Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Империализм как структура в международных отношениях
Большинство отечественных работ середины-конца XX века являются осмыслением, описанием, хвалебной одой ленинской теории империализма и подвергают критике те позиции его оппонентов, которые сам Ленин и критиковал, поэтому они не затронуты в данной работе. Тем не менее, для дальнейшего разбора империализма как явления в мировой политике необходимо выяснить как изменилось её марксистское понимание. Для этого следует уделить внимание работе бельгийского марксистского теоретика Эрнеста Манделя «Марксистская теория империализма и ее критики» 1955 г. Он признавал, что большинство политологов и социологов уже считали сутью империализма стремление к экспансии, но полагал, что подобные заявления не могут определить сущность империализма, и что только марксистская точка зрения на это максимально глубока и точна.[136] Мандель в своей книге высоко оценивал некоторые работы (а именно исключительно марксистские работы), разобранные выше в главе I. Находил он и некоторые недостатки, уязвимые места (flaws) в работе Р.Люксембург. Одним из подобных недостатков Мандель, так же как и его предшественники, называл, к примеру, что Люксембург полагала, что капиталисты не могут обогащаться, перекладывая капиталы «из одного кармана в другой» и этим игнорировала отмеченный Марксом факт, что капиталистический класс, взятый в целом, является не более чем абстракцией, полезной для того, чтобы раскрыть общие законы движения капитала. А с помощью данного наблюдения можно понять сущность периодических кризисов в контексте конкуренции антагонистических капиталов и вытекающей из неё концентрации капитала.[137] Именно ленинская теория империализма была признана Манделем как наиболее устойчивая и глубокая. Он утверждал, что ни один немарксистский подход, рождённый до Первой мировой войны, не сохранил к середине века какой–либо ценности, а ленинская теория монополистического капитализма в сочетании с теорией перманентной революции стала важнейшим ключом к пониманию современных для Манделя событий — двух мировых войн, появления фашизма, триумфа пролетарской революции в России, Югославии и Китае, растущей роли вооружений и военной промышленности в капиталистическом мире, природы колониальных революций и так далее. Мандель позволил себе слегка скорректировать ленинскую теорию, сделав больший уклон на самофинансирование монополий, также как и его коллеги подчёркивал паразитический характер империализма.
Мандель считал, что марксисты (Каутский, Гильфердинг, Люксембург, Ленин, Троцкий, Парвус, голландские марксисты и австромарксисты, такие как Отто Бауэр) первыми стали заниматься данной темой и являются её первопроходцами. «Буржуазная политэкономия обратила внимание на «факт» монополизации только через двадцать лет спустя».[138] Однако он игнорировал ряд авторов, включая, конечно, Гобсона. В итоге Мандель пришёл к мнению, что большинство современных ему буржуазных концепций империализма и монополистического капитализма носили откровенно апологетический характер, т.е. представляли собой идеологию, так как не разрабатывали теорию, объясняющую реальность (как это делали марксисты), а «пытались её оправдать или частично скрыть».[139] Что касается меньшинства современных Манделю буржуазных концепций империализма и монополистического капитализма, то они, по его мнению, «до сих пор опираются на разработки первых марксистов».[140] Мандель уделил внимание особенностям своей эпохи. Следует рассмотреть основные его идеи, которые явно иллюстрируют эволюцию империализма в рамках марксистской парадигмы, адаптацию к более современным реалиям: 1) Теорию ультраимпериализма традиционно, как и все марксисты-ленинцы, Э. Мандель подверг критике. Так «империалистические силы, далёкие от установления всеобщего мира, привели к развязыванию двух кровавых мировых войн и подготовке третьей…, монополистические объединения открыли путь для непрерывной череды революций и контрреволюций в мировом масштабе.» Всё это Мандель считал теоретическим крахом Каутского и Гильфердинга, а также обвинял последних в политическом предательстве. Также, исходя из подобной позиции, Мандель считал абсурдными заявления о том, что «Объединение Угля и Стали» станет гарантией мира в Европе.[141] Тем не менее, вопреки мнению Манделя, Европейский союз на данный момент является весьма устойчивым образованием и действительно гарантирует мир в Европе в пределах своих границ.
