Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая и социальная функции занятости
Как экономическая категория занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности. Она отражает меру его включения в труд, степень общественных потребностей в работниках, а также личных потребностей и интересов в оплачиваемых экономически целесообразных местах. Важнейшей экономической функцией занятости является создание материального и духовного богатства посредством обеспечения работников экономически целесообразными рабочими местами. Другими словами, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для удовлетворения личных и общественных потребностей. От того, насколько полно члены общества вовлечены в трудовой процесс, выполнение сложных видов деятельности и насколько эффективно использует их труд, зависят темпы экономического роста, величина ВВП и доходов граждан, степень удовлетворения платежеспособного спроса и потребностей общества. Поэтому обеспечение тружеников экономически целесообразным рабочим местом, достижение полной, продуктивной и эффективной занятости является важнейшей задачей социально-экономической политики в широком смысле, включая и политику занятости, доходов и инвестиций. Под экономически целесообразным рабочим местом понимается физическое рабочее место, обеспеченное оборотными средствами (предметами труда, энергией, заработной платой и т.д.), позволяющее труженику реализовать свой интерес, добиваться высокой производительности труда и иметь достойный заработок, дающий возможность нормально жить и развиваться работнику и его семье. Рабочие места должны заполняться подготовленной рабочей силой. Лучших результатов можно достигнуть только тогда, когда профессионально-квалификационная структура рабочей силы соответствует структуре рабочих мест, создаваемых с учетом научно-технического прогресса. Поэтому, если спрос на такие рабочие места удовлетворен соответствующим предложением рабочей силы, можно говорить о состоянии равновесия рабочей силы и рабочих мест, т.е. о полной занятости. 422 Государственное регулирование рыночной экономики Экономически целесообразные рабочие места должны быть производительными, нормально оплачиваемыми и общественно полезными. Только в этом смысле можно утверждать, что они являются продуктивными. Ибо бывают рабочие места и высоко производительные и высокооплачиваемые, но не продуктивные. Таковы рабочие места в производстве и реализации наркотиков, где занятость не является общественно полезной. У рассматриваемой проблемы есть и еще один аспект. Это обеспечение не просто полной и продуктивной, но и экономически эффективной занятости.
Под экономически эффективной понимают такую занятость, которая обеспечивает достойный доход, сохранение здоровья, рост образовательного и профессионального уровня каждому члену общества на основе роста общественной производительности труда. Снижение затрат самого труда обеспечивается за счет внедрения достижений НТП. Отметим, что данное определение дает характеристику экономической эффективности с качественной стороны. Его недостаток состоит в количественной неопределенности, невозможности измерить экономическую эффективность с помощью одного показателя. Эта трудность в значительной мере устраняется с помощью системы показателей. Наиболее подходящими в этом плане являются следующие: Первый показатель — уровень (коэффициент) занятости населения профессиональным трудом. Он определяется как отношение числа занятых к общей численности населения, выраженное в процентах. В 2000 г. он равнялся 44,5% (64,6 млн человек: 145,0 млн человек х 100). Доля трудоспособного населения в общей его численности составила на этот год 57,5%. В 1990 г. доля трудоспособного населения России составляла 56,7%, т.е. на 1% меньше, а коэффициент занятости равнялся 50%. Для сравнения в США в 1989 г. коэффициент занятости был равен 62%. Более высокий уровень занятости в этой стране отчасти объясняется тем, что верхняя граница трудоспособного возраста составляет не 60, а 65 лет. Таким образом, судя по рассматриваемому коэффициенту, в Российской Федерации уровень занятости населения снизился более чем на 5 процентных пунктов, и сегодня уже нет сверхзанятости, которая была характерна для 80-х гг. Разумеется, снижение указанного коэффициента
