Понятие семьи в гуманитарных науках. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие семьи в гуманитарных науках.



Понятие семьи в гуманитарных науках.

Семья, как пространство, определяющее социальную ситуацию развития ребенка, на пороге третьего тысячелетия нуждается в научном осознании и прогнозировании перспектив развития, что требует концентрации усилий всех, кто ответственен за ее нормализацию: профессиональных воспитателей, родителей и практиков различных ориентаций, особенно педагогов, детских психологов, психотерапевтов, социальных работников.

Семья изучается на стыке наук и поэтому требует полинаучного подхода:

- в философии семья рассматривается как «ячейка общества, необходимый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство, где осуществляется взаимопомощь и взаимозащита...» (И. Г. Герасимов, А. И. Пригожин, Ф. Энгельс);

- в социологии семья представляется как «малая социальная группа, сложная структура, состоящая из отношений доминирования - подчинения (власти), ответственности, где все члены семьи автоматически участвуют во всех совместных делах» (А. И. Антонов, В. М. Медков, С. Я. Вольфсон, М. С. Мацковский);

- в этнографии - как общность людей, где создается атмосфера объективной потребности каждого в участии в труде, дети опосредованно или непосредственно участвуют в производственнотрудовой деятельности родителей (М. С. Арутю-нян, В. Ф. Афанасьев);

- в антропологии - как биологическая задан-ность, наследственность и естественная природа человека (В. С. Вишаренко, Г. Н. Волков, В. В. Елизаров, Ю. И. Семенов);

- в психологии семья, семейные взаимоотношения и взаимодействия рассматриваются как процесс эмоциональной близости влияния на психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной, постоянной деятельности, способствующей повседневному общению с людьми, окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических процессов и развитие личности (К. А. Абульханова-Слав-ская, Б. Г. Ананьев, В. С. Дружинин);

- в педагогике - как институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей (А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, А. Ю. Гранкин, И. В. Гребенников, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).

Типы семейных структур.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия – брак одного супруга с несколькими супругами. Причем полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужщины с несколькими женщинами, полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужщинами (редко встречающийся брак – в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

В зависимости от выбора брачного партнера выделяют эндогамные и экзогамные браки. Эндога́мия (от греческого endon – внутри и gamos – брак) – норма, предписывающая заключение брака в пределах определенной социальной или этнической группы. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзога́мия (от греческого exo – вне и gamos – брак) – запрет брачных отношений между членами родственного или локального (например, община) коллектива, предполагает выбор брачного партнера из чужой группы.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родитель-ства – родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим принято различать социальное отцовство – «pater» и физиологическое отцовство – «genitor» и соответственно материнство. Отсюда на основе принципов локализации семейных групп прибегают к выделению патрилинейныхиматрилинейных семей,в которых наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) семьи могут быть гомогенными, в которых супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, в которых они происходят из разных социальных групп, классов.

По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, в которых молодежь остается жить у родителей жены. Возможен и третий вариант локализации – неолокальная – семья переезжает в жилище, удаленное от места проживания родителей.

Самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи (от латинского nucleus – ядро), состоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Расширенная семья представляет собой две и более нуклеарные семьи с единым домохозяйством и состоит из трех и более поколений-прародителей, родителей и детей (внуков).

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети данного брака и дети предшествующего брака кого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать.

Нуклеарная семья, состоящая из трех или только двух внутрисемейных позиций (муж-отец, жена-мать, дети-сыновья и братья, дочери и сестры), может быть двух типов: репродуктивная семья – состоящая из родителей и несовершеннолетних детей и ориентационная семья – родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи.

В социологии и демографии принято разделение семей по количеству детей на три типа: однодетные, двухдетные и многодетные семьи (трое и более детей).

Следующие понятия, входящие в категорию «структура семьи», – властьилидерство. Эти два понятия являются индикаторами для определения типа семьи. Дело в том, что в современных семьях, хотя и медленно, но происходит формирование новых отношений. Происходит постепенная замена прежней структуры отношений, построенных по вертикальному принципу, как властных, на новую – эгалитарную – горизонтальную.

Традиционный тип семьи – это отношения иерархии и субординации, доминирования и подчинения: мужей над женами, взрослых над детьми.

