отрицать необходимость максимизации прибыли для государственных и особенно смешанных частно-государственных предприятий, функционирующих в организационно-правовом режиме компаний частного права. Тем не менее явное целеполагание деятельности государственных и частных предприятий существенно разнится. У частных предприятий оно формируется и реализуется на микроуровне. У государственных же, как правило, и в конечном счете на макроуровне национальной экономики. Именно исходя из этих особенностей, следует подходить к выработке миссии государст- 126 Государственное регулирование рыночной экономики венных предприятий, учреждений и организаций как необходимого атрибута управления объектами государственной собственности1. Миссия частного предприятия (фирмы) всецело обусловлена явными и латентными функциями его функционирования и развития. Миссия всего частного сектора национальной экономики как сложной совокупности предприятий (фирм) заключается в удовлетворении платежеспособного спроса на внутреннем и внешнем рынках и на этой базе росте доходов фирм, домохозяйств и государства. Соответственно миссия государственных предприятий, учреждений и организаций всецело определяется их функциями, производными от функций самого государства и миссии всей национальной экономики. Миссия национальной экономики в глобальном измерении есть важнейшая составляющая экономической стратегии государства, отражающая возможность удовлетворения известной доли мировых потребностей в конкретных видах товаров и услуг в условиях конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках. Внешняя цель — удовлетворение материальных и духовных потребностей населения Земли. Внутренняя цель — рост ВВП страны.
Исходя из этого, внешняя цель функционирования и развития государственного сектора экономики в условиях глобализированного рынка не может быть ничем иным, как обеспечением конкурентных преимуществ национального производителя. Внутренняя цель — рост уровня и качества жизни населения страны. Отсюда практическая необходимость выделения двух блоков государственных предприятий и организаций по признаку макро- и микропроявления эффекта их деятельности. К первому блоку принадлежат предприятия, призванные работать на макроэффект. Сюда относятся государственные уч- 1 Необходимость выбора миссии организации ныне общепризнанна. В свое время еще Генри Форд определил миссию компании "Форд мотор" как "предоставление людям дешевого транспорта". И если кто-то это делает, утверждал он, то прибыль едва ли пройдет мимо. Следовательно, миссия предприятия должна представлять собой комбинацию основной внешней и внутренней проблем, которые оно должно решать пока существует. В частности, миссия компании "Форд мотор" — это предоставление людям дешевого транспорта (внешняя цель) с прибылью для своих акционеров (внутренняя цель). — Прим. авт Глава VI. Рыночные отношения и преобразование собственности У2П реждения, унитарные казенные и предприятия иных организационно-правовых форм, функционирующие в отраслях производственной и социальной инфраструктуры (топливно-энергетическом, транспортном, оборонно-промышленном комплексах, науке, культуре, здравоохранении, общем и специальном образовании). Второй блок включает все остальные государственные предприятия высокорентабельных отраслей бизнес-деятельности, непосредственно обеспечивающие пополнение доходов государственного бюджета. Это прежде всего предприятия, производящие подакцизные и иные высокорентабельные товары и услуги. Миссия госпредприятий первой группы экономики — стабильное и устойчивое удовлетворение внутренних потребностей страны в товарах и услугах высокой общественной значимости по максимально возможным низким ценам. Их внутренняя цель — максимизация ресурсной базы для собственного инновационного воспроизводства и роста уровня жизни персонала, получаемой за счет эффекта масштаба производства, минимизации затрат на получение единицы полезного эффекта, (снижения производственных издержек). Миссия госпредприятий второй группы в основном идентична миссии частных предприятий.
