Философия как наука и мировоззрение, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы философии и основные этапы ее развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как наука и мировоззрение, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы философии и основные этапы ее развития.



Философия как наука и мировоззрение, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы философии и основные этапы ее развития.

Философия как наука: Философия — это наука о наиболее общих законах существования природы, человека, общества и сознания, это наука о мире и об отношении человека к миру. Философия является обобщающей, мировоззренческой наукой, которая выполняет задачу интеграции знаний, то есть суммирует данные всех других наук и стремится наиболее полно обобщить открытые ими закономерности.

Философия как мировоззрение: Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Особенности: основано на знании, рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя), логично (имеет внутреннее единство и систему), опирается на четкие понятия и категории, системно и теоретически оформлено.

Проблемы философии:

1) Антропологические проблемы: определение места человека в природе и социуме, его отношения с окружающими. Здесь затрагиваются индивидуально-экзистенциональные вопросы (личностные), внутринаучные вопросы (о конечности и бесконечности мира, характеристики пространства и времени), художественно-эстетические вопросы.

2) Что первично: духовное или материальное?

3) Гносеологические проблемы: познаваем или непознаваем мир?

4) Аксиологические проблемы: разработка системы ценностей человеческого общества (основные: истина, добро, красота)

5) Онтологические проблемы: ценности индивидуального бытия — свобода, самореализация личности, выбор, границы существования.

6) Проблема смысла жизни.

Роль философии в обществе: она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также решает проблему познаваемости мира, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Исторические типы философии и основные этапы ее развития:

античная философия: стихийная; господствующая идея — космоцентризм, согласно которой мир изучался в целом как макрокосмос, а человек как микрокосм. Земля представлялась центром мира (геоцентризм);

средневековая философия: господствовала религия, поэтому философия была в основном схоластикой (тип философии, подчиняющейся науке о Боге), развивалась в рамках религиозных догм. Развивался теоцентризм (Бог – центр бытия);

философия эпохи Возрождения: развитие натурфилософии — философии природы; развиваются идеи антропоцентризма (человек — центр Вселенной и высшая цель мироздания);

философия Нового времени: опирается на научные знания; развивается рационализм — течение в философии, признающее силу разума в познании. Развивается гносеология — учение о познании;

современная (неклассическая) философия: впитала в себя философские взгляды предыдущих эпох. Опирается на новейшие научные знания. Но большое влияние имеет иррационализм — течение в философии, отрицающее силу разума в познании, утверждает роль бессознательного. Развивается аксиология – учение о духовных ценностях человека. Исследуется философская антропология, социальная философия.

 

Учение софистов и Сократа

Софисты не считали себя философами, они были платными учителями «мыслить, говорить, делать». Считали, что нужно анализировать речь, искать смысл слов. Они разработали софизмы (логические уловки), в которых применяли подмену слов, переход значений.

Софисты не стремились к достижению объективной истины, она обычно вырождалась в словесное искусство рассуждения и спора (иногда надувательства).

Характерные черты учения софистов:

1. агностицизм – отрицание познания объективного мира и признание только текучей чувственности, не отражающей устойчивых элементов.

3. главное свойство материи – не объективность, а её изменчивость и текучесть (Кратил: «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»). Всё меняется не как попало, а так, что все существующее в мире постоянно приходит в противоположное себе.

В центре же сократовской мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, общества. Сократовские беседы — поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Мир представляется Сократу творением божества, столь великого и всемогущего, что оно всё сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Сомнение ('я знаю, что ничего не знаю') должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ('познай самого себя'). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию всего.

Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Тремя основными добродетелями Сократ считал: умеренность, храбрость и справедливость.

'Сократический' метод, имевший своей задачей обнаружение 'истины' путём беседы, спора явился источником идеалистической 'диалектики'.

Диалектика — искусство добиться истины путём раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий.

 

7. Сущность и содержание философских направлений стоицизма и эпикуреизма в Античной философии.