Глава XX. Кадровый ресурс экономики и занятость населения 423 отнюдь не говорит о том, что созданы условия для увеличения свободного времени, для занятия другими видами деятельности. Требуется дальнейший анализ, касающийся действительного вовлечения населения в другие виды деятельности, состояния здоровья нации. Указанный коэффициент может быть использован для международных сравнений. Второй показатель — уровень занятости трудоспособного насе ления в общественном хозяйстве. Он рассчитывается как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения или трудовых ресурсов. На конец 2000 г. он составил 56,6% (64,6 млн человек: 87,8 млн человек х 100). Между тем в 1986—1987 гг. данный коэффициент перевалил за 85%, а по некоторым оценкам приближался к 90%. По данным выборочных обследований Госкомстата Российской Федерации уровень занятости населения в возрасте 15—72 лет составлял в 1992 г. — 66,7%, а в трудоспособном возрасте 79,9%. В 1999 г. соответственно — 55,6% и 67,9%, т.е. за 7 лет уровень занятости понизился соответственно на 11,1 процентных пункта и 10 процентных пунктов. Следовательно, за указанные годы произошло столь значительное снижение занятости, что уже имеются основания говорить о неэффективном использовании рабочей силы. Третий показатель — оптимальное распределение населения по сферам общественно полезной деятельности. В 2000 г. по сравнению с 1986—1987 гг. занятость в народном хозяйстве уменьшилась на 10,3 млн человек (с 74,9 млн в 1987 г. до 64,6 млн в 2000 г.). Если до начала радикальных реформ уменьшение шло за счет части занятых, выбывавших из состава рабочей силы и пополнявших число занятых домашним хозяйством, то с 1992 г. стало быстро увеличиваться число безработных. В 2000г. общее число ищущих работу составило 7,6 млн человек или 10,5% (по методологии МОТ), в том числе зарегистрированных в службе занятости — 1,1 млн или 1,5%. Как видим, общее число безработных является слишком большим, чтобы говорить об оптимальной занятости в экономике. Большое число ищущих работу подтверждает основательность вывода о неэффективном использовании рабочей силы. Занятость в Вооруженных силах Российской Федерации сократилась, что является позитивным шагом до тех пределов, по- 424 Государственное регулирование рыночной экономики ка не подрывается обороноспособность страны. Занятость учебой приблизилась к дореформенному уровню, хотя и тогда численность учащихся высших и средне-специальных учебных заведений на 10000 жителей была меньше такой же численности в наиболее развитых странах. Поэтому в 90-х гг. распределение трудоспособного населения по сферам общественно-полезной деятельности нельзя признать оптимальным. Четвертый показатель — рациональность структуры распределения населения по профессиям, отраслям и секторам экономики. Об этом показателе можно судить по изменению спроса на те или иные профессии. В частности, с начала рыночных реформ резко возрос спрос на специалистов в области финансов, рыночной экономики, юриспруденции и сократился на специалистов технического профиля. В этом отчасти проявился процесс устранения серьезного перекоса в подготовке специалистов в дореформенный период. По сравнению со специалистами для гуманитарной сферы выпускалось слишком много "технарей". Теперь же стал ощущаться недостаток и в инженерных кадрах. В конце 90-х гг. возрос прием в технические ВУЗы. Рынок специалистов постепенно приходит в равновесие.
Численность и доля занятых в отраслях экономики, согласно статистическим данным, претерпела за годы реформ существенные изменения. Наибольшей трансформации подверглась сфера материального производства. Уменьшилось число и доля занятых в промышленности, особенно в машиностроении и металлообработке (сокращение почти в 2 раза). Еще большее в процентном отношении, по сравнению с промышленностью произошло уменьшение численности в строительстве. Сократилось число занятых на транспорте, в сельском хозяйстве, хотя доля занятых там осталась без изменения. На фоне общего снижения занятости в экономике, непроизводственная сфера сохранила свою численность и, следовательно, увеличила свою долю среди занятых в экономике. В этой сфере наибольший урон понесла отрасль "наука и научное обслуживание", где численность персонала уменьшилась по сравнению с 1990 г. почти в 2 раза, что связано в первую очередь с сокращением финансирования науки. Массовый отток ученых и специалистов из этой отрасли негативно отразился на научно-техническом прогрессе страны в целом. Снизилась эф- Глава XX. Кадровый ресурс экономики и занятость населения 425 фективность использования квалифицированных кадров. Поэтому сегодняшнюю отраслевую структуру нельзя признать рациональной. Явно виден, в частности перекос в сторону добывающих отраслей. Пятый показатель — норма безработицы, ее соотношение с естественным уровнем безработицы. Данный показатель широко используется в западных странах для анализа эффективности занятости. Это стало возможно после того, как было дано научное определение естественного уровня безработицы. Отклонения от него в ту или иную сторону показывают, что рабочая сила используется неэффективно и экономика несет потери из-за инфляции или недопроизводства ВВП. В США во второй половине 90-х гг. естественной нормой безработицы считается уровень в 5,5—6%. В России такую норму правильно рассчитать невозможно из-за отсутствия данных по производительности труда, высокого уровня инфляции, ввиду высокой скрытой безработицы и теневой занятости и т.п. Есть экспертные оценки естественной нормы безработицы для России в размере 3—5%. В качестве дополнительного этот показатель также можно использовать. Высокая норма безработицы в России в настоящий момент говорит о неэффективном использовании совокупной рабочей силы.
