Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психодинамическая теория семьи↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СЕМЬИ Методологические основы психодинамической теории семьи. Основные положения психодинамической теории семьи. Механизмы переноса модели родительской семьи. Влияние сиблинговых позиций на характер и полоролевое развитие личности. Понятие о комплементарном браке. Классификация типов личности и варианты их сочетаний в браке. Методологические основы психодинамической теории семьи Психодинамический подход к семье базируется на двух методологических основаниях: классическом психоанализе 3. Фрейда и теории объектных отношений современной психодинамики. Какие положения теории личности 3. Фрейда имеют особое значение для понимания психодинамических процессов, происходящих в семье? 1. Личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго, суперэго, Эго является регулятором, предназначенным для удовлетворения глубинных-инстинктивных потребностей, помогающим индивиду соблюдать требования социальной среды. Взаимодействие между ид, эго, суперэго создает внутренний неосознаваемый конфликт у человека. 2. Развитие личности проходит четыре стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. В процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера. 3. Ранние детские переживания оказывают влияние на формирование личности. Развитие эмоциональных расстройств у человека есть результат нарушения прошлых, чаще всего детско-родительских отношений. Как уже было отмечено, теория объектных отношений (Фейербейрн, 1954; Мелани Кляйн, 1932, 1957; Шандор Ференци и др.) является вторым методологическим конструктом, лежащим в основе психодинамического подхода к семье. Суть теории в следующем: человек с самого рождения стремится установить отношения с внешними объектами, способными удовлетворить его потребности. Фейербейрн отвергал биологизм Фрейда, утверждая, что ребенок ищет не столько удовлетворения инстинктивных желаний, сколько установления отношения с теми, кто находится с ним рядом. Ребенок нуждается не только в материнском молоке, но в заботе, теплоте, привязанности. Для развития ребенка имеет важное значение, каковы были главные, родительские фигуры в мире ребенка, как он их переживал, какие впечатления он сохранил. В его внутреннем мире возникают психологические дубликаты реально существующих людей и отношений: возникает образ себя (я-репрезентация) и образ значимого другого (объект-репрезентация). Следует отличать реальных людей и их восприятие детьми. Дети, особенно младенцы, могут неправильно воспринимать взрослых, их мотивацию и сохранить это неправильное впечатление при интернализации. Так, например, ребенок может сохранить впечатление об отце, который развелся и оставил семью, как очень добром и внимательном только потому, что когда он появлялся, то всегда приносил с собой подарки. И, напротив, он может воспринимать свою мать как непонимающую и слишком строгую, поскольку та была экономна и бережлива и ограничивала его в развлечениях. Неполное удовлетворение потребностей ребенка, недостаток тепла, внимания, поддержки, ласки ведет к возникновению тревоги. Поскольку ребенок не способен изменить внешний мир, людей, окружающих его, то для того, чтобы справиться с тревогой, он и интернализует объект, характер отношений с внешним миром (матерью, отцом и т. д.). Интернализованные в раннем возрасте взаимодействия становятся моделью будущих отношений, фильтром для восприятия событий последующей жизни. Иначе говоря, текущие отношения, складывающиеся во взрослой жизни, человек склонен рассматривать через призму прошлого. Все мы неосознанно пытаемся изменить свои отношения с близкими людьми так, чтобы они максимально походили на привычные, интернализованные в детстве модели. Люди используют текущие взаимодействия для возврата к неразрешенным конфликтам, для удовлетворения прошлых неудовлетворенных потребностей в родительской семье.