2) Современный мир Мандель охарактеризовал как мир олигополий и монополий, свободной конкуренции в котором на самом деле не существовало, как и не существовало реальной конкуренции цен. 3) Согласно Манделю утверждения о демократизации капитала (передачи акций большему кругу лиц) ошибочны, а на самом деле всё принадлежало и, скорее всего, до сих пор принадлежит «нескольким десяткам или сотням» семей крупных капиталистов. 4) Социальные и антимонопольные политики государств Мандель называл обманом, проводимым капиталистами через правительственные аппараты для поддержания экономической стабильности и «социального мира», полагал, что капиталисты выигрывают даже от частичной национализации (т.е. придерживался марксистской теории о государственно-монополистическом капитализме). Мандель делает вполне предсказуемые для марксиста выводы: капитализм медленно стареет, а буржуазная экономическая и социологическая мысль не способна противопоставить марксизму ничего, кроме мифов, иллюзий и лжи.[142] Взгляды Манделя на империализм можно назвать классическими или типичными. Норвежский основоположник дисциплины «мир и конфликты» Йохан Гальтунг выработал более комплексную концепцию империализма в статье «Структурная теория империализма». В ней автор большое внимание уделил неравенству, идеям подчинения центром периферии, в состав которой также входило бы подчинение одних центральных наций другим центральным нациям и подчинение одних периферийных наций другим периферийным нациям. Гальтунг намерился создать теорию освобождения от подчинения, но перед этим задался вопросом о теоретически и практически адекватном представлении о превосходстве. Гальтунг назвал империализм особым типом превосходства-доминирования.[143] Под «империализмом» Гальтунг понимал отношения доминирования между сообществами (в основном, между государствами), как систему, которая разделяет эти группы государств и связывает их части друг с другом в отношениях гармонии интересов, а другие части в отношениях дисгармонии интересов или конфликта интересов.[144] Если раскрыть суть такой идеи, то империализм можно определить, как один из способов, с помощью которого «центральная» нация (или же несколько развитых наций Центра) имеет и осуществляет власть над «периферийной» нацией (или, как правило, несколькими развивающимися нациями Периферии), согласно дисгармонии интересов (т.е. две стороны соединены вместе таким образом, что разрыв между ними увеличивается). В то же время гармония интересов проявляется в соединении условно двух сторон таким образом, что разрыв между ними приближается к нулю. Но империализм в любом случае проявляется в следующем (см. Приложение 7): 1) в гармонии интересов между центром в Центре и центром в Периферии, 2) в большей дисгармонии интересов внутри периферийных наций, чем внутри центральных наций, 3) в дисгармонии интересов между периферией в Центре и периферией в Периферии.[145] Из вышеперечисленных пунктов можно понять, что, в целом, Центр богаче Периферии, его богатство также зависит от того, как построено взаимодействие между Центром и Периферией, какие методы империализма для этого существуют. Империализм могут осуществлять не только основные государства Центра, но и центральные государства Периферии (т.е. наиболее развитые страны зависимой части мира), так как они материально (и не только материально) заинтересованы в том, чтобы служить связующим звеном между двумя мирами.[146] Соответственно они также являются империалистическими государствами. И это, вероятнее всего, не является прерогативой для конкретных государств, так как в случае смены центра в Периферии подобную же политику проводили и иные государства. Соответственно можно сделать вывод, что империализм не заложен в «менталитете» определенных государств/наций, а его осуществляют те из них, у кого есть возможности для такой политики.