Таким образом, обязательное присутствие и выраженная в соответствующей миссии совместимость явных и латентно-общественных функций в жизнедеятельности всех хозяйствующих субъектов рыночной экономики является определяющей в характеристике эффективного собственника. Для домохозяйств в качестве такового следует рассматривать собственника, сбережения которого трансформируются в инвестиционный потенциал отечественных финансовых посредников, государственные и корпоративные ценные бумаги. Сбе режения населения в какой бы форме они не находились (в чулках, в валюте, на счетах в банках или ценных бумагах) всегда суть не потенциальные, а реальные инвестиции. Разница лишь в том, что в одном случае они находятся в руках отечественных инвестиционных посредников и инвестируются в российскую экономику. Будучи в валюте и хранимые дома, они фактически инвестируют экономику страны валютной принадлежности. Находясь в рублях, хранящихся под матрасом, они косвенно 128 Государственное регулирование рыночной экономики инвестируют зарубежных конкурентов, снижая инвестиционные возможности отечественных предпринимателей и их конкурентоспособность. Сбережения населения образуют во всем мире основу долгосрочных инвестиций. Не случайно О.Бисмарк некогда мечтал об акции с номиналом в одну марку. Целью было консолидировать весь наличный инвестиционный потенциал домохо-зяйств1. Применительно к частнопредпринимательской деятельности качества эффективного собственника приобретает и воспроизводит лишь тот, кто способен эффективным образом осуществлять конкурентоспособную хозяйственную деятельность и расширенное воспроизводство на своем уровне. Тем самым он прямо или косвенно способствует расширенному воспроизводству всего национального капитала. Что же касается критериев эффективности самого государства как собственника в лице функционирующих государственных предприятий, то здесь таковыми являются максимизация непосредственного и опосредованного валового общественного продукта, минимизация издержек государственных и смешанных частно-государственных предприятий частного права. Это с одной стороны. А с ругой, — максимизация удовлетворения соответствующих общественных потребностей для бюджетных предприятий социальной сферы и государственных казенных предприятий. Таким образом в целом, в своем наиболее обобщенном виде с позиций экономического и правового содержания эффективным собственником является субъект присвоения, прямо или опосредованно обеспечивающий расширенное воспроизводство валового общественного продукта. С позиций социальной опре деленности отношений собственности признаком эффективного собственника является способность целесообразно реализовать и оптимально сочетать явно-частные и латентно-общественные функции, т.е. прямо или косвенно обеспечивать рост благосостояния общества в целом.
1 Эта идея О.Бисмарка фактически реализована в странах преимущественного использования электронных денег взамен бумажной наличности. — Прим. авт. Глава VI. Рыночные отношения и преобразование собственности 129 Наличие эффективного собственника непосредственно сопряжено с качеством окружающей среды. Она, как известно, включает в себя правовую, политическую, социальную, духовную, технологическую, природно-климатическую и прочие составляющие. Именно она придает качественную определенность отношениям собственности в данной экономической системе. Придать этой среде надлежащее качество способно лишь государство и господствующие в нем морально-этические нормы. Конкретные инструменты формирования и поддержания такого рода благоприятной среды многообразны. К ним относятся приватизация и национализация, демонополизация и кор-поратизация. Это также механизмы формирования и последовательной реализации миссии государственного сектора экономики, законодательные методы банкротства, реструктуризации, а также взвешенного протекционизма. Весьма важны инструменты обеспечения экономической безопасности сбережений населения и стимулирования их инвестиционной нацеленности. Многое дают целенаправленные действия государства по упорядочению капитализации доходов финансовых посредников, устранения теневой экономики и т.д. Вопросы и задания Вставьте недостающие слова. 1. Собственность— субъектно-объектное (человек-вещь-благо), а также субъектно-объектное (человек-человек) отношение... вещей, экономических ресурсов, каких-либо иных жизненных благ. 2. Присвоение —... того или иного экономического ресурса, блага в собственную жизнедеятельность данного субъекта общественных отношений. 3. Отчуждение —... того же экономического ресурса, блага в жизнедеятельность иного субъекта этих отношений. 4. Право собственности —... отношение, т.е. отношение субъекта права к данному благу (вещи, информации, капиталу и т.п.), как правило, потенциально или фактически являющегося объектом рыночных отношений, фиксирующее ту или иную степень возможности (полного или частичного, ограниченно- 130 Государственное регулирование рыночной экономики го) господства над объектом собственности и исключающее аналогичные притязания и правомочия иных юридических и физических лиц. 5. Социально-экономическое содержание собственности раскрывается через... отношения по поводу и в процессе производства, распределения (перераспределения), обмена и потребления экономических ресурсов общества, также опосредованные их присвоением-отчуждением всеми без исключения субъектами общественных отношений (экономических, правовых, политических и социальных). 