Основные положения психодинамической теории семьи Генри Дике (1967) впервые заговорил о возможности использования теории объектных отношений Фейербейрна для понимания супружеского взаимодействия и детско-родительских отношений. С точки зрения психодинамкческой теории, семья состоит из индивидов, имеющих свою индивидуальную историю развития, свой опыт жизни в родительской семье, а следовательно, и особую организацию личности, и интернализованные модели межличностного взаимодействия между супругами, родителями и детьми. Речь вдет о вертикальном подходе к семье, при котором характер супружеских отношений, причины сегодняшних затруднений и проблем супругов, отношения родителей и детей рассматриваются с учетом истории жизни обоих супругов. Каждый супруг имеет свою модель семейных отношении, свои представления о том, как организуется жизнь в семье, какие устанавливаются нормы и правила, каков должен быть характер отношений между супругами, у родителей с детьми, с дедушками и бабушками, другими родственниками, друзьями. Прошлое активно присутствует в текущих отношениях. Martin (1974) и Sajer (1976) рассматривают супружество как своего рода индивидуальный договор, или соглашение, которое включает то, что каждый из супругов предполагает дать, и то, что намерен получить от другого, от семейной жизни. Таким образом, ожидания и намерения супругов, имеющие в своей основе модели родительской семьи, играют важную роль в супружеском союзе. Ожидания касаются всех аспектов семейной жизни: распределения власти и ответственности, эмоциональной близости, количества детей и их воспитания, сексуальных отношений и организации быта, проведения свободного времени и распределения бюджета, отношений с родственниками и способов разрешения конфликтов, личностного роста и карьеры. Соглашение (договор) может быть: — сознательным и вербализованным; — сознательным и невербализованным; — неосознанным. Поскольку договор имеет взаимный характер, он может быть согласованным или конфликтным. Гармоничное супружество наблюдается, если индивидуальные соглашения взаимно соответствуют друг другу (осознанно и неосознанно) и выполняются обоими супругами. Если же ожидания супругов несовместимы из-за различий прошлого опыта, то такой брачный союз изначально обречен на неудачу, дисгармония в супружеских отношениях неизбежна. Отдельные элементы индивидуального соглашения определяются потребностями и желаниями индивидуума. Они, в свою очередь, могут быть: здоровыми и реалистичными или невротическими. Вследствие того, что ожидания и реальное поведение супругов не совпадают, возникает ощущение обмана и чувство беспокойства, уравновешенность в отношениях нарушается. Таким образом, особенности эмоционального реагирования на поведение партнера кроются в истории пропитого опыта супругов. Источники сегодняшнего поведения супругов, их эмоционального восприятия друг друга - в прошлом, в возникших в детстве внутренних схемах восприятия, отношения и поведения.
Вопросы для самоконтроля 1. Докажите, что классический психоанализ 3. Фрейда и теория объект-! ных отношений современного психоанализа являются методологи-J ческими основаниями психодинамического подхода к семье. 2. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие действие меха-? низмов идентификации, проекции, проективной идентификации. 3. Приведите примеры комплементарных, частично некомплементарных! и некомплементарных супружеских союзов в зависимости от оиблин-J говых позиций супругов. Литература 1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб., 2001. 2. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе: пер. с англ. М., 1998. 3. Кляйн М.., Айзеке С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе: пер. с англ.; ред. И. Ю. Романов. М., 2001. 4. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: пер. с чешек. М., 1991. 5. Николе М. Шварц Р. Семейная психотерапия, Концепции и методы /I пер. с англ. О. Очкур, А. Шишко. М., 2004. 6. Кернберг О. Отношения любви. Норма и патология / пер. с англ.1 М. И. Георгиевой. М,, 2000. Понятие о дифференциации Понятие дифференциации является ключевым в теории Боуэна. Он рассматривает дифференциацию «Я» и дифференциацию в межличностных отношениях Дифференциация «Я» имеет отношение к степени слияния эмоциональной и интеллектуальной систем у человека. Дифференциация эмоцио-нального и интеллектуального функционирования является универсальной характеристикой и поэтому может быть использована для категоризации людей на общем континууме. Представим шкалу дифференциации: О------25------50------75------100 В нижней точке шкалы (0-25 баллов) находятся те люди, у которых эмоциональная и интеллектуальная системы находятся в слиянии. Учитывая, что эмоциональная система является