Вопрос о правовой природе таможенных платежей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос о правовой природе таможенных платежей



Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема правовой природы такого финансово-правового института как таможенные платежи. Были обозначены значимые вопросы таможенного законодательства в области правовой регламентации таможенных платежей, а также обозначена сложность данной системы, которая состоит из разнородных по своей природе элементов. Рассмотрены различные точки зрений ученых-правоведов в данной области, которые имеют важное теоретическое и практическое значение, на основе которых было произведено осмысление понятия и функций таможенных платежей, их места в системе методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности и роли в качестве источника государственных доходов, уяснения природы каждого из них.

Ключевые слова: таможенная пошлина, налог, сбор, таможенный тариф, неналоговый платеж.

 

    В настоящее время теория финансового права не смогла дать однозначный ответ на вопрос о юридической природе таможенных платежей. Данный вопрос является дискуссионным и является предметом рассмотрения многих ученых-правоведов. Дискуссия о правовой природе таможенных платежей имеет принципиальное значение, поскольку от этого всецело зависит возможность или невозможность применения соответствующего правового регулирования при их взимании. Взимание таможенных платежей неразрывно связано с внешнеэкономической деятельностью их плательщиков. Можно согласиться с утверждением, что уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу Российской Федерации. Россия стала членов ВТО в 2012 году спустя 18 лет переговоров, и поэтому законодателю необходимо было определить и закрепить в законе правовую природу таможенных платежей, их роль для государства и место в бюджетной системе. Но за многие годы научных дискуссий, так и не было принятого единого однозначного решения.

Термин «таможенные платежи» в определенной степени является собирательным для соответствующих платежей как налогового, так и неналогового характера. Специалистами предлагается определять их как разновидность обязательных платежей, относящихся на счет налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, которые взимаются таможенными органами при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.

Особенности системы таможенных платежей состоят в том, что в нее включены пошлины, налоги, сборы, имеющие различную юридическую природу. Общим для всех этих платежей, каждый из которых имеет свою специфическую правовую природу, является то, что они, хотя в целом и являются важнейшими источниками доходов государственного бюджета, в первую очередь все же служат таможенному делу. В этой связи справедливо отмечается, что через таможенно-тарифное регулирование, одним из важнейших средств которого являются таможенные платежи, через налоговые механизмы государство способно влиять на активизацию международной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность отечественного производства. Если говорить про основные функции таможенных платежей при всем многообразии они могут быть объединены в две основные: регулирующую и фискальную. Регулирующая функция проявляется в использовании широкого спектра экономических, политических и правовых мер, направленных на защиту внутреннего производителя от иностранной конкурентов, привлечение в страну товаров, пользующихся спросом, участие России в международных торговых, таможенных и иных организациях и др. Основная роль в реализации названных мер принадлежит таможенной пошлине. В то же время косвенные налоги, взимаемые при ввозе товаров в Россию, являются инструментом таможенно­ тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, а, следовательно, выполняют регулирующую функцию. Другое их основное предназначение состоит в наполнении доходами государственной казны, что вытекает из самой природы налогов. Отмечается, что в правоприменительной практике несправедливо сделан акцент на фискальную функцию таможенных платежей. Действующее законодательство использует таможенные платежи в форме налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, зачисляемых в него в полном объеме.

 Как нам известно, взимание платежей, имеющих налоговую природу, осуществляется исключительно в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а неналоговых платежей - в соответствии с законодательством иной отраслевой принадлежности (в данном случае - в соответствии с таможенным законодательством). Следует заметить, что взимание таможенных платежей основывается на правовом регулировании, сочетающем нормы законодательства о налогах и сборах, а также нормы таможенного законодательства и законодательства, регулирующего внешнеторговую деятельность.

Основным таможенным платежом является - таможенная пошлина. Традиционно в науке финансового права выделяются две концепции юридической природы таможенной пошлины: концепция налоговой природы и неналоговой природы. Причем обе эти концепции обосновывались и находили свое отражение в работах ведущих представителей финансового права. В.А. Лебедев в своих работах отмечал, что «таможенные пошлины- это не просто налог, но налог, посредством которого можно достигать помимо финансовых целей, известных полезных результатов в области народной экономики. Ввиду такого двоякого свойства таможенных пошлин наука и обладает двумя учениями о них, двумя основными системами применения».