6. Субъектами права собственности выступают исключительно... лица. 7. Субъектами социально-экономических отношений собственности являются все без исключения субъекты... отношений. ©Горланов Г. В., 2002 Глава VII Предпринимательство. Основы его государственного регулирования 1.Что такое предпринимательство Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России. Пред приниматель и предпринимательство — движущая сила рыночного процесса, выполняющая его основные конструктивные функции. Предприниматель-производитель подчиняет процесс производства устойчивому получению предпринимательского дохода — основного источника накопления и развития экономики. Для этого он производит именно тот продукт, который необходим и ценен для потребителя по всем параметрам. Каждый рубль затрат подчинен задаче успешной продажи товара. Каждое его свойство, вводимое предпринимателем, соизмеряется с вкладом в пригодность для продажи и строго в соответствии с убежденностью, что оно увеличит продаваемость товара в целом. В издержках изготовления продукта не содержится ничего другого, кроме того, что отвечает предвидению, предвосхищению интереса потребителей. Словом, предприниматель — это 132 Государственное регулирование рыночной экономики движущая сила рынка и повышения эффективности воспроизводства. Он формирует как объем и качество предложения товаров, так и потребительский спрос. У основной массы субъектов рынка — покупателей и продавцов — отсутствует точное значение о том, что, где и как можно выгоднее купить и продать. В этих условиях предприниматель становится рычагом рыночного процесса. Предвидя и используя повышенную бдительность и энергию в этом покупателей и продавцов, предприниматель получает устойчивый предпринимательский доход. В то же время он ориентирует их основную массу в нужном ему направлении. По существу он осуществляет также взаимосвязь различных рынков и их сегментов. Вектор поведения статичных субъектов рыночных отношений корректируется информацией, приобретаемой в результате изучения плодотворной деятельности предпринимателя. Она понуждает их вносить изменения в свои покупки и продажи. Взятый во времени ряд систематических изменений во взаимосвязанной сети рыночных отношений составляет конкрет ный рыночный процесс. Предприниматель — движущая сила конкурентного процесса, т.е. активного соревнования в предложениях рыночных возможностей, лучших по сравнению с теми, что существуют в данное время. В этом и состоит предпринимательский характер конкуренции. Конкуренция — процесс соперничества. Он происходит не между пассивными сторонами, а между участниками, ловящими "на лету" прибыльные возможности, меняющими внутренние и внешние обстоятельства в свою пользу. Соперничающий характер конкуренции заключается не просто в том, что субъекты рыночного процесса принимают решения, ориентируясь на вероятные реакции своих конкурентов. Гораздо важнее осознание ими того, что принимая решения, они в состоянии предложить рынку нечто лучшее, чем их конкуренты. Предприниматель — основная движущая сила инновационного и рисково го процесса. Он раньше и лучше других предвидит в какие, незамеченные другими, инновации направить ресурсы, какая рискованная деятельность представляет более благоприятные возможные для получения предпринимательского дохода. Россия, ее регионы располагают основными факторами производства — богатыми природными ресурсами, интеллектуаль- Глава VII. Предпринимательство. Основы его государственного регулирования 133 ным и инновационным потенциалами. Но этого далеко недостаточно, чтобы быть конкурентоспособными на мировом и национальных рынках. Так, чтобы национальные издержки производства были ниже мировых, необходимо экономное природопо-требление. Для этого весь цикл производства (от добычи до получения конечного продукта) следует организовать на новых, передовых технологиях и соответствующей им технической основе. Для конкурентоспособности международного уровня нужно направить имеющийся интеллектуальный потенциал (ученых, предпринимателей, специалистов высшей квалификации) на создание и эффективное использование инноваций. Наконец, весьма важно освоить рыночный процесс. Все это делает предпринимателя особой производительной силой. Вся