Таким образом, опираясь на всю совокупность показателей можно сделать общий вывод, что в 90-х гг. рабочая сила в России использовалась в целом неэффективно. Одним из последствий такого положения стало снижение производства ВВП (в 2000 г. до 60% к уровню 1990 г.). Возникла также напряженность в решении социальных проблем. Явно необходима корректировка реформ, в сторону более активного участия государства в структурной перестройке экономики, опирающейся на увеличение инвестиций, использование достижений науки и техники для обеспечения полной, продуктивной и эффективной занятости. Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных ее видах, но прежде всего от занятости в экономике. Вместе с тем она раскрывает и обратную связь. Ведь сама занятость ориентирована не только на достижение экономических и политических задач, но и на развитие самого человека как высшей цен- 426 Государственное регулирование рыночной экономики ности, как цели жизнедеятельности общества. Всесторонне развитой человек обычно более активно и плодотворно участвует в управлении производством и обществом, в защите окружающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь. Все виды человеческой деятельности имеют социальную функцию, но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Труд является источником материального и духовного богатства, социального прогресса и развития человека. Обесценение труда, сведение его только к обеспечению условий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности, стимулы. Ослабление трудовой мотивации было зарегистрировано социологами в 90-х гг. Оно негативно отражается на развитии производства, человека и общества. Об этом свидетельствуют падение ВВП, рост теневой экономики, криминогенной ситуации в стране. Поэтому возвышая значение всех видов человеческой деятельности, нельзя недооценивать роль профессионального труда. Понятно при этом, что труд не должен быть принудительным, а стимулироваться атмосферой уважительного отношения к труду, достойным его вознаграждением. В переходный период происходят изменения в формах собственности, а вместе с тем и определенная трансформация социальной функции труда. Об этом можно судить по тому, что появились новые секторы в экономике, связанные с частной собственностью и с частными собственниками, лицами ненаемного труда. Господствовавший в течение многих десятилетий государственный сектор уступил первенство частному сектору по числу занятых в нем. Более чем в три раза увеличилась численность занятых в общественных организациях, фондах, предприятиях, созданных совместно с фирмами зарубежных стран, и при смешанной форме собственности.
В результате реформ, изменения структуры занятости появились новые классы и социальные слои населения. Возник класс капиталистов, олицетворяющий крупный (прежде всего финансовый и торговый капитал) и мелкий капитал (частные работодатели, владельцы мелких предприятий, торговых фирм, зажиточные фермеры), и класс наемных работников в традиционном (классическом) смысле этого слова, а также крестьяне и Глава XX. Кадровый ресурс экономики и занятость населения 427 ремесленники, существующие за счет собственного труда. Роль этих классов в трудовой деятельности изменилась. Так, капиталисты выступают в качестве организаторов производства, торговли, финансов, а наемные работники — в качестве исполнителя воли первого. Имеется и третий слой населения — самозанятые (крестьяне, ремесленники, лица свободных профессий). Они совмещают обе эти роли. Переход к рыночным отношениям характеризуется также значительным увеличением доли населения, занятого в режиме неполного рабочего времени (неполной недели). Частные, особенно мелкие предприятия стараются уменьшить свои финансовые издержки, экономя на оплате труда. Подобная практика ведет к ухудшению условий воспроизводства рабочей силы, к снижению ее качества. Вместе с тем для части населения (женщины, учащаяся молодежь, пенсионеры) такой режим работы позволяет участвовать в производстве, пополнять свои доходы, зарабатывать средства к существованию. Происходят изменения в сфере образования, среди лиц занятых учебой. В 1992—1995 гг. имела место тенденция к сокращению числа обучающихся в трудоспособном возрасте (до 5,3 млн человек). Во второй половине 90-х гг. наметилась тенденция к росту их числа (7,1 млн человек в 2000 г.), особенно в ВУЗах. Увеличился прием в аспирантуру и докторантуру. Появились частные учебные заведения, лицеи, гимназии. Эти изменения связаны как с высоким статусом образования, дающим более устойчивое положение в обществе, так и с проявившейся у образования новой функции — временной социальной защиты (от безработицы на 4—5 лет и от непопулярной в настоящее время службы в Вооруженных Силах России). Этим можно объяснить факты получения образования по специальностям, не котирующимися сегодня на рынке труда. Определенную социальную функцию выполняет занятие домашним хозяйством, особенно воспитанием детей. Новым социальным явлением для России за последние десятилетия стала безработица. Частично она выполняет позитивную социальную функцию. Перерыв в работе используется для переподготовки, повышения квалификации в целях занятости на новом рабочем месте. В целом же безработица имеет тяжелые социальные последствия. Все увеличивающаяся доля 428 Государственное регулирование рыночной экономики граждан (более 23% безработных в 2000 г. стояли на учете больше года) занимает маргинальное положение. Оставаясь без определенных занятий, она живет случайными заработками, прозябает в крайней нищете. Возвращение таких безработных к полноценной жизни весьма затруднительно. Это значит, что отсутствие занятости (выполняемой ей социальной функции) ведет к негативным последствиям и для человека и для общества. Таким образом, социальная функция разнообразных видов занятости способствует развитию человека и общества и, наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблемы занятости. В этих целях нужна активная политика государства. 