Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование навыков языкового анализа.
Инструкция: отвечай на мои вопросы: Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»? Какое второе слово в этом предложении? Сколько слогов в слове «рак»? Сколько слогов в слове «машина»? Какой третий слог в слове «машина»? Сколько звуков в слове «рак»? Сколько звуков в слове «шапка»? Какой первый звук в этом слове? Какой третий звук в слове «школа»? Какой звук после «ш» в слове «школа» Обследование чтения. 1. Обследование усвоения букв: - назвать указанную букву; - найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования); - назвать букву, перечеркнутую штрихами. 2. Обследование чтения слогов: - прочитать прямые слоги; обратные; слоги со стечением согласных; - прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными. 3. Обследование чтения слов: - прочитать слова различной звукослоговой структуры (рак, осы, сажа, луна, очки, отряд, снежок, ножницы, полотенце); - прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку: зуб - суп, жук - сук, папа - баба, коза - коса; - прочитать слова с пропущенными буквами (руч...а,...апочки, к...ышка). 4. Обследование чтения предложений: - прочитать предложение и выполнить соответствующее действие: «Возьми ручку»; - прочитать предложение, найти соответствующую картинку (предлагаются сюжетные картинки и карточки с предложениями). Обследование письма. 1. Письмо по слуху: - Записать буквы строчные и прописные. - Записать слоги прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных, слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог. - Диктант слов различной структуры: куст, щука, утка, природа, лыжи, шкаф, сильный, старушка, по, перепрыгнуть. - Записать предложения после однократного прослушивания: На лужайках зеленая трава. Космонавт управляет космическим кораблем. - Диктант, включающий слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам.
2. Списывание с печатного образца: - Букв. - Слогов: со, се, эс, са,, за, чу, уч, пи, ни, ки, жи, ши, щи. - Слов: бант, ус, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь. - Предложений: Вот замелькали в воздухе белые пушистые снежинки. - Текста: В Москве. Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов.
3. Самостоятельное письмо. - Написать прописные гласные буквы, строчные согласные. - Подписать предметные картинки. - Дать название сюжетным картинкам. - Составить предложения из данных слов и записать их: а) под, лежит, зайка, кустом; б) на, листья, берёзе, пожелтели.
Приложение №2 Карта диагностического обследования_________________________________
Исследование навыков языкового анализа |
|||||||||||||
Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»? | ||||||||||||||
Какое второе слово в этом предложении? | ||||||||||||||
Сколько слогов в слове «рак»? | ||||||||||||||
Сколько слогов в слове «машина»? | ||||||||||||||
Какой третий слог в слове «машина»? | ||||||||||||||
Сколько звуков в слове «рак»? | ||||||||||||||
Сколько звуков в слове «шапка»? | ||||||||||||||
Какой первый звук в этом слове? | ||||||||||||||
Какой третий звук в слове «школа»? | ||||||||||||||
Какой звук после «ш» в слове «школа»? | ||||||||||||||
2. |
Обследование чтения | |||||||||||||
Назвать указанную букву. | ||||||||||||||
Найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования). | ||||||||||||||
Назвать букву, перечеркнутую штрихами. | ||||||||||||||
Прочитать прямые слоги; обратные; слоги со стечением согласных. | ||||||||||||||
Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными. | ||||||||||||||
Прочитать слова различной звукослоговой структуры. | ||||||||||||||
Прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку. | ||||||||||||||
Прочитать слова с пропущенными буквами. | ||||||||||||||
Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие. | ||||||||||||||
Прочитать предложение, найти соответствующую картинку (предлагаются сюжетные картинки и карточки с предложениями). | ||||||||||||||
3. |
Обследование письма | |||||||||||||
Записать буквы строчные и прописные. | ||||||||||||||
Записать слоги прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных, слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог. | ||||||||||||||
Диктант слов различной структуры. | ||||||||||||||
