Диагностический инструментарий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностический инструментарий



 

Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (Часть I) – СПб: ИМАТОН, 2007

Методика включает следующие тестовые задания:

· Кратковременная речевая память

· Кратковременная зрительная память

· Интуитивный речевой анализ-синтез

· Речевые аналогии

· Произвольное владение речью

· Интуитивный визуальный анализ-синтез

· Визуальные аналогии

· Абстрактное мышление

· Тест Тэммл-Дорки-Амен

· Тест Тулуз-Пьерона

· Тест Равена

· Гештальт-тест Бендер

 

Список литературы.

1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник: Программа формирования индивидуальной познавательной деятельности у младших школьников. – М.: Генезис, 2000.

2. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: АРКТИ, 2004.

3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – Спб.: Речь, 2004. -352с.

4. Психология. Занятия с детьми 1-2 классов/ Сост. Р.М Мухаметова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 112с.

5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.

6. Черемошкина Л.В. Память. Дети 7-10 лет. Учебно-методическое издание – Ярославль: Академия развития, 2007. -144с.

 

 

Дефектологический  модуль

к комплексной программе

психолого - педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста

 с задержкой психического развития, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения

 

 

Содержание

1. Введение______________________________________________33

2. Раздел «Развитие представлений об окружающем мире»______38

2.1. Пояснительная записка____________________________________38

2.2. Тематическое  планирование_______________________________43

3. Раздел «Развитие математических навыков и умений»________57

3.1. Пояснительная записка____________________________________57

3.2. Тематическое планирование _______________________________59

4. Список литературы _____________________________________67

5. Диагностический инструментарий_________________________69

5.1. Диагностика уровня сформированности представлений об окружающем мире (приложение №1) ________________________________70

5.2. Диагностика уровня сформированности математических навыков и умений (приложение №2) __________________________________________84

 

Введение

Учебные курсы «Развитие представлений об окружающем мире» и «Развитие математических навыков и умений» способствуют эффективному усвоению содержания начальной ступени обучения и реализацию стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся. Занятия построены с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.

Представленные направления работы, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличаются тем, что предусматривают коррекционную направленность. При работе с детьми, интегрированными в общеобразовательный класс, используются разнообразные практические упражнения, которые способствуют накоплению у обучающихся непосредственных наблюдений.

На занятиях по развитию представлений об окружающем мире решаются задачи восполнения пробелов в развитии детей, расширения их кругозора, обогащения чувственного опыта, развитие общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале. При изучении курса решаются следующие основные задачи:

· закрепление знаний и представлений школьников о социальном и природном окружении;

· повышение адаптивных возможностей детей путем улучшения социальной ориентировки;

· обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;

· систематизация знаний и представлений об окружающем мире, которая способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

· уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной и монологической речи;

· активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения учащегося).

Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом школьной программы ребенка с целью восполнения пробелов его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и понимания учащимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать увиденное.

В основу занятий по развитию математических навыков и умений положено содержание программы начальной общеобразовательной школы: 

· изучение натуральных чисел, арифметических действий, при­емов вычислений;

· ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами;

· формирование практических умений — измерительных, гра­фических;

· формирование умений решать простые и составные арифме­тические задачи.

Актуальность программы. Дети с задержкой психического развития пришедшие в школу начинают испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т.к. им не хватает знаний для усвоения даваемого в общеобразовательной школе материала. Такие дети без специальной помощи не смогут овладеть общешкольным материалом.

Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосфер класса школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя игры со строгими правилами детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации целенаправленной деятельности.

Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

Цели коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа на групповых занятиях должна быть направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере их изучения материала и выявления индивидуальных пробелов в развитии, отставания в обучении. При изучении школьников обращается внимание на состояние различных сторон их психической деятельности – памяти, внимания, мышления, речи; отмечается интерес ребенка к учению, другим видам деятельности, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно – практических действий для выполнения заданий. Отмечаются учащиеся, для которых характерны состояния чрезмерной возбужденности или, наоборот, пассивности, заторможенности.

В процессе обучения учащихся выявляется запас их знаний и представлений, умений и навыков, пробелы в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам.

Длительность программы: до 1 года.

Программа реализуется на основе диагностики, которая проводится 3 раза в год.

Программу реализует учитель-дефектолог.

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.

Общие принципы и правила учебно – коррекционной работы с детьми, имеющих ЗПР:

- необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку на занятиях;

- необходимо предотвращать наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.);

- в процессе обучения необходимо использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;

- на занятиях необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;

- во время работы с детьми необходимо проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.009 с.)