     Три периода развития стоицизма: ранняя, средняя и поздняя стоя. Основателем стоицизма считается Зенон. Наибольшую известность получили представители поздней стои: Сенека и Марк Аврелий, создавшие законченную философскую систему этой школы, где основное внимание было уделено этическим вопросам. В мире всем правит промысел и все предопределено навеки, что позволяет предвидеть будущее, считали стоики. В своей этике стоики использовали в качестве основного принципа следующий тезис: «человек будет счастлив, если будет жить как можно ближе к природе», которая разумно устроена. Отсюда и человеческий образ жизни должен быть рационально обоснованным, а именно человек тогда будет добродетельным и счастливым, когда он будет ограничиваться малым и жить на основе разумности. Стоики пропагандировали идею долга человека и морального совершенства, достичь которого способен мудрец, поскольку это возможно сделать лишь посредством философии. В этой связи они делили всех людей на мудрецов и глупцов (безнравственных). Мудрецы живут согласно разуму, а глупцы — в соответствии с желаниями и инстинктами. Стоики учат человека без переживаний сносить удары судьбы, включая и телесные страдания. В поздней стое на первое место выступает проблема свободы человека. Чтобы освободиться от судьбы, человек должен сбросить бремя тела, которое есть тюрьма, сковывающая душу. Он также утверждал, что основной целью философии является «утешение человека во всех его несчастьях».

Эпикуреизм. Основатель — Эпикур. Философия, полагал он, может сделать жизнь людей счастливой и лишенной страхов. Отсюда основное внимание эпикурейцев привлекала этика. Эпикур дал новую теорию движения атомов. В то время как Демокрит утверждал, что атомы движутся одинаково во всех направлениях, по Эпикуру они могут отклоняться от прямолинейного падения в силу заложенной в них случайности и необходимости. Это приводит Эпикура к идее о самодвижении и случайных столкновениях атомов. Эпикурейцы считали, что человеческое поведение так же, как и атомы, обладает самодвижением. Широкую известность получило этическое учение Эпикура, в основе которого лежит понятие «удовольствие». Счастье человека — в получении удовольствия, считал Эпикур, но при этом подчеркивал, что удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевного умиротворения человека. Страдания же — это прежде всего страхи. Как побороть их? С точки зрения Эпикура, поскольку душа состоит из атомов, то она смертна, как и тело. Со смертью же души прекратятся и переживания, страхи. Таким образом, человек не переживает состояние смерти.

 

 

Жан-Жак Руссо (1762)

В своём влиятельном трактате «Об общественном договоре», Жан-Жак Руссо изложил другую версию теории общественного договора, основанную на народном суверенитете. Руссо полагал, что свобода была возможна только там, где было прямое правление народа в законодательстве, где народный суверенитет был неделим и неотделим. Граждане должны по крайней мере в некоторых обстоятельствах быть в состоянии вместе избирать основные нормы, по которым они будут жить, и быть в состоянии пересмотреть эти нормы позже, если они захотят это сделать.

 

Философия постмодернизма

Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Постмодернистская философия подвергает резкой критике категории Гегелевской философии, выступая с позиций релятивизма.

В методологическом плане постмодернистская философия опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», между которыми невозможно установление какой-либо иерархии. Особенности постмодернистской философии:

1. В соответствии с принципом плюрализма сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо объединяющим центром. Мир у них распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи.

2. Постмодернистская философия отказывается от категории бытия. Прежнее бытие уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может быть познано.

3. Не менее скептически смотрит он на человека как субъекта деятельности и познания, отрицает прежний антропоцентризм (философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) и гуманизм.

4. В целом постмодернистская философия выглядит весьма противоречивой, неопределенной и парадоксальной.

5. Постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи. Что же касается положительного вклада, то в этом плане он выглядит довольно скромно.

 

Философские идеи западников

Представители: Станкевич Н.В., Герцен А.И., Грановский Т.Н., Огарев Н.П., Кавелин К.Д., Бакунин М., В. Г. Белинский

· · ориентация на ценности западной цивилизации

· · европеизация России (экономика, торговля, военное дело)

· · реализация интеллектуального потенциала

· · протест монархии и самодержавию

· · предпочтение западному католицизму

· · единение православия и католицизма

· Философия западников: есть только общечеловеческий путь развития (им идет Европа), важнейшие ценности – свобода, право, личность.

