Исследование навыков языкового анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование навыков языкового анализа.



Инструкция: отвечай на мои вопросы:

Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»?

Какое второе слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове «рак»?

Сколько слогов в слове «машина»? Какой третий слог в слове «машина»? Сколько звуков в слове «рак»?

Сколько звуков в слове «шапка»? Какой первый звук в этом слове?

Какой третий звук в слове «школа»?

Какой звук после «ш» в слове «школа»

Обследование чтения.

1. Обследование усвоения букв:

- назвать указанную букву;

- найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования);

- назвать букву, перечеркнутую штрихами.

2. Обследование чтения слогов:

- прочитать прямые слоги; обратные; слоги со стечением согласных;

- прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными.

3. Обследование чтения слов:

- прочитать слова различной звукослоговой структуры (рак, осы, сажа, луна, очки, отряд, снежок, ножницы, полотенце);   

- прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку: зуб - суп, жук - сук, папа - баба, коза - коса;

- прочитать слова с пропущенными буквами (руч...а,...апочки, к...ышка).

4. Обследование чтения предложений:

- прочитать предложение и выполнить соответствующее действие: «Возьми ручку»;

 - прочитать предложение, найти соответствующую картинку (предлагаются сюжетные картинки и карточки с предложениями).

Обследование письма.

1. Письмо по слуху:

- Записать буквы строчные и прописные.

- Записать  слоги прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных, слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог.

- Диктант слов различной структуры: куст, щука, утка, природа, лыжи, шкаф, сильный, старушка, по, перепрыгнуть.

- Записать предложения после однократного прослушивания:

 На лужайках зеленая трава.

Космонавт управляет космическим кораблем.

- Диктант, включающий слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам.

 

2. Списывание с печатного образца:

- Букв.

- Слогов: со, се, эс, са,, за, чу, уч, пи, ни, ки, жи, ши, щи.

- Слов: бант, ус, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь.

- Предложений:

 Вот замелькали в воздухе белые пушистые снежинки.

- Текста:

 В Москве.

Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов.

3. Самостоятельное письмо.

- Написать прописные гласные буквы, строчные согласные.

- Подписать предметные картинки.

- Дать название сюжетным картинкам.

- Составить предложения из данных слов и записать их:

а) под, лежит, зайка, кустом;

б) на, листья, берёзе, пожелтели.

 

Приложение №2

Карта диагностического обследования_________________________________

 

Задания для диагностики Первичная Промежуточная Итоговая

1.

Исследование навыков языкового анализа

Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»?      
Какое второе слово в этом предложении?      
Сколько слогов в слове «рак»?      
Сколько слогов в слове «машина»?      
Какой третий слог в слове «машина»?      
Сколько звуков в слове «рак»?      
Сколько звуков в слове «шапка»?      
Какой первый звук в этом слове?      
Какой третий звук в слове «школа»?      
Какой звук после «ш» в слове «школа»?        

2.

Обследование чтения

Назвать указанную букву.      
Найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования).      
Назвать букву, перечеркнутую штрихами.      
Прочитать прямые слоги; обратные; слоги со стечением согласных.      
Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными.      
Прочитать слова различной звукослоговой структуры.      
Прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку.      
Прочитать слова с пропущенными буквами.      
Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие.      
Прочитать предложение, найти соответствующую картинку (предлагаются сюжетные картинки и карточки с предложениями).        

3.

Обследование письма

Записать буквы строчные и прописные.      
Записать слоги прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных, слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог.      
Диктант слов различной структуры.      
Записать предложения после однократного прослушивания.      
Диктант, включающий слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам.      
Списывание с печатного образца букв.      
Списывание с печатного образца слогов.      
Списывание с печатного образца слов.      
Списывание с печатного образца слов предложений.      
Списывание с печатного образца текста.      
Написать прописные гласные буквы, строчные согласные.      
Подписать предметные картинки.      
Дать название сюжетным картинкам.      
Составить предложения из данных слов и записать их.      

 

Приложение №3

 

Индивидуальная речевая карта

 

 

1. Ф. И. ребенка: ________________________________________________________________

2. Дата рождения, школа, класс:______________________________________

3. Адрес:__________________________________________________________

4. Заключение ЦПМПК:                                                                                                                                                                                             

________________________________________________________________

5. Дата заполнения:________________________________________________

Данные о развитии:

1. Раннее физическое развитие (в пределах возрастной нормы; отставание от возрастной нормы)____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Зрение (в пределах нормы; нарушено: дальнозоркость, близорукость, астигма­тизм)

_________________________________________________________________

3. Слух (в пределах нормы; снижен)__________________________________

4. Раннее речевое развитие (в пределах возрастной нормы; отставание от возрастной нормы; билингвизм)______________________________________

__________________________________________________________________

 

Характеристика устной речи:

1.  Речевое высказывание (сформировано; не сформировано).

Смысловая содер­жательность (цельность, логическая последовательность, структурная связность).

 

  Речевое высказывание Смысловая содержательность
Первичная диагностика      
Промежуточная диагностика      
Итоговая диагностика      

 

2. Грамматическое оформление: словоизменение (управ­ление, согласование); словообразование (существительных, глаголов, прилагательных, сложных слов); использова­ние служебных слов; порядок слов в предложении (полнота, последовательность), интонация.

 

 

 

Грамматическое оформление

словоизменение словообразование служебные слова порядок слов интонация
Первичная диагностика            
Промежуточная диагностика            
Итоговая диагностика            

 

 

3.Словарный запас (в пределах возрастной нормы; ограничен; беден; неточен (в номинативной, предикативной, адъективной лексике).