архаичной, энергетически мощной, действующей на уровне инстинкта, а интеллект - более позднее адаптационное образование, то становится понятным, почему поведение людей с низким уровнем дифференциации определяется автоматически действующей эмоциональной системой. Их эмоции и интеллект настолько смешаны, что они следуют моделям инстинктивного поведения. Им трудно различать эмоции и факты. Недифференцированные люди эмоционально зависимы от окружающих и стремятся найти комфорт в эмоциональной близости, слиянии с другими людьми. В родительской семье они находились под сильным эмоциональным давлением. Следуя этой модели отношений, они и во взрослой жизни ищут зависимых отношений. Им приходится постоянно прилагать усилия, чтобы избавиться от тревоги. Согласно Боуэну, эмоционально зависимые люди могут иметь разный, в том числе и высокий, уровень интеллекта. Речь идет о том, что люди с низким уровнем дифференциации, принимая решения, действуют под влиянием эмоций. Так, детально разработанный план мести изменившему супругу является примером работы развитого интеллекта, находящегося под сильным влиянием эмоциональной системы. У слабо дифференцированных людей интеллект может прекрасно функционировать в любой предметной области: математике, строительстве и тому подобном, но только не в сфере человеческих отношений. Как правило, свой интеллект они используют для рационализации при объяснении своих эмоциональных решений. Высокая дифференциация «Я» (75-100 баллов) проявляется в том, что интеллектуальная и эмоциональная системы могут работать эффективно, сотрудничая друг с другом. Интеллектуальная система настолько отдифференцирована от эмоциональной, что они функционируют автономно. В случае сильной тревоги эмоции не доминируют над интеллектом, человек не становится узником мира эмоций, интеллект может управлять эмоциональными переживаниями. Людям с относительно высоким профилем дифференциации доступны сильные' эмоциональные переживания. Они могут включаться в эмоционально окрашенные события, понимая, что у них есть способности в нужное время подключить интеллект для анализа и принятия решений. В спокойные периоды логическое мышление позволяет людям формулировать собственные суждения, убеждения и принципы, которыми человек руководствуется в ситуациях сильного напряжения и тревоги, возникающих в эмоциональных отношениях между людьми. Но и хорошо дифференцированные люди могут находиться под сильным стрессовым давлением. И они не всегда используют конструктивные способы решения проблем, затрачивая много эмоциональной энергии. Но в отличие от людей с низким уровнем дифференциации, они быстро восстанавливаются. Понятие дифференциации используется и для различения собственного «Я» и псевдо-«Я» человека. Псевдо-«Я» включает в себя набор идей, знаний, мнений, оценок, обязательных принципов, поскольку это считается принятым в той или иной группе. Они возникают под эмоциональным давлением группы, поэтому их набор случаен и непоследователен, что не осознается человеком. Человеку с низким уровнем дифференциации трудно отличить свое истинное «Я» от псевдо-«Я». Псев-до-«Я» подобно хорошему актеру, который в каждом спектакле играет разные роли в зависимости от сценария. Поскольку псевдо-«Я» создается в связи с потребностью человека приспособиться к разным группам (семейной, религиозной, политической, общественной и т. п.), оно непостоянно, изменчиво. Именно псевдо-«Я» участвует в процессах слияния с другими людьми, Собственное «Я» не участвует в процессах слияния. Оно состоит из четко определенных принципов, идей, убеждений, которые возникли у человека из собственного жизненного опыта, в результате его интеллектуального анализа, осмысления в ситуациях выбора и принятия решений. Это последовательная система убеждений и принципов, не противоречащих друг Другу, что позволяет человеку принимать взвешенные решения в случае сильной тревоги, эмоционального давления, взяв на себя ответственность за последствия сделанного выбора, В состоянии влюбленности пары с низким уровнем дифференциации собственного «Я» и псевдо-«Я» демонстрируют полную готовность соответствовать ожиданиям другого, быть таким, каким его хочет видеть партнер. В сУпружестве два псевдо-«Я» сливаются в единстве «мы», в котором один начинает доминировать и принимать фактически единоличные решения] Поскольку оба страшатся увидеть различия в мнениях, вкусах, интересах! они теряют границу между своим собственным «Я» и псевдо-«Я», манипулируют друг другом, что приводит к ощущению утраты себя, прежде всего у супруга, стремящегося постоянно занимать адаптивную позицию по от-J ношению к доминирующему. Чем чаще супруги меняются ролями, тем благополучнее их отношения. Уровень дифференциации существенно зависит от