Так, в соответствии с теорией налоговой природы таможенных пошлин Э.Н. Берендтс указывал на то, что «таможенная пошлина есть налог, взимаемый с ценностей, перевозимых через определенную черту или границу». Также он отмечал, что таможенные сборы не имеют характер пошлины, ибо таможенные учреждения, взимающие эти сборы не оказывают никаких услуг лицам, перевозящим через границу государства те или иные предметы. Аналогичным образом считал и В.А. Лебедев, что «таможенные пошлины составляют особую форму взимания налога с потребления весьма разнообразных предметов, перемещаемых через границу государства, как признака податной обязанности». С.А. Котляровский относил таможенную пошлину к одному из видов косвенных налогов.

Теория неналоговой природы таможенных пошлин получила свое распространение в советский период, так как это было связано с ослаблением фискальной функции таможенной пошлины, произошедшем вследствие изменения общественно-политического строя государства. Налоги уже не играли существенной роли в пополнении казны, а основной доход государство получало от неналоговых поступлений. Н.И. Химичева характеризует таможенную пошлину как неналоговый платеж, который отличается от налога в собственном смысле (хотя и имеет с ним некоторые общие черты в силу своего обязательного характера, зачисления в бюджет и условного включения в налоговую систему, как и многие другие платежи, по сути не являющиеся налогами). В отличие от налога, являющегося платежом индивидуально безвозмездным, взимание таможенной пошлины увязано с получением конкретным лицом, уплатившим пошлину, права на ввоз и вывоз товаров, перемещением его через таможенную границу, чему сопутствует пользование плательщиком определенными благами. Учитывая наличие общих признаков (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный фонд, контролируемость уплаты налоговыми органами), законодательство, по мнению Н.И. Химичевой, объединяет эти платежи с налогами в единую систему, названную налоговой системой, впоследствии - системой налогов и сборов. Так, Налоговый и Бюджетный кодексы РФ ранее относили упомянутые платежи к группе налоговых доходов бюджета. Однако впоследствии, благодаря внесению в них изменений, произошли дифференциация и уточнение, выразившиеся в том, что косвенные налоги остались налоговыми доходами бюджета, а таможенная пошлина и таможенные сборы перешли в разряд неналоговых доходов. Позицию Н.И. Химичевой поддерживают такие ученые, как Н.И. Землянская, О.Ю. Бакаева и Н.М. Сорокина.

От таможенной пошлины следует отличать таможенные сборы. В отличие от таможенной пошлины, которой облагается трансграничный оборот (ввоз, вывоз, транзит) товаров, таможенные сборы представляют собой плату за определенные услуги таможни. В данном случае имеется в виду плата за осуществление различных мероприятий, составляющих процедуру таможенного оформления. В соответствии со ст. 357.1 ТК РФ к таможенным сборам относятся сборы за таможенное оформление, сборы за таможенное сопровождение и сборы за хранение. Главное отличие таможенных сборов от таможенных пошлин, заключается в том, что первые, в отличие от вторых, фактически представляют собой предусмотренную таможенным законодательством плату за определенные юридически значимые действия, совершаемые в пользу плательщика в рамках осуществляемых таможенных процедур. К примеру, уплата таможенных сборов за таможенное сопровождение, согласно п. 2 ст. 357.2 ТК РФ, связывается с получением теми или иными лицами разрешения на внутренний или международный таможенный транзит.

Таким образом, таможенные платежи - неотъемлемая часть системы налогов, сборов и иных обязательных платежей, а их применение возможно в случае факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Именно условие перемещения и предопределяет особое место таможенных платежей в бюджетной системе Российской Федерации. Таможенные платеж – это обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами и уплачиваемые в связи с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств.

 

 


Литовченко Анна Игоревна

студентка 3 курса

Юридического факультета им. А.А. Хмырова

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

 

Научный руководитель: Берлизов М.П.,

доцент кафедры административного и финансового права

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

 кандидат юридических наук, доцент

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.008 с.)