Развитие математических навыков и умений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие математических навыков и умений



Пояснительная записка

Учебный курс «Развитие математических навыков и умений» разработан для детей с особыми образовательными потребностями, интегрируемыми во 2 класс общеобразовательной школы. Занятия учебного курса проводятся 1 раз в неделю, на протяжении учебного года. В основу курса положено содержание программы общеобразовательной школы:

· изучение натуральных чисел, арифметических действий, при­емов вычислений;

· ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами;

· формирование практических умений — измерительных, гра­фических;

· формирование умений решать простые и составные арифме­тические задачи.

Освоение программного материала должно обеспечить не толь­ко усвоение определенных математических знаний, умений и на­выков, но и формирование у учащихся приемов умственной дея­тельности, необходимых для коррекции недостатков развития де­тей, испытывающих трудности в процессе обучения.

Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса включены само­стоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся, геометрический материал, а также разнообразные зада­ния графического характера — для коррекции мелкой моторики пальцев рук и развития графомоторных навыков.

Своеобразие закрепления математических навыков у детей с ЗПР особенно от­четливо проявляется на первоначальном этапе. Наряду с общеоб­разовательными ставятся следующие основные задачи:

· восполнение пробелов дошкольного математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организа­ции предметно-практической деятельности;

· специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;

· обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);

· формирование операции обратимости и связанной с ней гиб­кости мышления;

· развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;

· активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;

· активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;

· воспитание положительной учебной мотивации, формирова­ние интереса к математике;

· развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Нумерация чисел в пределах 20 (3 ч). Десяток как счетная единица. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Случаи сложения и вычитания вида: 7 + 10, 10 + 7, 17 – 10, 17 – 7, 17 + 1, 17 – 1.

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

 Черчение и измерение отрезков с точностью до 1 см. Нахождение суммы длин двух отрезков. Нахождение длины ломаной (из двух-трех отрезков).

 Измерение длины и ширины прямоугольника.

 Знакомство с прямым углом. Получение прямого угла перегибанием листа бумаги. Изображение прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Разметка и вырезание прямоугольника заданных размеров по краю бумаги прямоугольной формы. Изготовление аппликаций из бумаги с использованием геометрических фигур.

  Нумерация чисел до 100 (2 ч). Запись чисел, сравнение. Счет по одному и группами. Десятичный состав чисел. Практические упражнения, иллюстрирующие образование чисел из десятков и единиц. Числа однозначные и двузначные.

  Сложение и вычитание в пределах 100 (19 ч). Устные приемы сложения и вычитания. Свойства сложения и вычитания. Проверка сложения и вычитания.

 Знакомство с письменным сложением и вычитанием чисел. Числовое выражение и его значение. Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

 Решение задач изученных видов: на нахождение суммы, остатка, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Конструирование фигур и объектов из отрезков разной длины и геометрических фигур. Построение и рисование бордюров из геометрических фигур и отрезков.

 

Тематическое планирование по «Развитию математических навыков и умений» для группы детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, интегрируемыми в общеобразовательный класс.

