Рынок труда, регулирование кадрового потенциала и занятости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок труда, регулирование кадрового потенциала и занятости



Рынок труда представляет со­бой важное звено, интегральный элемент рыночной экономи­ки, находящийся в органической функциональной связи с дру­гими элементами системы. В России он еще не приобрел в пол­ной мере черты цивилизованности. Тем не менее сегодня мож­но говорить, что он в основных чертах сформировался на уров­не регионов и имеет формальные признаки общенационально­го рынка (общенациональный банк данных, программы содей­ствия занятости населения, помощи безработным, подготовки и переподготовки безработных и т.д.). Вместе с тем все еще действуют факторы, сдерживающие завершение его становле­ния и полнокровное функционирование в масштабе всей стра­ны. Наблюдается вялотекущая структурная перестройка эконо­мики, отсутствует рынок жилья, низка заработная плата, часты задержки с ее выплатой, высока стоимость проезда и т.д.

Рынок труда постепенно приобретает основные обществен­но-значимые характеристики. Он играет важную роль в восп­роизводстве рабочей силы, отвечающей требованиям совре­менного высокотехнологического производства, обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, созда­ет побудительные стимулы для их эффективного использова­ния, устраняет сформировавшуюся за годы господства команд­но-административной системы неэффективную структуру за­нятости и постепенно заменяет ее более рациональной структу­рой. Его развитие обусловливает необходимость универсализа­ции работников, их многопрофильной профессиональной под-


Глава XX. Кадровый ресурс экономики и занятость населения      417

готовки, развития способностей к перемене видов труда в соот­ветствии со структурными изменениями в экономике и конъю­нктуре на рынке труда. Усиливается заинтересованность рабо­чих и служащих в повышении собственной конкурентоспособ­ности, своего профессионального мастерства, уровня квалифи­кации. Рынок труда активизирует мобильность рабочей силы, усиливает ее миграцию, как в рамках отрасли, так и в межотрас­левом, межрегиональном направлениях, что открывает опреде­ленные возможности решения проблем занятости трудоспо­собного населения. Повышается роль рыночных рычагов в оп­лате труда и, следовательно, усиливается экономическая моти­вация труда, что ведет к росту его производительности. Все бо­лее ускоряется адаптация населения к утверждающимся в эко­номике страны рыночным отношениям, вырабатывается эко­номическое поведение рыночного типа.

Вместе с тем, как отмечено выше, воздействие рынка приво­дит к чрезмерной дифференциации в оплате труда и доходах различных групп населения, порождает бедность и нищету, без­работицу значительной части трудящихся. Снижается качество рабочей силы, прежде всего, ухудшается здоровье и квалифика­ция работников, т.е. снижается ее конкурентоспособность. Ведь товаром на рынке труда выступает рабочая сила, или спо­собность к труду. А она является товаром особого рода, непос­редственно связанными с самим человеком, личностью, затра­гивающим ее самые существенные свойства, права, обществен­ный статус. Все это должно учитываться, когда речь идет об экономических отношениях по поводу рабочей силы.

Как экономическая категория рынок труда выражает отно­шения между собственником денег (покупателем, или работо­дателем) и наемным работником, владельцем (собственником) рабочей силы по поводу купли-продажи последней. Указанные экономические отношения облекаются в юридическую форму (договор, контракт, соглашение), базирующиеся на трудовом законодательстве страны (и/или отдельного региона).

Рынок труда, будучи подсистемой в комплексе рыночных от­ношений, зависит от степени зрелости других рынков, от уров­ня развития всей экономической системы. Кризисное падение производства, низкая инвестиционная активность, серьезные проблемы в кредитно-денежной сфере отражаются на характе-


418                   Государственное регулирование рыночной экономики

ре современного российского рынка труда. Вместе с тем наем­ные работники, продавая рабочую силу, в свою очередь, предъ­являют спрос на жизненные средства на вешных товарных рынках. Тем самым они способствуют их росту, стимулируют развитие всей экономической системы. Сам же рынок труда выступает своего рода связующим звеном в системе обществен­ного воспроизводства.

Закономерно возникает вопрос: а следует ли регулировать механизм функционирования рынка труда? Известно, что не­которые экономисты стоят на позиции неприемлемости вме­шательства в рыночный механизм1 Другие, например сторон­ники кейнсианской школы, настаивают на проведении госуда­рством активной политики на национальных рынках, в том числе на рынке труда2 Спор между неоклассиками и кейнсиан-цами продолжается уже давно. Между тем современный рынок в развитых странах далек от классического, свободного рынка. Это вполне относится и к рынку труда.

Современный рынок труда в развитых странах является од­ним из самых регулируемых. Таковым он стал в результате дли­тельного развития отношений между работодателями и наем­ными работниками при посредничестве государства. Особенно активно участвует государство в регулировании социально-тру­довых отношений, начиная со второй половины XX в. после второй мировой войны. Более того, созданная в 1919 г. и став­шая специализированным подразделением ООН с 1946 г. Меж­дународная организация труда (МОТ) возвела активную поли­тику на рынке труда в ранг международных приоритетов.