Философия русского космизма

Одним из интереснейших направлений русской философии является такое течение философской мысли, как русский космизм. Его сторонники развивали идеи микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной).

Три основных направления русского космизма:

1) Религиозно-философское (Федоров, Соловьев, Флоренский);

2) Естественнонаучное (Вернадский, Циолковский, Чижевский);

3) Поэтически-художественное (Одоевский, Сухово-Кобылин и др.).

Основоположником религиозно-философского направления является Федоров. Он формирует идею о необходимости нового, сознательного этапа эволюции. Он отмечает, что человек с помощью сознания, познания, самодеятельно-трудовой активности должен овладеть стихийными силами природы, научиться регулировать деятельность по преобразованию природы, освоить космическое пространство, расселиться за пределами Земли, достичь единения с Богом. Философ сформулировал идеи об управлении климатом, поиске новых источников энергии, овладении энергией солнца, оздоровлении Земли, восстановлении телесного и душевного здоровья человека. Он писал о необходимости решения проблемы голода посредством выхода за пределы Земного шара. Также он выступал против истребления человечества с помощью военной техники.

Сходные мысли развивает Соловьев. Он формулирует идеи богочеловечества, на основе которых должно осуществиться единение человека и Бога, произойти одухотворение, нравственное совершенствование людей. Обновленное человечество должно слиться с Богом в космосе, превратиться в такую силу, которая преобразует мир, спасет его от гибели.

Естественнонаучное направление было связано с успехами естествознания Циолковского. Он не только сформулировал идеи о возможности освоения космического пространства и расселения человека в космосе, но и развивал мысли о необходимости контакта с представителями внеземных цивилизаций. Он полагал, что в условиях космоса изменится физическая природа человека и он поднимется на новую ступень эволюции.

Идеи космической философии развивались и великим русским ученым Вернадским. Он сформулировал известное положение о том, что биосфера переходит в ноосферу — часть планеты, которая охвачена разумной деятельностью человека и преобразуется на основе развития научного познания человеком мира, а также техники, создаваемой на базе научных идей. Вернадский указывал, что ноосфера постоянно расширяется в силу того, что человек проникает в космическое пространство, а также в недра планеты. Ученый стоял на позициях оптимистического мировоззрения и полагал, что на основе развития науки и техники человечество сможет предотвратить экологическое самоуничтожение и сохранить мировую цивилизацию.

 

 

Этапы позитивизма:

1. 30-40 гг. XIX в.: классический позитивизм (Конт);

Основная идея позитивизма состояла в том, что началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

Три стадии развития интеллекта по Конту:

· Теологическая, на которой человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил;

· Метафизическая, на которой объяснение явлений мира сводится к ссылке на различные выдуманные первичные сущности (абстрактная);

· Позитивная, когда человечество отказывается от теологических и метафизических вопросов и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

2. 70-80 гг. XIX в.: позитивизм эмпирио-критиков (Мах, Авенариус);

Представители эмпириокритицизма предлагали создать теорию научного познания. Они пришли к выводам о невозможности объективной и абсолютной истины; все научные истины — относительны.

В их работах речь идет о критике научного опыта, которая должна заключаться в очищении его от всяких произвольных допущений, метафизических гипотез. Такой необоснованной гипотезой они считали представление, что мир состоит из неделимых частиц вещества — атомов.

3. 10-30 гг. XX в.: неопозитивизм (Шлик, Карнап);

Поднимается проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Представители неопозитивизма считают, что надо превратить философию в методологию науки, игнорируя классическую философскую проблематику, и изменить ее до уровня логического анализа науки. Неопозитивисты упрекают традиционную философию в неясности рассуждений. Философия должна быть переделана на основании предъявления строгих требований, которые сложились в современном естествознании и математике.

4. 50-70 гг. XX в.: постпозитивизм (Поппер) — отход от многих принципиальных положений позитивизма.

Главная задача в философии — в демаркации — разграничении научного и ненаучного знания. Метод демаркации основан на принципе опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если теория не может быть опровергнута, она относится не к науке, а к религии.