проблема втом, как она реализуется в предпринимательской деятельности. Сегодня важно, чтобы предпринимательство реализовало свой стратегический ресурс, стало одним из основных факторов выхода России и ее регионов из глубокого экономического кризиса на путь устойчивого экономического развития и превращения страны в равноправного субъекта мировых рыночных отношений. Для этого следует правильно понять экономическую сущность и содержание предпринимательства. На таком прочном научном фундаменте и предстоит формировать современное цивилизованное предпринимательство. Фундаментальная основа для глубокой разработки теории предпринимательства существует. Источников для такой разработки два. Во-первых, глубокое изучение истории развития экономической мысли по проблемам предпринимательства, особенно трудов тех ученых-экономистов, которые непосредственно занимались и внесли свой вклад в теорию предпринимательства. Во-вторых, научное обобщение прежней и современной зарубежной практики формирования предпринимательства, а также состояния этой проблемы в дореволюционной России. Теория предпринимательства развивалась по ряду направлений. Представители первого направления связывали предпринимательство с риском. Родоначальником его можно считать французского экономиста Р.Кантильона. Он пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предвидением и вкусом к риску, способный реализовать свои возможности с целью получения дополнительной прибыли. 134 Государственное регулирование рыночной экономики Истинный предприниматель проявляет себя в любой стадии процесса воспроизводства: в производстве, обмене, распределении. В ходе обмена, например, используя расхождение между спросом и предложением, предприниматель, рискуя, покупает товары по низкой цене и продает по высокой. Он может получить более высокий доход по сравнению с теми, кто опасается испытывать судьбу. Эту точку зрения развили И.Тюнен и Ф.Найт. Они прочно связывали понятия "предприниматель" и "предпринимательство" с непредвиденным риском. Второе направление в развитии теории предпринимательства можно связать с взглядами Ж.Б.Сэя и А.Маршалла. Эти известные экономисты считали, что функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства (капитала, земли и труда) и получать нормальный предпринимательский доход. Логическим развитием первых двух направлений стала концепция предпринимательства Й.Шумпете-ра. И это третье направление в создании теории предпринимательства остается наиболее основательным и перспективным. По Й.Шумпетеру, экономическая система способна к саморазвитию лишь тогда, когда в ней не просто взаимодействуют рациональные комбинации факторов производства, как это следует из концепции предпринимательства Ж.Б.Сэя. По его мнению необходимо непрерывное воспроизводение новых сочетаний таких факторов. К числу новых комбинаций он относил изготовление неизвестного потребителям блага или создание нового качества известного блага, внедрение новых способов воспроизводства (инноваций в процессе производства или коммерческом использовании товаров), освоение новых рынков или новых сегментов рынка, обретение новых источников сырья, внедрение новых методов организации труда и т.д. Хозяйствующих субъектов, которые активно используют различные новые комбинации в процессе воспроизводства, И.Шумпетер назвал предпринимателями. При этом он специально акцентировал внимание на том, что право собственности не является существенным признаком предпринимательства1. Понятие "предприниматель" 1 Представители первого и второго направлений теории предпринимательства также не связывали предпринимательство и предпринимателя с собственностью, но они этого нигде не подчеркивали. — Прим. авт. Глава VII. Предпринимательство. Основы его государственного регулирования 135 определяется, по его мнению, исключительно функцией и способностями индивидуумов в условиях любой общественной формации. Субъекты хозяйствования, не осуществляющие новые комбинации, перестают быть предпринимателями. Предпринимательскую функцию могут выполнять лишь люди, обладающие способностями, чутьем к инновациям и способные их реализовать. Это особый тип хозяйствующих субъектов. Труд предпринимателя — качественно новый труд по сравнению с обычным хозяйствующим субъектом. Это труд инно-ватора. По Й.Шумпетеру, экономический процесс предпринимательства не сводится к получению обычной прибыли. Он предполагает получение сверхприбыли, т.е. предпринимательской прибыли, достигаемой в результате новых комбинаций в процессе воспроизводства. Ценный^ вклад в развитие данного направления внесли Л.