Русская религиозная философия XIX-XX веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская религиозная философия XIX-XX веков



Русская философия представляет собой особое культурное образование, сформировавшееся гораздо позже, чем в других странах мировой цивилизации. Долгое время на Руси философская мысль развивалась в религиозном направлении. Представители духовенства сформулировали идеи о божественном творении мира, божественных законах развития человеческой истории, божественном характере государственной власти. Эти мысли оказали существенное влияние на развитие русской философии. Духовным источником русской религиозной философии явилось православиекак специфический духовный и жизненный уклад, а в центре ее внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. С религиозных позиций в этой философии были осмыслены такие проблемы, как при­рода человека, его свобода, смерть и бессмертие, гуманизм и его кри­зис, смысл человеческой истории, ряд важных социальных вопросов.

Третий период в развитии русской философии как раз приходится на XIX век. Именно тогда русскими философами были созданы философские труды, которые, с одной стороны, возникли на основе религиозно-идеалистической традиции и мировой философии, но с другой — содержали свои идеи.

Особенности русской философии данного периода:

— развитие философской мысли в контексте художественной культуры;

— религиозно-идеалистический характер философских исканий;

— доминирование нравственной проблематики.

Русские философы утверждали идеалы добра, красоты, ненасилия, нравственного самосовершенствования личности.

Вопросы о своеобразии русской духовной культуры и философии, а также о взаимодействии культур Запада и России разрабатывали представители таких философских течений, как славянофильство и западничество.

Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин) разделяли позиции «философской всеобщности» и отстаивали идею об уникальности, специфичности духовной культуры и исторической судьбы России. Они полагали, что основой духовной культуры России является религия в форме православия; идеальной формой государственного правления — монархия, предохраняющая общество от насилия, а идеальной формой организации экономической жизни — крестьянская община с ее коллективистскими традициями. Славянофилы не создали оригинальной философской концепции. Они сконцентрировали внимание на специфике русской духовной культуры и философии, и исторического опыта России.

Западники (Герцен, Грановский, Огарев, Боткин, Белинский, Чернышевский) отстаивали позиции «философской индивидуальности». Они считали, что Россия в своем развитии должна ориентироваться на западноевропейскую цивилизацию. Эти мыслители критиковали религию, отстаивали материализм, атеизм и выступали за приобщение России к европейской науке и просвещению.

Философия русского космизма

Одним из интереснейших направлений русской философии является такое течение философской мысли, как русский космизм. Его сторонники развивали идеи микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной).

Три основных направления русского космизма:

1) Религиозно-философское (Федоров, Соловьев, Флоренский);

2) Естественнонаучное (Вернадский, Циолковский, Чижевский);

3) Поэтически-художественное (Одоевский, Сухово-Кобылин и др.).

Основоположником религиозно-философского направления является Федоров. Он формирует идею о необходимости нового, сознательного этапа эволюции. Он отмечает, что человек с помощью сознания, познания, самодеятельно-трудовой активности должен овладеть стихийными силами природы, научиться регулировать деятельность по преобразованию природы, освоить космическое пространство, расселиться за пределами Земли, достичь единения с Богом. Философ сформулировал идеи об управлении климатом, поиске новых источников энергии, овладении энергией солнца, оздоровлении Земли, восстановлении телесного и душевного здоровья человека. Он писал о необходимости решения проблемы голода посредством выхода за пределы Земного шара. Также он выступал против истребления человечества с помощью военной техники.

Сходные мысли развивает Соловьев. Он формулирует идеи богочеловечества, на основе которых должно осуществиться единение человека и Бога, произойти одухотворение, нравственное совершенствование людей. Обновленное человечество должно слиться с Богом в космосе, превратиться в такую силу, которая преобразует мир, спасет его от гибели.

Естественнонаучное направление было связано с успехами естествознания Циолковского. Он не только сформулировал идеи о возможности освоения космического пространства и расселения человека в космосе, но и развивал мысли о необходимости контакта с представителями внеземных цивилизаций. Он полагал, что в условиях космоса изменится физическая природа человека и он поднимется на новую ступень эволюции.

Идеи космической философии развивались и великим русским ученым Вернадским. Он сформулировал известное положение о том, что биосфера переходит в ноосферу — часть планеты, которая охвачена разумной деятельностью человека и преобразуется на основе развития научного познания человеком мира, а также техники, создаваемой на базе научных идей. Вернадский указывал, что ноосфера постоянно расширяется в силу того, что человек проникает в космическое пространство, а также в недра планеты. Ученый стоял на позициях оптимистического мировоззрения и полагал, что на основе развития науки и техники человечество сможет предотвратить экологическое самоуничтожение и сохранить мировую цивилизацию.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.004 с.)