О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных С применением законодательства О публичных мероприятиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных С применением законодательства О публичных мероприятиях



Аннотация: В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование проведения публичных мероприятий и вопросы об административной ответственности за участие в несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Анализируются проблемы применения законодательства о публичных мероприятиях, в частности правовой неопределенности термина «несанкционированное публичное мероприятие». Приводятся аргументы в пользу изменения диспозиции ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Ключевые слова: несанкционированное публичное мероприятие, участник публичного мероприятия, административная ответственность, административное правонарушение, установленный законом порядок проведения публичного мероприятия.

 

Российская Федерация является демократическим правовым государством, в котором, согласно статьям 30 и 31 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода мысли и слова, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования[8]. Порядок проведения публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ)[9], а ответственность за нарушения установленных законом правил предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ)[10].

В соответствии с Законом №54-ФЗ перед проведением публичного мероприятия необходимо уведомлять орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Несоблюдение уведомительного порядка означает незаконный характер проведения и влечет статус несанкционированного публичного мероприятия.

Понятие «несанкционированное публичное мероприятие» не закреплено в Законе №54-ФЗ. Однако Пленум ВС РФ в Постановлении от 26 июня 2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»[11] на основании ст. ст. 2, 7, 12 указанного закона дает определение несанкционированного публичного мероприятия для целей ч. 6.1, 7 ст. 20.2 КоАП РФ. Публичное мероприятие является несанкционированным в случаях: отказа органом публичной власти на основании ч. 3 ст. 12 Закона №54-ФЗ; уведомление о проведении которого не было подано по правилам ст. 7 Закона №54-ФЗ; в отношении которого по мотивированному предложению органа публичной власти не было согласовано изменение места и (или) времени его проведения; в отношении которого по мотивированному предложению органа не устранено несоответствие обозначенных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения.

Особый интерес вызывает привлечение к административной ответственности участников несанкционированного публичного мероприятия.

Термин «несанкционированное публичное мероприятие» в ст. 20.2 КоАП РФ используется только в диспозиции ч. 1.1, 6.1 и 7. Хочется обратить особое внимание на то, что в ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ не содержится положений об ответственности за участие в публичных мероприятиях, не согласованных в установленном законе порядке, однако на практике это не мешает судам устанавливать за это ответственность[12]. По мнению одних судов сам по себе факт участия в несогласованном публичном мероприятии – правонарушение, а по мнению других - нет[13].

Отсутствие в диспозиции ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ термина «несанкционированное публичное мероприятие» может создать проблему при соотношении с ч. 6.1 указанной статьи, где для квалификации важно, что само несанкционированное публичное мероприятие, а не конкретный его участник, повлекло за собой создание помех функционированию инфраструктурных объектов[14].

Объективная сторона в ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ выражается в нарушении участником установленного порядка проведения мероприятия, который предполагает соблюдение положений ст. 6 Закона № 54-ФЗ, не содержащей в себе требования ознакомления будущего участника с соблюдением разрешительного порядка проведения публичного мероприятия. Ответственность в данном случае наступает даже при обоснованном заблуждении в характере проводимого мероприятия.

На основании вышесказанного можно сделать вывод: для того чтобы избежать ответственности, потенциальным участникам необходимо убедиться в наличии законных оснований для проведения публичного мероприятия. Стоит отметить, что порядок ознакомления с документальным подтверждением получения уведомления о проведении публичного мероприятия не закреплен в Законе № 54-ФЗ, что, на наш взгляд, является серьезным упущением.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что по мнению И. И. Веремеенко и А. Ю. Якимова при квалификации правонарушений, связанных с нарушением порядка проведения мероприятий необходимо точное разграничение участников и случайных лиц, не подлежащих привлечению к ответственности[15].

Так, например Московский городской суд прекратил дело в отношении участника несогласованной акции протеста 31 января, который возвращался домой после работы[16]. Также Санкт-Петербуржский городской суд отменил постановление нижестоящего суда из-за отсутствия состава правонарушения в действиях глухонемого А., которому вменили ч. 6.1 ст.20.2 КоАП РФ[17].

Однако, как показывает практика, часто к ответственности привлекают и лиц, которые по их словам в акции не участвовали: в Казани студенту, случайно оказавшемуся в центре города во время митинга, назначили штраф[18].

Итак, подводя итог, необходимо отметить, что в настоящий момент в правоприменительной практике привлечения к административной ответственности за участие в несанкционированном публичном мероприятии существует немало проблем, которые можно решить с помощь уточнения определений, используемых в нормах права, так как от квалификации деяния зависит и выбор санкции.

В целях решения данной проблемы на наш взгляд необходимо определить состав правонарушения в ч. 5 ст. 20.2 КоАП как: «Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании или нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 и 6.1 настоящей статьи». Кроме того, логично закрепление возможных действий лица, которые оно должно совершать для того, чтобы его можно было расценивать как участника несанкционированного публичного мероприятия (например: скандирование лозунгов, наличие соответствующей атрибутики и т.д.). В ином случае необходимо, наоборот, включить примечание к статье в КоАП РФ или соответствующее положение в уже упомянутое Постановление Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 № 28 указание на то, что сам факт участия лица в несанкционированной акции не содержит состава правонарушения.

Кроме того, полагаю актуальным в вышеуказанном постановлении дать разъяснение относительно основных доказательств и способов их получения (закрепления) по такой категории дел. Например, оборудование специальных мест (постов) применения средств аудио- и видеозаписи в местах проведения таких мероприятий (как при фиксации административных правонарушений в сфере концертных выступлений и иных зрелищных мероприятий – ст. 6.26 КоАП РФ), использование индивидуальных средств аудио- и видеозаписи каждым сотрудником полиции, использование аэрофотосъемки (при помощи беспилотных летающих средств), обязательное освидетельствование задержанного гражданина, включающее его внешний осмотр и фиксацию состояния его одежды и предметов, обнаруженных при нем и пр.       

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.005 с.)