 

 

  Словарный запас
Первичная диагностика    
Промежуточная диагностика    
Итоговая диагностика    

 

4. Звуковое оформление:

- звукопроизношение (не нарушено; нарушено: пропуск, искажение, замена);

- фонематическое восприятие (не нарушено; нарушено: замена твердость-мяг­кость, звонкость-глухость);

- фонетический синтез, анализ (не нарушено; нарушено: пропуск, вставка, по­втор, перестановка).

 

  Звукопроизношение Фонематическое восприятие Фонематический синтез и анализ
Первичная диагностика        
Промежуточная диагностика        
Итоговая диагностика        

 

5.Интонационно-мелодическая сторона речи (не нарушена; нарушена): темп (за­медленный, быстрый); ритм (аритмия); голос (сила: громкий, тихий, затухающий; высота: высокий, низкий; тембр: сиплый, хриплый, назализованный).

 

 

  Темп Ритм Сила голоса Тембр голоса
Первичная диагностика          
Промежуточная диагностика          
Итоговая диагностика          

 

 

Характеристика письменной речи:

1. Письмо (не нарушено; нарушено): ошибки звукослогового анализа; фонемати­ческого восприятия, лексические, грамматического оформления, оптические, ор­фографические.

 

Первичная диагностика    
Промежуточная диагностика    
Итоговая диагностика    

 

2. Чтение (не нарушено; нарушено): ошибки языкового анализа (на уровне пред­ложения, слова), фонематические, семантические, грамматические, оптические).

 

 

Первичная диагностика    
Промежуточная диагностика    
Итоговая диагностика    

 

 

Заключение:

Первичное:

Промежуточное:

Итоговое:

 

Учитель-логопед:

 

 

Список литературы:

1. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: исправления нарушений письменной речи: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008.

2.  Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1 – 4 класс): Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2007.

3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М.: Книголюб, 2008

6. Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов. – СП-б: КАРО, 2004.

7. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). – СП-б.: КАРО, 2006.

8. Мельникова И.И. Развитие речи детей 7 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002.

9.  «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»: Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000г. №2.

10. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СП-б: КАРО, 2005.

11.  Программы для общеобразовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы/ Сост. Л.А. Вохмянина. – М.: Дрофа, 2001.

12.  Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов/ Т.А. Фотекова, Т.В.Ахутина. – М.: Айрис-пресс, 2007.

13.  Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2006.

14.  Юрова Е.В. Коррекция письменной речи: Пособие по логопедии. – М.: «Аквариум», 1998.

15.  Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.

 

Модуль

социально-педагогического сопровождения родителей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения

 

Содержание

1. Пояснительная записка______________________________________ 123

2. Тематическое планирование__________________________________125

3. Диагностический инструментарий____________________________ 126

3.1. Примерные конспекты к тематике встреч с родителями

(приложение №1)_____________________________________________127

3.2. Карта первичного приема родителя интегрируемого ребенка    (приложение №2)_____________________________________________133

3.3. Опросник родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (приложение №3)_______________________134

4. Список литературы _________________________________________139

 

Пояснительная записка

Основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья. Успешность развития личности ребенка зависит от правильного родительского поведения, особенно в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители такого ребенка должны как можно раньше обращаться к специалистам для адекватной оценки его способностей и возможностей. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребёнка, либо неприятие первичной оценки состояния ребенка нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что вызывает необходимость целенаправленной всесторонней помощи с целью получения объективной анализа как возможностей ребёнка, так и собственных воспитательных позиций.

Актуальность работы социального педагога с родителями интегрированных детей заключается в том, что именно семья является первым социальным институтом, в котором ребенок вступает в первый контакт и приобретает навыки общения. Родители обладают значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь ребенку с особыми образовательными потребностями. Однако его использование возможно лишь при адекватном восприятии проблем ребенка его родителями и сформированностью в сознании понимания их роли в развитии ребенка.

Исходя из всего вышесказанного, основная задача социального педагога в рамках программы для детей младшего школьного возраста с ЗПР, интегрированных в общеобразовательный класс – социально-педагогическое сопровождение родителей этих детей,

  Деятельность социального педагога носит просветительский характер и включает в себя 2 блока:

1. Информационный блок.

Задача: дать родителям ответ на вопрос «что такое интегрированное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, преимущества интеграции, возможные трудности и проблемы.

2. Законодательный блок.

Задача: информировать родителей о правах детей вообще и правах детей с ОВЗ в частности; о российском законодательстве, обеспечивающем право на равный доступ детей к образованию; какую законодательную базу нужно иметь, чтобы выстроить систему интегрированного образования, какая роль отводиться родителям, а какая – самим детям.

Формы работы:

1. Индивидуальные консультации.

2. Групповые (тематические встречи, в том числе по запросу родителей).

 

 

Тематическое планирование встреч с родителями

№п/п Тематика Срок проведения
1. 1.1 «Трудности социальной адаптации семьи при переходе к интегрированному обучению». 1.2. Комментарии к письму министерства образования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)». Ноябрь  
2. 2.1. «Практические рекомендации по созданию условий для гармоничного развития личности ребенка с ОВЗ в семье». 2.2 Комментарии к закону РФ «Об образовании», глава 5 «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование». Февраль
3. 3.1. «Качественные показатели успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ в интегрированной образовательной среде». 3.2. Распространение диска с основными законодательными актами, регламентирующих интегрированное обучение детей с ОВЗ. Апрель  

 

Срок социально-педагогического сопровождения – до 1 года

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

К МОДУЛЮ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.074 с.)