Проблемное поле философии советского и постсоветского периодов. Сходство и различие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемное поле философии советского и постсоветского периодов. Сходство и различие



Советский период:

В советский период отечественной истории философская мысль не имела возможности самостоятельного существования и развития в формах различных типов, направлений и течений, т.к. она находилась под жестким контролем со стороны государства и правящей партии. Философия использовалась для теоретического обоснования закономерности советского строя.

В СССР единственным философским течением постепенно становился марксизм. Многообразие мнений подменялось единообразием и даже прямым администрированием. На философию была возложена задача по обоснованию практическо-политической линии партии, по методологическому и мировоззренческому руководству всеми сферами культуры, литературы и искусства, по распространению во всех слоях населения материалистических и атеистических взглядов. Философские поиски угасали, философская наука все более политизировалась. Из философских идей выводились конкретные политические рекомендации. В философии преобладал дух защиты существовавшего общественно-политического строя, процветал культ теоретиков марксизма, существовал жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и деятельности философских кадров в стране.

Постсоветский период:

Происходила переоценка ценностей, а также пересмотр и отказ от канонов "советского марксизма". Интенсивное развитие получило осмысление места и роли отечественной философии в истории мировой философии, ее влияния на развитие науки и культуры, были изданы труды многих видных философов. В постсоветский период в условиях идеологического плюрализма усилился интерес к философским проблемам политики, к социальной философии.

В философских исследованиях, равно как и в других областях культуры, шли поиски элементов нового мировоззрения, духовно-нравственного и социального смысла происходящих реформ. В философской жизни страны преобладало мнение о необходимости преодоления тотального господства.

Вкратце, постсоветский период развития философии можно охарактеризовать таким образом: поиск новых точек роста философского знания, формирование культуры научной работы в условиях свободы, отклик на новые проблемы современной культуры, освоение отечественной философской традиции, открытость новым идеям Запада и Востока.

Вывод: в СССР происходила политизация и единообразие философской мысли, она не имела права к самостоятельному существованию, т.к. присутствовал жесткий идеологический контроль. В то время как в постсоветский период существовал идеологический плюрализм, происходил поиск новых философских концепций, философское знание становилось свободным.

 

Теоретико-гносеологические основания и этапы развития позитивизма

Позитивизм — философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные эмпирические науки. Главный принцип: «Каждая наука сама себе философия». Естественные науки как позитивные, опирающи­еся на опыт, конкретные факты, обладают собственной теори­ей и больше не нуждаются в философской тео­рии и методологии.

Этапы позитивизма:

1. 30-40 гг. XIX в.: классический позитивизм (Конт);

Основная идея позитивизма состояла в том, что началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

Три стадии развития интеллекта по Конту:

· Теологическая, на которой человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил;

· Метафизическая, на которой объяснение явлений мира сводится к ссылке на различные выдуманные первичные сущности (абстрактная);

· Позитивная, когда человечество отказывается от теологических и метафизических вопросов и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

2. 70-80 гг. XIX в.: позитивизм эмпирио-критиков (Мах, Авенариус);

Представители эмпириокритицизма предлагали создать теорию научного познания. Они пришли к выводам о невозможности объективной и абсолютной истины; все научные истины — относительны.

В их работах речь идет о критике научного опыта, которая должна заключаться в очищении его от всяких произвольных допущений, метафизических гипотез. Такой необоснованной гипотезой они считали представление, что мир состоит из неделимых частиц вещества — атомов.

3. 10-30 гг. XX в.: неопозитивизм (Шлик, Карнап);

Поднимается проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Представители неопозитивизма считают, что надо превратить философию в методологию науки, игнорируя классическую философскую проблематику, и изменить ее до уровня логического анализа науки. Неопозитивисты упрекают традиционную философию в неясности рассуждений. Философия должна быть переделана на основании предъявления строгих требований, которые сложились в современном естествознании и математике.

4. 50-70 гг. XX в.: постпозитивизм (Поппер) — отход от многих принципиальных положений позитивизма.

Главная задача в философии — в демаркации — разграничении научного и ненаучного знания. Метод демаркации основан на принципе опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если теория не может быть опровергнута, она относится не к науке, а к религии.

 

 

32. Теория познания как философская дисциплина.

 Проблема познаваемости мира

Теория познания (гносеология) — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем.

Задачи познавательного процесса:

· адекватное понимание и объяснение окружающего мира в интересах и целях человека;

· раскрытие сущности предметов, понятий;

· выработка отношения человека к миру и его практическому изменению.

Особенности познания:

· осознанное, активно-творческое отражение людьми окружающего мира и самих себя;

· сложный противоречивый процесс, движение от непознанного к познанному;

· многоэтапный процесс, включающий чувственное и рациональное освоение мира;

· основанием, целью и средством познания выступает практика;

· источник нашего знания объективен по отношению к нам, то есть находится вне нас;

· познание есть процесс взаимодействия субъекта и объекта, результатом которого является новое знание.

Принципы процесса познания: объективность, познаваемость, обобщение, творческая активность субъекта, восхождение от абстрактного к конкретному.

Проблема познаваемости мира — это общая гносеологическая проблема формулируется в таких вопросах, как «познаваем ли мир?», а также «способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?».

Агностицизм — учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, а также закономерностей природы и общества.

Релятивизм — методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности наших знаний.

Скептицизм — философская концепция, которая подвергает сомнению возможность познания действительности.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.007 с.)