Современный эгалитарный характер отношений – это отношения партнерства, равноправия, уважения каждого каждым.

Функции семьи и брака.

Функции семьи - это отношения внутри этой семьи и отношения семьи с обществом, то есть ее внутренние и социальные значимые характеристики.

1. Репродуктивная функция. В этой функции заключена и сексуальная потребность, и потребность в продолжении рода.

2. Хозяйственно-экономическая функция – вопросы питания, семейного имущества, семейного бюджета и благоустройства.

3. Регенеративная функция – наследование (фамилии, имущества, семейных ценностей, социального положения, семейного дела).

4. Образовательно-воспитательная – функция социализации детей.

5. Первоначальный социальный контроль – функция привития норм поведения со старшими, понятия ответственности и обязанностей.

6. Рекреативная функция – развлечения, досуг, отдых, хобби и т.д.

7. Функция духовного общения (духовного взаимообогащения).

8. Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры внутри семьи, так как семья – это и есть общество в миниатюре.

9. Психотерапевтическая функция – удовлетворяет потребности в признании, поддержке, психологической защите, сочувствии и т.д.

 Функции семьи и брака.

К важнейшим функциям семьи и брака относятся следующие.

 1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях может вступать в половые отношения.

2. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.

3. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, моральные установки, прививают принятые в этом обществе («положительные») манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.

 4. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе.

5. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида. Кроме перечисленных, к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления, психологическая и материальнобытовая поддержка членов семьи и т. д.

6. Специфические и неспецифические функции семьи.

Специфические и неспецифические функции семьи.

 Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), постоянны в любую эпоху, несмотря на то, что характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

 Неспецифические функции семьи (накопление и передача собственности, статуса, организация производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению «Я» каждого члена семьи и т. д.) отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей. Иначе говоря, неспецифические функции семьи представляют собой условия реализации специфических функций.

Специфические функции семьи формируются исходя из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. В то время как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Теория обмена» Дж. Хоманса.

 «Теория обмена» Дж. Хоманса. Одним из важнейших подходов к анализу брачного выбора считается «теория обмена», предложенная Дж. Хомансом. Этот подход основывается на том, что одним из критериев брачного выбора является взаимная полезность людей и выгода, которую они получают. Дж. Хоманс пишет о том, что в обществе всегда существует так называемая «шкала ценностей», эти ценности могут быть вовлечены в обмен, и человеческое поведение будет строиться в соответствии с ней. То есть, человек обменивает свои ценности на свойства и качества другого человека: физическую привлекательность, высокое материальное положение, высокий социальный статус и т.д. Соответственно, согласно этой теории, в основе выбора партнера лежит оценка его личных качеств. Большой вклад в исследование семьи и брачных отношений внес американский социолог Р. Хилл. Он предложил теорию нормативного воздействия, основная идея которой заключается в том, что в настоящее время в обществе брак считается нормативным. Брачный выбор предписывается некими нормами, которые выработаны в рамках определенной культуры, а уже разные культурные группы (например, религиозные или национальные), стремятся быть обособленными территориально. В конечном итоге, внутри вероятного круга партнеров возможность заключения брачного союза изменяется в прямой зависимости от вероятности взаимодействия.

Понятие брачного поведения.

Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем "живут вместе".

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе.

Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны:

1. Пространство возможных выборов.

2. Степень свободы индивидуального выбора.

Потребность в детях.

Потребность в детях - это устойчивое социально-психологическое состояние индивида, обусловленное, во-первых, стремлением иметь типичное для данного общества число детей в семье и дать им не хуже типичного по качеству воспитание, во-вторых, чадолюбием (т. е. глубоко усвоенными установками по отношению к детям вообще), проявляющимся в том, что без наличия детей или определенного их числа индивид испытывает затруднения самореализации себя как личности. Таким образом, потребность в детях - это, по сути, усвоенные человеком в процессе социализации, бытующие в культуре или субкультуре и определенным образом преобразованные личностной структурой репродуктивные нормы или социальные нормы рождаемости.

Репродуктивные мотивы.

Репродуктивные мотивы – это психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей.

Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Выделяют следующие репродуктивные мотивы:

Ø Экономические мотивы рождения детей – это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) свой экономический статус;

Ø Социальные мотивы – это мотивы, побуждающие к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Выражаются в желании человека жить «как все» и иметь столько же «как и все» детей;

Ø Психологические мотивы - это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, внутренние цели личности. (Например, иметь ребенка, чтобы опекать его, проявлять свою любовь к нему; стремление продолжить себя в своих детях и т.п.)

Репродуктивные установки.

Репродуктивные установки – это психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Они делятся на два класса:

Ø Установки детности, регулирующие достижение определенного числа детей;

Ø Установки на применение контрацепции и искусственное прерывание беременности.

Основными внешними индикаторами репродуктивных установок служат три основных показателя предпочитаемых чисел детей:

Среднее идеальное число детей – характеризует представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, не обязательно в своей. Этот показатель отражает представление людей о социальных нормах детности, о наилучшем числе детей при определенных жизненных условиях;

Среднее желаемое число детей – это показатель, характеризующий индивидуальную потребность в детях, выявляет личностные предпочтения индивида в отношении числа детей, которое хотел бы иметь в своей семье, если бы ему ничего не мешало осуществить свое желание;

Среднее ожидаемое (планируемое) число детей – характеризует реальные намерения, репродуктивные планы людей и семей с учетом конкретных обстоятельств их жизни, с учетом конкуренции репродуктивных планов с другими жизненными планами.

Репродуктивные установки формируются в раннем возрасте и затем мало изменяются в течении всей жизни человека. Уменьшение среднего желаемого числа детей с переходом от старшего поколения к младшему указывает на снижение потребности людей в большем, по сравнению с предыдущим поколением, числе детей.

Среднее желаемое число детей указывает тот предел, до которого можно поднять уровень рождаемости с помощью средств социальной политики.

 18. Контрацептивное поведение Контрацепция – предупреждение беременности (предотвращение зачатия) с целью регулирования числа рождений или интервалов между ними. Контрацепция, являясь методом планирования семьи, одновременно может считаться способом предупреждения аборта и связанных с ним осложнений, а, следовательно, имеет не только медицинское, но и социальное значение. Контрацептивное и абортивное поведение служат инструментами регулирования как каждого конкретного репродуктивного цикла (предотвращение зачатия, прерывание беременности при помощи искусственного аборта), так и всего репродуктивного цикла семьи (формирование желательных протогенетических и интергенетических интервалов – периодов времени между началом сожительства и рождением первого ребенка и интервалов между рождениями всех последующих детей, соответственно) для достижения желаемого числа детей.

Жизненный цикл семьи.

Жизненный цикл семьи — закономерная последовательность стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования.

Одной из первых периодизаций жизненного цикла семьи является периодизация Дюваль (Duvall Е.М.), опубликованная в 1957 году. Согласно Дюваль, жизненный цикл семьи включает в себя 8 стадий, от момента заключения брака до прекращения существования семьи в связи со смертью обоих супругов.

1. Принятие и освоение супружеских ролей. На этой стадии молодая супружеская пара не имеет еще детей, но решает вопросы, связанные с желанием стать родителями. Супруги занимаются урегулированием отношений с увеличившимся числом родственников и, прежде всего, это связи с родительскими семьями.

2. Появление в семье детей (возраст старшего 30 месяцев). Появление первого ребенка требует от супружеской пары перехода от диадных отношений и адаптации к отношениям в треугольнике. Заботы, связанные с уходом за ребенком, его правильным развитием являются главными в этот период.

3. Семьи с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет). Это время первичного введения детей во внесемейные институты (дошкольные учреждения). Родители должны адаптироваться к возрастным потребностям дошкольников. У них накапливается усталость, им необходимо преодолеть трудности, связанные с сильным ограничением личного пространства.

4. Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет). В этот период основное внимание родителей привлечено к школьным делам детей. Побуждение детей к учебным успехам - главная задача семьи.

5. Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет). Принятие подростковости детей — важная и трудная задача для родителей и детей. От родителей требуется изменение отношения к взрослеющим детям, установления равновесия между предоставлением свободы подросткам и принятием ими ответственности. Взросление детей позволяет родителям создавать свой круг интересов, не связанных непосредственно с детьми, активно заниматься вопросами собственной карьеры. Происходит подготовка к уходу детей из семьи.

