Развитие представлений об окружающем мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие представлений об окружающем мире



Пояснительная записка

Программа учебного курса «Развитие представлений об окружающем мире» разработана для детей с особыми образовательными потребностями, интегрируемыми во 2 класс общеобразовательной школы. Занятия учебного курса проводятся 1 раз в неделю, на протяжении учебного года. Данный курс обеспечивает формирование у учащихся целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в ней, воспитание правильного отношения к среде обитания и правила поведения в обществе и природе.

При изучении курса решаются следующие основные задачи:

· закрепление знаний и представлений школьников о социальном и природном окружении;

· повышение адаптивных возможностей детей путем улучшения социальной ориентировки;

· обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;

· систематизация знаний и представлений об окружающем мире, которая способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

· уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной и монологической речи;

· активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения учащегося).

Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом школьной программы ребенка с целью восполнения пробелов его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и понимания учащимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать увиденное.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром должны закрепить у детей умения:

· вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;

· задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;

· проводить сравнение двух и более предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;

· обсуждать, выделять существенные признаки (под руководством взрослого) наблюдаемых событий, явлений, предметов;

· правильно общаться и вести себя со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.

Программа занятий «Развитие представлений об окружающем мире» включает в себя диагностику уровня сформированности представлений об окружающем мире и два раздела:

1. Ближайшее окружение человека (темы: «Предметы вокруг нас», «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город»);

2. Природа вокруг нас (темы: «Сезонные изменения в природе», «Растения», «Животные»).

Каждая из представленных тем является самостоятельной, но все вместе они формируют систему знаний и представлений о природе, обществе, человеке, о материальной культуре и нравственных эталонах.

При прохождении темы «Предметы вокруг нас» учащиеся закрепляют знания о свойствах предметов, у них развиваются про­странственные представления.

На основе многократных действий с предметами учащиеся ов­ладевают приемами сопоставления объектов, такими, как накла­дывание предметов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Кроме действий с предметами и их изо­бражениями, на занятиях используются разнообразные виды про­дуктивной деятельности — аппликация, конструирование, работа с природным материалом, рисование, лепка.

Темы «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город» направлены на уточнение и рас­ширение конкретных представлений и знаний учащихся о предме­тах быта и труда, наиболее распространенных общественных уч­реждениях и городском транспорте. Дети закрепляют знания об общественной жизни, труде людей, о распространенных профессиях, учатся рассказывать о членах своей семьи, об их труде. В ходе об­суждения этих тем они закрепляют умения понимать поведение разных людей в сходных ситуациях, оценивать свое поведение и поведение окру­жающих как «правильное — неправильное», «хорошее — плохое», устанавливать связь между формой поведения человека и ответной реакцией окружающих людей, понимать причины негативных ре­акций у окружающих.

Изучение данного раздела должно предусматривать анализ ситуаций, включающих те или иные проблемы, подведение учащихся к соответствующему выво­ду, организацию ролевого тренинга в классе (разговор по телефону, вызов «скорой помощи», обращение с просьбой к незнакомому лицу в транспорте, в других общественных местах), разбор приме­ров из художественной литературы с целью формирования нрав­ственных представлений.

Активизации познавательной деятельности детей, развитию их творческого воображения способствует игра. Наряду с дидактиче­скими играми в данный раздел включены сюжетно-ролевые игры. Игра способствует накоплению необходимого сенсорного опыта, запаса разнообразных ярких отчетливых представлений, однако это первоначальный этап ознакомления учащихся с окружающей действительностью. Обязательной структурной единицей занятия являются также предметно-практи­ческая и любые виды продуктивной деятельности, позволяющие «оживить», закрепить, уточнить представления интегрируемых детей об отдель­ных объектах и явлениях окружающего мира. Чередование раз­личных видов деятельности способствует нормализации внима­ния учащихся и согласуется со структурой комбинированного занятия. Обязательным этапом работы является систематизация из­учаемого материала. Школьники усваивают обобщающие поня­тия, осваивая приемы практической группировки и словесной классификации.

Изучение раздела «Природа вокруг нас» предусматривает ознакомле­ние детей с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными объектами и явлениями, а также при организации практических ра­бот учащихся.

При описании сезонных изменений в природе употребляются сложноподчиненные предложения. Важно по­буждать учащихся осуществлять самостоятельные обобщения, оформляя их в виде связного рассказа по данному плану или по опорным словам.

В процессе наблюдений в природе школьники закрепляют знания, полученные в школе, о растительном и животном мире. Более глубокое изучение не­которых видов растений и животных, сравнение конкретных пред­метов с целью выделения их опознавательных признаков пред­усматриваются темами «Разнообразие растений», «Занимательное путешествие к орнитологу», «Домашние и дикие животные». Для закрепления знаний по данным темам ис­пользуются работы учащихся с природным материалом. При этом у школьников формируется умение целенаправленно, последова­тельно и планомерно рассматривать изучаемые объекты, выделять их общие и отличительные признаки, существенные для отнесе­ния данных предметов к определенным группам или категориям.

В процессе коррекционно-развивающей работы школьники знакомятся не только с при­знаками отдельных конкретных объектов, но и усваивают обобщающие слова (родовые понятия). Для этого также организуется практическая деятельность учащихся по группировке и классифи­кации реальных предметов и их изображений.

На каждом занятии решаются определенные воспитательные за­дачи: умение заботиться о растениях и животных, нетерпимость к порче растений и уничтожению животных, способность воспри­нимать красивое в природе, обсуждение законов об охране природы.

К концу учебного года учащиеся должны знать:

· о природе: неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе;

· основные сведения о своём городе, домашний адрес, виды транспорта, профессии;

· правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасности поведения на улице, в быту;

· имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

· различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; выполнять правила поведения в природе;

· различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством взрослых;

· выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

· использовать основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; выполнять правила поведения в общественных местах;

· определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.007 с.)