4. Государственное регулирование занятости и рынка труда Государственное регулирование занятости и рынка труда в России вновь приобретает все более важную роль. Оно имеет свои направления. Прежде всего нужно указать на проведение государственной макроэкономической политики содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости. Большое значение отводится оптимизации соотношений занятости трудоспособного населения различными видами деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.). Государственное регулирование предполагает активизацию деятельности институтов рынка труда. Государственная политика занятости и рынка труда в России характеризуется в основном преобладанием пассивных мер. Проводится сдерживание массовой открытой безработицы, ведется регистрация безработных, выплачиваются пособия по безработице, разрабатываются программы трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика по стимулированию занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы, переподготовка безработных и повышение их конкурентоспособности носят пока явно второстепенный характер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирова- Глава XX. Кадровый ресурс экономики и занятость населения 429 ния занятости и рынка труда следовало бы обратить особое внимание на формы и методы активной политики занятости. Так, важную роль в решении задачи перехода к экономическому росту могут сыграть формирующиеся финансово-промышленные группы российского национального капитала, объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые и другие институты. Подобающее по мировым меркам место в развитии экономики должно занять малое предприниматель ство. По данным ООН, в мировой экономике на малых предприятиях занято более 50% населения и создается около 60% ВВП. Российское государство пока недостаточно уделяет внимания малому предпринимательству. Населению и, в частности безработным, нужна помощь в открытии собственного дела: обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, выделение льготных кредитов и субсидий, предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и в составлении бизнес-планов, защита от организованной преступности, льготное налогообложение на длительный период их деятельности. Особенно нуждается в налоговых льготах прибыль, инвестируемая в развитие производства и создание новых рабочих мест. Важную роль среди мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства. Сюда относится сфера услуг (особенно туризм), жилищное строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Целесообразно шире использовать такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов. Одним из главных направлений поддержки занятости и расширения числа рабочих мест в условиях структурных преобразований является конверсия военно-промышленного комплекса. Конверсионная программа должна стать одним из мощных "полюсов роста", технико-технологического перевооружения отечественной экономики на основе развития гражданского машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники. Апробированным в мировой практике и эффективным направлением активной политики занятости является организация 430 Государственное регулирование рыночной экономики общественных работ. Их целесообразно использовать для формирования современного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности. Организовывать и финансировать общественные работы необходимо на программно-целевой основе путем паритетного участия в ее разработке и финансовом обеспечении региональных, местных органов власти и государственной службы занятости. Более пристального внимания требует такое направление регулирования социально-трудовых отношений как оптимизация пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Особое значение имеет пропорция между численностью населения, занятого в экономике, на военной службе, на учебе, а также находящегося на пенсии, и числом безработных. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного минимума является важным условием снижения напряженности на рынке труда и обеспечения социальной стабильности в обществе, баланса интересов различных слоев населения. Однако достижение такого баланса зависит от возможностей государства. Необходим также высокий уровень производительности труда в экономике. В России не созданы подходящие условия для этого, и работа в этом направлении является самой настоятельной необходимостью. Определяющим направлением в политике занятости является подготовка и переподготовка кадров в соответствии с требованиями времени. А для этого необходима модернизация всего образования, в том числе профессиональной подготовки и переподготовки безработных, повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Для обеспечения потребностей в подготовке и переподготовке кадров необходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать предприятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты повышения квалификации, в том числе негосударственные службы занятости на договорной основе. Зарубежный опыт по- Глава XX. Кадровый ресурс экономики и занятость населения 431 казывает, что только кооперация профессиональных учебных заведений и предприятий реального сектора, развитие системы непрерывного образования позволяет успешно реализовать задачи подготовки современных кадров для рыночной экономики. Особое место в борьбе с безработицей должны занять целевые программы: региональные, отраслевые и специальные для наиболее уязвимых категорий граждан (инвалидов, женщин, имеющих детей, молодежи, длительно безработных и др.). Ведущее место среди них должно принадлежать программам профессиональной подготовки и переподготовки. Региональные программы необходимы прежде всего для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Там целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала, размещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, а также его территориальной мобильности. Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угледобыча, машиностроение и др.). Эти сферы нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозамещающих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения. Таким образом, разрозненные меры государства в области занятости и рынка труда целесообразно объединить в рамках единого раздела социально-экономической политики, придать ему приоритетное направление в деятельности Правительства России и администраций субъектов Российской Федерации. Вопросы и задания 1. Кадры представляют собой... {продолжите фразу). 2. Что является исходной и определяющей фазой воспроизводства рабочей силы (а следовательно и кадров)? 432 Государственное регулирование рыночной экономики 3. Дайте определение экономической категории "рынок труда". 4. Какой товар реализуется на рынке труда (выберите правильный ответ): а) труд, трудовая услуга; б) рабочая сила; в) работник; г) рабочие места. 5. Политика занятости в широком смысле охватывает систему... (продолжите фразу). 6. Назовите принципы занятости. 7. Что является экономической функцией занятости? 8. Под экономически целесообразным рабочим местом понимается... (продолжите фразу). 9. Назовите систему показателей характеризующих экономическую эффективность занятости? 10. В чем суть социальной функции занятости? 11.Перечислите и дайте краткие характеристики основным направлениям регулирования занятости и рынка труда в Российской Федерации. © Буланов В.С., 2002 ©ПлаксяВ.И.,2002 XXI Глава Налоги в системе государственного регулирования 1. Налоги и налоговая политика В общей системе государственного регулирования рыночной экономики особое место принадлежит налогам. Налоги — сложная социально-экономическая категория, отражающая динамику определенной сферы экономических отношений государства, а также структур местного самоуправления1 с конкретными производителями товаров и услуг — юридическими лицами, а также физическими лицами, получающими доходы и владеющими имуществом. Под налогом принято понимать обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований и наиболее полного выполнения ими своих функций2. Налогообложение как комплексная система взимания налогов возникло и развивалось одновременно с государством. По мере развития общества на государство возлагаются все новые функ- ' В соответствии с Конституцией Российской Федерации муниципальные образования не являются государственными. — Прим. авт. 2 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 2001. Ст.8. 434 Государственное регулирование рыночной экономики ции. В условиях преобладания частной собственности и перехода крыночным отношениям налоги выступают основным источником финансового обеспечения деятельности государства. Будучи финансовой категорией, характеризующей финансовые отношения (денежные потоки), налоги обеспечивают образование централизованных (общегосударственных) фондов финансовых ресурсов. Таковы бюджет, пенсионный фонд, фонд социального страхования и др. Следует отметить нравственно-этические аспекты налогообложения, что предполагает возможно более полный учет особенностей отдельных социальных групп налогоплательщиков (предпринимателей разного уровня и сфер деятельности, пенсионеров, лиц с низким уровнем доходов др.). Социально-экономическое содержание налогов раскрывается в их функциях. Обычно выделяют четыре основных функции налогов: фискальную, перераспределительную, контрольную и регулирующую (стимулирующую). Полнота осуществления государством своих функций зависит от величины главного финансового фонда страны — консолидированного бюджета Российской Федерации, равномерности и полноты его формирования за счет налогов. Фискальная функция налогов проявляется в изъятии части доходов налогоплательщиков, в уровне этого изъятия и в его организации, а также в использовании различных принудительных мер с целью своевременного и полного формирования бюджета и других общегосударственных и муниципальных фондов финансовых ресурсов. Реализация фискальной функции налогов сопровождается осуществлением других функций, прежде всего — перераспреде лительной. Поступившие в централизованные финансовые фонды налоги перераспределяются и в виде финансирования из бюджета направляются на те или иные цели — просвещение и науку, оборону, здравоохранение, содержание органов управления и т. д. В процессе взимания налогов осуществляется и контрольная их функция. Государство заинтересовано в полном и своевременном получении налоговых сумм. Поэтому оно организует систему контроля за поступлением налогов через органы Министерства по налогам и сборам, налоговую полицию, финансовые департаменты администраций и т. д. Собираемость налогов в последние годы в России достигает 70—80% Глава XXI, Налоги в системе государственного регулирования 435 к суммам, которые возможны к поступлению, что является положительным