 

 

32. Теория познания как философская дисциплина.

 Проблема познаваемости мира

Теория познания (гносеология) — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем.

Задачи познавательного процесса:

· адекватное понимание и объяснение окружающего мира в интересах и целях человека;

· раскрытие сущности предметов, понятий;

· выработка отношения человека к миру и его практическому изменению.

Особенности познания:

· осознанное, активно-творческое отражение людьми окружающего мира и самих себя;

· сложный противоречивый процесс, движение от непознанного к познанному;

· многоэтапный процесс, включающий чувственное и рациональное освоение мира;

· основанием, целью и средством познания выступает практика;

· источник нашего знания объективен по отношению к нам, то есть находится вне нас;

· познание есть процесс взаимодействия субъекта и объекта, результатом которого является новое знание.

Принципы процесса познания: объективность, познаваемость, обобщение, творческая активность субъекта, восхождение от абстрактного к конкретному.

Проблема познаваемости мира — это общая гносеологическая проблема формулируется в таких вопросах, как «познаваем ли мир?», а также «способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?».

Агностицизм — учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, а также закономерностей природы и общества.

Релятивизм — методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности наших знаний.

Скептицизм — философская концепция, которая подвергает сомнению возможность познания действительности.

 

 

 

 

Теория самоорганизации

Теория самоорганизации или синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).

Область исследований синергетики до сих пор до конца не определена, так как предмет её интересов лежит среди различных дисциплин, а основные методы синергетики взяты из нелинейной неравновесной термодинамики.

Синергетика основывается на следующих идеях и выводах:

1. Системности или целостности мира и научного знания о нем, общности закономерностей развития объектов всех уровней материальной и духовной организации.
2. Нелинейности (т.е. многовариантности и необратимости). Нелинейность является одним из центральных понятий в синергетике.
3. Глубины взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости). С точки зрения синергетики, хаос, беспорядок, случайности необходимы для рождения нового, а, следовательно, необходимы для эволюции. Синергетика рассматривает случайность и хаос как необходимые составные части этого мира, в то время как раньше они рассматривались как нечто непознанное.
4. Открытости систем и мира в целом.
5. Нового понимания времени.

 Один из важнейших философских выводов синергетики: при определенных условиях хаос рождает порядок. Хаос – не живое, мыслящее существо, а мертвое, неразумное образование. Но из него сам собой рождается порядок.

Синергетическая концепция самоорганизации:

· Различаются процессы организации и самоорганизации. Только организация, в отличие от самоорганизации, может характеризоваться образованием однородных стабильных статических структур.

· Результатом самоорганизации становится возникновение, взаимодействие

· Направленность процессов самоорганизации обусловлена внутренними свойствами объектов в их индивидуальном и коллективном проявлении, а также воздействиями со стороны среды, в которую «погружена» система.

· Поведение элементов и системы в целом, существенным образом характеризуется спонтанностью

· Процессы самоорганизации происходят в среде наряду с другими процессами, в частности противоположной направленности, и могут в отдельные фазы существования системы как преобладать над последними, так и уступать им.

 

Природа и сущность человека

Человеческая природа — это совокупность общих для всех людей анатомо-физиологических и психических свойств (таких как прямохождение, членораздельная речь, интеллект и другое), выражающих особенность человека как живого существа. Говоря о природе человека, чаще имеют в виду его биологические свойства.

Сущность человека — это определяющая черта человека, выражающая его главенствующее качество. Раскрыть сущность человека как неповторимого живого существа очень сложно. У человека есть разум, совесть, долг, дар общения. По мнению ученых, только человек обладает сознанием, логикой, интеллектом.

· Натуралистический подход отождествляет понятия «природа человека» и «сущность человека». Своеобразие или сущность человека выражается в его особой телесности, в его высокой организованности как биологической особи.

· Рационалистический подход говорит, что за рамки животного царства человека выводит его разум, т.е. способность мыслить, размышлять о мире и самом себе.

