Цифровое налогообложение: опыт России и зарубежных стран 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цифровое налогообложение: опыт России и зарубежных стран



 

Аннотация: Статья посвящена анализу цифрового налогообложения в современной России и зарубежных странах. На основании исследования российского и зарубежного опыта определяются основные проблемы сферы налогового регулирования киберпространства.

Ключевые слова: цифровизация, налог, налогообложение, киберпространство, электронная коммерция

На современном этапе масштабной цифровизации, а также в условиях увеличения спроса на онлайн услуги в период пандемии, наблюдается рост электронной коммерции. По данным «Data Insight» число заказов в интернет-магазинах и на маркетплейсах в 2020 году увеличилось на 78% и достигло отметки в 830 млн. В денежном выражении был зафиксирован рост на 47%, до 2,5 трлн рублей. В 2021 году доля онлайн-торговли составит минимум 9% от всей российской розницы[19].

 В ближайшем будущем торговая сфера в целом переместится в виртуальное пространство, благодаря которому товар и некоторые виды услуг можно будет приобрести из любой точки мира. Поэтому большую долю ВВП будут составлять именно товары и услуги информационной среды. В связи с этим необходимо адаптировать систему налогообложения цифровой среды для того, чтобы обеспечить равные условия налогообложения как для деятельности в информационном пространстве, так и для традиционной[20].

Большие трудности связаны с самой структурой и спецификой Интернет-пространства, ведь даже самые прогрессивные и ведущие страны, в связи с этим несут большие налоговые потери. Также и российские предприниматели быстро адаптировали деятельность под Интернет – пространство, рассматривая его как нишу для создания и развития своего бизнеса, в том числе по всей стране.

На сегодняшний день, на законодательном уровне, закрепляются ряд положений по регулированию цифровой торговли. Так, с 2017 года в Налоговый кодекс была введена ст. 174.2[21], которая определяет сущность реализации налогообложения при осуществлении электронной-коммерческой деятельности. Такая деятельность законодателем характеризуется как «услуга», а раз деятельность осуществляется через всемирную сеть, то можно говорить в целом о предоставлении «услуг контента» (который будет представлять собой совокупность конкретного объема информационных данных, предназначенных для пользователя).

Основным источником доходов таких, крупных компаний, как «Google», «Facebook» и других цифровых гигантов выступает рекламная деятельность, налогообложение которых, в рамках ранее названой статьи 174.2 НК РФ, Интернет-пользователями было названо как «налог на Google». Но сразу же появились пути обхода налогообложения в данной сфере. Это можно проследить на примере Facebook: при указании страны, из которой осуществляется реклама недобросовестные предприниматели указывают страну, в которой данная сфера облагается меньшим налогом или не облагается вовсе. Такой способ заработка распространен не только среди юридических лиц, но и среди физических. Одним из таких примеров может выступать видеостриминговый сервис «Twitch». В настоящее время помимо создания и распространения контента, данная цифровая площадка предоставляет возможность размещения рекламы и иных услуг. К источникам дохода, согласно типовому договору, который заключается между лицом и платформой, относятся: услуги по подписке на канал, размещение объявлений – рекламы, а также возможность использовать специальные программы с целью получения дополнительных средств. Данные денежные средства не являются пожертвованиями, а значит облагаются налогом в 13%. Важно сказать, что в целях недопущения двойного налогообложения между РФ и США был заключен договор[22], который также определяет уже перечисленный нами принцип налогообложения в зависимости от места нахождения лица, который создает контент. Однако, основным источником заработка любого контентмейкера, в данном цифровом пространстве, выступает получение – доната, формально представляющий собой дар или пожертвование. Согласно действующему налоговому кодексу, а именно п.18.1, ст. 217 такая форма получения денежных средств не облагается налогом.