показателем функционирования налоговой системы. Особая роль в налогообложении отводится регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать в виде комплексного экономического рычага, который активно используется государством в целях регулирования макро- и микроэкономических пропорций развития экономики, стимулирования предпринимательской деятельности, насыщения рынка товарами и экономического роста. Реализоваться эта функция должна через изменение налогового законодательства, которое призвано создавать субъектам рыночной экономики (прежде всего предприятиям) благоприятные условия для развития производства путем использования новейших технологий и активизации инвестиционной стратегии. Кроме указанных функций налогов, следует выделить также воспроизводственную функцию. Она вытекает из рассмотренных выше. Процесс воспроизводства на основе реализации инновационно-инвестиционной стратегии развития имеет в настоящее время для России особое значение. Налогообложение должно стимулировать инвестиции в новейшие технологии и наукоемкие производства с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также увеличения объема производства тех из них, которые пользуются повышенным спросом. И, наконец, социальная функция налогов. Она реализуется путем воздействия на формирование совокупного интеллекта и нравственности человека. А это проявляется прежде всего через обеспечение качества жизни — ее продолжительности, достойных условий существования (медицина, жилищные условия, образование и др.). С помощью налогов осуществляется регулирование этого процесса. Функции налогов активно используются государством для разработки и реализации налоговой политики. Налоговая политика представляет собой систему мер государства по целенаправленному использованию налогового механизма в интересах развития производства, роста доходов предприятий и физических лиц, а также обеспечения на этой основе формирования 436 Государственное регулирование рыночной экономики централизованных фондов финансовых ресурсов (консолидированного бюджета и других). В условиях трансформируемой экономики налоговая политика государства нужна прежде всего, чтобы активизировать переход к рыночным принципам хозяйствования и устойчивому экономическому росту, развивать эффективные формы хозяйствования на основе такой структуры собственности, которая адекватна динамике рыночной экономики. Она призвана обеспечивать рост рентабельности и снижение затрат, накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целях реализации необходимых структурных изменений в экономике. Налоговая политика должна создавать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. Наконец, ей надлежит гарантировать социальную устойчивость и решение наиболее важных социальных задач, формировать достаточные централизованные фонды финансовых ресурсов (государственного бюджета и других) для реализации общегосударственных социально-экономических программ развития. Налоговая политика выступает одной из важнейших составных частей общей экономической политики государства. Она во многом определяет ее успех, поскольку система налогообложения является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования рыночной экономики. Именно выполнением этой комплексной функции характеризуются системы налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия и др.). При этом реализуется принцип адекватности построения налоговых систем. Он состоит в том, что формы и методы налогообложения должны быть динамичны и соответствовать конкретным условиям формирования рыночной экономики. Налоговая политика государства во многом определяет формирование эффективного рыночного механизма. Именно эту цель надлежит реализовывать в ходе налоговой реформы в России. Через налоговую политику государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорции развития. Опыт США, Японии, ФРГ и других развитых стран свидетельствует, что налоговая система — наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной и инновационной стратегии, внешнеэко- Глава XXI. Налоги в системе государственного регулирования 437 номической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. С самого начала построения новой налоговой системы (1992 г.) был взят преимущественно фискальный ориентир. В результате налоговая система стала выполнять конфискаци-онные функции. Известно, что у предприятий изымается сейчас через различные налоги более °/\о прибыли. Обследование промышленных предприятий показало, что они направляют на инвестиции всего лишь 5—10% прибыли, тогда как до перехода на новую налоговую систему эта доля составляла не менее 20%. И это происходит в условиях, когда износ оборудования на предприятиях ведущих отраслей материального производства составляет 65% и более. В результате неэффективной налоговой политики, уже в ближайшее время потребуются огромные дополнительные инвестиции в производство. Но эту задачу современная российская бюджетно-налоговая система решить не в состоянии. Она лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях имеет исключительно важное значение для развития экономики России. Стимулирование приоритетных направлений развития через налоговый механизм, создание условий налогового протекционизма характерно для экономик переходного периода. Через это прошли такие страны, как Япония, Тайвань, Республика Корея и другие страны. Эта политика активно применяется в Китае. И только в России налоговая система все еще не имеет достаточной связи с реальными целями функционирования экономики.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.47 (0.101 с.) |