Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемное поле философии советского и постсоветского периодов. Сходство и различие
Советский период: В советский период отечественной истории философская мысль не имела возможности самостоятельного существования и развития в формах различных типов, направлений и течений, т.к. она находилась под жестким контролем со стороны государства и правящей партии. Философия использовалась для теоретического обоснования закономерности советского строя. В СССР единственным философским течением постепенно становился марксизм. Многообразие мнений подменялось единообразием и даже прямым администрированием. На философию была возложена задача по обоснованию практическо-политической линии партии, по методологическому и мировоззренческому руководству всеми сферами культуры, литературы и искусства, по распространению во всех слоях населения материалистических и атеистических взглядов. Философские поиски угасали, философская наука все более политизировалась. Из философских идей выводились конкретные политические рекомендации. В философии преобладал дух защиты существовавшего общественно-политического строя, процветал культ теоретиков марксизма, существовал жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и деятельности философских кадров в стране. Постсоветский период: Происходила переоценка ценностей, а также пересмотр и отказ от канонов "советского марксизма". Интенсивное развитие получило осмысление места и роли отечественной философии в истории мировой философии, ее влияния на развитие науки и культуры, были изданы труды многих видных философов. В постсоветский период в условиях идеологического плюрализма усилился интерес к философским проблемам политики, к социальной философии. В философских исследованиях, равно как и в других областях культуры, шли поиски элементов нового мировоззрения, духовно-нравственного и социального смысла происходящих реформ. В философской жизни страны преобладало мнение о необходимости преодоления тотального господства. Вкратце, постсоветский период развития философии можно охарактеризовать таким образом: поиск новых точек роста философского знания, формирование культуры научной работы в условиях свободы, отклик на новые проблемы современной культуры, освоение отечественной философской традиции, открытость новым идеям Запада и Востока.
Вывод: в СССР происходила политизация и единообразие философской мысли, она не имела права к самостоятельному существованию, т.к. присутствовал жесткий идеологический контроль. В то время как в постсоветский период существовал идеологический плюрализм, происходил поиск новых философских концепций, философское знание становилось свободным.
Теоретико-гносеологические основания и этапы развития позитивизма Позитивизм — философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные эмпирические науки. Главный принцип: «Каждая наука сама себе философия». Естественные науки как позитивные, опирающиеся на опыт, конкретные факты, обладают собственной теорией и больше не нуждаются в философской теории и методологии. Этапы позитивизма: 1. 30-40 гг. XIX в.: классический позитивизм (Конт); Основная идея позитивизма состояла в том, что началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Три стадии развития интеллекта по Конту: · Теологическая, на которой человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил; · Метафизическая, на которой объяснение явлений мира сводится к ссылке на различные выдуманные первичные сущности (абстрактная); · Позитивная, когда человечество отказывается от теологических и метафизических вопросов и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. 2. 70-80 гг. XIX в.: позитивизм эмпирио-критиков (Мах, Авенариус); Представители эмпириокритицизма предлагали создать теорию научного познания. Они пришли к выводам о невозможности объективной и абсолютной истины; все научные истины — относительны. В их работах речь идет о критике научного опыта, которая должна заключаться в очищении его от всяких произвольных допущений, метафизических гипотез. Такой необоснованной гипотезой они считали представление, что мир состоит из неделимых частиц вещества — атомов. 3. 10-30 гг. XX в.: неопозитивизм (Шлик, Карнап); Поднимается проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Представители неопозитивизма считают, что надо превратить философию в методологию науки, игнорируя классическую философскую проблематику, и изменить ее до уровня логического анализа науки. Неопозитивисты упрекают традиционную философию в неясности рассуждений. Философия должна быть переделана на основании предъявления строгих требований, которые сложились в современном естествознании и математике.
4. 50-70 гг. XX в.: постпозитивизм (Поппер) — отход от многих принципиальных положений позитивизма. Главная задача в философии — в демаркации — разграничении научного и ненаучного знания. Метод демаркации основан на принципе опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если теория не может быть опровергнута, она относится не к науке, а к религии.
32. Теория познания как философская дисциплина. Проблема познаваемости мира Теория познания (гносеология) — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем. Задачи познавательного процесса: · адекватное понимание и объяснение окружающего мира в интересах и целях человека; · раскрытие сущности предметов, понятий; · выработка отношения человека к миру и его практическому изменению. Особенности познания: · осознанное, активно-творческое отражение людьми окружающего мира и самих себя; · сложный противоречивый процесс, движение от непознанного к познанному; · многоэтапный процесс, включающий чувственное и рациональное освоение мира; · основанием, целью и средством познания выступает практика; · источник нашего знания объективен по отношению к нам, то есть находится вне нас; · познание есть процесс взаимодействия субъекта и объекта, результатом которого является новое знание. Принципы процесса познания: объективность, познаваемость, обобщение, творческая активность субъекта, восхождение от абстрактного к конкретному. Проблема познаваемости мира — это общая гносеологическая проблема формулируется в таких вопросах, как «познаваем ли мир?», а также «способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?». Агностицизм — учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, а также закономерностей природы и общества. Релятивизм — методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности наших знаний. Скептицизм — философская концепция, которая подвергает сомнению возможность познания действительности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.007 с.) |