Отдельные аспекты проблематики урегулирования подросткового буллинга: отечественный и зарубежный опыт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отдельные аспекты проблематики урегулирования подросткового буллинга: отечественный и зарубежный опыт



Аннотация: В данной статье исследуются понятие буллинг и его компоненты, рассматриваются меры противодействия подростковой травле, используемые в зарубежных государствах и в Российской Федерации. По мнению автора, в Российской Федерации вопрос противодействия буллингу недостаточно регламентирован, в том числе по причине отсутствия нормативно-правовой базы. Если за рубежом уже давно уделяют внимание по большей части применению превентивных мер, в том числе на законодательном уровне регулируя данную сферу, то в Российской Федерации работают только с пострадавшими от травли подростками, что представляется не совсем эффективным средством для решения указанной проблемы.

Ключевые слова: буллинг, школьный буллинг, подростковый буллинг, подростковая травля, профилактика буллинга, жертва буллинга, противодействие школьному буллингу, борьба с подростковым буллингом.

 

Одним из феноменов, встречающихся в школьной среде, является буллинг, иными словами, школьная травля. Именно по той причине, что ключевым объектом агрессии со стороны сверстников становится ребенок, буллинг принято относить к наиболее разрушительному воздействию на психическое состояние подростка. Буллинг – это террор физического или психологического характера, целью которого для агрессора является заставить объект буллинга бояться, чувствовать себя слабым и беспомощным, подчиняться.

Наиболее часто травля встречается именно среди школьников, когда подростки начинают разграничивать свое окружение на подобных себе - «близких», и на «чужих», над которыми непосредственно издеваются. Что касается проявлений школьной травли, к таковым следует отнести, например, вымогательство, намеренную порчу имущества, применение в разговоре с жертвой жестоких и обидных прозвищ; также это высмеивание и частое избиение, толкание жертвы, распространение неправдивых сведений об объекте буллинга, требование у него денег или исполнения позорящих действий.

     К группе повышенного риска относятся, как правило, дети, характеризующиеся слабым состоянием здоровья, недостатками внешнего вида, ношением не актуальной в моде одежды, наличием акцента. Относительно внешних характеристик «легкой» для агрессоров добычи следует отметить такие, как робость, мягкость, неуверенность в себе.

          Школьная травля, что вполне логично, всегда оставляет пагубный след: ребенку приходится сталкиваться с серьезным стрессом, а длительная травма, безусловно, сказывается на будущем. Наиболее часто повторяющимися последствиями от травли становятся: появление низкой самооценки, боязнь неудачи, сильная зависимость от одобрения со стороны окружающих. Негативный опыт буллинга сказывается на умении внедряться в общественный коллектив, на навыках общения и стремлении совершенствоваться в целях становления лучше сверстников в организациях высшего образования и местах работы в дальнейшем. Именно по этой причине крайне важно улавливать и контролировать психологическое состояние подростка, замечая любые тревожные изменения еще на ранних стадиях их развития. Другими словами, ключевая цель заключается в профилактических мерах, позволяющих на корню исключать любые возможности для проявления травли в школьной среде.

Одной из основных особенностей буллинга является его структура, включающая в себя жертву, инициатора травли (обидчика или агрессора), свидетелей и участников, поддерживающих инициатора. Пассивное наблюдение за травлей и формирующееся у свидетелей чувство беспомощности также вызывает негативные последствия, которые напрямую ведут к снижению самооценки и подрыву психического здоровья, а все те, кто помогает буллеру, действуя по принципу «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул»[287], становятся последователями буллера из страха оказаться на месте жертвы. Таким образом, все участники подросткового буллинга в той или иной степени получают разрушительные травмы.

На сегодняшней день в Российский Федерации отсутствует единый нормативный правовой акт, который бы регулировал правовую природу подросткового буллинга, определял бы обязательные меры по предотвращению данной проблемы в школах, а также очерчивал бы рамки ответственности лиц, являющихся агрессорами в таких ситуациях. Считается, что именно отсутствие правовой регламентации и недостаточное правовое регулирование тормозят развитие российских школ в вопросе противодействия буллингу. В то же время в большинстве зарубежных стран сегодня вопрос выработки профилактических мер в целях противодействия школьному буллингу является прерогативой государства, которое на законодательном уровне регламентирует этот вопрос.