6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет родительскую семью). Семья: взрослые и дети экспериментируют с независимостью друг от друга. Молодые люди освобождаются от опеки родителей. Важной задачей при решении вопросов отделения детей является сохранение поддержки как основы семьи.

7. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда до ухода на пенсию»). Период, когда родители остались вновь одни без выросших детей, покинувших родное,«гнездо». Требуется переструктурировать супружеские отношения. Старшее и младшее поколение учится выстраивать отношения независимости и сохранения родственных связей.

8. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Сложнейшие задачи этого этапа: принятие факта ухода на пенсию и адаптация к старости. В связи со смертью одного из супругов для другого встают трудные проблемы утраты и одинокой жизни. Сохранение семейных связей с детьми и внуками помогает проживанию последнего этапа жизненного цикла семьи.

36.Исторические параметры функционирования семейной системы.

4.1. Семейный миф — это показатель функционирования семейной системы, формирующийся в течение нескольких поколений и являющий собой совокупность представлений членов данной семьи о ней самой. Близкими, и порой синонимичными данному показателю выступают «образ семьи», «образ мы», «верования», «убеждения», «семейное кредо», «согласованные ожидания», «наивная семейная психология».

4.2. Семейная легенда искажающая реальные факты семейной истории интерпретация отдельных событий в форме «красочного» предания о них. Семейная легенда содержит овеянные славой, вызывающие восхищение события из жизни семьи, позволяющие поддерживать идею о семейном благополучии. Таким образом, семейная легенда также выполняет защитную функцию. Однако, в отличие от семейного мифа, она осознается как неправда, искажение информации

4.3. Семейный сценарий повторяющиеся из поколения в поколение паттерны взаимодействия членов семьи, обусловленные событиями семейной истории. Семейный сценарий имплицитно содержит представления о том, с кем, как и для чего нужно жить в семье, сколько нужно иметь детей, каким образом заботиться о них, как строить отношения с расширенной семьей и т.п.

4.4. Семейная историяСемейная история понятие, относящееся к историческому контексту семьи и описывающее хронологию значимых событий жизни нескольких поколений семьи (минимум трех). Изучение семейной истории позволяет получить информацию о составе и значимых жизненных событиях расширенной семьи (фамилии, имена, даты бракосочетаний, рождений, смерти; болезни, несчастные случаи, переезды, характер отношений друг с другом и др.)

Понятие семьи в гуманитарных науках.

Семья, как пространство, определяющее социальную ситуацию развития ребенка, на пороге третьего тысячелетия нуждается в научном осознании и прогнозировании перспектив развития, что требует концентрации усилий всех, кто ответственен за ее нормализацию: профессиональных воспитателей, родителей и практиков различных ориентаций, особенно педагогов, детских психологов, психотерапевтов, социальных работников.

Семья изучается на стыке наук и поэтому требует полинаучного подхода:

- в философии семья рассматривается как «ячейка общества, необходимый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство, где осуществляется взаимопомощь и взаимозащита...» (И. Г. Герасимов, А. И. Пригожин, Ф. Энгельс);

- в социологии семья представляется как «малая социальная группа, сложная структура, состоящая из отношений доминирования - подчинения (власти), ответственности, где все члены семьи автоматически участвуют во всех совместных делах» (А. И. Антонов, В. М. Медков, С. Я. Вольфсон, М. С. Мацковский);

- в этнографии - как общность людей, где создается атмосфера объективной потребности каждого в участии в труде, дети опосредованно или непосредственно участвуют в производственнотрудовой деятельности родителей (М. С. Арутю-нян, В. Ф. Афанасьев);

- в антропологии - как биологическая задан-ность, наследственность и естественная природа человека (В. С. Вишаренко, Г. Н. Волков, В. В. Елизаров, Ю. И. Семенов);

- в психологии семья, семейные взаимоотношения и взаимодействия рассматриваются как процесс эмоциональной близости влияния на психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной, постоянной деятельности, способствующей повседневному общению с людьми, окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических процессов и развитие личности (К. А. Абульханова-Слав-ская, Б. Г. Ананьев, В. С. Дружинин);

- в педагогике - как институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей (А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, А. Ю. Гранкин, И. В. Гребенников, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.174 (0.044 с.)