Мизес, И.Кирцнер, Ф.Хайек. Они раскрыли инновационную функцию в рыночном процессе, связав ее с динамичной конкуренцией, с выявлением изменений в предпочтениях покупателей, использованием неизвестных способов создания известных товаров и возможностями предложения новых товаров. При этом, рассматривая рыночную конъюнктуру, конкуренцию не как ситуации, известные всем субъектам рыночных отношений, а как процесс со многими неизвестными, они доказали, что именно предприниматели являются движущей силой рыночного процесса. При этом большая ценность их в том, что они способствуют покупке потребителями необходимых и привлекательных товаров по выгодным ценам. Четвертое направление теории предпринимательства основали П.Друкер, Б.Карлоф, Б.Санто и другие. Они связывают предпринимательство с особым типом менеджмента. Их новая парадигма основывается на необходимости и возможности в современных условиях соединять предпринимательство и менеджмент. Предпринимательство и менеджмент взаимозаменяются, взаимопроникают. Менеджмент, ориентируясь на обслуживание предпринимательства, укрепляет предпринимательский стиль управления. Краткий экскурс в историю развития экономической мысли позволяет сделать вывод, что в теории предпринимательской деятельности имеется фундаментальная основа для раскрытия |36 Государственное регулирование рыночной экономики экономической сущности и содержания предпринимательства. Анализ современной предпринимательской практики в странах развитого предпринимательства, который проделан учеными этих стран, подтверждает ключевые положения, заложенные в отмеченных направлениях формирования и развития теории предпринимательства. Все сказанное дает основание следующим образом определить экономическую сущность предпринимательства. Предпри нимательство — это сочетание стратегического предвидения предпринимателя, основанного на его способности трансформировать слабые сигналы о будущих изменениях спроса потребителя и внешней среды в целом, с побудительной силой и энергией, необходимой для превращения прогнозов в связанную с риском инновационную деятельность с целью получения высокого предпринимательского дохода. Экономическое содержание предпринимательства определяется во многом особыми сущностными свойствами личностных качеств предпринимателя. Они, как уже говорилось, проявляются в способности по-новому комбинировать ресурсы или факторы воспроизводства — рабочую силу (труд), капитал, землю. Что это за способности? Прежде всего, это ярко выраженный избирательный интеллект, повышенная интуиция, эвристические склонности, позволяющие предвидеть и прогнозировать многие факторы и обстоятельства лучше основной массы статичных бизнесменов. Таковы грядущие изменения во внутренней и внешней среде предпринимательских структур, ожидаемый спрос и обстоятельные нужды потребителей, перспективные сферы применения капитала и поиска рынков сбыта, предвидения динамики цен и т.п. Настоящий предприниматель в полной мере обладает стратегическим мышлением, позволяющим выделять ключевые звенья предпринимательской деятельности, обосновывать отдаленные цели и задачи, факторы и ситуации, приносящие хороший предпринимательский доход и устойчивую конкурентоспособность. Характерны и такие качества, как умение продуцировать свои и воспринимать чужие идеи, оценивать и использовать их для получения предпринимательского дохода, умение не просто рисковать, но и инициировать обоснованные риски. Вместе с тем важны предрасположенность к повышенной бдительности и Глава VII. Предпринимательство. Основы его государственного регулирования 137 малозаметным потенциально стоящим целям и задачам, к ценным ресурсам и новой информации, к возможностям получения высокого предпринимательского дохода. Данная категория субъектов хозяйственной деятельности реализует свои способности в предпринимательстве как экономическом процессе. Сущность последнего заключается в том, что это процесс создания предпринимательского дохода, то есть дополнительной прибыли от инновационной деятельности, связанной с риском. Создание предпринимательского дохода в рыночном процессе — это сложный, многоаспектный единый процесс, который можно проанализировать, разложив его на отдельные моменты. Самая главная специфическая предпринимательская функция заключается в определении сферы эффективного применения факторов воспроизводства, в процессе которой предприниматель находит им особое предназначение. Как уже отмечалось, благодаря своим способностям, предприниматель ориентирует и осуществляет производство именно того продукта, который наиболее необходим и ценен для