Словом, рынок труда давно утратил свой сугубо стихийный характер. Он стал объектом активного государственного регу­лирования. Спрос на труд во многих странах тщательно плани­руется и обеспечивается заранее через систему обучения и пе-

1 Различные современные теории, основанные на принципе 1.а1$5е2 Гаке,
получили название неоклассических. Наиболее известные из них — монета­
ристские (М.Фридмен), неолиберальные (Ф.Хайек).

2 Так, Дж.М.Кейнс писал, что "...в современном мире с его обычаями и
институтами целесообразнее проводить политику жесткой зарплаты, чем по­
литику гибкой зарплаты, чутко реагирующей на каждое изменение в объеме
безработицы" (См. Кейнс Дж.М. "Общая теория занятости, процента и денег.
М., 1978. С.335).


Глава XX. Кадровый ресурс экономики и занятость населения      419

реподготовки кадров. Предложение труда нередко монополи­зируется профсоюзами, а цена рабочей силы на рынке труда (заработная плата) определяется на основе контрактов или кол­лективных договоров, причем размер ее зависит от соотноше­ния сил договаривающихся сторон. Как видим, рынок труда, как и рынки других товаров, стал регулируемым и изнутри (ра­ботодателями и профсоюзами), и извне (государством).

Однако следует подчеркнуть, что регулирование рынка труда не охватывает всего спектра проблем, касающихся воспроизво­дства кадрового потенциала, не охватывает в полном объеме проблему общественно-полезной деятельности, фактически сводя ее к понятию занятости. Но занятость с учетом самозаня­тости шире понятия "рынок труда", ибо самозанятые не имеют прямого отношения к данной экономической категории. Поэ­тому необходимо вначале рассмотреть проблему занятости и государственного влияния на ее решение.

Политика занятости в широком смысле охватывает систему социально-экономических отношений по поводу вовлечения трудоспособного населения в общественно-полезную деятель­ность, как правило, приносящую доход. Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния на­рода. Она дает определенные представления о благополучии граждан страны, об экономической и социальной стабильности общества.

Занятые в экономике создают продукты труда, благодаря че­му удовлетворяются потребности членов общества и решаются экономические и социальные задачи. Однако экономические законы, которые лежат в основе функционирования рыночно­го хозяйства, не обеспечивают необходимыми рабочими места­ми всех желающих трудиться и тем самым улучшать свое мате­риальное положение. В результате многие оказываются без ра­боты и заработка, а следовательно, без средств к существова­нию, что вызывает определенную дестабилизацию в обществе. Чтобы не допустить этого, государства и правительства стре­мятся принять определенные меры к созданию рабочих мест и вовлечению не занятого, но желающего работать населения в процесс трудовой деятельности. Другими словами, государ­ственные органы осуществляют политику занятости в узком смысле этого слова.


420                   Государственное регулирование рыночной экономики

В своей политике занятости правительство руководствуется (или должно руководствоваться) определенными принципами. В советский период такими принципами были обязательность труда, полная всеобщая занятость трудоспособного населения общественно-полезной деятельностью и т.д. Современные ра­дикальные экономические реформы вызвали к жизни новые принципы занятости. Они вытекают из основополагающих до­кументов страны, прежде всего из Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации"(принят 19 апреля 1991г. с изменени­ями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 22 марта 1996г. и 30 апреля 1999). Некоторые принципы подска­заны опытом рыночных преобразований экономики.

Можно назвать следующие принципы. 1. Добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способ­ностями к производительному и творческому труду. 2. Ответ­ственность государства за создание равных стартовых условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную деятельность; приоритетное внимание содействию занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испы­тывающим трудности в поиске работы. 3. Учет и обеспечение долговременных национальных интересов. 4. Учет националь­ных и культурных традиций, исторически сложившихся регио­нальных и отраслевых потребностей в рабочих местах. 5. Комплексный подход к решению проблем занятости, вклю­чающий в себя координацию усилий государственных органов, профсоюзов, объединений работодателей, использование фи­нансовых возможностей бюджетов всех уровней, внебюджет­ных фондов, средств предприятий, общественных объедине­ний и граждан.

После отказа российского государства от прямого централи­зованного управления занятостью возникла необходимость в новой системе ее регулирования. Такая система в настоящее время формируется в стране. Главными ее звеньями выступают трудовое законодательство, указы Президента и постановления правительства, соглашения, заключаемые субъектами социаль­но-трудовых отношений на национальном, региональном, от­раслевом уровнях и уровне предприятий, федеральные и регио­нальные программы стимулирования занятости.


Глава XX. Кадровый ресурс экономики и занятость населения      421



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.008 с.)