Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек, личность, индивид: общее и особенное↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «человек» выражает общеродовые черты, присущие каждому человеческому индивиду, указывая на его принадлежность к человеческому роду. В нем фиксируются лишь общие, родовые признаки — биологическая организация, деятельностный способ отношения к миру, сознание, язык. Это понятие дает весьма бедную содержанием, предельно абстрактную характеристику индивида, лишенную его конкретного образа, и поэтому нуждается в дополнении другими понятиями. Индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно и природе, и человеческому обществу. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он идеален (прежде всего, телесно) от других индивидов. Индивид — это всегда «один из многих», и он всегда безличен. В этом понятии не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека. Каждый человек — это индивид. Индивидом человек является от рождения. Индивидуальность — это совокупность неповторимых свойств и способностей, отличающих данного конкретного индивида от массы других. В человеческой индивидуальности единичное и общее, природное и социальное, физическое и духовное сливаюсь воедино. Сущность индивидуальности связана именно с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках любой социальной общности. Личность —это единичный индивид, продукт и субъект общественных отношений, деятельности и общения, обладающий индивидуальным набором биогенетических признаков, социальнозначимых и духовных качеств. Это понятие, аккумулирующее в себе всю совокупность биогенетических признаков, социальнозначимых и духовных качеств. Это понятие аккумулирует в себе всю совокупность признаков, мыслимых в терминах «человек», «индивид» и «индивидуальность». Каждый человек, способный к самостоятельному действию в обществе, является личностью. Становление личности происходит в процессе социализации, то есть усвоения человеком социального опыта, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Поскольку социализация носит динамических характер, то личность — это всегда процесс, постоянное становление, требующее неустанной душевной работы. Личностью человек становится в процессе развития своей индивидуальности.
Природа и сущность человека Человеческая природа — это совокупность общих для всех людей анатомо-физиологических и психических свойств (таких как прямохождение, членораздельная речь, интеллект и другое), выражающих особенность человека как живого существа. Говоря о природе человека, чаще имеют в виду его биологические свойства. Сущность человека — это определяющая черта человека, выражающая его главенствующее качество. Раскрыть сущность человека как неповторимого живого существа очень сложно. У человека есть разум, совесть, долг, дар общения. По мнению ученых, только человек обладает сознанием, логикой, интеллектом. · Натуралистический подход отождествляет понятия «природа человека» и «сущность человека». Своеобразие или сущность человека выражается в его особой телесности, в его высокой организованности как биологической особи. · Рационалистический подход говорит, что за рамки животного царства человека выводит его разум, т.е. способность мыслить, размышлять о мире и самом себе. · Социоцентрический подход говорит о социальной сущности человека. По мнению французского просветителя П. Гольбаха, человек таков, каким его делает общество. К. Маркс утверждал, что человек — продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. · Религиозно-философский подход утверждает, что человек — это единственное живое существо, наделенное божественной сущностью — Духом. Именно в Духе как совокупности самых высоких качеств человека (любви, добра, совести, милосердия, сострадания и других) выражено его Богоподобие. · Философско-космический подход говорит о космической сущности человека. Человек признается составной частью Космоса, его развитие и развитие всего человечества неразрывно связаны с эволюцией всего Космоса.
Человек в мире культуры Культура — совокупность проявлений жизни народа или народных групп. Она распадается на различные области или сферы. Все сферы человеческой жизнедеятельности — политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. — связаны и влияют друг на друга. Каждая сфера находит отражение в других.
Нравственная культура фиксирует достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Данные нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления. Эстетическая культура общества несет в себе эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления. Специфичность эстетического восприятия в том, что люди, продукты их деятельности, явления природы воспринимаются сначала чувственно, эмоционально. Морально-этические и эстетические аспекты в культуре занимают отдельное место. Мораль регулирует жизнь людей в различных сферах — в быту, семье, на работе, науке, в политике и т. д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. Культурные нормы — это определенные эталоны, правила поведения или действия. Они складываются и утверждаются уже в обыденном сознании общества. В возникновении, на этом уровне, культурных норм немалую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи как способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение.
Этика как философская наука Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой — Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это: · наука нормативная; · учение о нравственности; · система правил контроля и коррекции поведения людей; · способ оценки человеческих поступков, одобрения или осуждения; · «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми. Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества; выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Этика выступает не только как теория морали, изучающая сущность, специфику морали, но и человека как морального субъекта. Цель этики по Аристотелю: оценка поступков и их содержание. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку. Главная задача этики по Аристотелю: исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Другие задачи: Теоретическое описание и объяснение морали: ее история, нормы, принципы, идеалы. Учить мораль необходимо для того, чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию "правильной жизни". Два рода проблем в этике: 1. Как должен поступать человек (нормативная этика) 2. Теоретические вопросы гносеологического аспекта, о сущности морали, ее происхождении (метаэтика). Метаэтика — "чистая философия" морали. Добро и зло исследуются на абстрактном, теоретическом уровне, без соприкосновения с практикой.
58. Основное содержание философской аксиологии Аксиология — особый раздел философии, предметом которого являются ценности; учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду — Красоту, Добро, Истину.
В античной, а затем и средневековой философии, ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная уже с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей был: что есть благо? Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны. Обе эти точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором — с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.011 с.) |