Для более полного понимания данного вопроса следует обратиться к некоторым из программ, действующих в зарубежных государствах.

В Норвегии согласно программе Д. Ольвеуса, направленной на улучшение климата в школьной среде, применяются показы видеороликов, внедрение ролевых игр и организация детского досуга. Уже более тридцати лет направления данной программы активно применяют Бельгия, Италия, Нидерланды, страны Латинской Америки, Эстония.

В Великобритании усиленно применяются именно профилактические меры борьбы с подростковым буллингом. Воспитательные работы проводятся через «суды», на которых обидчика публично отчитывают и поучают перед коллективом.  Активно используется прием под названием «Скамейки дружбы», дающий детям возможность обрести друзей, единомышленников. Также для детей создана карта, которая в режиме реального времени позволяет отмечать те места, где конкретно они подверглись травле со стороны сверстников. Благодаря этому педагоги своевременно реагируют на наличие потенциальных мест опасности для школьников. Зачастую в школах организовывают и проводят дополнительные занятия с целью оказания взаимной помощи. 

В Соединенных Штатах Америки с подростковой травлей борются посредством принятия правовых актов или внесения изменений в уже существующие. Например, Штат Невада характеризуется введением уголовной ответственности за угрозы как в устном, так и в письменном виде. Действует и специальная организация, проводящая оценку качества законов в сфере буллинга, а также поддерживающая учеников – жертв подростковой травли.

В Канаде ключевое направление в борьбе с буллингом ученые видят в воздействии на родителей, так как их задачей является распознавание потенциальных буллеров, «лечение» таких детей.

Исходя из законодательства рядя государств, меры по противодействию школьному буллингу принимаются также во Франции и Японии, Южной Корее и Китае, Узбекистане.

Примером положительного опыта работы по первичной профилактике подросткового буллинга в Российской Федерации являются программы, разработанные нижегородским педагогическим университетом и направленные на повышение, путем проведения тренингов, успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми. Россия отличается разработкой и введением в действие таких проектов, как «Травли.net» и «Вместе против травли». Указанные проекты призваны своевременно информировать детей и их родителей о буллинге, о возможных путях его предотвращения и уменьшения тяжести последствий.

Что касается средств, которые используют для противодействия школьному буллингу в России, основная их часть направлена на разрешение уже произошедших случаев травли. Следовательно, в российском государстве проблему не предупреждают, а пытаются хотя бы минимизировать появившиеся от подростковой травли последствия.

Именно по той причине, что в Российской Федерации все проекты, направленные на противодействие буллингу в подростковой среде, имеют единичный характер действия, проблема остается острой по сей день. Как результат – подросток закрывается в себе полностью, становясь уверенным в том, что никакой помощи уже и быть не может. Агрессор, в свою очередь, укрепляет свои позиции, находя и обижая все большее количество жертв, становясь от безнаказанности крайне жестоким. Представляется, что при правовой регламентации и при наличии действующей на всей территории страны специальной программы по противодействию школьному буллингу, ситуация была бы в корне отличной от той, которую приходится видеть сегодня. 

Таким образом, проанализировав профилактику школьного буллинга в Российской Федерации и предпринимаемые меры для разрешения проблемы, можно сделать вывод о том, что пока еще нет правового акта или эффективной программы, которые бы регулировали данный вопрос, когда так очевидна необходимость системного подхода к решению проблемы подросткового буллинга. Кроме того, в России практически отсутствуют службы, необходимые для полноценной профилактической работы по предотвращению буллинга.

Сегодня уже начинает формироваться правовая база некоторых субъектов Российской Федерации, активизируется работа в органах местного самоуправления. Создание системы профилактических мер, направленных на предотвращение школьного буллинга, позволит правильно и вовремя реагировать на попытки подростковой травли в целях решения этой остро социальной проблемы.

      Глечян Сюзанна Андраниковна

магистрант 2 курса

Юридического факультета им. А.А. Хмырова

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

 

Научный руководитель: Дзидзоев Р.М.,

профессор кафедры конституционного и муниципального права

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

доктор юридических наук, профессор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.01 с.)