времени, когда человек оставляет родительскую семью и пытается начать жизнь самостоятельно, Существующий уровень дифференциации «Я» трудно изменить без длительной терапевтической работы, в ходе которой возможны медленные постепенные изменения. В повседневной жизни, в обычной обстановке, в спокойные периоды жизни уровень дифференциации трудно определить. Он становится понятным, проявляется в периоды стресса. Хорошо дифференцированный человек в кризисные периоды осознает свои эмоциональные переживания и способен использовать интеллект при решении возникших проблем. При невротических, психотических состояниях интеллект управляется эмоциональной системой. При этом часто интеллект используется для рационализации или интеллектуализации. Иначе говоря, именно с помощью интеллекта человек пытается объяснить, оправдать совершенные под влиянием эмоций действия, поступки. Так, например, продуманный план мести изменившему супругу, предпринятые шаги по его реализации - хорошая иллюстрация зависимости интеллекта человека от его эмоций. Важно отметить, что у людей с низким уровнем дифференциации интеллект может успешно функционировать в науках, бизнесе и т. п. Однако в Iмежличностных отношениях, при решении личных проблем их эмоции доминируют над интеллектом.
Супружеский конфликт Существуют браки с низким уровнем дифференциации, в котори большая часть недифференцированности трансформируется в конфлим Основной паттерн супружеских взаимоотношений проявляется в том, ч! супруги, предъявляя требования друг к другу, не могут уступить и ни одш из них не хочет занять адаптивную позицию. В таком случае отношения! паре разворачиваются по этапам. Этап 1. Период интенсивной эмоциональной близости, в течение которого супруги обмениваются большим количеством энергии. Это может быть энергия мысли или действия. Каждый сосредоточен на другом. Они думают друг о друге, даже находясь на расстоянии. Напряженность в отношениях постепенно начинает нарастать. Наступает момент, когда супруги не могут больше находиться в слиянии. Тогда происходит эмоциональный взрыв - конфликт между супругами, свидетельствующий о настунлении следующего этапа. Этап 2. Непосредственно супружеский конфликт. Для периода конфликтов характерны частые ссоры, обиды. Затем частота и интенсивность контактов снижается, что обеспечивает эмоциональное дистанцирование зависимых супругов. Этап 3. Период примирения, с которого начинается эмоциональное сближение супругов и новый период эмоциональной близости. Затем цикл отношений повторяется вновь.
Процесс семейной проекции Суть процесса семейной проекции состоит в том, что родители с низкими уровнями дифференциации, межличностные отношения которых характеризуются симбиотичностью, действуя в своей семье как единое «мы», проецируют недостаток дифференциации на одного или нескольких детей. Такой паттерн поведения наносит ущерб ребенку - объекту семейной проекции. М. Боуэн считает, что этот процесс универсален и в той или иной степени интенсивности присущ каждой семье. Объектом семейной проекции может стать первый ребенок, единственный ребенок любого пола, ребенок, родившийся в период стресса матери, ребенок, к которому у матери особое эмоциональное отношение или тот из детей, который, по мнению матери, может иметь особое значение для отца, ребенок с дефектом. Общим признаком является особая эмоциональная вовлеченность матери в появление ребенка. Процесс семейной проекции начинается с тревоги матери, в основе которой, по мнению М. Боуэна, лежит материнский инстинкт. Именно он побуждает мать чрезмерно беспокоиться во время репродукции и раннего детства. На тревогу матери ребенок отвечает беспокойством, которое мать неверно трактует как проблему ребенка. Отец, как правило, сензитивен к тревоге матери. Родительская опека, внимание, забота приобретают чрезмерный характер и не соответствуют потребностям ребенка. Так возникает паттерн инфантилизации ребенка. Он растет в ситуации усиленного контроля, гипертрофированного внимания и заботы, не приобретая самостоятельности, ответственности и автономии. Отношения ребенка с матерью или обоими родителями будут сохранять стабильность, эмоциональную уравновешенность, носить характер симбиотичности вплоть до подросткового возраста, когда он попытается претендовать на самостоятельность во Мнениях и решениях. Тогда отношения начинают катастрофически ухудшаться, и у ребенка возникает симптом: от незначительных нарушений в поведении до невроза и психоза. М. Боуэн отмечает, что многие взрослые «задеты» проективными процессами в своих родительских семьях, что проявляется в повседневной жизни: они менее успешны в карьере, недовольны отношениями с близкими и знакомыми, часто болеют, менее дифференцированы, чем их братья и сестры.