Гальтунг не рассматривал империализм в общем плане, а выделял его принципы, типы и фазы. Гальтунг выделял два принципа империализма: принцип отношения вертикального взаимодействия, который касается самих взаимоотношений между государствами, а также принцип феодальной структуры взаимодействия, который объясняет, как эти отношения складываются в более крупную структуру взаимодействия. Если первый принцип–это отношение вертикального взаимодействия, которое является главным фактором неравенства, то второй - феодальная структура взаимодействия - является фактором, который поддерживает и усиливает это неравенство, защищая его. И существуют четыре правила, определяющие такую структуру взаимодействия:[147] 1) взаимодействие между Центром и Периферией является вертикальным 2) отсутствует взаимодействие между перифериями 3) отсутствует многостороннее взаимодействие с участием всех трех сторон 4) взаимодействие Периферии с внешним миром монополизируется Центром, что влечет за собой два следствия: отсутствие взаимодействия периферии с другими нациями Центра, отсутствует взаимодействие центра и периферии с другими периферийными нациями, принадлежащими к другим центральным нациям. Очевидно, что указанная Гальтунгом структура соответствовала больше всего структуре мировой колониальной системы и, соответственно, таким образом, может быть установлена прямая связь колониализма и неоколониализма с империализмом. Более того, Гальтунг также предположил, что империализм не всегда характеризуется осуществлением прямого насилия: «Очевидно, что чем совершеннее работают механизмы империализма внутри и между нациями, тем меньше нужна открытая машина угнетения и тем меньше могут быть центральные группы по отношению к общему населению. Только несовершенный, дилетантский империализм нуждается в оружии; профессиональный империализм основан на структурном, а не на прямом насилии.»[148]
Необходимо упомянуть и про взаимосвязанные конвертируемые типы империализма, которые были выделены Гальтунгом впервые среди всех обозреваемых работ: экономический, политический, военный, коммуникационный и культурный.[149] В первую очередь такое выделение означает возможность рассматривать империализм не только исключительно с экономического аспекта. Политический империализм заключается в концепции «материнской» страны, нации Центра, которая также является центром принятия решений, которые влияют на экономические, военные, коммуникационные и культурные типы: одни народы принимают решения, другие - подчиняются. «Ничто не служит этому так хорошо, как однолинейные концепции «развития» и «модернизации», согласно которым центральные нации обладают неким высшим типом структуры, с которой другие должны брать пример, и которая придает особую ауру легитимности любой идее, исходящей из Центра. Таким образом, структуры и решения, выработанные на «родине либерализма» или на «родине социализма», служат образцами в силу своего места происхождения, а не в силу своей сущности.»[150] Военный империализм подразумевает следствие экономического разделения труда, которое гарантирует, что центральные нации также становятся центральными нациями в военном смысле: только они имеют промышленный потенциал для развития технологического оборудования - и также часто являются единственными передовыми нациями в военном плане. «Тот, кто производит тракторы, может легко производить танки, но тот, кто поставляет нефть, не может защитить себя, бросая её в лицо агрессорам. Он должен зависеть от производителя танков, либо для защиты, либо для их приобретения [на условиях, продиктованных центром, прим. автора].»[151] Коммуникационный империализм проявляется в превосходстве Центра над Периферией в технологическом плане. Средства связи и транспорта продаются Периферии как часть общей вертикальной структуры торговли/помощи, наряду со средствами производства (экономический сектор), средствами разрушения (военный сектор) и средствами созидания (культурный сектор). Например, самолеты и корабли Центра быстрее, выглядят надежнее, могут содержать больше пассажиров, больше товаров. А когда Периферия наконец догонит, Центр уже долгое время будет доминировать в других областях и уровнях.[152] Большинство значимых новостных агентств, формирующих повестку принадлежит нациям Центра и именно они и формируют подобную повестку, что уже является связью коммуникационного империализма с культурным.[153] Подобно тому, как Периферия производит сырье, которое Центр превращает в обработанные товары, Периферия также производит события, которые Центр превращает в новости.[154] Кроме того, культурный империализм проявляется в вышеупомянутой схеме подачи идеального примера, когда нация Центра ведёт за собой нацию Периферии, заставляет её следовать своему примеру. Такую политику также предпринимал и Советский Союз по отношению, например, к Чехословакии.[155] Культурный империализм — это также и утечка мозгов, и образование, которое государство Центра даёт неквалифицированным рабочим и студентам из стран Периферии.[156]