потребителя по многим параметрам. Осуществив прогноз, сообразуясь со своими возможностями, предприниматель закупает необходимые средства производства. Используя свои способности и инновационный стратегический маркетинг, он находит те рынки и ниши, на которых их можно приобрести дешевле, или те, на которых по выгодной цене можно купить более качественные средства производства по сравнению с другими рынками. Таким образом, не приступая к процессу производства, предприниматель закладывает в конечный результат воспроизводства значительную долю потенциально возможного предпринимательского дохода (П|). В процессе производства необходимых и желаемых покупателями товаров предприниматель выбирает и использует определенные инновации (технологические, организационные, управленческие и другие). Они позволяют ему снизить индивидуальные издержки производства, получить таким образом вторую весомую долю потенциально возможного предпринимательского дохода (П2). Ключевая роль в процессе образования предпринимательского дохода принадлежит реализации созданного предприни- ] 38 Государственное регулирование рыночной экономики мателем-производителем товара. В процессе продажи товара потенциальный предпринимательский доход (П| и П2), заложенный до и на стадии производственной предпринимательской деятельности, получает реальное денежное выражение. Кроме того, в процессе реализации предприниматель может обеспечить значительный прирост предпринимательского дохода другими способами. Мы уже отмечали, что цены на современном рынке не складываются стихийно. Спросом, предложением и движением цен управляет предприниматель. Именно он, используя маркетинговый подход, разрабатывает и реализует рациональные стратегии ценообразования по сравнению со статичными бизнесменами. Обычно его цены и качество продукции более привлекательны для покупателя в рамках его конкурентной рыночной стратегии. Так, немалая часть предпринимательского дохода может быть получена даже при снижении цены по сравнению со сложившимися ценами на рынке. В этом случае более низкие индивидуальные производственные издержки позволяют получать сверхприбыль даже при сниженных до определенного предела ценах. К тому же при высоко эластичном спросе предприниматель в состоянии продать значительно большую массу товара по сравнению со статичными бизнесменами за единицу времени. Ускоряя скорость оборота капитала, он обеспечивает получение еще одной доли предпринимательского дохода. Цены на инновационные товары, получаемые в результате использования высоких технологий, значительно повышают потребительскую ценность товара, что дает возможность получать монопольную прибыль. При этом в соотношении качества товара и цены покупатель не проигрывает. Эффективной, объективной рекламой и активной, компетентной деятельностью торговых агентов покупатель оказывается правильно сориентированным. Вместе с тем предприниматель, благодаря присущей ему повышенной бдительности, находит и такие рынки, где продукцию можно продавать дороже. Дело в том, что низкая цена на данных рынках может подорвать имидж предпринимательской фирмы и товара высокого качества. Глава VII. Предпринимательство. Основы его государственного регулирования 139 Таким образом в процессе реализации происходит также прирост предпринимательского дохода (П3). Общий размер предпринимательского дохода, получаемый в процессе воспроизводства рассчитывается по формуле: П0 = П] + П2 + П3, где П0 — общая масса предпринимательского дохода. Предпринимательство неразрывно связано с менеджментом. Как известно, основная задача менеджмента — управление сложной ситуацией. Поэтому предпринимательство может обеспечить реализацию основной цели (устойчиво оптимальный размер предпринимательского дохода) только в одном случае. Нужно, чтобы основные функции менеджмента (планирование, организация, оперативное управление, использование персонала, координация, экономический контроль) были сориентированы на стратегию развития, постоянные изменения внутри предпринимательских структур, адаптацию к окружающей среде. В планировании предпринимательской деятельности необходимо предусматривать гибкую пропорциональность, новые комбинации факторов воспроизводства. Так, можно добиться рационализации уже использующихся технологий за счет инноваций производственного планирования и управления персоналом. Для этого стимулируются способности предпринимательских структур к развитию путем перехода от функциональной организации к организации на основе автономных хозяйственных центров прибыли.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.052 с.) |