· Социоцентрический подход говорит о социальной сущности человека. По мнению французского просветителя П. Гольбаха, человек таков, каким его делает общество. К. Маркс утверждал, что человек — продукт и субъект общественно-трудовой деятельности.

· Религиозно-философский подход утверждает, что человек — это единственное живое существо, наделенное божественной сущностью — Духом. Именно в Духе как совокупности самых высоких качеств человека (любви, добра, совести, милосердия, сострадания и других) выражено его Богоподобие.

· Философско-космический подход говорит о космической сущности человека. Человек признается составной частью Космоса, его развитие и развитие всего человечества неразрывно связаны с эволюцией всего Космоса.

 

 

Человек в мире культуры

Культура — совокупность проявлений жизни народа или народных групп. Она распадается на различные области или сферы. Все сферы человеческой жизнедеятельности — политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. — связаны и влияют друг на друга. Каждая сфера находит отражение в других.

Нравственная культура фиксирует достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Данные нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления.

Эстетическая культура общества несет в себе эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления. Специфичность эстетического восприятия в том, что люди, продукты их деятельности, явления природы воспринимаются сначала чувственно, эмоционально.

Морально-этические и эстетические аспекты в культуре занимают отдельное место. Мораль регулирует жизнь людей в различных сферах — в быту, семье, на работе, науке, в политике и т. д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений.

Культурные нормы — это определенные эталоны, правила поведения или действия. Они складываются и утверждаются уже в обыденном сознании общества. В возникновении, на этом уровне, культурных норм немалую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи как способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение.

 

 

Этика как философская наука

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой — Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить.

Этика – это:

· наука нормативная;

· учение о нравственности;

· система правил контроля и коррекции поведения людей;

· способ оценки человеческих поступков, одобрения или осуждения;

· «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.

Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества; выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Этика выступает не только как теория морали, изучающая сущность, специфику морали, но и человека как морального субъекта.

Цель этики по Аристотелю: оценка поступков и их содержание. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку.

Главная задача этики по Аристотелю: исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Другие задачи: Теоретическое описание и объяснение морали: ее история, нормы, принципы, идеалы. Учить мораль необходимо для того, чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию "правильной жизни".

Два рода проблем в этике:

1. Как должен поступать человек (нормативная этика)

2. Теоретические вопросы гносеологического аспекта, о сущности морали, ее происхождении (метаэтика). Метаэтика — "чистая философия" морали. Добро и зло исследуются на абстрактном, теоретическом уровне, без соприкосновения с практикой.

 

 

58. Основное содержание философской аксиологии

Аксиология — особый раздел философии, предметом которого являются ценности; учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду — Красоту, Добро, Истину.

В античной, а затем и средневековой философии, ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная уже с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей был: что есть благо? Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны.

Обе эти точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором — с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.

 

 

Философия как наука и мировоззрение, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы философии и основные этапы ее развития.

Философия как наука: Философия — это наука о наиболее общих законах существования природы, человека, общества и сознания, это наука о мире и об отношении человека к миру. Философия является обобщающей, мировоззренческой наукой, которая выполняет задачу интеграции знаний, то есть суммирует данные всех других наук и стремится наиболее полно обобщить открытые ими закономерности.

Философия как мировоззрение: Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Особенности: основано на знании, рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя), логично (имеет внутреннее единство и систему), опирается на четкие понятия и категории, системно и теоретически оформлено.

Проблемы философии:

1) Антропологические проблемы: определение места человека в природе и социуме, его отношения с окружающими. Здесь затрагиваются индивидуально-экзистенциональные вопросы (личностные), внутринаучные вопросы (о конечности и бесконечности мира, характеристики пространства и времени), художественно-эстетические вопросы.

2) Что первично: духовное или материальное?

3) Гносеологические проблемы: познаваем или непознаваем мир?

4) Аксиологические проблемы: разработка системы ценностей человеческого общества (основные: истина, добро, красота)

5) Онтологические проблемы: ценности индивидуального бытия — свобода, самореализация личности, выбор, границы существования.

6) Проблема смысла жизни.

Роль философии в обществе: она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также решает проблему познаваемости мира, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.087 с.)