Фазы гальтунгского империализма – колониализм, неоколониализм, нео-неоколониализм, приведены в Приложении 8. В отличие от своих предшественников, Гальтунг считал колониализм частью империализма, а не чем-то отличным. Он предвидел будущую третью фазу империализма, которая сформируется из-за того, что во время второй фазы (фазы организаций) многим международным организациям будет угрожать двойная опасность: «Во-первых, они будут подвергаться все большей критике в отношении их функции как связующего звена между двумя мирами... Во-вторых, это не означает, что нации Центра, если они свободны в этом, перестанут координировать свои действия, только то, что они будут делать это другими средствами. Вместо того чтобы ходить на специальные или ежегодные съезды или другими способами инструктировать генерального секретаря и его сотрудников, они могут просто… собраться небольшой группой участников».[157] Гальтунг предсказывал, что уровень технического прогресса позволит государствам быстро и эффективно решать вопросы на уровне двусторонних или многосторонних переговоров, форумах, которые бы по своему значению заменили бы организации, с небольшим числом участников, что приведёт к потере необходимости в встречах уровня всего мирового сообщества.[158] Гальтунг, как показано в Приложении 9, полагал, что империализм может совершаться не только различными коммерческими организациями, но и различными идеологическими движениями (например, коммунистическим движением). Он также многократно подчёркивал, что в своих объяснениях и заявлениях делал упор на экономический империализм, но не потому что рассматривал его как основной тип, а тот, данные по которому наиболее доступны. Сам же империализм Гальтунг видел в виде комплекса указанных им методов, форм и типов.[159] Для наций, являющимися связующими звеньями между успешными государствами Центра и странами Периферии, Гальтунг использовал термин «go-between», который можно перевести как «связующее звено». Он также полагал, что подобные нации могут быть не только промежуточным слоем между Центром и Периферией. «Связующие звенья» будут на один цикл отставать от наиболее развитых наций Центра, но и будут на цикл впереди наций Периферии.[160] Империя не должна обязательно враждовать до последнего с другой империей. Две капиталистические империи могут соперничать, но они могут также делить мир между собой на сферы интересов настолько, что их отношения будут скорее нейтральными друг к другу. В первой фазе империализма (колониальной) одна империя боролась, чтобы защитить себя в конкуренции с другой капиталистической империей, но во второй фазе (организаций) они могут объединить свои силы и более или менее слиться, чтобы защитить не ту или иную конкретную капиталистическую империю, а систему капитализма как таковую, что подкрепляется самой исторической практикой. Возможные взаимоотношения между империалистическими нациями Центра и нациями Периферии отображены в Приложении 10. Если трактовавшие империализм теоретики-первопроходцы рассматривали в качестве противоположности империализму свободную торговлю (как альтернативу протекционизму в рамках капиталистической системы) или коммунизм как следующую и более справедливую стадию, в зависимости от группы принадлежности теоретика, то Гальтунг представил новые условия, противоположные империализму и которые могли бы весьма удачно сочетаться с идеей многополярного мира: «Но что, если нет различия между центром и периферией, что, если нации являются полностью горизонтальными обществами? В этом случае мы должны говорить не об отношениях доминирования, когда центральные нации извлекают что-то из периферийных наций и т.д. Там, где нет плацдарма для создания и разделения на Центр и Периферию, не может быть никакого империализма по этому определению».[161] Гальтунг полагал, что империализм не неизбежное состояние мировой системы, его можно преодолеть через горизантализацию взаимоотношений между государствами, дефеодолизацию.[162] Согласно таким заявлениям империализм может существовать только в случае полного равноправия государств, их независимости друг от друга. Однако мировая история и принципы, по которым всегда развивался мир показывают, что если даже такая гипотетическая свободная от империализма ситуация и произойдёт, то будет продолжаться очень недолго и появятся снова государства/сообщества более сильные, способные на подчинение менее удачных государств/сообществ и нет никаких оснований сомневаться в том, что они не будут использовать свои преимущества.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.013 с.) |