Сиблинговая позиция Понятие о сиблинговой позиции М. Боуэн разрабатывал на основе теории Тоумэна о сиблинговых профилях и с учетом положений о семейном проективном процессе. Тоумэн, изучая личностные характеристики детей в нормально функционирующих семьях, описал личностные профили сиблингов с учетом количества детей в семье, их пола, порядка рождения, интервала рождения между ними. Результатом исследования стали представления о 10 основных «нормальных» сиблинговых профилях: старшего брата братьев, старшего брата сестер, старшей сестры сестер, старшей сестры братьев, младшего брата братьев, младшего брата сестер, младшей сестры сестер, младшей сестры братьев, среднего, единственного ребенка. Согласно М. Боуэну, степень совпадения личного профиля с «нормальным» для данной сиблинговой позиции позволяет говорить об уровне дифференциации и направлении проективного процесса в семье. Так, например, если личностные характеристики человека, бывшего старшим ребенком, больше соответствуют тем, которые характерны для позиции младшего сиблинга, то есть существенные основания для предположения, что он, будучи ребенком, был объектом семейной проекции и вовлечен родителями в треугольник. Вопросы для самоконтроля 1. Семья как эмоциональная система. 2. Понятие об эмоциональной дистанции. 3. Проявления недифференцированности супружеских отношений. 4. Зависимость характера семейного взаимодействия от паттернов эмоционального взаимодействия предшествующих поколений. Литература 1. Бейкер К. Г. Теория семейных систем М. Боуэна // Вопросы психологии. 1991. №6. С. 155-164. 2. Николе М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы / пер. с англ. О. Очкур, А. Шишко. М., 2004. 3. Андреева Т. В. Семейная психология: учеб, пособие. СПб., 2004. • 4. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб, 2001. Вопросы для самоконтроля 1. Каким образом связаны между собой мышление, эмоции и поведени в теории А. Эллиса? 2. Чем рациональные суждения отличаются от иррациональных? 3. Как возникают семейные мифы? 4. Какую роль в супружеских отношениях играют семейные мифы? Литература 1. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар / пер. с англ. Н. Рассказово! А. Багрянцевой. М., 2004. 2. Эллис А., Арайден У. Практика рационально-эмотивной поведенчя кой психотерапии/пер. с англ. Т. Саушкиной. 2-е изд. СПб., 2002. I 3. Николе М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы / пер! англ. О. Очкур, А. Шишко. М., 2004. Здоровая семья Представителями бихевиористического подхода являются: WeisJ Hops, Patterson, Stuart, Azzin, Naster, lones. Предметом исследования, вмешательства, изменения психологи-бихивиористы считают поведение, которое доступно наблюдению, то есть то, что можно слышать и видеть. Поведение членов семьи оказывается основным фактором, через который можно понять особенности ее функционирования. Для бихевиористов прошлое супругов, их поведение в родительской семье не имеет существенного значения для объяснения текущих взаимоотношений. Они сосредоточены на настоящем. Объектами их наблюдений является диадное взаимодействие: муж - жена, родитель - ребенок. С точки зрения бихевиористов, взаимодействие между членами семьи характеризуется однонаправленностью. Они признают линейную причинность в объяснении поведения членов семьи (X является причиной У). Иначе говоря, поведение одного члена семьи инициирует поведение другого. Структурная единица паттерна взаимодействия в семье может быть представлена следующей цепочкой: антицендентное событие (стимул) > проблемное поведение > событие-последствие. Иначе говоря, контроль проблемного поведения осуществляется через стимулы, непосредственно ему предшествующие или следующие за ним. Предшествующие (антицендентные) стимулы могут провоцировать определенное поведение или подавлять его. Например, упреки и претензии со стороны жены за некупленные продукты, за невыполненные обещания тормозят проявление ласки, внимания со стороны мужа. Напротив, весть от мужа о получении премиальных или приобретении