Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская религиозная философия XIX-XX вековСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Русская философия представляет собой особое культурное образование, сформировавшееся гораздо позже, чем в других странах мировой цивилизации. Долгое время на Руси философская мысль развивалась в религиозном направлении. Представители духовенства сформулировали идеи о божественном творении мира, божественных законах развития человеческой истории, божественном характере государственной власти. Эти мысли оказали существенное влияние на развитие русской философии. Духовным источником русской религиозной философии явилось православиекак специфический духовный и жизненный уклад, а в центре ее внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. С религиозных позиций в этой философии были осмыслены такие проблемы, как природа человека, его свобода, смерть и бессмертие, гуманизм и его кризис, смысл человеческой истории, ряд важных социальных вопросов. Третий период в развитии русской философии как раз приходится на XIX век. Именно тогда русскими философами были созданы философские труды, которые, с одной стороны, возникли на основе религиозно-идеалистической традиции и мировой философии, но с другой — содержали свои идеи. Особенности русской философии данного периода: — развитие философской мысли в контексте художественной культуры; — религиозно-идеалистический характер философских исканий; — доминирование нравственной проблематики. Русские философы утверждали идеалы добра, красоты, ненасилия, нравственного самосовершенствования личности. Вопросы о своеобразии русской духовной культуры и философии, а также о взаимодействии культур Запада и России разрабатывали представители таких философских течений, как славянофильство и западничество. Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин) разделяли позиции «философской всеобщности» и отстаивали идею об уникальности, специфичности духовной культуры и исторической судьбы России. Они полагали, что основой духовной культуры России является религия в форме православия; идеальной формой государственного правления — монархия, предохраняющая общество от насилия, а идеальной формой организации экономической жизни — крестьянская община с ее коллективистскими традициями. Славянофилы не создали оригинальной философской концепции. Они сконцентрировали внимание на специфике русской духовной культуры и философии, и исторического опыта России.
Западники (Герцен, Грановский, Огарев, Боткин, Белинский, Чернышевский) отстаивали позиции «философской индивидуальности». Они считали, что Россия в своем развитии должна ориентироваться на западноевропейскую цивилизацию. Эти мыслители критиковали религию, отстаивали материализм, атеизм и выступали за приобщение России к европейской науке и просвещению. Философия русского космизма Одним из интереснейших направлений русской философии является такое течение философской мысли, как русский космизм. Его сторонники развивали идеи микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной). Три основных направления русского космизма: 1) Религиозно-философское (Федоров, Соловьев, Флоренский); 2) Естественнонаучное (Вернадский, Циолковский, Чижевский); 3) Поэтически-художественное (Одоевский, Сухово-Кобылин и др.). Основоположником религиозно-философского направления является Федоров. Он формирует идею о необходимости нового, сознательного этапа эволюции. Он отмечает, что человек с помощью сознания, познания, самодеятельно-трудовой активности должен овладеть стихийными силами природы, научиться регулировать деятельность по преобразованию природы, освоить космическое пространство, расселиться за пределами Земли, достичь единения с Богом. Философ сформулировал идеи об управлении климатом, поиске новых источников энергии, овладении энергией солнца, оздоровлении Земли, восстановлении телесного и душевного здоровья человека. Он писал о необходимости решения проблемы голода посредством выхода за пределы Земного шара. Также он выступал против истребления человечества с помощью военной техники. Сходные мысли развивает Соловьев. Он формулирует идеи богочеловечества, на основе которых должно осуществиться единение человека и Бога, произойти одухотворение, нравственное совершенствование людей. Обновленное человечество должно слиться с Богом в космосе, превратиться в такую силу, которая преобразует мир, спасет его от гибели. Естественнонаучное направление было связано с успехами естествознания Циолковского. Он не только сформулировал идеи о возможности освоения космического пространства и расселения человека в космосе, но и развивал мысли о необходимости контакта с представителями внеземных цивилизаций. Он полагал, что в условиях космоса изменится физическая природа человека и он поднимется на новую ступень эволюции.
Идеи космической философии развивались и великим русским ученым Вернадским. Он сформулировал известное положение о том, что биосфера переходит в ноосферу — часть планеты, которая охвачена разумной деятельностью человека и преобразуется на основе развития научного познания человеком мира, а также техники, создаваемой на базе научных идей. Вернадский указывал, что ноосфера постоянно расширяется в силу того, что человек проникает в космическое пространство, а также в недра планеты. Ученый стоял на позициях оптимистического мировоззрения и полагал, что на основе развития науки и техники человечество сможет предотвратить экологическое самоуничтожение и сохранить мировую цивилизацию.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.005 с.) |