Записать предложения после однократного прослушивания. | ||||||||||||||
Диктант, включающий слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам. | ||||||||||||||
Списывание с печатного образца букв. | ||||||||||||||
Списывание с печатного образца слогов. | ||||||||||||||
Списывание с печатного образца слов. | ||||||||||||||
Списывание с печатного образца слов предложений. | ||||||||||||||
Списывание с печатного образца текста. | ||||||||||||||
Написать прописные гласные буквы, строчные согласные. | ||||||||||||||
Подписать предметные картинки. | ||||||||||||||
Дать название сюжетным картинкам. | ||||||||||||||
Составить предложения из данных слов и записать их. |
|
Приложение №3
Индивидуальная речевая карта
1. Ф. И. ребенка: ________________________________________________________________
2. Дата рождения, школа, класс:______________________________________
3. Адрес:__________________________________________________________
4. Заключение ЦПМПК:
________________________________________________________________
5. Дата заполнения:________________________________________________
Данные о развитии:
1. Раннее физическое развитие (в пределах возрастной нормы; отставание от возрастной нормы)____________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Зрение (в пределах нормы; нарушено: дальнозоркость, близорукость, астигматизм)
_________________________________________________________________
3. Слух (в пределах нормы; снижен)__________________________________
4. Раннее речевое развитие (в пределах возрастной нормы; отставание от возрастной нормы; билингвизм)______________________________________
__________________________________________________________________
Характеристика устной речи:
1. Речевое высказывание (сформировано; не сформировано).
Смысловая содержательность (цельность, логическая последовательность, структурная связность).
Речевое высказывание | Смысловая содержательность | |
Первичная диагностика | ||
Промежуточная диагностика | ||
Итоговая диагностика |
2. Грамматическое оформление: словоизменение (управление, согласование); словообразование (существительных, глаголов, прилагательных, сложных слов); использование служебных слов; порядок слов в предложении (полнота, последовательность), интонация.
| Грамматическое оформление | ||||
словоизменение | словообразование | служебные слова | порядок слов | интонация | |
Первичная диагностика | |||||
Промежуточная диагностика | |||||
Итоговая диагностика |
3.Словарный запас (в пределах возрастной нормы; ограничен; беден; неточен (в номинативной, предикативной, адъективной лексике).
Словарный запас | |
Первичная диагностика | |
Промежуточная диагностика | |
Итоговая диагностика |
4. Звуковое оформление:
- звукопроизношение (не нарушено; нарушено: пропуск, искажение, замена);
- фонематическое восприятие (не нарушено; нарушено: замена твердость-мягкость, звонкость-глухость);
|
- фонетический синтез, анализ (не нарушено; нарушено: пропуск, вставка, повтор, перестановка).
Звукопроизношение | Фонематическое восприятие | Фонематический синтез и анализ | |
Первичная диагностика | |||
Промежуточная диагностика | |||
Итоговая диагностика |
5.Интонационно-мелодическая сторона речи (не нарушена; нарушена): темп (замедленный, быстрый); ритм (аритмия); голос (сила: громкий, тихий, затухающий; высота: высокий, низкий; тембр: сиплый, хриплый, назализованный).
Темп | Ритм | Сила голоса | Тембр голоса | |
Первичная диагностика | ||||
Промежуточная диагностика | ||||
Итоговая диагностика |
Характеристика письменной речи:
1. Письмо (не нарушено; нарушено): ошибки звукослогового анализа; фонематического восприятия, лексические, грамматического оформления, оптические, орфографические.
Первичная диагностика | |
Промежуточная диагностика | |
Итоговая диагностика |
2. Чтение (не нарушено; нарушено): ошибки языкового анализа (на уровне предложения, слова), фонематические, семантические, грамматические, оптические).
Первичная диагностика | |
Промежуточная диагностика | |
Итоговая диагностика |
Заключение:
Первичное:
Промежуточное:
Итоговое:
Учитель-логопед:
Список литературы:
1. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: исправления нарушений письменной речи: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008.
2. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1 – 4 класс): Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2007.
3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М.: Книголюб, 2008
6. Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов. – СП-б: КАРО, 2004.
7. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). – СП-б.: КАРО, 2006.
|
8. Мельникова И.И. Развитие речи детей 7 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002.
9. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»: Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000г. №2.
10. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СП-б: КАРО, 2005.
11. Программы для общеобразовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы/ Сост. Л.А. Вохмянина. – М.: Дрофа, 2001.
12. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов/ Т.А. Фотекова, Т.В.Ахутина. – М.: Айрис-пресс, 2007.
13. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2006.
14. Юрова Е.В. Коррекция письменной речи: Пособие по логопедии. – М.: «Аквариум», 1998.
15. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.
Модуль
социально-педагогического сопровождения родителей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения
Содержание
1. Пояснительная записка______________________________________ 123
2. Тематическое планирование__________________________________125
3. Диагностический инструментарий____________________________ 126
3.1. Примерные конспекты к тематике встреч с родителями
(приложение №1)_____________________________________________127
3.2. Карта первичного приема родителя интегрируемого ребенка (приложение №2)_____________________________________________133
3.3. Опросник родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (приложение №3)_______________________134
4. Список литературы _________________________________________139
Пояснительная записка
Основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья. Успешность развития личности ребенка зависит от правильного родительского поведения, особенно в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители такого ребенка должны как можно раньше обращаться к специалистам для адекватной оценки его способностей и возможностей. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребёнка, либо неприятие первичной оценки состояния ребенка нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что вызывает необходимость целенаправленной всесторонней помощи с целью получения объективной анализа как возможностей ребёнка, так и собственных воспитательных позиций.
Актуальность работы социального педагога с родителями интегрированных детей заключается в том, что именно семья является первым социальным институтом, в котором ребенок вступает в первый контакт и приобретает навыки общения. Родители обладают значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь ребенку с особыми образовательными потребностями. Однако его использование возможно лишь при адекватном восприятии проблем ребенка его родителями и сформированностью в сознании понимания их роли в развитии ребенка.
|
Исходя из всего вышесказанного, основная задача социального педагога в рамках программы для детей младшего школьного возраста с ЗПР, интегрированных в общеобразовательный класс – социально-педагогическое сопровождение родителей этих детей,
Деятельность социального педагога носит просветительский характер и включает в себя 2 блока:
1. Информационный блок.
Задача: дать родителям ответ на вопрос «что такое интегрированное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, преимущества интеграции, возможные трудности и проблемы.
2. Законодательный блок.
Задача: информировать родителей о правах детей вообще и правах детей с ОВЗ в частности; о российском законодательстве, обеспечивающем право на равный доступ детей к образованию; какую законодательную базу нужно иметь, чтобы выстроить систему интегрированного образования, какая роль отводиться родителям, а какая – самим детям.
Формы работы:
1. Индивидуальные консультации.
2. Групповые (тематические встречи, в том числе по запросу родителей).
Тематическое планирование встреч с родителями
№п/п | Тематика | Срок проведения |
1. | 1.1 «Трудности социальной адаптации семьи при переходе к интегрированному обучению». 1.2. Комментарии к письму министерства образования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)». | Ноябрь |
2. | 2.1. «Практические рекомендации по созданию условий для гармоничного развития личности ребенка с ОВЗ в семье». 2.2 Комментарии к закону РФ «Об образовании», глава 5 «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование». | Февраль |
3. | 3.1. «Качественные показатели успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ в интегрированной образовательной среде». 3.2. Распространение диска с основными законодательными актами, регламентирующих интегрированное обучение детей с ОВЗ. | Апрель |
Срок социально-педагогического сопровождения – до 1 года
ПРИЛОЖЕНИЕ
К МОДУЛЮ
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.074 с.)