путевки дня отдыха подымает настроение жены, она становится более общительной и заботливой. Стимулы, появляющиеся после определенных форм поведения, оказывают свое влияние на частоту, повторяемость подобного поведения. Они •югут выступать: • как положительное подкрепление, вознаграждение, например: похвала, подчеркивание приятного; 4 как отрицательное подкрепление, прекращение неприемлемого поведения, например: упреки, брань, угрозы, враждебное молчание; • как наказание: упреки, враждебность, игнорирование приветливости; • как угасание, отказ от положительных подкреплений: отсутствие интереса, предоставление самому себе и др. При дифференцированном подкреплении определенные поступки и реакции поощряются, другие - игнорируются. Так, например, жена приготовила завтрак - похвала, поцелуй, ласковые слова супруга (поощрение). Муж не убрал посуду (обычно были упреки со стороны жены) - прекращение упреков (отрицательное подкрепление). Муж покупает продукты регулярно - никаких реакций со стороны жены, а в начале были слова благодарности (игнорирование). При сукцессивной аппроксимации последовательно подкрепляется лишь то поведение, которое в большей степени приближается к желаемому; дифференцированное поощрение продолжается до тех пор, пока желаемое поведение окончательно не сформируется. При выработке новых форм поведения более эффективно позитивное подкрепление (награды) по сравнению с негативным подкреплением. Попытка контролировать поведение с использованием отрицательного подкрепления называется принуждением. Принуждение часто инициирует цепочку взаимодействий, которые затем самовоспроизводятся, несмотря на то, что неприятны обоим партнерам. Для семейного благополучия важна атмосфера поддержки желательного поведения. Особое значение для развития здоровых отношений в семье имеет преобладание позитивного подкрепления над использованием аверсивных стимулов, особенно наказания (Б. Скиннер). Согласно теории социального обмена, хорошие отношения создаются тогда, когда во взаимодействии с другим получаешь больше, чем даешь когда «выигрыш» от отношений больше, чем «цена», которую ты платили за них (Thibaut & Kelly, 1959). В семье супруги, родители и дети стремятся как можно больше увеличить «награды» и как можно больше снизить «затраты» во взаимоотношениях. В успешном брачном союзе оба партнера прилагают усилия к тому, чтобы максимально вознаграждать, поощрять другого, при этом сводя к минимуму затраты. Один из супругов может временами получать больше, чем отдавать и при этом испытывать позитивные эмоции, быть довольным собой и другим. Преобладание позитивных эмоций над негативными играет роль позитивного подкрепления. В таком случае удовлетворенность отношениями возрастает, семья функционирует благополучно (Т. Вилс, Р. Вейс, Г. Патерсон (1974)). Поскольку в семье всем нельзя постоянно извлекать только пользу, то для гармоничных отношений важно соблюдение баланса между «брать» и «давать», «выгодой» и «ценой». Это означает, что в здоровой семье позитивные эмоции преобладают над негативными, нет «эксплуататоров» и «униженных», однако есть отношения равного вклада и равной выгоды. В противоположном случае, в несчастливых браках партнеры слишком сосредоточены на том, чтобы защитить себя от возможных обид, чтобы думая о том, как сделать друг другу приятное. В таких семьях супруги могут снизив затраты в отношениях, если будут отдаляться друг от друга, прибегать к oтчуждению. Другим способом снижения затрат может явиться использование во взаимодействии преимущественно негативного подкрепления и (или) наказания. Как отмечают Тибо и Келли, поведенческий обмен следует принципу реципрокности (обоюдности): негативная или позитивная стимуляция, исходящая от одного человека, обычно вызывает соответственное поведение со стороны другого. Приятное поведение стимулирует позитивные реакции, а недоброжелательность вызывает недоброжелательность. Супружеская удовлетворенность в значительной степени связана с «поощрительным» поведением партнеров по отношению