№ п/п Дата Тема Задачи Материал Примечание
1   Диагностика уровня сформированности математических навыков и умений. 1. Выявить уровень сформированности математических навыков и умений. Д. Б. Эльконин «Графический диктант»;  С. Д. Забрамная «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».  
2   Упражнение в сравнении чисел. Практические занятия в получении моделей фигур путем перегибания листа бумаги. 1. Закрепить навыки сравнения чисел. 2. Развивать наглядно-образное мышление, устойчивость и произвольность деятельности; развивать способность анализировать расположение фигур, сопоставлять фигуры-силуэты, ориентируясь на силуэт. «Найди геометрическую фигуру», «Продолжи ряд», «Найди число», игра «Число-цифра».  
3   Нумерация чисел в пределах 20, десяток. Практические упражнения, иллюстрирующие образование чисел из десятков и единиц. 1 сот. = 10 дес. = 100 ед. 1. Закрепить счет в пределах 20. 2. Закрепить образование чисел из десятков и единиц. Числовая лента, счётные палочки, таблица сложения и вычитания.  
4   Упражнения в сложении и вычитании однозначных чисел. 1. Закрепить сложение и вычитание однозначных чисел. Таблица сложения. Числовая лента, счётные палочки.  
5   Упражнение в сравнении чисел, практические задания на сложение и вычитание вида: 7 + 10, 10 + 7, 17 – 10, 17 – 7, 17 + 1, 17 – 1. 1. Закрепить навык сравнения чисел, навык решения примеров на сложение и вычитание вида: 7 + 10, 10 + 7, 17 – 10, 17 – 7, 17 + 1, 17 – 1.  Числовая лента, счётные палочки, таблица сложения и вычитания.  
6   Нумерация чисел до 100. Практические упражнения в образовании и записи чисел из десятков и единиц. 1. Закрепить навык образования чисел из десятков и единиц. Числовая лента, счётные палочки.  
7   Практические упражнения в черчении и измерении отрезков с точностью до 1 см (мм, м). Практические упражнения в измерении длины мм, м. Практические упражнения на выявление соотношения между единицами длины (см, дм, м). 1. Закрепить умение чертить и измерять отрезки с точностью до 1 см. Линейка. 1 метр, образцы для замера, таблица мер длины. Набор полосок разной длины, линейка, числовая лента, счётные палочки.  
8   Решение примеров вида: 35+5, 35-30, 35-5. Практические упражнения в замене двузначного числа суммой разрядных слагаемых (32 = 30+2) 1. Закрепить навык решения примеров вида: 35+5, 35-30, 35-5. 2. Упражняться в замене двузначного числа суммой разрядных слагаемых (32 = 30+2). Счётные палочки.  
9   Дидактическая игра «Магазин» (упражнения в измерении стоимости: рубль, копейка) 1. Закрепить знания о мерах измерения стоимости: рубль, копейка. Дидактическая игра «Магазин», наглядный материал. Счетный материал.  
10   Практические упражнения в составлении краткой записи задач, решении обратных задач.   Раздаточочный материал.      
11   Диагностика уровня сформированности математических навыков и умений. 1. Выявить уровень сформированности математических навыков и умений. Д. Б. Эльконин «Графический диктант»;  С. Д. Забрамная «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».  
12   Практические упражнения в составлении краткой записи задач, решении задач на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. 1. Закрепить навык составления краткой записи задач, решения задач на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. Памятка «компоненты разности»  
13   Упражнение в умении находить длину ломаной, построении и рисовании бордюров из геометрических фигур и отрезков, конструировании фигур и объектов из отрезков разной длины и геометрических фигур. 1. Закрепить умение находить длину ломаной, построения и рисования бордюров из геометрических фигур и отрезков, конструирования фигур и объектов из отрезков разной длины и геометрических фигур. 2.Развивать наглядно-образное мышление, устойчивость и произвольность деятельности; развивать способность анализировать расположение фигур, сопоставлять фигуры-силуэты. Линейка. Схемы. Танграм.  
14   Практические упражнения в решении примеров со скобками. 1. Закрепить умение решать выражения со скобками. Таблица «Математические символы».  
15   Практические упражнения в записи и сравнении числовых выражений.   1. Закрепить понятия «выражение», «значение выражения». 2. Упражняться в сравнении числовых выражений. Наглядность «Занимательные рамки». Таблица «Знаки и смысл сравнения».  
16   Практические упражнения в нахождении периметра многоугольника. 1. Закрепить понятие «Периметр многоугольника». 2. Упражняться в нахождении периметра многоугольника. Таблица «Нахождение периметра».  
17   Практические упражнения в решении примеров на сложение с использованием переместительного свойства. 1. Упражняться в решении примеров на сложение с использованием переместительного свойства. Счётный материал  
18   Упражнения в решении примеров с записью «в столбик» 1. Закрепить умение решать примеры «в столбик».    
19    Упражнения в записи и сравнении буквенных выражений (а+5 < а+6). Упражнения в решении уравнений методом подбора. 1. Упражняться в записи и сравнении буквенных выражений (а+5 < а+6), в решении уравнений методом подбора. Математический набор знаков  
20   Практические упражнения в проверке сложения и вычитания. 1. Совершенствовать вычислительные навыки, умение проверять сложение и вычитание.    
21   Упражнения в сложении и вычитании чисел вида: 45+23, 57-26, 37+48, 37+53. 1. Упражняться в сложении и вычитании чисел вида: 45+23, 57-26, 37+48, 37+53.    
22   Упражнения в нахождении среди геометрических фигур прямоугольника, в нахождении периметра прямоугольника. 1. Совершенствовать навыки нахождения среди геометрических фигур прямоугольника, нахождения периметра прямоугольника. Линейка – треугольник, таблица «Углы». Геометрический материал.  
23   Упражнения в сложении и вычитании чисел вида: 87+13, 50-24, 52-24. 1. Упражняться в сложении и вычитании чисел вида: 87+13, 50-24, 52-24.    
24   Упражнения в составлении краткой записи задач, в умении решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого, уменьшаемого, слагаемого. 1. Совершенствовать навыки составления краткой записи задач, и умения решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого, уменьшаемого, слагаемого.    
25   Практические упражнения в решении простых и составных задач. 1. Совершенствовать навыки решения простых и составных задач.    
26   Практические упражнения в решении задач на умножения с помощью сложения (5+5+5=5*3) 1. Упражняться в решении задач на умножения с помощью сложения (5+5+5=5*3) Таблица «Компоненты умножения».  
27   Диагностика уровня сформированности математических навыков и умений. 1. Выявить уровень сформированности математических навыков и умений. Д. Б. Эльконин «Графический диктант»;  С. Д. Забрамная «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».  

Всего: 27 занятий.

 

 

Список литературы

1. О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития.   / Письмо Министерства образования Российской Федерации от 30.05.2003 № 27 / 2887 – 6 /.

2. О направлении Рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития. / Инструктивное письмо Министерства народного образования РФСР от 30.06.89 г. № 17 – 154 – 6 /

3. Коррекционно – развивающее обучение (методическое пособие для учителей). С.Г. Шевченко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

4. Основы коррекционной педагогики (учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений). А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

5. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Под ред. Г.Ф.Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Л.Н. Блинова. – М.: Изд –во НЦ ЭНАС, 2001.

7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001.

8. Индивидуальная оценочная деятельность педагога в системе коррекционного обучения (методическое пособие для учителей коррекционных классов). АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1989.

9. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Луговского, Н.А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.   

10. Учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешаков

11. Забрамная С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика).

12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида «Начальные классы» (авторы Р. Д.Тригер, Н. А.Цыпина, С. Г.Шевченко, Г. М.Капустина и др.) изданы в 1996 году издательством «Просвещение» или традиционные, но адаптированные.

13. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко. – М.:Дрофа, 1998.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

К ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОМУ МОДУЛЮ

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.015 с.)