Исходя из положений партнерского соглашения данная платформа для приема «доната» определяет природу денежных средств, т. к. процесс их получения осуществляется через дополнительные программы, а не на прямую к лицу. Наиболее распространенными из них является «DonationAlerts» которая в своем партнерском соглашении определяет получение денежных средств как - подаренные пользователями сети Интернет денежные средства в дар, в свою очередь другая программа «DonatePay» указывает, что - получение таких денежных средств определяется как вознаграждение, а следовательно, подлежит налогообложению. В настоящее время на просторах интернета к таким средствам распространения контент информации относятся также: «YouTube», «MEGOGO» и «Mixer», партнерские соглашения которых, в рамках определения природы денежных средств, а также их оборот, схожи друг с другом.

В период 2017–2018 года, американская компания-разработчик компьютерных игр «Valve» осуществляла продажу компьютерных игр и программ на своем онлайн-сервисе «Steam», перечисляя 18 % от полученной суммы налоговым органам РФ, исходя из требований вышеназванного закона. Одним из основных принципов, при осуществлении таких сделок является определение ставки в зависимости от места нахождения покупателя, поскольку Россия была не единственной страной вводившая данные обязательства со стороны иностранной компании. Так если бы покупатель находился на территории стран Дании, Швеции или Финляндии, то процентная ставка составляла бы 25%, в свою очередь на территории Юго-Восточной Азии ставка не превышала 16%. По такой же системе происходит налогообложение и других крупных зарубежных цифровых гигантов: «Blizzard», «Epic Games», «Sony».

В настоящее время продолжает развиваться и использоваться оборот виртуальных валют – денежных единиц, не являющихся государственными платежными средствами, созданных и применяемых в информационной среде. Наиболее ярким представителем, среди цифровых валют, выступает биткоин. На сегодняшний день наблюдается достаточно сильное влияние процесса получения данного рода денежных средств на реальную экономику страны. Так ввиду роста курса биткоина, начиная с 2019 года, цены на периферийные устройства, посредством которых и происходит образование данной валюты, повысились в 1,5-2 раза, как на модели нового образца комплектующих, так и старого. Таким образом можно сказать, что в настоящие дни цифровая и реальная экономика достаточно близко пересекаются друг с другом, влияя на спрос и цены определенного рода товаров, при этом деятельность, связанная с получением цифровой валюты, со стороны налогового законодательства никак не урегулирована.

Рассматривая практику зарубежных стран по законодательному регулированию деятельности с цифровыми валютами можно говорить о том, что в настоящее время нет единого подхода к пониманию единой интерпретации таких валют. Так страны Западной Европы, на примере США, определяют данные денежные единицы как цифровой товар, который был образован (создан) в рамках цифрового пространства, не относя ее к средствам платежа. Законодательство данной страны предусматривает уплату налога со сделок с применением конвертируемых цифровых валют, в рамках оплаты, как цифровых, так и реальных товаров работ и услуг, в зависимости от рыночной стоимости данной валюты в долларах на день совершения сделки.

Беря за основу практику стран Юго-Восточной Азии, а именно Сингапура и Малазии, то можно увидеть иной подход к определению природы цифровых средств платежа, а также их правовому регулированию. Виртуальная валюта в данных странах определяется как - вид цифровой денежной единицы, выступающий средством обмена, накопления, хранения или учета, не являющиеся официальным средством платежа. При этом, с точки зрения законодательства, идет прямое разграничение между физическими и юридическими лицами. Так, в рамках операций с цифровой валютой юридические лица облагаются налогом на доход от бизнеса, ставка которого составляет 17%, а физические лица облагаются так называемыми косвенными налогами – налог на товары и услуги, со ставкой 7 %.

Таким образом, возникает необходимость в усовершенствовании действующей системы налогообложения, а именно: развитие автоматизации систем налогового контроля, выраженных в виде цифровых свидетельств и подписей, закрепление базовых терминов в сфере электронной коммерции, таких как «электронная коммерция» или «Интернет-торговля», «электронно-поставляемые услуги», расширяя при этом базовый термин «услуга» и наконец разработка механизма привлечения к налоговой ответственности в рамках цифровой торговли.

 


Ханджян Климент Арменакович

студент 3 курса

Юридического факультета им. А.А. Хмырова

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

Научный руководитель: Комарова Л.В.,

профессор кафедры административного и финансового права

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

доктор философских наук, кандидат юридических наук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.006 с.)