друг к другу, то есть удовлетворенность супружеством прямо связана с поведением каждого супруга. Удовлетворенность браком возрастает, если это поведение пртнера радует другого, что не только приводит к увеличению обмена позитивными эмоциями, но и укрепляет уверенность в прочности брака. Итак, представления о принуждении и обоюдности позволяют судить об удовлетворенности или неудовлетворенности браком. То есть степень удовлетворенности супружескими отношениями прямо пропорциональна уровню обоюдности и обратно пропорциональна уровню принуждения. Супруги могут не воспринимать свой брак с точки зрения обмена вознаграждениями или наказаниями. Они могут считать удачным свой брак благодаря действию какого-либо иного фактора. Тем не менее, брачные отношения не могут быть удовлетворительными без той или иной степени обоюдности. Следует отметить интересную закономерность, обнаруженную при проведении исследований: оказалось, что удовлетворенность в браке в большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели обменом и частотой удовольствий, доставляемых друг другу.
Причины семейных дисфункций Исходя из принципов оперантного обусловливания, теория социального научения рассматривает семейную дисфункцию как результат недостаточно частого использования позитивного подкрепления членами семы друг друга, недостаточного количества наказаний за нежелательное поведение. В основе семейных проблем лежат неэффективные паттерны подкрепления, присущие взаимодействию как между родителями и детьми, так между партнерами по браку. Таким образом, в свете теории социального научения семейный конфликт считается результатом злоупотребления тактикой аверсивного контроля в ущерб положительному подкреплению. Обычно недостаточное количество позитивных подкрепляющих стимулов с обеих сторон со временем приводит снижению взаимной привлекательности партнеров (Stuart, 1969). Зачастую один из супругов предпочитает использование аверсивных стимулов, или наказания для управления поведением другого. Так, выражение женой недовольства может послужить толчком для пьянства мужа, и наоборот. Супружеский конфликт неизбежен и в том случае, когда один партнер пытается контролировать поведение второго при помощи аверсивных стимулов. В целом супружеский конфликт может возникнуть в результате использования аверсивного контроля, то есть партнеры обменивают» небольшим количеством позитивных стимулов (вознаграждений), поэтом каждый испытывает неудовлетворенность брачными отношениями. Молодые супруги на первых порах без особого труда чрезвычайно интенсивно используют положительные подкрепления. Причины тому - и наличие взаимной симпатии, и новизна отношений, и частое совместное времяпрепровождение. Супруги отмечают, что их контакты в этот период вызывают только приятные эмоции, практически не оставляя места затратам столь актуальным в последующем. По мере возникновения необходимости решать повседневные проблемы, воспитывать детей и приспосабливаться к меняющимся ролевым требованиям возрастает вероятность конфликта. Неспособность разрешать этот конфликт является наиболее распространенной причиной неудачи в браке. Когда двое вознаграждают друг друга в равной мере, это значит, что в основе такого обмена лежит реципрокность. Члены семьи, как правило в одинаковой мере подкрепляют поведение друг друга, что способствует сохранению брака(Patterson & Reid). Обоюдность распространяется на многие аспекты отношений; это означает что партнер не обязательно должен немедленно компенсировать полученную выгоду. Бихевиористический подход в супружеской терапии основан на положении, что супруги в конфликтных ситуациях недостаточно владеют навыками и умениями социального взаимодействия. Акцент при обучении ставится на редукции негативных и усилении позитивных видов поведения у брачных партнеров. Этот же принцип модификации поведенческого взаимодействия в супружеских парах применим для объяснения и изменения поведения детей черех научение родителей адекватному стимулированию поведения ребенка.
Вопросы для самоконтроля 1. Каким образом формируется супружеское поведение? 2. Приведите примеры действия позитивных и аверсивных подкреплений в семейном взаимодействии. 3. Назовите основные признаки здоровой семьи. 4. Перечислите причины семейных дисфункций. Литература 1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб., 2001. 2. Levant R. F. A classification of the field of family therapy? A review of attempts and a new paradigmatic model / American Journal of Family Therapy. 1980. P. 3-16. 3. Николе М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы / пер. с англ. О. Очкур, А. Шишко. М., 2004. Принципы открытого брака Теоретические размышления К. Роджерса, его психотерапевтический опыт послужили основой для разработки концепции открытого брака. Гуманистически ориентированные семейные психотерапевты О' Neil, О' Neil (1973) составили программу супружеской терапии для изменения стиля супружеских отношений в направлении открытого брака. Концепция открытого брака исходит из признания ценности человеческой индивидуальности, взаимного влечения и доверия в отношениях между близкими людьми, партнерских отношений между супругами. Сущность принципов открытого брака состоит в следующем: • равенство. Супружеские отношения - это отношения равных. В здоровом браке нет места подчинению, эксплуатированию, манипуляциям. Он предполагает ответственность каждого супруга за отношения, справедливость в распределении благ; • уважение. Супружество требует уважения к личности партнера, его мнению, интересам и вкусам. Оно несовместимо с обидами по поводу разногласий и несовпадения мнений; • открытое общение. Открытое общение является тем необходимым средством, с помощью которого супруги имеют возможность выражать свои мысли, чувства. Нет смысла дожидаться от партнера, что он интуитивно угадает мысли, настроение и состояние. Открытость в общении предполагает обмен как позитивными мыслями и чувствами, так и негативными. Важно, чтобы этот обмен происходил без оценки и критики и предоставлял пространство для иного мнения, для разных переживаний; • аутентичность. Сохранение своей аутентичности, принятие аутентичности другого является необходимым условием развития интимности в супружеских отношениях. Признавая право другого быть самим собой, оставаясь верным своей сущности, супруги сохраняют естественность и близость своих отношений; * гибкость роли. Открытость во взаимодействии супругов касается и их ролевых функций. В отличие от традиционного патриархального брака, где мужские и женские роли четко разведены и не предполагают смешения или обмена, в открытом браке роли подвижны. Бывают времена, когда взрослый мужчина, как ребенок, требует заботы и опеки, а женщина берет на себя ответственность за принятие решений. В других же случаях женщина - мягкая и робкая, мужчина - защищает и поддерживает; • доверие. Доверие в супружестве не совместимо с ревностью. «Статичное» доверие, суть которого может быть выражена формулой: «Он мне супруг, и я верю, что он будет верен мне» - принцип закрытого патриархального брака, необходимо дополнить «динамическим» доверием, лишенным ревности и предполагающим уважение к внесемейным интересам, даже если они связаны с интересами к противоположному полу. Формула такого доверия может быть представлена словами: «Я счастлив, если счастлива ты»; • жить в настоящем. Умение ценить настоящий момент жизни, проживать его во всей полноте, а не упиваться воспоминаниями о прошлом и фантазировать о будущем, придает особую ценность брачным отношениям. Планирование будущего, забота о предстоящей старости не должны мешать переживаниям реальных радостей настоящего.
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные положения о сущности человека в теории К. Роджерса. 2. Почему К. Роджерс считает брак постоянно продолжающимся процессом? 3. Чем отличается «статическое» доверие от «динамического»? 4. Насколько соответствуют ваши представления о тенденциях развития брачно-семейных отношений в нашей стране прогнозу К. Роджерса относительно будущего интимных отношений между мужчиной и женщиной? Литература 1. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: пер. с чешек. М., 1991. 2. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / пер. с англ. В. Гаврилова. М., 2002. 3. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / пер. с англ. М. Злотник. М., 2001.
ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СЕМЬИ Методологические основы психодинамической теории семьи. Основные положения психодинамической теории семьи. Механизмы п< |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1988; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.013 с.) |